Система работы по формированию у дошкольника патриотического сознания в процессе изучения истории развития родного края.
методическая разработка

Тузовская Марина Анатольевна

Методическая разработка содержит материалы, конкретизирующие содержание и методику работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Использование данного материала позволит более эффективно реализовывать работу молодых воспитателей и педагогов дополнительного образования по данной проблеме в образовательных организациях разных типов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_patriotizm.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по формированию у дошкольника патриотического сознания в процессе изучения

истории развития родного края.

Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Считаем, становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного Краснодара, Кубани.

Содержание патриотического воспитания дошкольников, на наш взгляд это:

приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;

знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, играми, игрушками; составление родословной; знакомство с городом, его историей, гербом, выдающимися горожанами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.

Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Считаем, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка. Причём факты, явления, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

На первом этапе, после анализа имеющейся литературы по данной теме, возникла необходимость создания программы деятельности. Организовано обследование детей старшей группы и их родителей с целью выявления у них умений и знаний об истории развития нашей малой родины.

На данном этапе использовались такие педагогические средства, как беседы с детьми и родителями, наблюдения за детьми в процессе игр, занятий, совместной деятельности. Результаты диагностики показали, что 99% детей не знают истории Кубани и культуры народов, населяющих его, 50% детей не умеют общаться со сверстниками и взрослыми во время совместной деятельности, 60% родителей не интересуется деятельностью детей в детском саду по данной проблеме. Результаты анкетирования родителей показали: 35% родителей не знают истории развития своей малой родины и культуры народов, населяющих Кубани, 42% родителей не применяют эти знания в повседневной жизни, и не интересуются данным вопросом. А значит, именно педагогам необходимо создать условия в ДОУ, позволяющие ребёнку дошкольного возраста планомерно накапливать знания о природе, культуре и развитии своей малой родины, преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду – роль пассивного потребителя образовательных услуг.

Одной из задач обеспечения эффективности воспитательно -образовательного процесса является чёткое планирование. Не нарушая стройности и структуры образовательного процесса, нам необходимо вплести в контекст основной программы разделы патриотического воспитания.

При планировании непосредственно образовательной деятельности опираемся на разработки М.Д. Маханевой, Н.Г. Зеленовой и Л.Е.Осиповой в интеграции с программой «Радуга», программой развития ДОУ.

Перспективный план включает в себя основные формы организации детской деятельности: НОД, совместная деятельность взрослого и ребёнка, самостоятельную деятельность дошкольника (см. приложение № 1)

Планируем данную работу по темам (например, «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад» и т.д.). Работа по каждой теме включает в себя игры, экскурсии, опытно-исследовательскую деятельность, чтение художественной литературы, нерегламентированную деятельность детей, а по некоторым темам - проведение праздников.

Такое тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе, но изменяется их содержание, объем познавательного материала и его сложность, а, следовательно, и длительность изучения темы. Задачи работы с детьми становятся сложнее по мере того, как ребёнок растёт.

С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Сказки, загадки, пословицы, поговорки закладывают основы любви к своему народу, к своей Родине. «Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д, Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. Занятий по знакомству младших дошкольников с родным городом не проводим. Вся работа проходит в совместной деятельности педагога и малышей. Лучше начинать знакомство с близлежащих улиц, домов. С маленькими детьми трудно выйти за пределы территории детского сада, поэтому наблюдения необходимо проводить непосредственно возле дошкольного учреждения. Дети рассматривают дома, воспитатель обращает внимание на то, что домов много, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Воспитатель, привлекая родителей, старается, чтобы в течение года все дети запомнили свой домашний адрес.

В течение года желательно приносить в книжный уголок иллюстрации самых главных достопримечательностей родного города, тех мест, где большинство детей могли уже побывать с родителями. Беседуйте с детьми после праздников, обращайте их внимание на красиво украшенный город. К концу года дети запоминают название родного города, свой домашний адрес.

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше надо привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школе, кинотеатре, почте, аптеке и т.д.: рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

В средней группе детям еще трудно представить себе город, потому что их жизнь в основном ограничивается тем микрорайоном, где они живут. Поэтому, проводя целевые прогулки, обращайте внимание детей на то, что улиц много, каждая имеет свое название, у каждого дома есть номер. Постепенно дети подводятся к необходимости знать свой домашний адрес. Проводя наблюдения, воспитателю необходимо постоянно проговаривать название города, и дети его запоминают.

Во время таких прогулок обращайте внимание детей на все положительное, что происходит вокруг – построили новый магазин, посадили деревья и т.д. Особое внимание обращаем на труд людей по благоустройству города — это работа дворников, мусороуборочных машин, уборка снега, посадка зеленых насаждений и т.д. Постепенно дети начинают понимать, что они тоже жители города и могут что-то сделать, чтобы их родной город был красивым и чистым — не сорить, посадить семена цветов на участке в детском саду и во дворе дома.

В средней группе 1 раз в месяц следует возвращаться к теме ознакомления детей с достопримечательностями родного города. Начинаем с главных достопримечательностей Краснодара. Это может быть центр микрорайона, храм, площадь и т.д. Основная задача деятельности - показать красоту своей малой родины и вызвать восхищение детей.

Старших дошкольников знакомим с понятием город в проектной деятельности, при рассматривании иллюстраций и в процессе беседы, в совместной продуктивной деятельности. Знания закрепляются в играх,

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Объясняем детям, в честь кого они воздвигнуты.

Очень важно проводить много целевых прогулок по близлежащим улицам. Это необходимо не только для того, чтобы закрепить знания детей о названиях улиц, но, и чтобы научить их ориентироваться в микрорайоне, в котором они живут, познакомить с правилами поведения на улицах города, с некоторыми дорожными знаками: ведь многие дети осенью пойдут в школу и такие знания им пригодятся. Говорите, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами, расположенными в Краснодарском крае, с историей и природой нашей области. Следующим этапом работы будет знакомство со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации. На этих этапах проводится знакомство детей с картами области, России. Необходимо показать размеры нашей страны, а также размеры области по отношению ко всей территории России. Подводим их к пониманию, что наш город - частица области, а область - частица Родины, т.к. во всех местах, где живут люди, много общего: люди разных национальностей трудятся на благо общества; соблюдают традиции.

Важно знакомить старших дошкольников с Российской армией, защитниками отечества. К сожалению, в нашем микрорайоне нет памятников боевой славы, но мы рекомендуйте родителям, находясь в других районах города, в других городах, совершать прогулки по памятным местам, связанным с Великой Отечественной войной. Обязательно посмотреть вместе с детьми праздничный парад и салют по телевидению.

В условиях детского сада читайте детям художественную литературу о защитниках Отечества. Все произведения должны быть доступны по содержанию и способны затронуть чувства детей.

Возможно использование технических средств обучения: слушание музыкальные произведения о Родине, армии, просматривание видеофильмов, слайдов.

Обратите внимание детей на иллюстрации, фотографии, вырезки из журналов, плакаты, открытки, репродукции картин. Всё это необходимо сопровождать кратким, чётким эмоциональным объяснением и рассказом. В подборе материала неоценимую помощь способны оказать родители. Опыт показывает, что мамы и папы сами увлекаются сбором иллюстративного материала.

В рамках совместной деятельности взрослого и ребят, самостоятельной художественной деятельности, рисуем, лепим, поём песни, читаем стихи, оформляем тематические выставки в книжном уголке по темам: «Защитники Отечества», «Наша армия» и др.

Ежегодно проводим праздники, посвящённые Дню защитника Отечества и Дню Победы.

Оформляем фотовыставки и выставки детских рисунков.

Обращайте внимание родителей на необходимость показать детям хранящиеся дома награды, стараясь подвести ребёнка к пониманию, что Родина чтит своих героев. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

В утренние и вечерние часы в группах проводятся беседы, дидактические игры, позволяющие уточнить полученные на занятиях знания.

Игра наиболее доступный ребёнку вид деятельности – соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. Впечатления жизни пробуждают у него разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самому лечить людей, добывать уголь, тушить пожар.

По характеру игровой задачи они делятся на дидактические и подвижные. Однако это деление условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знаний стихотворений, песен, умения считать и т.д.), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.

Из предложенной картотеки легко выбрать по своему усмотрению игру в соответствии с учётом психофизических возможностей детей, модифицируя их по усмотрению и опираясь на условия проведения игры.

Посещение краеведческого музея открывает возможность первого «проникновения» в историю быта родного края, помогают детям в увлекательной форме узнать о природе и истории родного города. Кроме того, расширяются возможности игрового способа подачи разнообразных сведений (через Домовенка Кузю, героев сказок и т.д.).

Дети с удовольствием посещают выставки детского творчества соседних детских садов, культурно - досугового центра и др.

Повторить, обобщить и расширить полученные знания, позволяют итоговые занятия, которые проходят в виде праздников, досугов.

К концу дошкольного детства ребенок должен знать: наш город, как и всю нашу страну, которую населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, танцорами, музыкантами, художниками и т.д.

Дошкольник учится уважать и принимать в расчёт других людей.

В течение учебного года необходимо трижды проводить мониторинг качества знаний и навыков детей. 2-3 раза в год беседуя с детьми, выяснить уровень знаний о природе, профессиях, достопримечательностях родного города и его окрестностей Результаты мониторинга помогают выявить недостатки в работе и вовремя их скорректировать. С результатами мониторинга обязательно знакомим мам и пап.

Невозможно говорить о результатах формирования патриотического сознания дошкольников без взаимодействия с родителями. Эту взаимосвязь следует осуществлять через систему совместных мероприятий и повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

Эта работа требует особого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считают важными, и зачастую вызывают лишь недоумения.

Хотя, следует заметить, что в настоящее время наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных профессиональных корней и своего рода в разных поколениях.

Изучение своей родословной поможет детям начать осмысливание очень важных и глубоких постулатов:

- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом области, страны;

- семья – ячейка общества, хранительница национальных интересов;

- счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.

Используя опыт работы кандидата педагогических наук Е. Ревиной по составлению генеалогического древа, предложите родителям памятки по составлению родословной.

Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает яркие эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» - эту заповедь А.С.Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с родителями.

Важно иметь в виду, что многие подлинные вещи, которые собраны детьми совместно с их родителями, представляют большую ценность не только как исторический источник о жизни и событиях прошлого, но и как мемориальный и реликвийный материал. При этом реликвия может быть только семейной, например, ордена и медали за трудовые и боевые подвиги членов семьи, дипломы и грамоты, извещения о гибели на фронте прадеда и т.д.

Следует отметить, что это направление работы требует от воспитателя особенного внимания, чуткости по отношению к каждому ребенку, т.к. могут иметь место обстоятельства, когда нецелесообразно включать кого-то из детей в обсуждение тех или иных вопросов, в поиск и сбор документов о членах семьи. Добровольность участия каждого - обязательное требование и условие данной работы.

Повысить компетентность родителей помогают такие формы работы как консультации, родительские собрания, задания на дом (например, посетить с ребёнком мемориальный комплекс «Мужеству посвящается» 9 мая) наглядная информация в группе и холлах ДОУ, создание памяток и т.п.

Нужно понимать, что длинные статьи родителям читать, как правило, некогда, поэтому возможно знакомим мам и пап с приметами, национальной кухней коренных народов нашей области, с историей Киселёвска и т.п. небольших буклетах, памятках

В нашем детском саду родители стали главными помощниками по созданию мини-музея. Расшитые салфетки, самотканый рушник, рубель, подаренные музею, стали главным его украшением.

Мамы и папы вместе с детьми участвовали в совместных досугах и праздниках, которые стали традициями в детском саду «День матери», «День города», «День семьи», «Новогодний карнавал», «Рождественские посиделки», «Масленица», «Пасхальный сувенир»; совместные экскурсии; спортивные развлечения; оформление фотовыставок; конкурсы совместных творческих работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения ...

методическая разработка " Система работы по формированию у дошкольников знаний по пожарной безопасности"

Система  работы по пожарной безопасности. Основные направления работы с родителями по данной  теме....

Система работы по формированию у дошкольников с ОНР и ЗПР навыка словообразования

Последовательность работы по формированию навыка словообразования у дошкольников с ОНР и ЗПР...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШАЯ 2014-2105

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, а также  предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)....

Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности.

Создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения...

Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности 2018-2019

Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности 2018-2019...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ ГОРОДА

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ ГОРОДА...