Конспект педагогического совета на тему "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"
методическая разработка
Развитие компетентности, профессионализма педагогов ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Малиновский детский сад»
Красноярский край, Ачинский р-н, п.Малиновка
Методические разработки на тему:
"Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"
В деле воспитания процессу саморазвития должно быть
отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее
развивалось только путем самообразования.
Г. Спенсер
Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ:". Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века - это:
Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.
Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, я, как заместитель руководителя по ВМР пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности". Предварительно изучив инновационные методы методической работы по самообразованию, я попыталась их структурировать и применить в работе с педагогами.
Инновационные направления методической работы:
- маркетинговое: изучение спроса педагогов
- информационное: создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в ДОУ;
- социально-адаптивное: подготовка педагогов к успешному выстраиванию профессиональной карьеры;
- научно-экспериментальное: вовлечение педагогов в опытно - экспериментальную работу ДОУ
- психолого-педагогическое: психологическая поддержка педагогов
- управленческое: повышение компетентности педколлектива
Профессиональный рост педагогов возможен только тогда, когда созданы в образовательном учреждении определенные условия. Используемые мной диагностические карты, карты самообразования, анкеты, позволяют выявить трудности в работе педагогов, их потребности. После тщательного анализа каждому педагогу, в соответствии с его профессиональными потребностями создаются условия для работы с научно-педагогической информацией как в методическом кабинете, так и в Интернете. Мы стараемся сделать возможным трансформацию передового опыта деятельности наших педагогов на городском, региональном и международном уровне. Педагоги ДОУ систематически принимают участие в городских, региональных и международных конкурсах педагогических инноваций, о чем свидетельствуют грамоты и дипломы; старшим воспитателем разработан мониторинг, позволяющий отслеживать эффективность самообразования педагогов; администрация ДОУ способствует формированию атмосферы творчества и поиска в педагогическом коллективе.
Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс ДОУ.
Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования
Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.
Условия профессионального роста:
- самообразовательная работа над рефератом по теме;
- чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- обзор в Интернете информации по теме;
- посещение семинаров, конференций, уроков коллег;
- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
- систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
- изучение информационно-компьютерных технологий;
- общение с коллегами в ДОУ, городе и в Интернете;
- участие в конкурсах в Интернете;
- помещение своих разработок на сайтах в Интернете.
Получение новой информации помогает нашим педагогам решать новые задачи, или с большим успехом справляться со старыми. В нашем дошкольном учреждении педагоги успешно занимаются самообразованием, которое предусматривает расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня профессиональной подготовки.
Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового. Сформировать данные умения у педагогов нам помогает созданная ДОУ "Школа педагога- дошкольника", целью которой является: Повышение результативности методической работы по самообразованию педагогов. Она предусматривает такие формы работы, как:
- стажировка у опытного коллеги;
- лекции по заявкам педагогов;
- тренинги;
- практикумы;
Направления деятельности "Школы педагога - дошкольника": формирование мотивации к освоению и внедрению новых технологий, творчеству, инициативе; работа в малых группах с презентацией педагогических достижений, самооценкой и коррекцией и т.п.
Формы самообразования педагогов:
- индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;
- коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе ДОУ.
Обучение начинается с формирования мотивации на самообразование, обеспечивается активная деятельность обучаемых.
Результативность:
- молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;
- у педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал;
- педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.
"Школа начинающего педагога" поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.
При организации обучения учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие методисту отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект педагогического совета по теме "Профессиональная компетентность педагога ДОУ"
Педагогический совет проходил под девизом: «Работать по-старому нельзя,поэтому мы начинаем новое дело, которое принесет пользу детям и позволит нам самим работать творчески, делать открытия, а значит ...
Педагогический совет «Формирование социально - коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста»
- повысить уровень профессионального мастерства педагогов в вопросах реализации ФГОС – область «Социально-коммуникативное развитие» - формировать творческий подход в...
Методическая разработка. Педагогический совет на тему: "Профессиональный стандарт педагога как основа оценки педагогической деятельности и профессионального развития педагога"
Материал для педагогов и старших воспитателей...
Педагогическая культура как явление профессиональной компетентности педагога
Общая и профессиональная культура педагога – совокупность главных и второстепенных требований к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для...
Педагогический совет "Формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников"
Презентация и материал к педагогическому совету...
Педагогический совет на тему: «Коммуниативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста»
Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. Первый социальный опыт человек приобретает очень рано. Ребенок, едва появившись на свет, уже вступ...
Педагогический совет «Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
laquo;Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольниковв соответствии с требованиями ФГОС ДО»....