Использование интерактивного песочного стола в работе педагогов
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Презентация опыта работы педагога-психолога
«Педагогическая песочница»
Интерактивное средство обучения в воспитательно-образовательном процессе
Как песочная терапия, так и любая работа с детьми с использованием интерактивных песочных столов сейчас является достаточно популярным и эффективным методом, но не только в коррекционной работе психологов. Интерактивные песочные столы все чаще стали входить в повседневную воспитательно-образовательную деятельность воспитателей, логопедов и психологов не только как средство психокоррекции и психотерапии, но и как интерактивное средство обучения и воспитания – как педагогическая песочница.
Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить успокоить ребенка и так же обеспечить эффективный способ подачи материала. Тем самым привести к наиболее успешному выполнению задания.
Создание песочных композиций в отличие, например, от рисования не требует особых умений. Во время работы с песком ребенок постоянно получает ситуацию успеха, что сказывается на его эмоциональном благополучии.
Получив приятные ощущения и заряд положительных эмоций, ребенок будет стремиться повторить свой опыт, прикладывая к этому усилия – эмоциональные, волевые, когнитивные. Тем самым песочница может выступать, как стимулирующий, мотивационный компонент в обучении.
Песочницу можно использовать как на протяжении всего занятия, так и в отдельной его части.
« Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»К.Д. Ушинский
Применение педагогической песочницы способствует всестороннему развитию ребенка т.к. ее использование может применяться в совершенно разных и многочисленных областях образовательной деятельности. Можно даже назвать ее неким универсальным средством обучения и воспитания.
Развивающий потенциал педагогической песочницы:
- Психофизиологическое развитие. Мельчайшие частицы песка способствуют активизации чувствительности нервных окончаний на кончиках пальцев и ладонях.
- развитие тактильной чувствительности
- мелкая и крупная моторика
- восприятие, сенсорное развитие
- навыки самоконтроля и саморегуляции
- развитие пространственных представлений
- развитие речи
- память
- внимание
- мышление
- воображение, творчество, фантазия
- эмоцоинальное развитие
- коммуникативное развитие
- нравственное, личностное развитие
- ознакомление с окружающим
- воспитание чувства успешности, уверенности в себе
- снятие напряжения, релаксация
- развитие математических способностей
- подготовка к обучению чтению и письму
Представление опыта применения и использования интерактивного песочного стола в качестве педагогичесой песочницы в разных направлениях своей деятельности: развивающей, психопрофилактической с использованием элементов психокоррекции и процессуальной диагностики.
- Сенсомоторика
Рисование по шаблону. Рисование по образцу. Рисование по замыслу. Изучение геометрических фигур. Соотнесение цветов. Размерный ряд. Рисование штампами.
- Сказкотерапия – развитие коммуникативных навыков
Коллективные работы на песке. Умение работать в команде.
- Социально-эмоциональное развитие (в подгруппах коррекции)
Маски грусти и радости. Личное пространство – мой маленький мир (диагностический компонент)
- Развитие познавательных процессов (подготовка к школе)
Игры на развитие мышления, внимания, памяти, воображения: «4 лишний», «что пропало», «будь внимателен», «дорисуй», «на что похоже». Моделирование счетными палочками.
- Кинезиологическая гимнастика
В работе с песком уделяется внимание работе с обеими руками. После выполнения задания ведущей рукой, предлагается выполнить те же действия другой рукой или двумя руками одновременно. Это в сою очередь очень положительно воздействует на развитие межполушарных связей. «Круги», «пошевели пальцами», «рисуй одновременно».
- Релаксация
Применяется в конце мероприятий. Как заключительный этап. Своего рода «заземление» переживаний. Представлены фрагменты тем «Отдых на берегу моря» - волны. «Дождь в лесу» - капли дождя. «Путешествие по пустыни» - буря в пустыне.
Противопоказания для работы в песочнице:
- уровеньтревожности ребенка очень высок
- тяжелые психоневрологические нарушения у детей
- аллергические заболевания, астма
- кожные заболевания или порезы рук
Универсальность использования песочного стола зависит от творческого подхода педагога к занятиям. Чем разнообразнее педагогические приемы, тем интереснее проходит процесс обучения и развития. Творческий потенциал педагогов неисчерпаем, а песок может предоставить необходимое пространство для творчества. Не бойтесь экспериментировать, расширять сферы применения педагогической песочницы, придумывайте новые игры, приемы и формы работы с песком.
Мы с воспитателем средней группы, в рамках взаимодействия, использовали песочный стол, как один из инструментов в работе мультстудии «Золотая рыбка». Предлагаем вашему вниманию мультфильм – созданный детьми средней группы, с использование интерактивногопесочного стола. Посмотрите, что у нас получилось!
- Мультфильм «Золотая рыбка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности использования интерактивного стола в работе педагога-психолога в ДОО
Особенности использования интерактивного стола в работе педагога-психолога в ДОО Мы уже давно осознали, что функционирование современной системы образования без внедрения информационных технологи...
Cеминар для педагогов "Использование песочных столов в работе с детьми по развитию речи"
Семинар для педагогов "Использование песочных столов в работе с детьми по развитию речи"...
Использование светового песочного стола в коррекционно-образовательной работе в ДОУ(методические рекомендации для педагогов ДОУ)
Методические рекомендации для педагогов ДОУ...
Использование интерактивных технологий в практике работы педагогов ДОУ
Сообщение к педсовету «Использование интерактивных технологий в практике работы педагогов ДОУ» Материал для педагогических работников ДОУ...
«Выявление степени заинтересованности родителей в организации работы с детьми 3-4 лет с интерактивными песочными столами».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №2 «Теремок» Анкетирование родителейв группе младшего во...
Мастер - класс для педагогов «Использование светового песочного стола в работе педагога-психолога»
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком....
«Использование интерактивного обучающего плаката в работе педагогов ДОО"
В докладе рассказано, как использовать интерактивный обучающий плакат в работе педагогов ДОО...