«Технология «Ситуация», как основа организации образовательного процесса в детском саду»
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 6»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Консультация для педагогов
по теме:
«Технология «Ситуация», как основа организации образовательного процесса в детском саду»
г.Энгельс
2016 г.
Структура технологии «Ситуация»
С 1 сентября мы работаем по комплексной образовательной программой дошкольного образования «Мир открытий».
Технология "Ситуация" и методические средства, предложенные в программе "Мир открытий", обеспечивают условия, при которых дети имеют возможность "Прожить" весь путь преодоления затруднения-фиксация того, что пока не получается, анализа, исследования, понимания причин, применения правил, проектирования, переработки информации, осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни.
Таким образом, педагог, работающий в технологии "ситуация", не просто объясняет новое знание, а создает ситуацию, когда дети сами "откроют" его для себя или приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия.
Целостная структура технологии "ситуация" включает в себя шесть последовательных этапов. Я хочу их кратко осветить.
1 этап "Введение в ситуацию".
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (детская цель). Воспитатель включает детей в беседу, личностно - значимую для них, связанную с их личным опытом.
Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: "Хотите? Сможете?"
2 этап "Актуализация".
Подготовительный к следующим этапам, на которых дети должны сделать "открытие" для себя нового знания. Здесь в процессе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация). Дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей "детской" цели и не догадываются, что воспитатель ведет их к новым открытиям.
3 этап "Затруднение в ситуации".
Данный этап ключевой. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой с помощью вопросов "Смогли?"-"Почему не смогли" воспитатель помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявить его причины. Данный этап заключается словами воспитателя "Значит что нам надо узнать?".
4 этап "Открытие детьми нового знания (способа действия).
Воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний. С помощью вопроса "Что нужно делать, если чего-то не знаешь?" воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.
5 этап Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.
На данном этапе воспитатель предлагает ситуации, в которых новое знание используется совместно с освоенными ранее способами. При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, применять правило, планировать свою деятельность. Используются вопросы: "Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?"
6 этап "Осмысление" (итог).
Данный этап является необходимым элементом в структуре рефлексивной самоорганизации, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижений цели и определение условий, которых, которые позволили добиться этой цели.
С помощью вопросов "Где были?", "Чем занимались?", "Кому помогли?" воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижения детской цели. Далее с помощью вопроса "Почему вам это удалось?" воспитатель подводит детей к тому, что они достигли детскую цель благодаря тому, что узнали новое и чему-то научились. Воспитатель сводит детскую и учебную цели и создает ситуацию успеха: "Вам удалось. потому что вы узнали (научились)".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в детском саду, ориентированном на здоровьесберегающие технологии
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ко...
Особенности организации образовательного процесса в детском саду
Описаны особенности организации образовательного процесса в детском саду...
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.
Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать и осознавать свои эмоции, уметь конструктивно их выражать, понимать чувства окружающих. От эмоционального интеллекта зависит общее благополу...
Экскурсия, как особая форма организации образовательного процесса в детском саду
Воспитатель МБДОУ Аршановский детский сад «Торгаях»Топоева Татьяна НиколаевнаДоклад к презентации...
«Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС»
Методическая разработка для педагогов дошкольного образования....
Адвент-календарь –современная технология организации взаимодействия участников коррекционно – образовательного процесса в детском саду.
У современных детей и игры современные и нам взрослым, как педагогам, так и родителям необходимо учиться играть вместе с ними, чтобы находить общий язык с ребёнком. Настоящее время требует...
Формирование предпосылок УУД при организации образовательного процесса в детском саду.
Становление ребенка как личности и его образование происходит постепенно и «поступенно», и каждая ступень важна....