Презентация программы «Планета мальчиков и девочек» Программа гендерного воспитания дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
Гендерное воспитание нацелено на помощь им в том, чтобы справиться с проблемами социализации, важной составной частью которой является самоидентификация личности как мальчика или девочки. Гендерное воспитание призвано содействовать социализации и самоидентификации детей с учетом их пола и возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Планета мальчиков и девочек»
Программа гендерного воспитания дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО
Пояснительная записка
Сегодня активно обсуждаются возможности применения гендерного подхода для решения практических задач воспитания дошкольников, анализируются перспективы их применения в социальном и семейном воспитании, что приводит к активному развитию гендерных исследований в педагогике. Все это представляет собой одну из составляющих модернизации содержания образования и воспитания, отвечающих потребностям современной педагогической реальности. В дошкольные образовательные учреждения приходят не бесполые дети, а мальчики и девочки со своими социокультурными представлениями, личностными запросами, потребностями и определенным багажом гендерных стереотипов поведения.
Что же такое гендерное воспитание?
Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
Гендерное воспитание нацелено на помощь им в том, чтобы справиться с проблемами социализации, важной составной частью которой является самоидентификация личности как мальчика или девочки. Гендерное воспитание призвано содействовать социализации и самоидентификации детей с учетом их пола и возраста.
Сущность гендерной социализации, согласно А.В. Мудрику, заключается в том, что мальчики и девочки, развиваясь в условиях жизни конкретного общества, усваивают и воспроизводят принятые в нем гендерные роли и культуру взаимоотношения полов. Гендерная социализация предполагает формирование гендерной идентичности и освоение гендерных ролей.
В результате изучения программы дошкольник должен:
В младшем и среднем дошкольном возрасте:
- иметь представления о себе (имя, пол, возраст), рассказать о себе;
- сравнить свое поведение с поведением других детей ( мальчиков и девочек) и взрослых;
- иметь первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые, девочки нежные);
- знать членов семьи и называть их по именам, свои обязанности в семье и детском саду (самостоятельно кушать, одеваться, убирать игрушки после игры);
- знать название страны, города и улицы, на которой живёт.
В старшем дошкольном возрасте:
- подробно рассказывать о себе (события биографии, увлечения, поступление в будущем в школу) и своей семье, называть не только имена родителей, но и объяснять их профессиональные обязанности, рассказывать о своих обязанностях в семье и планах на будущее, связывать их с мужскими и женскими ролями в семье и обществе;
- соотносить себя с идеалами мужественности и женственности, стремится им соответствовать, уважительно относиться к другому полу, вступать с представителями другого пола в партнёрские отношения;
- с уважением относиться к представителям разных поколений, в том числе старшего поколения, гордиться ими и проявлять о них заботу;
- стремиться «блеснуть» знаниями о семейных и народных традициях, достопримечательностях родного города и даже знаниями о зарубежных странах;
- при рассказывание пользоваться сложными речевыми конструкциями и научными терминами.
Структура программы
Программа состоит из модулей, куда входят виды деятельности, формы и методы, позволяющие решать поставленные задачи.
Модуль 1. «Кто я: мальчик/девочка? Какой я мальчик? Какая я девочка?»
Цель: закрепить представления о себе как представителе определённого пола, о некоторых психологических характеристиках полов. Познакомить с основными качествами мужественности/женственности. Формировать представления о различиях внешних, так и в чертах характера и поведении, воспитывать культуру общения с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях, игровой деятельности. Вырабатывать навыки: доброжелательного отношения; оказания помощи друг другу; умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера; умение понимать и уважать мнение партнёров противоположного пола.
Модуль 2. «Мужчина и женщина в семье и обществе».
Цель: уточнить и сформировать представления о роли и занятости мужчины/женщины в семье, об их взаимоотношениях: хорошая семья - дружная, все заботятся друг о друге, помогают, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей. Формировать представления о социальных функциях, воспитывать стремление подражать позитивным формам мужественного/женственного поведения. Обогатить представления о мужских и женских профессиях. Для мужчин характерны профессии, которые позволяют проявить героизм, смелость, физическую силу, отвагу, благородство, умение прийти на помощь. Женщины выбирают профессии, позволяющие проявлять миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту.
Модуль 3. «Я сегодня и в будущем».
Цель: расширять представления о настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье, формировать положительное к ним отношение и желание вести себя адекватно позитивным образцам мужского/женского поведения, формировать предпосылки мужественности/женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола.
Гендерно-сбалансированное
воспитательное пространство предполагает:
– дополнение зон самореализации мальчиков/девочек (например, поощрение девочек к занятию спортом, а мальчиков ‒ к самообслуживанию);
– организация опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности;
– создание условий для тренировки гендерной чувствительности (через тренинговые упражнения и игры, театрализацию, обмен ролями);
– привлечение к воспитанию детей родителей того и другого пола.
Под гендерно-сбалансированным воспитательным пространством понимается педагогизированная среда воспитания личности, дающая возможность мальчику и девочке дифференцировать себя от представителей другого пола, идентифицировать себя с представителями своего пола и развивать индивидуальные гендерные качества личности и формы позитивного гендерного поведения. Такая среда воспитания и развития предполагает приобщение ребенка к принятой в обществе системе социальных ролей и взаимоотношений через освоение гендерных ролей, норм, ценностей, идеалов и морали современного общества
В программе, наряду с внедрением гендерно-ориентированной технологии, учитывается и принцип интеграции при построении образовательного процесса. Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Вывод:
Таким образом, разработанная нами программа гендерного воспитания дошкольников позволяет педагогам пересмотреть традиционный подход к воспитанию мальчиков и девочек в ДОУ, выстраивать процесс воспитания с учётом гендерных особенностей воспитанников, современных социокультурных потребностей общества и современной педагогической реальности, что становится важным фактором эффективного воспитания дошкольников, их позитивной социализации.
Гипотеза
Разработка и внедрение программы по гендерному воспитанию дошкольников в педагогическую практику МДОУ позволит:
- эффективно реализовать содержание гендерного воспитания в целостном педагогическом процессе,
- способствует успешному овладению социальными ролями,
- культурой взаимоотношений гендеров,
- формированию готовности к партнерским, дружеским взаимоотношениям со взрослыми, сверстниками своего и другого пола,
- развитию способности противостоять негативным явлениям гендерной социализации.
Это позволит включить гендерную социализацию мальчиков и девочек дошкольного возраста в сферу педагогического влияния.
Целью программы является:
- организация гендерного воспитания мальчиков и девочек,
- овладение ими полоролевыми ролями, навыками соответствующего поведения и культурой взаимоотношений,
- заложить основы нравственного здоровья будущих женщин и мужчин
Задачи:
1. Организация предметно – развивающего пространства в группах, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников.
2. Выявление особенностей гендерных представлений детей дошкольного возраста и гендерного поведения в непосредственно образовательной деятельности.
3. Внедрение интегрированного подхода в гендерное воспитание дошкольников.
4. Информационно-просветительская деятельность ДОУ с родителями по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста.
В ходе реализации программы ожидается сформировать у девочек и мальчиков:
– умение дифференцировать себя от представителей другого пола, принятие своего физического облика;
– способности идентифицировать себя с представителями своего пола;
– систему представлений о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях их поведения;
– основы гуманного отношения к взрослым, сверстникам своего и противоположного пола;
– представления о правилах поведения с незнакомыми людьми и навыков личной безопасности;
– коммуникативные умения и навыки реализации разнообразного полоролевого репертуара в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении;
– потребность и готовность в познании ребенком самого себя, осознании собственного образа «Я» мальчика/девочки.
Обоснование возможности педагогического влияния (воздействия) на идентичность девочек и мальчиков в современной ситуации привело к разработки концепции и модели гендерного воспитания дошкольников.
Концепция
гендерного воспитания дошкольников
1) создание педагогических условий для естественного развития различных сфер индивидуальности мальчика/девочки;
2) целенаправленная педагогическая деятельность по гендерному воспитанию;
3) упорядочение процесса гендерной социализации (индивидуальная помощь ребенку в саморегуляции гендерного поведения).
Условия реализация
концепции гендерного воспитания дошкольников
– создание гендерно-сбалансированного воспитательного пространства;
– реализация парциальных программ гендерного воспитания;
– разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс методик гендерного воспитания;
– профессионально-педагогическая готовность педагогов к данной деятельности;
– информационно-методическая поддержка педагогов и родителей по вопросам гендерной идентификации и самореализации личности мальчика и девочки.
Актуальность
.
В условиях реализации ФГОС все более востребованной становится разработка методик гендерного воспитания девочек и мальчиков, способствующих формированию гендерной идентичности .
Необходимость гендерного воспитания именно в дошкольном возрасте заключается в следующем:
- в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность;
- в 2 года ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик;
- с 4-х до 7 лет формируется гендерная константность (устойчивость), т.е дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.
На сегодняшний день существует ряд проблем, которые негативно влияют на развитие гендерного самосознания детей.
- социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
- родители, как правило, имеют не достаточно знаний о необходимости применения подходов к воспитанию ребенка с учетом гендерных различий.
- не все семьи имеют статус полной семьи, следовательно, ребенок не имеет возможности видеть взаимоотношения родителей, распределений между ними бытовых обязанностей и социальных ролей, что также влияет на формирование у ребенка неправильного гендерного самосознания.
- большую часть времени (в среднем от 7 до 12 часов) дошкольник проводит в детском саду. И, таким образом, именно воспитатель, а также группа сверстников оказывает непосредственное влияние на формирование самосознания личности ребенка, его половой социализации.
На основании вышеизложенных проблем возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании и обучении мальчиков и девочек в условиях детского сада, с учетом их гендерных особенностей, что, безусловно, будет влиять на развитие и формирование у детей правильного гендерного самосознания.
Поэтому особенностью данного курса является то, что формирование гендерной принадлежности и идентичности тесно связаны с формированием семейной и гражданской идентичности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Мальчики и девочки" по гендерному воспитанию
Задачи:1. Учить детей быть внимательными друг к другу. Воспитывать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками.2. Развивать классификационные умения на примере предметов ...
Р А З В Л Е Ч Е Н И Е Для детей и родителей в подготовительной группе «Путешествие в страну мальчиков и девочек» по гендерному воспитанию
Развлечение для детей и родителей в подготовительной группе "Путешествие в страну мальчиков и девочек"...
Патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО
Представлена система работы со старшими дошкольниками по формированию патриотических чувств и гражданственности в ДОУ в тесном взаимодействии с образовательными учреждениями и учреждениями культуры...
«Педагогические технологии в обучения и воспитания дошкольников в рамках реализации ФГОС»
В связи с введением ФГОС ДО, с повышением требований к качеству дошкольного образования, меняется и методическая работа с кадрами, характер которой зависит от профессиональной зрелости каждого воспита...
Устный журнал "Трудовое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО"
Презентация к педагогическому совету по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста. Данный материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений....
«Педагогические технологии в обучения и воспитания дошкольников в рамках реализации ФГОС»
В связи с введением ФГОС ДО, с повышением требований к качеству дошкольного образования, меняется и методическая работа с кадрами, характер которой зависит от профессиональной зрелости каждого воспита...
Буклет районного семинара «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»
Буклет районного семинара «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»...