Мастер-класс для педагогов Тема: «Психолого-педагогическая гостиная как способ эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»
методическая разработка
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_v_zhurnal.docx | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
Подготовила: педагог-психолог
МДОБУ детский сад №1 р.п. Чунский
Зиганшина Дарья Минигалиевна
Тема: «Психолого-педагогическая гостиная как способ эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»
Цель мастер- класса – обеспечить для педагогов дошкольного образования осознанность, целесообразность и эффективность нестандартного проведения встреч с родителями либо работы среди педагогов.
Задачи:
- Повышение педагогической и коммуникативной компетенции.
- Развитие инновационных потенциалов.
- Содействие повышению профессионального мастерства педагогов.
- Оказание поддержки творчески работающим педагогам.
Мастер-класс состоит из одной встречи. Рекомендуемое время встречи – 20 минут.
Материальное обеспечение: мультимедиа-проектор, ноутбук, экран, раздаточный материал в виде карточек, бумага, ручки, памятки, материал для творчества (картинки, цветная бумага, клей, карандаши).
Актуальность. Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, - воспитание детей. В сегодняшних условиях для сохранения психологического здоровья ребенка требуется формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых, ведь именно в детстве закладывается основа личности ребенка и его судьба. Педагоги, родители и дети – все они являются участниками образовательного процесса в дошкольном учреждении. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.
Как правило, в работе дошкольного учреждения применяются традиционные методы работы: собрания, беседы, анкетирования, круглые столы, индивидуальные и групповые консультации, семинары, практикумы и др. Но часто как родители, так и педагоги остаются недостаточно активными и заинтересованными.
И в своей работе педагога-психолога я решила использовать такую нетрадиционную форму работы с родителями как психолого-педагогические гостиные. Я считаю, что такая форма работы позволит сблизить педагога-психолога с родителями и родители окунуться в жизнь детей. Эта форма показалась мне наиболее продуктивной и интересной. Здесь созданы условия для равноправного участия детей и взрослых в игре и продуктивной деятельности. Работа получается творческой, интересной, в результате – всегда есть продукт деятельности. Посещение психолого-педагогических гостиных позволяет взрослым научиться по-новому, играть с детьми, понимать их, и эти навыки игрового взаимодействия, методы совместной деятельности в дальнейшем можно применять самостоятельно.
Основная цель проведения тематических психолого-педагогических гостиных состоит в том, чтобы развивать личность ребенка с помощью родителей, педагогов и при их активном участии. В любой ситуации психолог должен стремиться привлечь родителей и педагогов к детской игре, дать им почувствовать ее значимость. Это способствует пониманию и принятию внутреннего, субъективного мира ребенка; помогает объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах развития ребёнка; способствует созданию условий для его самореализации.
В своей работе я опираюсь на материалы книги И.Ю. Запорожец «Психолого-педагогические гостиные в детском саду», в которой разработаны конспекты проведения гостиных. Автором предложено проведение гостиных в старшей и подготовительной группе, совместно с детьми и родителями. Книга очень интересная и полезная.
Структура каждой гостиной состоит из четырех частей:
Приветствие (обязательно проводятся ритуальные игры приветствия: «Здравствуйте», «Волшебный клубок», «Ласковое имя» и подобные, которые позволяют снять напряжение, создать положительный эмоциональный фон, настроиться на дальнейшее взаимодействие в группе).
Основная часть (проводятся разнообразные игры, соответствующие тематике гостиной. Например, такие игры как «Добрый ангел», «Волшебное зеркало», «Повтори движение» и др.)
Продуктивная деятельность (после игр обязательно планируется продуктивная деятельность детей и родителей, это может быть совместное рисование, лепка из теста, создание коллажа. (Совместная деятельность способствует созданию позитивного психологического настроя, дает возможность почувствовать общность группы и каждой семьи в отдельности, знакомит родителей с вариантами домашних занятий с детьми).
Прощание (возможно проведение коротеньких игр-прощаний «Подарок группе», «Пожелание» и прочие, а также получение обратной связи, которое может проходить в виде мини-анкет, упражнений диагностической направленности (например, «Цвет настроения», коротких опросов типа «Мне больше всего понравилось…».
Сегодня я предлагаю вам самим принять участие в психолого-педагогической гостиной.
Тема нашей сегодняшней встречи «Сказка ложь!»
I. Приветствие.
Предлагаю выполнить упражнение, которое называется «Как попасть в сказку». Оно поможет нам снять усталость, раздражение, зарядит положительными эмоциями.
Я буду читать стихотворение, а вы – выполнять действия по ходу. Стихотворение такое:
Я не спал, я не ел –
В сказку я попасть хотел.
Я искал себе дружка,
Чтобы верная рука,
Чтобы было много сил,
Чтоб в пути не подводил.
Вот мы встретились глазами (ищем глазами пару)
Вот мы встретились руками (беремся за руки с выбранным человеком),
Обнялись и подружились (обнимаемся)
Будто в сказке очутились! (улыбаемся, расходимся).
II. Основная часть
- Что ж, молодцы, присаживайтесь в круг. Давайте представим себе, что у каждого из нас сейчас в руках воздушный шарик. Это не простые, а сказочные шарики, поскольку цвет шарика – это цвет нашего настроения. Мы будем называть свое имя и цвет воздушного шарика, который сейчас держим в руках. Например, я – Дарья, у меня - зеленый шарик.
Ключ к цветовой диагностике настроения:
Белый – самообладание
Серый – тревожность, замкнутость.
Черный – конфликт, протест, негативизм.
Красный – активность, динамичность.
Розовый - радость.
Оранжевый – благополучие, веселье.
Коричневый – зависимость, асоциальность.
Желтый – оптимизм, бодрость.
Зеленый – внутренняя сила, спокойствие.
Голубой – расслабленность, печаль.
Синий – спокойствие, отсутствие напряженности.
Фиолетовый – депрессивно-меланхолическое состояние, неуравновешенность.
В последнее время мы все очень заняты, куда-то спешим, нам стало гораздо проще посадить детей перед телевизором или компьютером, нам сложно найти 10-15 минут, чтобы почитать своим детям. А иногда можно услышать, что развивающая программа гораздо полезнее, чем чтение примитивных сказок. Между тем, уже есть исследования, говорящие о том, что проблемы с речью наиболее часто возникают именно у тех детей, которых рано усадили за телевизор или компьютер, так сказать, развиваться, что именно чтение и рассказывание сказок несет огромный развивающий потенциал. Ведь недаром же существует целое направление в психологии – сказкотерапия. Оказывается, есть сказки, которые детям понятны даже на уровне слогов, вот послушайте и угадайте, какая это сказка:
- По де ре. Вы ре бо-пребо. Ста де ре тя. Тя-потя – вы не мо. По де ба. Ба за де, де за ре. Тя-потя - вы не мо. По ба вну. Вну за ба, ба за де, де за ре. Тя-потя – вы не мо…
Конечно же, это «Репка»! Именно народные сказки таят в себе вековую мудрость. Собиратель и исследователь сказок В. П. Аникин указывает: «Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их герои – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека». В каждой сказке живет душа. Недаром же психоаналитики рекомендуют маленьким детям читать именно народные сказки, т. к. авторская сказка всегда несет в себе что-то от автора. Например, если мы вспомним героев сказок Г. Х. Андерсена. Кто Это? Гадкий утенок, Дюймовочка, Стойкий оловянный солдатик… Каждый герой – с какой-то проблемой. Да и у самого автора была проблема – он был лишен женской любви.
Сказка очень и очень информативна. Язык сказок сближает людей.
Не раз я слышала вопрос: «Ну что хорошего в сказке «Колобок»? Она жестокая». С точки зрения психоанализа – замечательная сказка. Это так называемая «мальчиковая» сказка, она готовит мать к тому, что ее сын «выкатится» из семьи и женится (лиса съедает колобка – лиса – это ни что иное, как жена). А сказка «Курочка Ряба»? Что ни образ, то символ. Например, били – уму-разуму учили. Мышка хвостиком махнула – да, конечно же, это женщина, которая уведет сына из семьи! Опять-таки сказка готовит и мать, и ребенка к взрослению. Ничего нет случайного в народном слове!
Игра «Сказочные атрибуты». Предлагаю вам выбрать какой-либо из сказочных атрибутов (Какие вы знаете? Волшебная палочка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ступа, ковер-самолет и т. д.). Представьте его себе и продемонстрируйте другим участникам при помощи невербальных средств. А остальные должны угадать, какой сказочный атрибут был показан.
Общие для многих сказок структура и содержание содержат такие ценности и убеждения, которые сопоставимы с миром реальным. Многие образы и сюжеты сказок направлены на удовлетворение важнейшей потребности человека – быть созидателем своего собственного мира и его активным преобразователем.
Недаром поэт Вадим Жук сказал: Вы – то, что вы едите. Мы – то, что мы читаем.
Почему-то над качеством пищи мы задумываемся чаще, чем над качеством пищи духовной. Между тем, любая словесная информация точно также организмом обрабатывается. Поэтому мы должны заботиться и о качестве душевного питания своих детей. При этом сказки мы можем создавать сами или вместе со своими детьми. Возможно, мы сумеем решить какие-то проблемы во взаимоотношениях с ребенком, но, несомненно – это будет развивать творческие способности у него.
III. Продуктивная деятельность
Практически в каждой сказке есть определенные проблемы, и есть их решение. Давайте сегодня сами попробуем придумать сказку, содержащую решение, например, страхи у детей. Вам предлагаются материалы (картинки, клей, бумага, карандаши, ручки). Вам необходимо за 5-7 минут сделать собственную книжку, можете придумать название сказки, текст писать необязательно, можете составить устно, главное - продукт – книга. И представить свою книгу.
IV. Прощание.
Наша встреча подошла к концу. Помните, мы с вами представляли, что у каждого из нас сейчас в руках воздушный шарик. А давайте сейчас посмотрим, какого цвета шарики мы держим. (Участники называют цвета своего шарика, психолог отслеживает). Можете взять их себе в подарок. (Я дарила настоящие воздушные шарики).
Для осуществления рефлексии от увиденного и услышанного я прошу вас выполнить небольшое задание. Думаю, вы с легкостью с ним справитесь. (Раздаются таблички с заданием. Приложение 1.)
Спасибо за работу.
Приложение 1.
№ п/п | Задание | Ответ |
1. | Определите правильный порядок этапов проведения гостиной | Основная часть - Приветствие - Прощание - Продуктивная деятельность - |
2. | На каком этапе можно провести данное упражнение: Психолог: Родитель с закрытыми глазами по очереди ощупывает лица детей, стараясь угадать своего ребенка. Упражнение проводится молча. | |
3. | На каком этапе происходит следующее событие: Психолог: Пока уважаемое жюри подводит итого нашего соревнования, мы будем рисовать. Только рисовать мы будем необычно! У нас должна получиться одна большая совместная картинка, которая будет называться «Наше настроение». | |
4. | Придумайте тему своей гостиной. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества, первым окружением человека. И поэтому о...
Практическое занятие с педагогами ДОУ «Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»
Цель: профилактика нарушений во взаимодействии между участниками образовательного процесса.Материалы: 4 фломастера, 4 листа бумаги А4, запись релаксационной музыки Ход проведения.1. ...
Cеминар – практикум «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»
организация взаимодействия педагогического коллектива по формированию благоприятного морально-психологического климата в детском саду....
Мастер-класс для педагогов "Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса. Мандала - путь к себе."
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22651527","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Мастер-класс для педагогов «Психолого-педагогическая гостиная как способ эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»
Тема: «Психолого-педагогическая гостиная как способ эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»Цель мастер- класса – обеспечить для педагогов дошкольного о...
Литературная гостиная как форма взаимодействия участников образовательного процесса
Представленые материалы могут быть полезны для взаимодействия специалистов ДОО и школы в работе с детьми, в том числе с ТНР и ОВЗ в целомЛитературная гостиная позволяет в максимальной степени реализов...
Толерантность - важное условие эффективного взаимодействия участников образовательного процесса
Презентация для педагогов об условиях эффективного взаимодействия участников образовательного процесса...