Консультация «Комплексно-тематический принцип как основа организации образовательного процесса ДОУ»
консультация на тему
Консультация для воспитателей «Комплексно-тематический принцип как основа организации образовательного процесса ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Комплексно-тематический принцип как основа организации образовательного процесса ДОУ» | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Комплексно-тематический принцип как основа организации образовательного процесса ДОУ»
Проблема планирования является актуальной и сложной задачей, стоящей перед дошкольным учреждением.
В Программе сказано: «Основу организации образовательного процесса составляет комплексно - тематический принцип». Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса выбран не случайно. Он успешно реализуется педагогами нашего детского сада.
Комплексно - тематический принцип позволяет нам видоизменять и совершенствоватьобразовательный процесс в ДОУ. В основной общеобразовательной программе дошкольного учреждения спроектирована модель образовательного процесса и представлено перспективно - тематическое планирование на учебный год для младшего и старшего дошкольного возраста.
Комплексно - тематическое планирование – это планирование по всем направлениям развития ребенка иобразовательным областям (социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие).
Темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, социально значимы для общества, семьи, государства, кроме того, вызывают личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. Темы реализуются через разнообразные виды детской деятельности и с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдение, экскурсия, беседа и т. д.). Согласнокомплексно - тематическому принципу построения образовательного процесса решение образовательных задач происходит в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Планирование тематического календаря, как уже было сказано, осуществляли в соответствии с лексическими темами, усложняющимися при переходе от младших групп к старшей и подготовительной. При выборе тем мы учитывали интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, праздники). Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единстваобразовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Во второй младшей группе 32 темы на учебный год, в средней, старшей и подготовительной – 34 темы. Согласно данному перспективному плану одной теме уделяется две или одна неделя во второй младшей группе и одна неделя в средней, старшей и подготовительных группах.
Реализацию комплексно - тематической образовательной модели в дошкольном учреждении обеспечивает насыщенная предметно - развивающая среда. В каждой группе ДОУ оборудованы центры активности, которые ориентированы на организацию различных видов детской деятельности и соответствуют пяти образовательным областям, заявленным в ФГОС ДО.
Содержание материала во всех центрах обновляется и пополняется в соответствии с темой, что дает возможность ребенку более полно и разносторонне «прожить» материал. Организованная предметно-развивающая среда строится с ориентацией на «зону ближайшего развития» каждого ребенка и предоставляет детям возможность выбирать не только деятельность, но и содержание, и уровень сложности игр, заданий.
Тематическое планирование ДОУ отвечает следующим требованиям:
1. Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей (количество и длительность занятий соответствует требованиям СанПиН).
2. Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих задачах ДОУ.
3. Интеграция усилий всех специалистов.
4. Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников.
5. Регулярность и последовательность воспитательных воздействий.
6. Учет уровня развития детей.
6. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
7. Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности.
8. Учет того, что ведущим видом деятельности детей является игр.
Эффективность комплексно-тематического планирования
По мнению многих специалистов, комплексно – тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста.
Оно позволяет систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единстваобразовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Оно придает системность и последовательность в реализации программных задач по разнымобразовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы всеорганы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал. Темы помогают организоватьинформацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики.
Ребенок не перенапрягается, т. к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т. к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать.
Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок (в данном случае неделя) имеет кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина. Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в образовательных областях.
Данный способ планирования образовательного процесса требует от педагогов ДОУ высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Педагог должен уметь интегрироватьобразовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованносочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно - деятельностный подход как основа организации образовательного процесса
Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сфера...
«Технология «Ситуация», как основа организации образовательного процесса в детском саду»
Консультация для педагогов...
«Системно-деятельный подход как основа организации образовательных процессов в рамках ФГОС»
Организация образовательных процессов с учетом возрастных особенностей...
Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования
Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. В статье раскрываются особенности построения образоват...
Мастер-класс «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОО»
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе дошкольного учреждения позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоя...
«Системно – деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ».
В современной образовательной практике сложилась парадоксальная ситуация: значительные изменения в системе образования и неготовность педагогов к реализации воспитательно-образовательного процесса и р...
Доклад к семинару: «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ»
Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность. Б. Шоу....