Курс повышения квалификации для педагогов"Методическое сопровождение педагога в области развития словесного творчества детей"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Программа курса по теме "Методическое сопровождение педагогав области развития словесного творчества детей", предназначена для педагогов образовательных организаций, содержание программы позволит слушателям расширить представления в области педагогических теорий и систем и создаст предпосылки для освоения педагогами конкретных методик , современных педагогических технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
322_kurs_povysheniya_no2_-_kopiya.docx | 36.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса повышения квалификации по теме
«Методическое сопровождение педагога в области развития словесного творчества».
Разработала Н.В.Каурова
Пояснительная записка
Программа предназначена для педагогов образовательных организаций. Содержание программы позволяет слушателям расширить представления в области педагогических теорий и систем и создать предпосылки для освоения педагогами конкретных методик, современных педагогических технологий.
В условиях вариативности дошкольного образования профессиональная деятельность педагогических кадров усложняется и обретает новое содержание, что побуждает совершенствовать систему подготовки специалистов дошкольного профиля, повышения их квалификации и методического сопровождения на рабочих местах.
От современного педагога ожидается высокая степень социальной ориентированности в психологических аспектах взаимодействия с родителями воспитанников; знание основных направлений государственной образовательной политики в дошкольной сфере, в методических аспектах образовательной деятельности с детьми. Умение гибко решать новые задачи в контексте перспектив развития культурно-исторических предпосылок происходящих изменений; обладать способностью к самоопределению и самоутверждению в новых условиях; иметь высокую степень адаптивности в работе с детьми дошкольного возраста с различными особенностями здоровья.
Актуальность предлагаемого курса обусловлена несколькими факторами.
Во-первых, необходимость построения деятельности образовательного учреждения в соответствии с приоритетами, обозначенными Федеральным законом «Об образовании»;
Во-вторых, управление образовательным учреждением происходит в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования
В-третьих, перед дошкольными организациями стоят новые задачи, связанные с гибким реагированием на изменяющиеся запросы общества, семьи по предоставлению вариативных услуг детям дошкольного возраста.
Цель данной программы: расширение у слушателей представлений в области педагогических теорий и систем дошкольного образования и обеспечение научно-методической готовности педагогов к взаимодействию с субъектами образовательной деятельности в вариативных моделях дошкольного образования.
Программа направлена на решение следующих задач:
- Расширить и уточнить представления педагогов в области действующей нормативно-правовой базы и современных педагогических теорий и систем;
- Создать условия для освоения педагогами конкретных методик, современных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста и родителями воспитанников;
- Способствовать овладению воспитателями способов проектирования своей педагогической деятельности.
Программа курсов состоит из 4 блоков.
- Особенности внедрения ФГОС в систему дошкольного образования.
- Особенности взаимодействия взрослый- ребёнок – сверстник.
- Особенности развития литературного творчества у детей дошкольного возраста.
- Проектирование вариативных моделей взаимодействия Взрослый- ребёнок- родитель.
В результате прохождения курсов повышения квалификации у слушателей:
- Расширятся и уточнятся представления в области действующего ФГОС в сфере взаимодействия взрослых и детей как субъектов образовательного процесса.
- Появится опыт проектирования собственной деятельности в процессе решения актуальных задач по развитию у детей творческих способностей, воображения.
- Сформируются внутренние потребности педагога в непрерывном самосовершенствовании и творческом использовании полученных знаний в профессиональной работе.
- Сформируются способности использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных наук при решении социальных и профессиональных задач.
Курсы носят практико-ориентированный характер.
Основными формами работы со слушателями являются лекции, предполагающие вовлечение слушателей к обсуждению излагаемых преподавателем тем курса, а также практические занятия, семинары, где слушатели могут представлять материалы из собственного опыта. Программа курса включает базовую часть и практические вариативные модули по взаимодействию с воспитанниками, как субъектами образовательных отношений, так и с родителями по активному включению их в образовательный процесс.
Вариативный модуль обучения ориентирован, в первую очередь, на инновационность и актуальность их содержания, нацелен на максимально полное удовлетворение профессиональных запросов специалистов образовательного учреждения.
Программа включает пояснительную записку, учебный и учебно-тематический план, содержание основных разделов курса, отражающее вопросы содержательного, организационно-технологического и методического характера, список литературы, формы работы,
Освоение образовательной программы завершается итоговой презентацией слушателей в форме зачета.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
курсов повышения квалификации по теме
«Методическое сопровождение педагога в области развития словесного творчества».
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольных организаций в вопросах развития и обучения детей дошкольного возраста в области развития словесного творчества, в условиях ФГОС.
Категория слушателей: педагоги образовательных организаций
Срок обучения: 56 часов
Форма обучения: с отрывом от производства
Режим занятий: 2 часа в день
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Лекции | Практ. занятие | Формы контроля |
I | Особенности внедрения ФГОС в систему дошкольного образования. | 2 | 2 | ||
II | Особенности взаимодействия взрослый-ребёнок-сверстник. | 6 | 4 | 2 | Презентация. |
III | Особенности развития литературного творчества у детей. | 18 | 10 | 8 | Изготовление памятки для родителей |
IV | Проектирование вариативных моделей взаимодействия воспитатель – ребёнок - родитель. (1 модуль на выбор) | 20 | 10 | 10 | Разработка сценариев в форме презентаций. |
V | Разработка сценария мероприятий. | 8 | 8 | Творческий отчет. | |
Зачет | 2 | 2 | |||
Всего | 56 | 26 | 28 | 2 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
курсов повышения квалификации по теме
«Методическое сопровождение педагога в области развития словесного творчества».
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольных организаций в вопросах развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
Категория слушателей: педагоги образовательных организаций
Срок обучения: 56 часов
Форма обучения: с отрывом от производства
Режим занятий: 2часа в день
№ | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | Из них по видам уч. занятий | Форма контроля | |
лекц | практ | ||||
I. Особенности внедрения ФГОС в систему дошкольного образования. | |||||
1.1 | Основные отличия ФГТ от ФГОС. | 2 | 2 | ||
II. Особенности взаимодействия взрослый-ребёнок – сверстник. | |||||
2.1 | Культурная практика. Зона ближайшего развития. Взаимодействия воспитателя и ребёнка как субъекта образовательных отношений. | 2 | 2 | ||
2.2 | Индивидуализация и социализация. Общение ребёнок-сверстник. | 4 | 2 | 2 | Презентация |
Продолжение таблицы
III. Особенности развития литературного творчества у детей. | |||||||||
3.1 | Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. | 4 | 2 | 2 | |||||
3.2 | Работа по ознакомлению с детской литературой в ДО. Принципы формирования круга детского чтения. Учёт гендерных различий при формировании круга детского чтения. | 4 | 2 | 2 | Памятка для родителей. | ||||
3.2 | Построение развивающей предметно-пространственной среды. | 2 | 2 | ||||||
3.3 | Формирование книжного уголка в группе. Значение и расположение книжного уголка в группе. Содержание книжного уголка. Периодичность смены книжного материала в уголке для чтения. Примерные темы для формирования книжного уголка. | 4 | 2 | 2 | Смотр книжных уголков | ||||
3.4 | Влияние сказок на мир взрослых и детей. Методика рассказывания сказок детям разного дошкольного возраста. Метод «Каталог». | 2 | 1 | 1 | |||||
3.5 | Составление загадок и метафор по картине. | 2 | 1 | 1 | Презентация работ | ||||
IV. Проектирование вариативных моделей дошкольного образования (1 модуль на выбор) | |||||||||
4.1 |
Планирование и проведение кружковой работы по развитию словесного творчества детей. | 4 | 2 | 2 | Оформление конспекта |
Продолжение таблицы
4.2. | Планирование образовательной деятельности по одному из направлений развития детей (социально-коммуникативному, речевому, художественно-эстетическому) | 8 | 4 | 4 | Презентация | ||||
4.3 | Проектирование содержания вариативных форм дошкольного образования: современная семья особенности сотрудничества с ДО в рамках развития словесного творчества дошкольников. | 4 | 2 | 2 | Фотоколлаж. Сценарии. | ||||
4.4 | Творческие задания для дошкольников при работе с художественной литературой. Возрастные особенности творческих заданий для детей. Виды творческих заданий. Нетрадиционные формы работы со сказкой. | 4 | 1 | 3 | Разработка заданий. | ||||
Y. Разработка сценариев мероприятий в ДО. | |||||||||
5.1 | Конкурс «Книжка своими руками из подручных средств» | 2 | 2 | Выставка книжек. Награждение победителей. | |||||
5.2 | Конкурс «В мире сказок и стихов» среди старших и подготовительных групп. | 4 | 4 | Награждение победителей. | |||||
5.3 | Проведение интеллектуальной игры для подготовительных групп «Умники и умницы» по теме Край родной. | 2 | 2 | Фотоотчет на сайте ДОО. | |||||
Зачет | 2 | 2 | |||||||
Итого | 56 | 26 | 28 | 2 |
Содержание основных разделов курса
Раздел I. Особенности внедрения ФГОС в систему дошкольного образования.
Тема 1.1. Государственная политика в развитии системы образования в РФ. (kекция – 2часа)
Государственный образовательный стандарт. Отличия ФГТ от ФГОС.
Нормативно-правовые основы государственной образовательной политики в области дошкольного образования. Требования к структуре и содержанию образования.
Раздел II. Особенности взаимодействия взрослый – ребёнок – сверстник. (6 часов)
Тема 2.1. Психолого-педагогические особенности детей раннего и дошкольного возраста, основные факторы и условия успешного развития детей дошкольного возраста. Зона ближайшего развития. Культурная практика (лекция - 2 часа).
Факторы, влияющие на формирование и развития психики ребенка. Понятие ведущей деятельности как основы развития интеллектуальной и личностной сферы ребенка. Развитие основных личностных механизмов и образований у детей дошкольного возраста: развитие эмоциональной сферы и мотивационной сферы.
Целостность развития социализации-индивидуализации ребёнка (лекция-2 часа).
Практика. Изучение проблемы по взаимодействию воспитателя и ребёнка, как субъекта образовательных отношений, в разных источниках. Отчётный продукт – презентация по теме (практика-2часа).
Вопросы и задания к практическому занятию:
- Особенности общения детей в разных возрастных группах.
- Определение характера взаимодействия педагога с детьми в процессе развития словесного творчества.
- Проявление индивидуальных интересов детей в условиях художественно-эстетической организации деятельности.
- Задание: (по группам) составление презентации по взаимодействию воспитателя и субъектов образовательного процесса. Взаимодействие ребёнок – сверстник, особенности взаимодействия в условиях ФГОС. (на выбор) и анализ культурной практики в младшем и старшем дошкольном возрасте.
Раздел III. Особенности развития словесного творчества детей. (18 часов)
Тема 3.1. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Цели и задачи
Тема 3.1. Моделирование образовательного процесса в ДОУ на основе Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования по развитию словесного творчества дошкольников. (Семинар - 2 часа)
Вопросы и задания:
- В чем заключается структура образовательного процесса в ДОУ?
- Какова структура и изменения в календарном планировании? воспитательно-образовательного процесса ДО в условиях введения ФГОС?
Тема 3.2. Построение развивающей предметно-пространственной среды (Лекция - 2 часа)
Ключевые понятия «среда», «предметно-развивающая среда» и «социальная среда». Принципы построения предметной среды. Требования к созданию предметной и социальной среды в соответствии с Приказом МО РФ № 2151 от 20.07.2011 г.
Формирование книжного уголка. Примерные темы для формирования книжного уголка. (лекция- 2 часа)
Требование к презентационным материалам:
- Название центра, цели и задачи его создания.
- Принципы организации в разных возрастных группах с учетом реализуемых программ.
- Перечень возможных игрушек и материалов, представленных в Центре.
- Разработка проблемных ситуаций для активизации детской активности в Центре.
5. Формирование книжного уголка в группе.
Содержание книжного уголка.
Периодичность смены книжного материала в уголке для чтения.
Тема 3.3 Влияние сказок на мир взрослых и детей.
Цель: Выявление особенностей влияния сказки на современного человека.
Тема 3.4 Метод «Каталог» (лекция 1 час).
Тема 3.5 Составление загадок и метафор по картине.
Цель: Обучение составлению загадок и метафор по картине и использование в повседневной работе с детьми (лекция 1 час).
Раздел IV. Проектирование вариативных моделей дошкольного образования (1 модуль на выбор)
Тема 4.1. Планирование образовательной деятельности по одному из направлений развития детей (социально-коммуникативному, речевому, художественно-эстетическому) (лекция - 2часа).
Модели организации образовательного процесса в ДОУ: особенности построения учебной, комплексно-тематической и предметно-средовой модели. Специфика организации совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников. Схема развития детского вида деятельности. Алгоритм планирования и отслеживания результатов воспитательно-образовательного процесса.
Тема 4.1. Планирование образовательной деятельности по одному из направлений развития детей (социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому) (практическое занятие - 2 часов)
Задание к практическому занятию:
1. Разработайте тематику детских исследований (проектной деятельности) с учетом региональных особенностей.
2. Спроектируйте систему взаимодействия участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей), обеспечивающую организацию исследовательской (проектной) деятельности.
Тема 4.2. Проектирование содержания вариативных форм дошкольного образования: современная семья и особенности сотрудничества с дошкольным учреждением (лекция - 2 часа).
Основные нормативные документы (Закон РФ «Об образовании», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» и другие) определяющие приоритетные задачи взаимодействие учреждения с семьей. Классификация форм работы педагога с родителями дошкольников: традиционные и нетрадиционные формы общения. Описание структурно-функциональной модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи по вопросам развития ребенка.
Тема 4.2. Проектирование содержания вариативных форм дошкольного образования: современная семья и особенности сотрудничества с дошкольным учреждением по вопросам художественно эстетического развития детей. Развитие творческих способностей и воображения. (практическое занятие - 2 часа).
Задание к практическому занятию:
- Подготовьте план-конспект родительского собрания «Развитие творческих способностей детей. « Я и мой ребёнок». Укажите цель и форму проведения родительского собрания.
«В мире стихов и сказок». Цель: Познакомить с эффективными способами запоминания стихов. Развитие любознательности и творческих способностей.
2. Каковы особенности проявления позиции педагога при общении с ребёнком. Попытайтесь сгруппировать типичные трудности и пути их разрешения в различных вариативных моделях дошкольного образования, возникающие в процессе общения педагога с воспитанниками.
V. Разработка сценариев мероприятий в ДО.
для детей дошкольного возраста.
Требования к презентационным материалам:
- название мероприятия.
- возраст детей, на которых рассчитано мероприятие.
- направленность, цель и задачи данного мероприятия.
- отличительные особенности данного мероприятия от уже существующих;
Итоговая форма аттестации слушателей курсов
(в форме зачета – 2 часа)
Разработка проекта программы по развитию словесного творчества детей дошкольного возраста. Проектируется слушателями самостоятельно на основе собственной практической деятельности, и материалов курса повышения квалификации. Состав группы от 4 до 6 человек. (По возрастам).
Требования к программе:
программа должна включать в себя обязательные содержательные блоки:
- актуальность программы;
- план мероприятий по программе;
- цели и задачи программы;
- психолого-педагогический портрет детей;
- обоснование содержания деятельности;
- предполагаемые результаты и способы отслеживания результатов;
- материально-техническое обеспечение программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей"
Рисование - язык внутреннего мира маленького ребенка.Дети любят рисовать, потому что рисование доступно.Они рисуют пальчиками, ладошками, мелками, пастой на зеркале, водой…То есть всем тем, что о...
Мастер-класс "Социо-игровые приемы для организации взаимодействия детей в группе комбинированной направленности" (в рамках проведения курсов повышения квалификации ККИПКиППРО "Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ")
Уметь договариваться между собой – это трудное дело и для взрослых, и для детей. Создание ситуации для взаимодействия детей на деловой основе необходимо с самого раннего возраста как для детей с нормо...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»...
Методическое сопровождение педагога в организации образовательных ситуаций по развитию диалогической речи детей 4-5 лет: к постановке проблемы
В данной статье поднимается проблема методического сопровождения педагога в организации образовательных ситуаций по развитию диалогической речи детей 4-5 лет....
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»
расширить знания педагогов в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей....
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»Цель: расширить знания педагогов в вопросах об использовании...
Мастер - класс для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»Цель: расширение знаний педагогов в вопросах об использова...