Методическая встреча "Принцип построения основной образовательной деятельности по развитию речи в соответствии с ФГОС ДО"
методическая разработка на тему
Методическая встреча
«Принцип построения ООД по развитию речи дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (ФГОС ДО п 2.6)
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного периода:
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. (ФГОС ДО п. 4.6)
Раскроем те задачи, которые перед нами ставит ФГОС ДО:
Задачи речевого развития в ФГОС ДО:
- овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
- обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей: диалога и монолога). Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения)
- развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. ). Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия.
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей)
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи).
Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка (п.1.2. ФГОС ДО). В стандарте выделены основные принципы дошкольного образования (п.1.4 ФГОС ДО). В ниже указанной таблице представлена преемственность данных принципов.
Основная задача педагога - понять, каким образом данные принципы будут реализованы в образовательном процессе детского сада: каким содержанием, формой работы, методами, средствами и приемами обеспечить амплификацию детского развития; как организовать сотрудничество детей и взрослых; какие качества характеризуют ребенка как субъекта педагогического процесса; как поддержать инициативу ребенка.
№ | Принципы, заложенные в нормативных документах, на основе которых разработан ФГОС ДО | Основные принципы дошкольного образования |
1 | Поддержка разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как период жизни значимого самого по себе, без всяких условий, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду жизни | Полноценное проживание ребенком всех этапов детства: - младенческого возраста; - раннего возраста; - дошкольного возраста.
|
2 | Личностно – развивающий характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических работников и детей). | - Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; - сотрудничество ДОУ с семьей; учет этнокультурной ситуации развития |
3 | Уважение личности ребенка | Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования |
4 | Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка | - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; -приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); |
Источники:
1) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
2) Путеводитель по ФГОС ДО в таблицах и схемах/ Под ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой.- СПб.: КАРО,2015 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsip_postroeniya_ood.docx | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая встреча
«Принцип построения ООД по развитию речи дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (ФГОС ДО п 2.6)
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного периода:
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. (ФГОС ДО п. 4.6)
Раскроем те задачи, которые перед нами ставит ФГОС ДО:
Задачи речевого развития в ФГОС ДО:
- овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
- обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей: диалога и монолога). Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения)
- развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. ). Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия.
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей)
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи).
Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка (п.1.2. ФГОС ДО). В стандарте выделены основные принципы дошкольного образования (п.1.4 ФГОС ДО). В ниже указанной таблице представлена преемственность данных принципов.
Основная задача педагога - понять, каким образом данные принципы будут реализованы в образовательном процессе детского сада: каким содержанием, формой работы, методами, средствами и приемами обеспечить амплификацию детского развития; как организовать сотрудничество детей и взрослых; какие качества характеризуют ребенка как субъекта педагогического процесса; как поддержать инициативу ребенка.
№ | Принципы, заложенные в нормативных документах, на основе которых разработан ФГОС ДО | Основные принципы дошкольного образования |
1 | Поддержка разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как период жизни значимого самого по себе, без всяких условий, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду жизни | Полноценное проживание ребенком всех этапов детства: - младенческого возраста; - раннего возраста; - дошкольного возраста. |
2 | Личностно – развивающий характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических работников и детей). | - Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; - сотрудничество ДОУ с семьей; учет этнокультурной ситуации развития |
3 | Уважение личности ребенка | Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования |
4 | Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка | - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; -приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); |
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования ( п 1.1. ФГОС ДО). Все участники образовательных отношений выступают как субъекты, т.е. активные, равноправные участники.
Ребенок как субъект педагогического процесса
Качества, характеризующие ребенка как субъекта:
-интерес к миру и культуре;
- избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности;
- инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью;
- самостоятельность в выборе и осуществления деятельности;
- творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности.
Таким образом, при организации образовательной деятельности по развитию речи педагог свою образовательную деятельность строит с учетом:
- личностно – развивающего характера взаимодействия взрослого и ребенка,
- индивидуальных особенностей детей;
- помнит, что основной вид деятельности ребенка в дошкольном детстве - игра, Формы взаимодействия - познавательная и исследовательская деятельность, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка;
- ребенок в образовательном процессе – это субъект взаимодействия.
Источники:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
- Путеводитель по ФГОС ДО в таблицах и схемах/ Под ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой.- СПб.: КАРО,2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект основной образовательной деятельности по развитию речи
Конспект основной образовательной деятельности по развитию речи. Тема занятия: «В стране Сказок с кубиком Речевичком»Возрастная группа: младшая группа (3-4 года)...
Конспект основной образовательной деятельности по развитию речи
Конспект по обучению грамоте "«Работа со звуками [Ж] -[Ш]."...
Основная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе №10. Тема: « Заколдованная принцесса»
Помочь детям находить оригинальные решения....
Основная образовательная деятельность по развитию речи "Подготовишки"
Конспект занятия по развитию речи "Подготовишки"...
Основная образовательная деятельность по развитию речи «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»
Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»...
Основная образовательная деятельность по развитию речи "Осень"
Конспект занятия в подготовительнойгруппе по развитию речи "Осень"...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в соответствии с требованиями ФГОС
Подготовительная группа...