Методическое сопровождение педагогов ДОУ
учебно-методический материал по теме

Теселкина Людмила Александровна

 

 

 «Методическое сопровождение педагогов ДОУ, как необходимое условие повышения качества образования».


В соответствии с Концепцией модернизации российского образования одной из главных задач образовательной политики является обеспечение современного качества образования. Главным субъектом реализации российской образовательной политики является педагог. Повышение качества образования не возможно без повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников.

В этой связи, особую роль приобретает решение проблемы повышения профессионального мастерства педагогов в рамках методической службы в ДОУ.

В нашем Центре  развития ребенка в настоящее время осуществляется становление системы методического сопровождения педагогов.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл материал для круглого стола52.56 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол:

Слайд 1-

 «Методическое сопровождение педагогов ДОУ, как необходимое условие повышения качества образования».


В соответствии с Концепцией модернизации российского образования

Слайд 2

- одной из главных задач образовательной политики является обеспечение современного качества образования. Главным субъектом реализации российской образовательной политики является педагог. Повышение качества образования не возможно без повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников. 

В этой связи, особую роль приобретает решение проблемы повышения профессионального мастерства педагогов в рамках методической службы в ДОУ.

В нашем Центре  развития ребенка в настоящее время осуществляется становление системы методического сопровождения педагогов.

СЛАЙД 3

Цель методического сопровождения в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО:

- повышение профессиональной компетенции педагогических работников для реализации ФГОС ДО через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагогического работника.

СЛАЙД 4

В кадровый состав входят:

2 учителя-логопеда,

1 педагог-психолог,

2 музыкальных руководителя,  

1 инструктор по физической культуре,

21 педагог

СЛАЙД 5

 Опыт педагогических работников представлен в таблице 1.

СЛАЙД 6

Методическое сопровождение ориентировано на

 раскрытие творческого потенциала каждого педагога;

раскрытие творческого потенциала педагогического коллектива в целом;

создание условий для роста профессионального мастерства педагогов;

повышение качества и эффективности образования

после получения информации из

диагностических и аналитических материалов.

СЛАЙД 7

Алгоритм организации методического сопровождения в Центре:

Схема1

Процесс обновления дошкольного образования требует от нас определённых управленческих действий и обновления содержания образования.

Ориентируясь на гуманизацию образования, признание неповторимости личности каждого ребёнка, мы, прежде всего, учитываем, что личность ребёнка формируется личностью педагога. Поэтому методическое сопровождение ориентировано в первую очередь на раскрытие творческого потенциала каждого педагога, педагогического коллектива в целом, на создание условий для роста профессионального мастерства педагогов, и в конечном счёте на повышение качества и эффективности образования после получения информации из диагностических и аналитических материалов.

 

СЛАЙД 8  Таблица «План диагностики педагогов»

Для повышения уровня квалификации педагогов по данной проблеме проведен ряд обучающих и практических мероприятий: семинары-практикумы, мастер-классы, открытые просмотры, взаимопосещения.

Способствование развитию профессиональных компетентностей воспитателей, направленных на использование продуктивных педагогических технологий.

 Формирование в ДОО коллектива единомышленников: выработать педагогическое кредо, развить традиции, контроль и анализ учебно- воспитательного процесса, выявить, обобщить и распространить передовой педагогический опыт, приобщить воспитателей к экспериментальной работе. педагогические работники дошкольного учреждения работают по выбранной теме самообразования, накапливают методические материалы и собственные разработки.

СЛАЙД 9 Таблица «Аналитические мероприятия»

СЛАЙД 10: ФОТОГРАФИИ АНКЕТ ПЕДАГОГОВ

По результатам полученной информации из диагностических и аналитических материалов:

СЛАЙД 11

1 -  сформулировали проблему «Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам практического применения ФГОС в целостный образовательный процесс»;

2 - определили годовые задачи:

1. Организация работы педагогического коллектива, направленной на развитие экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста, с целью развития их интеллектуальных способностей, познавательного интереса, творческой инициативы

2. Интеграция образовательной деятельности через внедрение инновационных методик и программ с учетом эффективного использования учебно-методических комплектов в соответствии с ФГОС ДО.

3. Формирование педагогической компетенции воспитателей и родителей  по вопросам художественно-эстетического развития с помощью эффективных форм взаимодействия и сотрудничества.

3- спроектировали раздел плана «Методическая работа».

СЛАЙД 12

Методическая служба ДОУ является  необходимым условием повышения профессионального мастерства педагогов

В годовом плане на 2016 - 2017 учебный год, принятом на педагогическом совете МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 1

 «Мечта» г.Ртищево Саратовской области» от « 30 » августа 2016 года, протокол № 1 прописан раздел VI. Методическая работа,

 который включены:

  • Открытые просмотры педагогической деятельности, взаимные посещения;
  • Обучающие семинары, семинары практикумы;
  • Консультации;
  • Наставничество;
  • Работа методического кабинета;
  • Самообразование.
  • График прохождения аттестации;
  • Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

СЛАЙД 13

АНАЛИЗ КАДРОВОГО СОСТАВА

По уровню профессионального образования 

На сегодняшний день в Центре продолжается работа по формированию сплоченного, работоспособного коллектива педагогов.

8 педагогов имеют высокий потенциал личностного развития, стремящиеся к саморазвитию и развитию взаимодействия с окружающими коллегами.

12 педагогов больше склонны к исполнительской роли в педагогической деятельности и в установлении взаимоотношений в коллективе, не проявляют творческой инициативы.

6 педагогов с большим творческим потенциалом, но имеют трудности в установлении контактов с коллегами, (неуверенность в своих силах, низкий уровень ответственности к выполнению профессиональных обязанностей).  Это связано с постоянно меняющимся составом педагогического коллектива. За период первого полугодия коллектив сменился на 30%, что обусловлено молодым контингентом педагогических работников. Тем не менее, положительная динамика наблюдается и подтверждается формальными показателями, где отмечается устойчивый рост количества педагогов имеющих высшее профессиональное образование. На переподготовку и обучение было направлено 14 человек.

СЛАЙД 14

Сравнительная диаграмма образовательного уровня педагогических работников ДОУ за 3 года

Отмечается увеличение количества педагогов имеющих квалификационную категорию.

СЛАЙД  15

Таблица «Квалификация педагогов»

СЛАЙД 16

Сравнительная диаграмма уровня квалификации педагогических работников ДОУ за последние 3 года

СЛАЙД 17 Таблица 4 Награды, звания имеют 5 педагогов

СЛАЙД 18 Таблица «ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ»

Опыт  работы

СЛАЙД 19 Сравнительная диаграмма стажа работы

 педагогических работников ДОУ за 3 года

СЛАЙД 20 

Возрастная характеристика педагогического состава (в процентном и количественном соотношениях).

СЛАЙД 21 СТАБИЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

СЛАЙД 22 Анализ владения педагогами компетентностями представлен в таблице 8

СЛАЙД 23  ФОТО КОПИИ СВИДЕТЕЛЬСТВ  О ПРОХОЖДЕНИИ КУРСОВ ИКТ, СЕРТИФИКАТОВ О ПУБЛИКАЦИЯХ ПЕДАГОГОВ,  МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ, ПРОЕКТОВ.

СЛАЙД 24 Анкетирование и/или тестирование:

СЛАЙД 25

ФОТОГРАФИИ ПЕДАГОГОВ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ЗАДАНИЯ

СЛАЙД 26

В практике работы методической службы Центра используется система индивидуального сопровождения педагогов.

 Выбор оптимального варианта методической работы предполагает всестороннее изучение личности и деятельности воспитателя дошкольного учреждения. В основе системы сопровождения лежит распределение педагогов на группы с учётом стажа педагогической деятельности, а так же дифференцированный подход к педагогу в соответствии с результатами педагогического мониторинга.

СЛАЙД 27-28  Проблемный анализ профессионализма педагогов по результатам диагностической деятельности 

СЛАЙД 29

Заполнение педагогических паспортов позволяет условно разделить педагогический коллектив на 4 условные группы:

СЛАЙД 30

Эффективные формы работы с педагогическим коллективом

СЛАЙД 31

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ:

- педагогический час, консультации,

- электронная страница и электронный механизм сбора информации через электронную почту.

Наиболее эффективны и популярны среди педагогов такие формы работы:

 мастер-класс

 педагогическая мастерская

творческая лаборатория.

СЛАЙДЫ 32-35 «Решение годовых задач различными формами»

СЛАЙД 36

ФОТОГРАФИИ СЕМИНАРОВ-ПРАКТИКУМОВ, ЭССЕ, КОПИЙ УДОСТОВЕРЕНИЙ О ПРОХОЖДЕНИИ КПК, КОПИИ ДИПЛОМОВ И ГРАМОТ ЗА ПОБЕДУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСАХ, ОТКРЫТЫХ ПРОСМОТРОВ, МАСТЕР – КЛАССОВ, СКРИНШОТА СТРАНИЦЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ, КОНСУЛЬТАЦИИ.  

Следующим приоритетным направлением деятельности методической службы является адаптация молодых специалистов, не имеющих профессионального опыта.

СЛАЙД 37-38  Наставничество

Наставники имеют планы работы с молодыми специалистами, проводят индивидуальную работу по оказанию практической, теоретической, методической и психолого-педагогической помощи педагогам.

  Постепенно при  поддержке наставника молодой воспитатель начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями. Наставник помогает овладеть искусством общения, найти подход к любому родителю, а через него узнать как можно больше о ребенке, и в целом установить доверительные отношения с детьми, а в дальнейшем завоевать любовь детей и уважение их родителей. Наставники и молодые специалисты при взаимном посещении занятий и режимных моментов заполняют тетрадь взаимопосещений.

СЛАЙД 39     ПЛАН РАБОТЫ «ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА»

СЛАЙД 40 Этапы профессионального становления молодого специалиста

I этап стажировка  (первый год работы). Выпускник колледжа или вуза осознает свои возможности как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, их родителей, всего коллектива ДОУ. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Осознание недостаточного владения содержанием работы с детьми заставляет его заняться самообразованием.

II этап - развивающий (2-3 год работы). Идет процесс развития профессиональных умений, накопление опыта, поиск лучших методов воздействия на группу детей в процессе воспитательно-образовательной работы, вырабатывается свой стиль в работе, появляется интерес к опыту коллег. 

III  этап - становление (4-5-й год работы). В деятельности педагога начинает складываться система.

IV этап - совершенствование (более 5 лет работы), саморазвитие, освоение новых педагогических технологий.

СЛАЙД 41 Интерактивные формы и методы в работе

с молодыми специалистами

ФОТОГРАФИИ

СЛАЙД 42                     РАБОТА ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Состав творческой группы:

ФОТОГРАФИИ

Заседания творческой группы проводятся первый понедельник месяца, на которых в соответствии с планом разрабатываются положения об организации и проведении смотров,  конкурсов в Центре.

ФОТОГРАФИИ

СЛАЙД 43                     Работа методического кабинета

Расширение и модернизация методического оснащения

ФОТОГРАФИИ

Пополнение фонда медиатеки

ФОТОГРАФИИ

Накопление и систематизация материалов, созданных педагогическими  работниками

ФОТОГРАФИИ

Разработка материалов (электронный вариант) по тематике педагогических советов

ФОТОГРАФИИ

Размещение материалов педагогов и специалистов на сайте

ФОТОГРАФИИ

Издание и публикация материалов конференций

ФОТОГРАФИИ

Пополнение фонда методической, научно-практической, периодической, информационной литературы

ФОТОГРАФИИ

СЛАЙД 44  Самообразование.

Все педагоги работают по индивидуальным планам профессионального развития. При составлении индивидуальных планов и выборе методической темы педагоги в  мае представляют «Пояснительную записку», в которой обозначают актуальность выбора данной темы (после проведенного анализа педагогической диагностики, выделяю проблему, определяют цель и ставят задачи,   обосновывают использование средств) и разрабатывают план, определяя способы реализации.  

План работы по самообразованию

СЛАЙД 45 Методические темы по самообразованию педагогических работников

СЛАЙД 46 ФОТОГРАФИИ ПАПОК ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

СЛАЙД 47 График прохождения аттестации педагогическими работниками

СЛАЙД 48 График прохождения аттестации педагогическими работниками

СЛАЙД 49 МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

СЛАЙД 50 Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

В период с 2015 по 2016 год курсы повышения квалификации и переподготовку прошли 23человека, что составляет 85% от общего числа педагогов, включая использование дистанционных образовательных технологий и обучение в форме вебинаров.

Курсы профессиональной переподготовки

Курсы повышения квалификации по ФГОС

СЛАЙД 51

  Курсы повышения квалификации в период с апреля по октябрь 2015 года по дополнительной профессиональной программе «Деятельный подход к воспитательно-образовательному процессу в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» прошли из 26 человек – 23, что составляет  85% (не прошли курсы специалисты и вновь прибывшие сотрудники)

СЛАЙД 52

В течение учебного года 2 воспитателями логопедической группы пройдены курсы повышения квалификации

СЛАЙД 53

 Чёткость в организации профессиональной деятельности.

 Многообразие применения методов и приёмов работы с детьми.

 Динамика педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка в течение года.

 Эмоционально благоприятный микроклимат в группе.

 Информационная обеспеченность каждого направления работы.

 Популярность среди воспитанников, родителей, коллег.

 Широта охвата проблем, решаемых за счёт социальных связей с государственными и общественными структурами.

 Педагогическая целесообразность методического обеспечения.

 Наличие публикаций, обобщение и представление опыта на муниципальном, региональном, федеральном и международном уровне.

 Повышение педагогического мастерства педагогов через привлечение их к участию в конкурсных проектах.

СЛАЙД 54

Информация об участии педагогов ЦРР МДОУ – детский сад №1 «Мечта» г.Ртищево Саратовской области в конкурсах различного уровня  

СЛАЙД 55

Муниципальные конкурсы:  «Лучший педагогический сайт», «Ярмарка педагогических идей», «Триумф мастерства», 

 Региональные конкурсы «Лидеры дошкольного образования» «Саратов сегодня»

Всероссийские конкурсы: «Таланты России», «Требования ФГОС к системе дошкольного образования», «Мой мастер – класс».

Международные конкурсы «Лучший мастер-класс»

СЛАЙД 56

Педагоги активно:

-  представляют опыт работы на районных МО  «Калейдоскоп педагогический идей», тема «Организации совместной проектной деятельности взрослых и детей в рамках реализации ФГОС ДО»;

- принимают участие во всероссийских семинарах «Самообразование педагога - основа профессиональной компетенции педагога», «Творческая деятельность педагога как необходимое условие креативного развития детей», во всероссийском дистанционном осеннем фестивале работников образования «Творчество педагогов» на портале «Одаренность.RU» www.ya-odarennost.ru

во всероссийских вебинарах «Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения»,  «Самообразование, как необходимое условие повышения профессиональной компетентности педагога», во всероссийском дистанционном конкурсе педагогов «Вернисаж изобразительного искусства».

С целью повышения компетентности в использовании ИКТ –технологий, изучаются учебно-методические материалы, размещённые на портале «Открытое образование».

Участие  в муниципальных  и всероссийских   профессиональных конкурсах – это стремление  не только к передаче своего, но и восприятию чужого опыта, профессиональное честолюбие, конкурентоспособность. Сам факт участия в каком-либо профессиональном конкурсе, независимо от достигнутого результата (победа или  участие) определенно свидетельствует в пользу претендента, так как характеризует его стремление к постоянному повышению  профессиональной компетентности,  возможности для профессионального роста.  

Итогами работы самообразования стало использование при организации воспитательно-образовательных мероприятий дошкольного учреждения положительного педагогического опыта.

В 2015-2016 учебном году и в 1 полугодии 2016 -2017 учебного года была организована работа над повышением педагогического мастерства, применялись активные методы обучения, использовался опыт педагогов.

Перед методической службой Центра развития ребёнка стоят следующие задачи:

1. Создание образовательной среды позволяющей реализовать творческий потенциал каждого ребёнка, педагога, всего педагогического коллектива.

2. Ориентация педагогов на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование.

С начала учебного года 17 педагогов и специалистов приняли участие в муниципальных заседаниях методических объединений и семинарах. На базе МДОУ в октябре был проведен семинар "Поколение NEXT"

Профессиональное развитие педагога ДОУ – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала.

СЛАЙД 57

Модель организации методического сопровождения, которая  создана в Центре на основе диагностико- прогностической деятельности. При создании  системы мониторинга, направленного на отслеживание уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ и повышение  качества образования, можно активно привлекать педагогов ДОУ к участию в конкурсных проектах. Только при изучении личностных и профессиональных качеств педагога и  через создание собственного стиля педагогической деятельности каждого педагога можно  добиться высокого качества образования в ДОУ.

Модель методического сопровождения в ДОУ

   СЛАЙД 58

Правильно организованное методическое сопровождение педагогов способствует развитию профессиональной компетентности конкретного педагога в области содержания дошкольного образования, развитию его эрудиции, а также необходимых для педагога – практика свойств и качеств личности. 

Современный педагог должен быть конкурентоспособным и уметь позиционировать себя в условиях ДОУ.

В организации методической поддержки:

- создаются условия для распространения и внедрения практического опыта в

деятельность других образовательных организаций;

-  создается механизм отражения, хранения и анализа результатов педагогического мониторинга реализации ООП ДО.

СЛАЙД 59

В системе управления качеством образования (новые подходы и технологии, новизна в системе взаимодействия с партнерами):

- появился механизм получения  результатов и осуществления коррекции образовательного процесса в ДОУ;

 - у педагогов появилась возможность самостоятельно и компетентно оценить качество образования в ДОУ и реализацию образовательных задач в группах, в отношении каждого ребенка;

- появилась возможность расширения перспектив развития ОУ, определения новых целей, расширение пространства образовательных областей.

В организации профессиональной деятельности и профессионального развития педагога:

 повысилась профессиональная компетентность педагогов ДОУ;

 повысилась заинтересованность педагога к проведению мониторинга и в положительной динамике результативности освоения программы, изменились методы проведения мониторинга и коррекции индивидуального развития ребенка;

 повысилась сплоченность в работе педагогического коллектива, неформальное принятие и достижение общих целей, реализация общих задач.

Задачи, поставленные в текущем учебном году, реализованы в полной мере и способствовали достижению ключевых результатов.  

Достаточный уровень нормативного обеспечения по мониторинговой деятельности.

Достаточный уровень методической активности - деятельность по созданию методических продуктов.

Достаточный уровень влияния инноваций для целей и задач ФГОС, включая профессиональное развитие педагогов.

СЛАЙД 60

В новом учебном году планируется:

* продолжать организацию наставничества, осуществляя психолого-педагогическую и методическую помощь молодым специалистам;

* стимулировать педагогов к повышению квалификации;  

* активизировать работу с родителями, приглашая их на консультации, открытые мероприятия;

* направлять педагогических работников, нуждающихся в повышении квалификации по различным направлениям развития детей и овладении технологиями развивающего обучения (учителя-логопеды, музыкальные руководители, педагог – психолог, инструктор по физической культуре).

СЛАЙД 61

Результат соответствует следующим параметрам:

1)   осознанная готовность педагогов ДОУ к реализации новых образовательных стандартов; 
2)   субъектная позиция педагога в отношении внедрения ФГОС дошкольного образования, 
3)   повышение профессиональной компетентности  педагогов; 
4)   активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности; 
5)   самореализация педагога в профессиональной деятельности
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

Методическое сопровождение педагогов как способ организации методической деятельности

Решению задач по повышению уровня профессиональной компетенции, поддержке педагога в его профессиональной деятельности в современных условиях способствует комплексное методическое сопровождение педаго...

Курс повышения квалификации для педагогов"Методическое сопровождение педагога в области развития словесного творчества детей"

Программа курса  по теме "Методическое сопровождение педагогав области развития словесного творчества детей", предназначена для педагогов образовательных организаций, содержание программы позволи...

Проект методической деятельности «Методическое сопровождение педагогов по реализации плана - проекта инновационной площадки МДОУ ДС № 202»

Основной целью  инновационной  деятельности является достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований.  Инновационный прое...

Методическая разработка на тему: "Организация методического сопровождения педагогов в период подготовки к аттестации"

Представлены материалы по методическому сопровождению педагогов в межаттестационный период...

Концепция сопровождения. «Методическое сопровождение педагогов в процессе воспитания основ гражданственности детей старшего дошкольного возраста»

В концепции разработан оригинальный механизм методического сопровождения педагогов в процессе внедрения технологии воспитания основ гражданственности детей старшего дошкольного возраста «Страна ...

Методическое сопровождение педагогов ДОУв условиях реализации ФГОС ДО: методические рекомендации для руководителей и старших воспитателей ДОУ – с.Троицкое: РМК,2015 - с.32

Методическое сопровождение педагогов ДОУв условиях реализации ФГОС ДО: методические рекомендации для руководителей и старших воспитателей ДОУ – с.Троицкое: РМК,2015 - с.32...