Патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО
методическая разработка на тему

Зуева Яна Борисовна

Представлена система работы со старшими дошкольниками по формированию патриотических чувств и гражданственности в ДОУ в тесном взаимодействии с образовательными учреждениями и учреждениями культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО

 

     Патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость.  Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи российского государства.

      Цитируя В.В. Путина, президента РФ,  хочется отметить что «мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией. Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории,  а прежде всего, служить обществу и стране»                    

    Федеральный закон  РФ «Об образовании»  говорит о том, что воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий   социализации  ребенка на основе   духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.   

       В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Таким образом нормативно-правовой основой патриотического воспитания дошкольников является: закон  РФ «Об образовании», ФГОС ДО, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», закон «О днях  воинской славы (победных днях) России», закон «Об увековечении Победы советского  народа в ВОВ 1941-1945 гг.», закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», Национальная доктрина образования в РФ.

     Целью работы по патриотическому воспитанию, в рамках реализации ФГОС ДО, является  создание оптимальных условий для формирования  патриотических чувств и становления активной гражданской позиции дошкольника. В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи:      

- формировать у ребенка отношение к себе как полноправной личности;

- способствовать развитию основ патриотических и гражданских чувств, развитию этнической идентичности ребенка;

- воспитывать чувство привязанности к родному краю, гордости за историю страны, её народ, культуру, уважение к обычаям, традициям своего и других народов.

- развивать способность к толерантному общению, позитивному взаимодействию  с  ровесниками, родителями,  другими  людьми;

- ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

      Нами разработана модель патриотического воспитания дошкольников.

      Субъектами  взаимодействия являются ребенок, педагоги, родители и социум.

      С целью  решения поставленных задач работу по патриотическому воспитанию  осуществляем по следующим блокам: «Я и моя семья», «Мир людей», «Человек-труженик», «Экология», «Родина моя – Россия», «Культура», «История». Основными формами организации работы по  патриотическому воспитанию  являются: игровые обучающие ситуации, тематические дни, целевые экскурсии,  патриотические акции,   творческая мастерская, проектная деятельность.

     Ожидаемым результатом или целевым ориентиром   деятельности по патриотическому воспитанию является: ребенок патриот и гражданин своей Родины.  Каков портрет ребенка  обладающего патриотическими качествами?

Это прежде всего ребенок

- самостоятельный;

- активный;

-добрый и трудолюбивый;

- эмоционально-отзывчивый;

- любящий свою Родину;

- уважающий  культуру историю и традиции своего народа.

     Одним из условий реализации опыта   является специально-организованная развивающая среда.   Развивающая среда  дает возможность детям познакомиться   с  символикой  Российской Федерации,  Кемеровской области, г. Прокопьевска,  с  известными людьми, героями войны, труда, первыми руководителями нашей страны, историческими   событиями.

     В детском саду организован мини-музей     «Русская изба», который даёт возможность ввести детей в мир русского народного быта, мини-музей «Воинская слава», где размещены атрибуты времен Великой Отечественной войны.

     Совместно с родителями дошкольников созданы макеты улиц,   достопримечательностей города, собраны коллекции,  фотоальбомы, созданы видеопрезентации.

     Монтескье, французский философ говорил: «Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у их отцов»

      Работа по привитию детям патриотического духа     должна строиться  в тесном взаимодействии с семьей. С целью привлечения родителей к совместной деятельности мною разработан проект «Детский сад + семья»

      Наглядно-информационные формы    знакомят  родителей с условиями, содержанием и методами патриотического воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. Это стенды с информацией патриотического содержания, брошюры, агитационные листы, родительская почта, размещение информации на сайте детского сада и на личных сайтах педагогов.

     Познавательные формы призваны  повысить ответственность семьи за нравственно-патриотическое воспитание,   обогатить педагогические знания родителей. К познавательным формам относятся круглый стол, мастер-классы, проблемные семинары, патриотические акции.

        Досуговые формы организации  взаимодействия призваны устанавливать  доверительные отношения между педагогами и родителями. В детском саду  регулярно проводятся  календарные народные праздники,  досуги патриотического содержания, экскурсии, викторины, развлечения, выставки.  

     Хочется отметить, что на сегодняшний день повысилась ответственность родителей за патриотическое воспитание детей. Позиция большинства родителей изменилась, теперь они не  пассивные наблюдатели, а активные участники жизни детского сада.  

     Эффективная работа по патриотическому воспитанию невозможна без  сотрудничества  с институтами культуры и образовательными учреждениями.

    Активно взаимодействуем с музеем  средней общеобразовательной  школы № 69, домами культуры,  библиотекой им.  Ф. Кучина,   краеведческим музеем, домом творчества.  

       Результатом сотрудничества с домом культуры «Северный Маганак» стал проект духовно-нравственного воспитания дошкольников «Росинка».

     Совместно с ДК «Ясная поляна» реализуем проект по воспитанию уважения к национальным традициям «Путешествие в мир народной куклы».

      Результаты диагностического обследования дошкольников показали, что за  два года   работы по  патриотическому воспитанию   возрос высокий и средний уровень усвоения детьми материала.   Можно сказать, что   88 % детей:

-   проявляют интерес и любознательность по отношению к родному городу, краю, стране;

- проявляют инициативу в социально значимых делах;

-  с удовольствием включаются в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев;

-  дети проявляют интерес к культуре своего народа;

-  понимают значение позитивного общения, необходимости сотрудничества и взаимопомощи.  

       Дошкольный возраст имеет основополагающее значение для социального становления личности в целом и для воспитания  патриотических чувств. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края,  полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны

        Считаем, что  патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина и патриота. Решение задач патриотического воспитания возможно лишь в тесном взаимодействии с семьями воспитанников.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогические технологии в обучения и воспитания дошкольников в рамках реализации ФГОС»

В связи с введением ФГОС ДО, с повышением требований к качеству дошкольного образования, меняется и методическая работа с кадрами, характер которой зависит от профессиональной зрелости каждого воспита...

Презентация программы «Планета мальчиков и девочек» Программа гендерного воспитания дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО

    Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Гендерное воспитан...

Устный журнал "Трудовое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО"

Презентация к педагогическому совету по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста. Данный материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений....

Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации Рабочей программы воспитания и планов воспитательной работы в ГБДОУ (из опыта работы)

Консультация для воспитателей раскрывает необходимость правильного планирования деятельности для осуществления нравственно-патриотического воспитания в рамках Рабочей программы ГБДОУ....

Буклет районного семинара «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»

Буклет районного семинара «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»...

Педагогический совет Тема: «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в рамках реализации рабочей программы воспитания»

Педагогический советТема: «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитаниюдошкольников в рамках реализации рабочей программы воспитания»Цель: Повышение про...

Консультация.Тема: «Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников» (в рамках реализации годовой задачи по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста)

laquo;Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников»Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего вр...