Методическая встреча "Принцип построения основной образовательной деятельности по развитию речи в соответствии с ФГОС ДО"
методическая разработка на тему

Холкина Елена Владимировна

Методическая встреча

«Принцип построения ООД по развитию речи дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (ФГОС ДО п 2.6)

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного периода:

- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. (ФГОС ДО п. 4.6)

Раскроем те задачи, которые перед нами ставит ФГОС ДО:

Задачи речевого развития в ФГОС ДО:

-  овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);

- обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);

-  развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей: диалога и монолога). Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения)

-  развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. ). Все это становится возможным,  если мы создаем для этого условия.

 -  знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей)  

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

- развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи).

Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка (п.1.2. ФГОС ДО). В стандарте выделены основные принципы дошкольного образования (п.1.4 ФГОС ДО). В ниже указанной таблице представлена преемственность данных принципов.

Основная задача педагога  - понять, каким образом данные принципы будут реализованы в образовательном процессе детского сада: каким содержанием, формой работы, методами, средствами и приемами обеспечить амплификацию детского развития; как организовать сотрудничество детей и взрослых; какие качества характеризуют ребенка как субъекта педагогического процесса; как поддержать инициативу ребенка.

Принципы, заложенные в нормативных документах, на основе которых разработан ФГОС ДО

Основные принципы дошкольного образования

1

Поддержка разнообразия детства; сохранения уникальности  и самоценности детства  как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как период жизни значимого самого по себе, без всяких условий, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду жизни

Полноценное проживание ребенком всех этапов детства:

- младенческого возраста;

- раннего возраста;

- дошкольного возраста.

 

2

Личностно – развивающий характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических работников и детей).

- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

- сотрудничество ДОУ с семьей; учет этнокультурной ситуации развития

3

Уважение личности ребенка

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования

4

Реализация программы  в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка

-  поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

-  возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

 

Источники:

1)    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

2)    Путеводитель по ФГОС ДО в таблицах и схемах/ Под ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой.- СПб.: КАРО,2015 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsip_postroeniya_ood.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая встреча

«Принцип построения ООД по развитию речи дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (ФГОС ДО п 2.6)

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного периода:

- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. (ФГОС ДО п. 4.6)

Раскроем те задачи, которые перед нами ставит ФГОС ДО:

Задачи речевого развития в ФГОС ДО:

-  овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);

- обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);

-  развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей: диалога и монолога). Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения)

-  развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. ). Все это становится возможным,  если мы создаем для этого условия.

 -  знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей)  

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

- развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи).

Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка (п.1.2. ФГОС ДО). В стандарте выделены основные принципы дошкольного образования (п.1.4 ФГОС ДО). В ниже указанной таблице представлена преемственность данных принципов.

Основная задача педагога  - понять, каким образом данные принципы будут реализованы в образовательном процессе детского сада: каким содержанием, формой работы, методами, средствами и приемами обеспечить амплификацию детского развития; как организовать сотрудничество детей и взрослых; какие качества характеризуют ребенка как субъекта педагогического процесса; как поддержать инициативу ребенка.

Принципы, заложенные в нормативных документах, на основе которых разработан ФГОС ДО

Основные принципы дошкольного образования

1

Поддержка разнообразия детства; сохранения уникальности  и самоценности детства  как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как период жизни значимого самого по себе, без всяких условий, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду жизни

Полноценное проживание ребенком всех этапов детства:

- младенческого возраста;

- раннего возраста;

- дошкольного возраста.

2

Личностно – развивающий характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических работников и детей).

- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

- сотрудничество ДОУ с семьей; учет этнокультурной ситуации развития

3

Уважение личности ребенка

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования

4

Реализация программы  в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка

-  поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

-  возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования ( п 1.1. ФГОС ДО). Все участники образовательных отношений выступают как субъекты, т.е. активные, равноправные участники.

        

Ребенок как субъект педагогического процесса

Качества, характеризующие ребенка как субъекта:

-интерес к миру и культуре;

- избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности;

- инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью;

- самостоятельность в выборе и осуществления деятельности;

- творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности.

Таким образом,  при организации образовательной деятельности по развитию речи педагог свою образовательную деятельность строит с учетом:

- личностно – развивающего характера взаимодействия взрослого и ребенка,

- индивидуальных особенностей детей;

- помнит, что основной вид деятельности ребенка в дошкольном детстве -  игра, Формы взаимодействия  - познавательная и исследовательская деятельность, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка;

- ребенок в образовательном процессе – это субъект взаимодействия.

Источники:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  2. Путеводитель по ФГОС ДО в таблицах и схемах/ Под ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой.- СПб.: КАРО,2015 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект основной образовательной деятельности по развитию речи

Конспект  основной образовательной деятельности по развитию речи. Тема занятия: «В стране Сказок с кубиком Речевичком»Возрастная группа:  младшая  группа (3-4 года)...

Конспект основной образовательной деятельности по развитию речи

Конспект по обучению грамоте "«Работа со звуками [Ж] -[Ш]."...

Основная образовательная деятельность по развитию речи "Подготовишки"

Конспект занятия по развитию речи "Подготовишки"...

Основная образовательная деятельность по развитию речи «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»...

Основная образовательная деятельность по развитию речи "Осень"

Конспект занятия в подготовительнойгруппе по развитию речи "Осень"...