Конспект педагогического совета на тему «Формирование у дошкольников общечеловеческих ценностей через знакомство с историей, культурой родного края»
методическая разработка на тему
В материале представлен сценарий педсовета в форме игры "Слабое звено" с предложением решить педагогические ситуации по теме педсовета.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 «Сказка»
города Алатыря Чувашской Республики
Конспект педагогического совета на тему
«Формирование у дошкольников общечеловеческих ценностей
через знакомство с историей, культурой родного края»
Подготовила и провела
старший воспитатель
Вечканова И.Е.
Алатырь 2017г.
форма проведения игра «Слабое звено»
Цель педсовета: обобщить опыт работы педагогов по воспитанию общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста. Распространить данный опыт среди педагогов детского сада.
Задачи педагогического совета:
- Проанализировать готовность воспитателей к работе по проблеме воспитания общечеловеческих ценностей через знакомство с историей, культурой родного края;
- Создать предпосылки формирования средовых условий для решения данной проблемы.
- Сформировать методическое обеспечение.
4. Наметить пути совершенствования имеющихся форм работы по решению данной проблемы
План проведения игры:
- Обозначение темы педсовета и вступительное слово старшего воспитателя.
- Деловая игра «Слабое звено»
- Решение педагогических ситуаций.
- Составление плана-конспекта по теме педсовета.
- Изготовление плана-макета предметно-развивающей среды для реализации задач формирования у дошкольников общечеловеческих ценностей через знакомство с историей, культурой родного края.
- Игра «Ромашка» «Литературные произведения»
- Проект решений.
Ход игры.
Вступительное слово старшего воспитателя:
Уважаемые коллеги, все вы знаете, что сегодня мы с вами будем вести разговор о формировании у дошкольников общечеловеческих ценностей через знакомство с культурой, историей родного края, но прежде давайте выясним, что же такое общечеловеческие ценности? (высказывания педагогов)
Общечеловеческие ценности — теоретически существующие моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для всех людей . Представление о таких ценностях существует достаточно давно. Одной из первых известных записей, содержащих перечень правил морали, являются «Заповеди Моисея». Сама же фраза «общечеловеческие ценности» была введёна в обиход М. С. Горбачёвым во время перестройки в противовес господствовавшей до этого в СССР «классовой морали». Президент России Владимир Путин на заседании Государственного совета 26 декабря 2006 года особо отметил, что
идеологический вакуум, образовавшийся после крушения социалистической идеологии, заполняется и он обязательно будет заполнен. Но будет заполнен либо экстремизмом, шовинизмом, разрушающим нас национализмом и национальной нетерпимостью, или при активной нашей поддержке общегуманистическими, общечеловеческими ценностями.
Некоторые религии считают свои законы общечеловеческими ценностями. Например, христиане относят к таковым десять заповедей.
• Часто утверждают, что так называемое «золотое правило морали»:
«Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе» является примером общечеловеческой ценности.
Ценности и система этики вырабатываются людьми самостоятельно, применительно к собственному обществу, опираясь на опыт и характер взаимодействия людей внутри этого сообщества. Конечно, у каждой культуры есть свои уникальные ценности но все же существуют некие общечеловеческие ценности, единые для всех культур.
Итак, мы выяснили, что же такое общечеловеческие ценности: любовь, сострадание, сочувствие, взаимовыручка, либерализм, толерантность и т.д.
Вот о том, как сформировать эти ценности у дошкольников через знакомство с культурой и историей родного края и пойдет сегодня у нас с вами речь.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам принять участие в деловой игре «Слабое звено».
Сегодня мы будем, выявлять свои знания по разделам: краеведение, история России, народно-прикладное искусство, ФГОС ДО.
Правила игры:
Игра состоит из 3 раундов. В каждом раунде команды будут отвечать на вопросы ведущего. Задача каждой команды: как можно быстрее поднять руку, чтобы получить право на ответ. За правильный ответ начисляется один балл. Если одновременно подняли руки несколько команд, то право ответа дается всем и выбирается правильный ответ, если правы все, баллы начисляются каждой команде. Победит та команда, которая с наименьшим количеством ошибок или без них пройдет все 3 раунда и покажет свои знания на более высоком уровне. При этом после каждого раунда вам будет предоставлена возможность объективно оценить себя в 100% -ной системе
Наша игра будет проходить с 4 командами (распределение участников игры по командам при помощи жеребьевки). Задача каждой команды проявить свою эрудицию и набрать наибольшее количество баллов.
Выберите командира, и в течение 3 минут придумайте название и девиз своей команды.
Представление команд.
Представление жюри Заведующий ДОУ, музыкальный руководитель и для объективности в каждом раунде (выбранный при помощи считалочки) член команды.
Раунд 1
- Земля, где ты родился? (Родина.)
- Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю? (Этнография.)
- Древнее название России? (Русь.)
- Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители.)
- Определение толкового словаря Ожогова «Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу». Что это? (Патриотизм.)
- Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство.)
- Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (Флаг.)
- Официальная эмблема государства? (Герб.)
- Куда заносят названия редких животных и растений? (Красная книга.)
- Название музыкального инструмента, который оповещал о приближении врага, и отгонял нечистую силу. (Колокол.)
- В истории России их было трое. И второй, и третий были внуками первого. На то, чтобы называться третьим, было много претендентов. Первого звали Великий. Назовите имя. (Пётр)
- Как в соответствии с названием двух подмосковных сёл назывались первые гвардейские полки Петра I?
(Семёновский и Преображенский)
- Сын конюха, друг Петра I, ставший впоследствии генералиссимусом. (А. Меншиков)
- Что изображено на гербе Алатыря? Что это обозначает? (колчан со стрелами) ( Три колчана со стрелами отражают историческую связь времён, в то же время они олицетворяют единство и сплочённость народа, проживающего на древней Алатырской земле, готовность служить защите Родины.)
- По чьему указу был пожалован Герб нашему городу? ( по указу императрицы Екатерины второй в 1780году)
- Как в начале 20 века называлась улица Жуковского?(Водопроводная)
- Что во время Великой Отечественной Войны называли «Катюшами»?
(Ракетные установки)
- Что открыли союзники во время Второй мировой войны?
(Второй тыл, второй фронт, границы, военную тайну)
- Какое учреждение находилось до недавнего времени в школе искусств? (образовательная школа №8)
- В какую реку впадает река Сура? (В Волгу)
- Как называется место, откуда берет начало река? (Исток)
- Назовите место, на котором началось строительство нашего города? (на крутом берегу реки Суры)
- Назовите дату рождения нашего города? (1552г.)
- Какими видами труда занимались наши предки в 17 веке? (хлебопашеством, скотоводством и лесными промыслами)
Кто отдал приказ о сооружении укрепительных сооружений, впоследствии переросших в наш город (Иван Грозный)
Как называлась в советское время улиц Горшенина? (Октябрьская)
Что долгое время находилось в здании церкви Иоанна Предтечи? (Краеведческий музей)
Героям какой войны установлен памятник на улице Горшенина? ( М.П. Боронину и В.Ф. Ветвинскому) (Великой отечественной)
- Назовите правильное название женского монастыря (Киево -Николаевский Новодевичий монастырь)
- Что пережили ленинградцы в течение 900 дней во время Великой Отечественной войны? (блокаду)
- Как называется первый музей России? (Кунстка́мера — кабинет редкостей, в настоящее время – Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого)
- Назовите имена трех русских былинных богатырей. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)
- Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья.)
- Роспись, где используют три цвета: голубой, синий и белый? (Гжель.)
- Русский женский головной убор? (Кокошник, венец.)
- Средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств? (Фольклор.)
- То, что перешло от одною поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция.)
- Как по-другому можно назвать мелкое ручное производство? (Ремесло.)
- Как называется сырьё, которое используется для выделки коробов, корзин, посуды, для изоляции строений от сырости, для обшивки речных лодок? (Береста.)
- Перечислите виды народной росписи? (Городецкая, жостовская, дымковская, хохломская, гжельская.)
- Как называется широко распространенная техника декоративно-прикладного искусства, разноцветные кусочки бумаги, ткани, кожи, меха, соломки нашивают или наклеивают на материал другого цвета или выделки? (Аппликация.)
- Как называется инструмент, используемый для вышивания? (пяльцы)
- Как называется самобытный вид русского народного искусства — декоративная роспись деревянных изделий? (Хохлома.)
- Что такое орнамент? (узор, построенный на ритмическом чередовании элементов)
- Перечислите разновидности русской глиняной игрушки? (Абашевская, дымковская, каргопольская, филимоновская, тульская, скопинская.)
- Как называлась слобода, где изготовляли глиняные лепные игрушки? После обжига готовые фигурки людей, зверей, птиц расписывались по белому грунту яркими красками. (Дымково.)
- Город Загорск Московской области считается родиной русской расписной матрешки. Перечислите разновидности русской матрешки. (Загорская, Семеновская, Полховмайданская, Кировская.)
- Кто самый популярный герой богородской игрушки? (Медведь.)
- Ритуальная еда на празднике проводов зимы. (Блины.)
– Итак, 1 раунд подошел к концу. Командам предлагается оценить свою игру в 100% -ной системе, далее слово предоставляется жюри.
Раунд 2 (во 2 раунде меняется один член жюри из числа педагогов)
- Когда вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования? (29.12.2012 ФЗ-273.)
- Назовите программу, в которой представлено в разных формулировках гражданское, патриотическое воспитание? (Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»).
- Укажите соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений? (не менее 60 и не более 40)
- Государственные требования, к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения детей в ДОУ, а ток же комплекс требований к педагогическим работникам? (ФГОС ДО)
- Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна.)
- Совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое освоение предмета, Что это: знания или умении? (Знания.)
- Овладение способами, приемами, действиями, применение знаний на практике? Что это: умение или навыки? (Умения.)
- Что первично? Умения или навыки? (Умения.)
- Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми нравами, выполняет все обязанности этого государства (Гражданин.)
- Чем являются следующие определения:
-формирование любви к родному краю,
-воспитание чувства гордости за своих земляков,
-умение ориентироваться в окружающей действительности? (Задачи нравственно-патриотического воспитания.)
- Что является государственной символикой (Герб, гимн, флаг.)
- Какая птица изображена на гербе России? (Орел.)
- Назовите порядок цветовых полос на полотнище флага России, начиная сверху? (белый, синий, красный)
- Какой документ определяет содержание и организацию образовательного процесса в ДОУ? (ООП ДО).
- Сколько образовательных областей содержит в себе ООП ДО? Назовите их. (5 образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое и социально-коммуникативное развитие).
- Основной документ, провозглашающий права ребенка? (Декларация прав ребёнка – ООН, 1959)
- В каком направлении развития и образования детей ставится задача: понимание на слух текстов различных жанров детской литературы? (речевом)
- В каком направлении развития и образования детей ставится задача: формирование начальных представлений о некоторых видах спорта? (физическом)
- В какие образовательные области по ФГОС ДО вошли бывшие ранее образовательные области «Здоровье» (физическое развитие), «Безопасность» (социально-коммуникативное развитие), «Труд» (социально-коммуникативное развитие), «Музыка» (художественно-эстетическое развитие).
- В виде чего представлены требования Стандарта к результатам освоения Программы? (целевых ориентиров).
- Участие ребёнка в психолого – педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия кого? (родителей).
- Сопровождается ли освоение ООП проведением промежуточной и итоговой аттестации воспитанников? (нет).
- Имеет ли право педагогический работник проводить оценку индивидуального развития детей? (да)
– Второй раунд закончен, ответьте себе на вопрос: на сколько процентов вопросов данного раунда вы смогли правильно ответить, и слово жюри
Раунд 3 (в 3 раунде меняется один член жюри из числа педагогов)
–- Как называется местность, охраняемая законом, в которой прекращена хозяйственная деятельность и посещение людей? (Заповедник.)
- На каких документах основан ФГОС ДО? (Конвенция о правах ребенка, Закон об Образовании РФ, Конституция РФ.)
- Какие разделы должна иметь ООПДО? (Целевой, содержательный, организационный.)
- Что подразумевает под собой понятие "Инклюзивное образование"? (Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.)
- Назовите возможные ситуации применения результатов педагогической диагностики. (Для индивидуализации образования: в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития; для оптимизации работы с группой детей).
- Терпимость к чужим мнениям, верованию, поведению. Что это? (Толерантность.)
- Какой документ включает в себя три группы требований: к структуре, к условиям реализации ООП ДО и к результатам освоения ООП ДО? (ФГОС ДО)
- Этот документ обеспечивает правовую защиту детей во время организации педагогического процесса. (Конвенция ООН о правах ребёнка).
– Ну, вот, наша игра завершилась. Я надеюсь, что все участники педсовета уточнили и закрепили свои знания в области нравственно-патриотического воспитания.
Слово жюри для подведения итогов игры по наибольшему количеству набранных баллов.
- Решение педагогических ситуаций.
Педагогам предлагается разобрать педагогическую ситуацию (1 в каждой команде) и дать педагогическую оценку.
Галя нехотя ест апельсин. Когда остается всего две дольки, мать предлагает: — Не ешь, если не хочешь. Лучше отдай бабушке, пусть она доест. — А-а-а, ишь ты какая... Я лучше сама съем! И ест. Морщится, но ест, лишь бы не дать другому. — Ну вот и хорошо, что сама съела. Умница! — хвалит мама дочь. Вопросы: 1.Как вы расцениваете этот эпизод? 2.Правильно ли поступила мать, называя дочь умницей? 3.Что она закрепляет у ребенка? 4.О каких сформировавшихся качествах свидетельствует поступок ребенка? Совет: Присмотритесь к своему ребенку: умеет ли он делиться тем, что у него есть, с близкими, друзьями, сестрами? Проанализируйте свои действия по отношению к ребенку: не содействуют ли они формированию чувства жадности? Не случается ли, что первый кусок выделяется только ребенку? |
Алик всегда любил быть первым: когда строились на зарядку, когда собирались на прогулку. Он первым выбегал из-за стола, и, если кто-нибудь стоял уже впереди него, то он отталкивал их, а сам вставал вперед, громко крича, что это его место. И многие старались с ним не спорить, он был сильным мальчиком, мог и кулаками доказать право на первое место в строю. Вопросы: 1. Каким растет Алик? Что бы вы ему посоветовали? 2. Наблюдали ли вы подобные поступки у ребят вашей группы ? Как вы боретесь с ними? |
Я знаю одного мальчика, который часто поступает так: попросит мама сходить в магазин — он сходит, но за это ему покупают мороженое; попросят накрыть на стол — он накроет, но за это его сводят в кино. И так рос этот мальчик. Что не попросят, он все сделает. Вопросы: 1.Что вы можете о нем сказать? 2. Какими методами можно искоренить такое поведение? |
Сереже не везло. Играл с ребятами «в прятки» и вот уже полчаса как «водит». Ему так обидно, что вот-вот расплачется. А тут еще Димка нет-нет да и закричит из-за угла: «Води, води, кашу не вари!» Ребята, видимо, заметили его состояние, поэтому после каждого «кона» говорят: «Ты смотри, отводись. А то будешь «неотвожа, красна рожа!» Совсем обидно стало Сереже. Но вдруг к нему неожиданно подошла Марина и предложила подменить его. «Это несправедливо! — закричали ребята.— Ты нарушаешь правила игры». Вопросы: 1.Как вы относитесь к предложению Марины? 2. Чем оно было вызвано? |
- Составление плана-конспекта НОД с использованием литературного произведения по теме педсовета
За десять минут команда должна составить план – конспект НОД.
- Изготовление схемы - макета предметно-развивающей среды для реализации задач формирования у дошкольников общечеловеческих ценностей через знакомство с историей, культурой родного края.
- Игра «Ромашка» «Литературные произведения». Командам предлагается составить ромашку, на лепестках которой будут написаны литературные произведения, воспитывающие общечеловеческие ценности.
- Проект решений.
Мы с вами вели разговор о формировании общечеловеческих ценностей у дошкольников. По итогам педсовета предлагаю следующий проект решений:
- Пополнить предметно-развивающую среду групп материалами, пособиями, литературой, способствующей формированию общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста.
Срок: до мая 2017года.
Ответственные: воспитатели возрастных групп
2. Включать литературу по воспитанию общечеловеческих ценностей во всех возрастных группах в образовательный процесс.
Срок: постоянно.
Ответственные: воспитатели возрастных групп.
3.Создать картотеку материалов, литературы, пособий, имеющих большой спрос, для воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста.
Срок: до мая 2017года.
Ответственный: старший воспитатель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к педагогическому совету по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей в процессе знакомства с историей и культурой родного края".
Представлены материалы к игре-викторине "Родной край люби и знай", в ходе которой педагоги смогут уточнить и пополнить свои знания о культуре и истории родного края....
Конспект педагогического совета на тему "Формирование привычки к здоровому образу жизни"
Конспект педагогического совета на тему "Формирование привычки к здоровому образу жизни"...
Деловая игра для педагогов «Формирование дошкольников общечеловеческих ценностей через знакомство с историей, культурой родного края»
Цель: уточнить и закрепить знания педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.Задачи:- повысить педагогическую компетентность в вопросах нравственно – патриотич...
Конспект педагогического совета на тему "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"
Развитие компетентности, профессионализма педагогов ДОУ...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нём»
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровь...
Педагогический совет на тему «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»
Детский сад – это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая обслуживающим персоналом, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение своей жизни и здоровь...
Система работы по формированию у дошкольника патриотического сознания в процессе изучения истории развития родного края.
Методическая разработка содержит материалы, конкретизирующие содержание и методику работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Использование данного материала позволит более эффективно реализов...