Презентация программы «Планета мальчиков и девочек» Программа гендерного воспитания дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Галкина Мария Ивановна

      Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

 Гендерное воспитание нацелено на помощь им в том, чтобы справиться с проблемами социализации, важной составной частью которой является самоидентификация личности как мальчика или девочки. Гендерное воспитание призвано содействовать социализации и самоидентификации детей с учетом их пола и возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Планета мальчиков и девочек»

Программа гендерного воспитания дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО

Пояснительная записка

          Сегодня активно обсуждаются возможности применения гендерного подхода для решения практических задач воспитания дошкольников, анализируются перспективы их применения в социальном и семейном воспитании, что приводит к активному развитию гендерных исследований в педагогике. Все это представляет собой одну из составляющих модернизации содержания образования и воспитания,  отвечающих потребностям современной педагогической реальности.                                                                                        В дошкольные образовательные учреждения приходят не бесполые дети, а мальчики и девочки со своими социокультурными представлениями, личностными запросами, потребностями и определенным багажом гендерных стереотипов поведения.

       Что же такое гендерное воспитание?    

      Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

 Гендерное воспитание нацелено на помощь им в том, чтобы справиться с проблемами социализации, важной составной частью которой является самоидентификация личности как мальчика или девочки. Гендерное воспитание призвано содействовать социализации и самоидентификации детей с учетом их пола и возраста.

      Сущность гендерной социализации, согласно А.В. Мудрику, заключается в том, что мальчики и девочки, развиваясь в условиях жизни конкретного общества, усваивают и воспроизводят принятые в нем гендерные роли и культуру взаимоотношения полов. Гендерная социализация предполагает формирование гендерной идентичности и освоение гендерных ролей.

     

В результате изучения программы дошкольник должен:

В младшем  и среднем дошкольном возрасте:

  • иметь представления о себе (имя, пол, возраст), рассказать о себе;
  •  сравнить свое поведение с поведением других детей ( мальчиков и девочек) и взрослых;
  • иметь первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые, девочки нежные);
  • знать членов семьи и называть их по именам, свои обязанности в семье и  детском саду (самостоятельно кушать, одеваться, убирать  игрушки после игры);
  • знать название страны, города и улицы, на которой живёт.

В старшем дошкольном возрасте:

  • подробно рассказывать о себе (события биографии, увлечения, поступление в будущем в школу) и своей семье, называть  не только имена родителей, но и объяснять их профессиональные обязанности, рассказывать о своих обязанностях в семье и планах на будущее, связывать их с мужскими и женскими ролями в семье и обществе;
  • соотносить себя с идеалами мужественности и женственности, стремится им соответствовать, уважительно относиться к другому полу, вступать с представителями другого пола в партнёрские отношения;
  • с уважением относиться к представителям разных поколений, в том числе старшего поколения, гордиться ими и проявлять  о них заботу;
  • стремиться «блеснуть» знаниями о семейных и народных традициях, достопримечательностях родного города и даже знаниями о зарубежных странах;
  • при рассказывание пользоваться сложными речевыми конструкциями и научными терминами.

Структура программы

Программа состоит из модулей, куда входят виды деятельности, формы и методы, позволяющие решать поставленные задачи.

Модуль 1. «Кто я: мальчик/девочка? Какой я мальчик? Какая я девочка?»

Цель: закрепить представления о себе как представителе определённого пола, о некоторых психологических характеристиках полов. Познакомить с основными качествами мужественности/женственности. Формировать представления о различиях внешних, так и в чертах характера и поведении, воспитывать культуру общения с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях, игровой деятельности. Вырабатывать навыки: доброжелательного отношения; оказания помощи друг другу; умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера; умение понимать и уважать мнение партнёров противоположного пола.

Модуль 2. «Мужчина и женщина в семье и обществе».

Цель: уточнить и сформировать представления о роли и занятости мужчины/женщины в семье, об их взаимоотношениях: хорошая семья - дружная, все заботятся друг о друге, помогают, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей. Формировать представления о социальных функциях, воспитывать стремление подражать позитивным формам мужественного/женственного поведения. Обогатить представления о мужских и женских профессиях. Для мужчин характерны профессии, которые позволяют проявить героизм, смелость, физическую силу, отвагу, благородство, умение прийти на помощь. Женщины выбирают профессии, позволяющие проявлять миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту.

Модуль 3. «Я сегодня и в будущем».

Цель: расширять представления о настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье, формировать положительное к ним отношение и желание вести себя адекватно позитивным образцам мужского/женского поведения, формировать предпосылки мужественности/женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола.

Гендерно-сбалансированное  

воспитательное  пространство предполагает:

– дополнение зон самореализации мальчиков/девочек (например, поощрение девочек к занятию спортом, а мальчиков ‒ к самообслуживанию);

– организация опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности;

– создание условий для тренировки гендерной чувствительности (через тренинговые упражнения и игры, театрализацию, обмен ролями);

– привлечение к воспитанию детей родителей того и другого пола.

       Под гендерно-сбалансированным воспитательным пространством  понимается педагогизированная  среда воспитания личности, дающая возможность мальчику и девочке дифференцировать себя от представителей другого пола, идентифицировать себя с представителями своего пола и развивать индивидуальные гендерные качества личности и формы позитивного гендерного поведения.                                                                       Такая среда воспитания и развития предполагает приобщение ребенка к принятой в обществе системе социальных ролей и взаимоотношений через освоение гендерных ролей, норм, ценностей, идеалов и морали современного общества

       В программе, наряду с внедрением гендерно-ориентированной технологии, учитывается и принцип интеграции при построении образовательного процесса.  Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Вывод:

Таким образом, разработанная нами программа гендерного воспитания дошкольников позволяет педагогам пересмотреть традиционный подход к воспитанию мальчиков и девочек в ДОУ, выстраивать процесс воспитания с учётом гендерных особенностей воспитанников, современных социокультурных потребностей общества и современной педагогической реальности, что становится важным фактором эффективного воспитания дошкольников, их позитивной социализации.

Гипотеза

Разработка и внедрение программы  по гендерному воспитанию дошкольников в педагогическую практику МДОУ позволит:

  • эффективно реализовать содержание гендерного воспитания в целостном педагогическом процессе,
  • способствует успешному овладению социальными ролями,
  • культурой взаимоотношений гендеров,
  • формированию готовности к партнерским, дружеским взаимоотношениям со взрослыми, сверстниками своего и другого пола,
  • развитию способности противостоять негативным явлениям гендерной социализации.

Это позволит включить гендерную социализацию мальчиков и девочек дошкольного возраста в сферу педагогического влияния.

Целью программы является:

 - организация гендерного воспитания мальчиков и девочек,  

- овладение ими полоролевыми ролями, навыками соответствующего поведения и культурой взаимоотношений,

 - заложить основы нравственного здоровья будущих женщин и мужчин

Задачи:

 1. Организация предметно – развивающего пространства в группах, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников.

 2. Выявление особенностей гендерных представлений детей дошкольного возраста и гендерного поведения в непосредственно образовательной деятельности.

 3. Внедрение интегрированного подхода в гендерное воспитание дошкольников.

 4. Информационно-просветительская деятельность ДОУ с родителями по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста.

В ходе реализации программы ожидается сформировать у девочек и мальчиков:

– умение дифференцировать себя от представителей другого пола, принятие своего физического облика;

– способности идентифицировать себя с представителями своего пола;

– систему представлений о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях их поведения;

– основы гуманного отношения к взрослым, сверстникам своего и противоположного пола;

– представления о правилах поведения с незнакомыми людьми и навыков личной безопасности;

– коммуникативные умения и навыки реализации разнообразного полоролевого репертуара в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении;

– потребность и готовность в познании ребенком самого себя, осознании собственного образа «Я» мальчика/девочки.

 

 Обоснование возможности педагогического влияния (воздействия) на идентичность девочек и мальчиков в современной ситуации привело к разработки концепции и модели гендерного воспитания дошкольников.

Концепция

гендерного воспитания дошкольников

1) создание педагогических условий для естественного развития различных сфер индивидуальности мальчика/девочки;

2) целенаправленная  педагогическая  деятельность по гендерному воспитанию;

3) упорядочение процесса гендерной социализации (индивидуальная помощь ребенку в саморегуляции гендерного поведения).

Условия реализация

концепции гендерного воспитания дошкольников

– создание гендерно-сбалансированного воспитательного пространства;

– реализация парциальных программ гендерного воспитания;

– разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс методик гендерного воспитания;

– профессионально-педагогическая готовность педагогов к данной деятельности;

– информационно-методическая поддержка педагогов и родителей по вопросам гендерной идентификации и самореализации личности мальчика и девочки.

Актуальность

.

В условиях реализации ФГОС  все более востребованной становится разработка методик гендерного воспитания девочек и мальчиков, способствующих формированию гендерной идентичности .  

  Необходимость гендерного воспитания именно  в дошкольном возрасте заключается в следующем:

- в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность;

- в 2 года ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик;

- с 4-х до 7 лет формируется гендерная константность (устойчивость), т.е дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

  На сегодняшний день существует ряд проблем, которые негативно влияют на развитие гендерного самосознания детей.

  • социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
  • родители, как правило, имеют не достаточно знаний о необходимости применения подходов к воспитанию ребенка с учетом гендерных различий.
  • не все семьи имеют статус полной семьи, следовательно, ребенок не имеет возможности видеть взаимоотношения родителей, распределений между ними бытовых обязанностей и социальных ролей, что также влияет на формирование у ребенка неправильного гендерного самосознания.
  • большую часть времени (в среднем от 7 до 12 часов) дошкольник проводит в детском саду. И, таким образом, именно воспитатель, а также группа сверстников оказывает непосредственное влияние на формирование самосознания личности ребенка, его половой социализации.

 На основании вышеизложенных проблем возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании и обучении мальчиков и девочек в условиях детского сада, с учетом их гендерных особенностей, что, безусловно, будет влиять на развитие и формирование у детей правильного гендерного самосознания.
  Поэтому особенностью данного курса является то, что формирование гендерной принадлежности и идентичности тесно связаны с формированием семейной и гражданской идентичности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Мальчики и девочки" по гендерному воспитанию

Задачи:1. Учить детей быть внимательными друг к другу. Воспитывать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками.2. Развивать  классификационные умения на примере   предметов ...

Р А З В Л Е Ч Е Н И Е Для детей и родителей в подготовительной группе «Путешествие в страну мальчиков и девочек» по гендерному воспитанию

Развлечение для детей и родителей в подготовительной группе "Путешествие в страну мальчиков и девочек"...

Патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО

Представлена система работы со старшими дошкольниками по формированию патриотических чувств и гражданственности в ДОУ в тесном взаимодействии с образовательными учреждениями и учреждениями культуры...

«Педагогические технологии в обучения и воспитания дошкольников в рамках реализации ФГОС»

В связи с введением ФГОС ДО, с повышением требований к качеству дошкольного образования, меняется и методическая работа с кадрами, характер которой зависит от профессиональной зрелости каждого воспита...

Устный журнал "Трудовое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО"

Презентация к педагогическому совету по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста. Данный материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений....

«Педагогические технологии в обучения и воспитания дошкольников в рамках реализации ФГОС»

В связи с введением ФГОС ДО, с повышением требований к качеству дошкольного образования, меняется и методическая работа с кадрами, характер которой зависит от профессиональной зрелости каждого воспита...

Буклет районного семинара «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»

Буклет районного семинара «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»...