Основная образовательная деятельность по развитию речи «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Костюк Наталья Витальевна

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Составила воспитатель: Костюк Н.В.

Коммуникативная деятельность (развитие речи)

Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»

Цель: создать условия для социально – коммуникативной деятельности.

Задачи:

Образовательные:  Продолжать формировать умение детей составлять простые предложения по сюжетным картинам, составлять связное высказывания по серии сюжетных картин, воспроизводить последовательность серии картин.

Развивающие: Развивать слухоречевую память; словесно-логическое мышление.

Воспитательные: Воспитывать  чувства уважения к чужому ответу, формирование умения слушать товарища.

Образовательные области: «Речевое развитие»

В интеграции: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие»

Виды деятельности: игровая, речевая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Средства реализации:  Игрушки Медведя и Собаки, серия картин «Как Топ и Тяпа варили компот», маски Медведя и Собаки.

Структура ООД

Содержание ООД

Деятельность детей

Планируемый результат

Вводная часть (5 мин)

Установка на предстоящую деятельность.

Создание проблемной ситуации.

Организационный момент.

Воспитатель созывает детей с помощью колокольчика

Дети становятся в круг. Приветствие друг друга перед началом занятия.

игра «Здравствуй»:

«Зашагали ножки прямо по дорожке,

Повстречали друга маленькие ножки.

Здравствуй, здравствуй, милый друг.

Здравствуй, здравствуй, оглянись вокруг.

Здравствуй, здравствуй, мне ты улыбнись.

Здравствуй, здравствуй, головою поклонись!»

Воспитатель:  - Ну вот, мы с вами поприветствовали друг друга.

Воспитатель: - Попробуйте угадать, кто к нам пришел в гости?

Живёт под крылечком,

Хвостик колечком.

С хозяином дружит.

Дом сторожит.

Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос.

Дети: Собака. Медведь. (появляются игрушки животных).

Воспитатель: - Ребята, наших гостей зовут Топ и Тяпа.

- Как вы думаете, кого зовут Топ, а кого Тяпа?

Дети: Собаку – Тяпа, а медведя – Топ.

Встают в круг

Отгадывают загадки

Высказывают свои предположения об имени героев

Способен сотрудничать

Основная часть (23 мин.)

Создание условий для разнообразной активной деятельности детей.

   

Воспитатель: А вы знаете, что они спешили к вам в детский сад рассказать интересную историю, которая с ними приключилась в лесу, но Леший решил им помешать. Он заколдовал наших Топа и Тяпу и теперь они потеряли голос. Но расколдовать их можно, если составить интересную историю, которая приключилась с нашими героями. Ведь с собой они принесли картинки.

- Поможем нашим зверюшкам?

Дети: Да.

Воспитатель: - Но сначала, давайте разберем. Что значит «накрыли стол» ( приготовили угощение и поставили на стол), что такое «котёл» и зачем он нужен (металлическая посуда, большая, тяжёлая, с полукруглым дном, нужна для приготовления пищи на огне, костре).

На доску выставляются картины из серии «Как Топ и Тяпа варили компот» без учёта последовательности.

Воспитатель: (по картине «ГОСТИ ПРИШЛИ»)

- Назовите, кого вы видите на картине. (Я вижу медведя Топа, собаку Тяпу, белку, лису, журавля, зайца и ежа с ежонком)

- Придумайте предложение про каждого из героев КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?

(Медведь Топ сидит в кресле и ест вишню. Собака Тяпа наливает половником компот. Журавль взял с подноса пирожок. Лиса лакает компот из тарелки и т.д.)

- Как вы думаете, кто хозяйка, как вы догадались? (Хозяйка Тяпа. Гости сидят за столом, а она всем наливает половником компот, на ней фартук.)

- Довольны ли звери угощением? (Да, довольны.)

- Какими словами звери могли хвалить хозяйку? (Умница, Тяпа! Ты отличная хозяйка! Тяпа, ты вкусно готовишь.)

Воспитатель:(по картине «ВАРЯТ КОМПОТ»)

- Кто изображён на этой картине? (Медведь Топ залез на дерево и собирает вишню. Собака Тяпа кладёт сахар в кипящую воду.)

- Где происходят события этой истории? Как вы догадались? (Всё происходит в лесу, потому, что вокруг много деревьев.)

- Как вы думаете, что задумали звери? Почему? (Медведь и собака задумали сварить компот, потому что нашли много вишни.)

Воспитатель: (по картине «ОХ, И ВКУСНО!»)

- Что находится в правом верхнем углу картины? (В правом верхнем углу стоит корзина с вишней.)

- Найдите и назовите все деревянные предметы? (Деревянное кресло, деревянный стол, деревянные ложки, деревянная миска)

- Где висит котёл? (Котёл висит над огнём.)

- Что стоит на столе, какой он? (На столе стоит горшок. Он большой, глиняный, тяжёлый)

Воспитатель:

Пожалуйста, найдите начало, середину и конец истории и расставьте картины по порядку (один ребёнок это делает на доске).

Вспомните, пожалуйста, с каких слов начинаются многие сказки, рассказы, истории. Объясните, почему звери стали варить компот. (Жили-были медведь Топ и собака Тяпа. Однажды в лесу они нашли вишню и задумали сварить компот.)

- Глядя на картину, расскажите, что для этого сделал медведь Топ, как вела себя собака Тяпа. (Топ взял корзину, влез на дерево и нарвал вишню. Тяпа развела костёр и повесила над ним котёл с водой. Чтобы компот получился сладкий, она положила три ложки сахара.)

Физминутка.

Медведь по лесу бродит.

От дуба к дубу ходит. (Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись,

«загребая» чуть согнутыми руками.)

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет. (Изображать, как он достает и ест мед.)

Облизывает лапу

Сластена косолапый,

А пчелы налетают, («Отмахиваться от пчел».)

Медведя прогоняют.

А пчелы жалят мишку: (Отвести руку вперед и поочередно касаться

носа, щек.)

Не ешь наш мед, воришка! (Прослеживаем за движением пальца

глазами, стараясь не поворачивать головы.)

Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу. (Ходьба «вперевалочку».)

Ложится, засыпает (Прилечь, руки под щеку.)

И пчелок вспоминает

Практический этап.

Воспитатель: Давайте я вам немного помогу. Послушайте мою историю от начала и до конца, запомните, чтобы потом рассказать.

Жили-были медведь Топ и собака Тяпа. Однажды в лесу они нашли вишню и задумали сварить компот. Топ взял корзину, влез на дерево и нарвал вишню. Тяпа развела костёр и повесила над ним котёл с водой. Чтобы компот получился сладкий, она положила три ложки сахара.

Когда вода закипела, Топ и Тяпа добавили ягод и стали медленно помешивать компот ложкой.

Вскоре вишнёвый компот был готов. Тяпа налила его в большой глиняный горшок и поставила на стол. Топ взял ложку и попробовал компот. Получилось очень вкусно!

Компота было так много, что друзья решили позвать гостей. Они накрыли стол на лесной поляне и успели напечь пирожков с ягодами.

В гости к Топу и Тяпе пришли лиса, белка, зайчик, ёж с ежонком и журавль. Все уселись за столом и стали угощаться. Звери ели и нахваливали: «Ай, да Тяпа – умница! Ай, да Топ – молодец! Спасибо, хозяева!»

Воспитатель просит нескольких детей пересказать рассказ по частям, затем один-два ребёнка рассказывают весь рассказ целиком.

Воспитатель предлагает детям надеть маски Медведя и Собаки.

Отвечают на вопросы воспитателя

Отвечают на вопросы по картине «Гости пришли»

Составляют предложение по картине

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы по картине «Варят компот»

Отвечают на вопросы по картине «Ох, и вкусно!»

Расставляют картины по порядку

Называют слова, с которых обычно начинается сказка

Называют действия героев

Повторяют за воспитателем движения в соответствии с текстом

Слушают историю воспитателя

Рассказывают рассказ по частям

Два ребёнка, перевоплощаясь, по очереди рассказывают эту историю от имени героев.

.

С    Составляют  простые предложения по сюжетным картинам, составляют связное высказывания по серии сюжетных картин, воспроизводят последовательность серии картин.

В достаточной степени развиты слухоречевая  память; словесно-логическое мышление.

Заключительная часть (2мин)

Подведение итогов деятельности, рефлексия, поощрение детей.

 Итог

Воспитатель: Ребята, а я что-то услышала. Неужели заговорили наши герои? Здорово! У вас получилось расколдовать Тяпу и Топа.

Ребята, вам понравилось расколдовывать героев от заклинаний Лешего? Что понравилось больше всего?

Оценка работы каждого ребенка.

Воспитатель: - Тяпа и Топ вас благодарят и отправляются к себе домой на поиски новых приключений. Давайте скажем им До Свидания!!!

Выражают свои эмоции

Могут использовать речь для выражения своих чувств и мыслей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»

Цель. Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.Задачи:составление простых предложений по сюжетной картине;составление связного выск...

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»

Тема «Составление рассказа по серии картин«КАК ТОП И ТЯПА ВАРИЛИ КОМПОТ»Цели:·         составление простых предложений по сюжетной карт...

Конспект занятия на тему «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»

Конспект занятия на тему «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»Цель. Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам ...

«Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»

Конспект занятия на тему «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи (составление рассказа по серии сюжетных картин) Тема: «Лыжник»

Конспекторганизованнойобразовательной деятельностив старшей группе  по развитию речи(составление рассказа по серии сюжетных картин) Тема: «Лыжник»          ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ на тему: «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»

Задачи:закрепить умение составлять простые предложения по сюжетной картине;формировать умение составлять связные высказывания по серии сюжетных картин;учить детей воспроизводить последовательность сер...