«Системно-деятельный подход как основа организации образовательных процессов в рамках ФГОС»
методическая разработка на тему
Организация образовательных процессов с учетом возрастных особенностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolos_n.i.docx | 44.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Системно-деятельный подход как основа организации образовательных процессов в рамках ФГОС»
Учет возрастных особенности детей от 1 до 3 лет
Возраст | Область развития | Особенности развития | Стратегия взрослого | Особенности развивающей среды | |
1,5 – 2 года | Познавательная | Обогащается сенсорный опыт. Происходит ознакомление с основными геометрическими фигурами . | Создавать ситуации, в которых может проявляться детская познавательная активность. | Среда должна содержать современные материалы для формирования сенсорики. | |
Речевая | Развивается активно используемый словарь. Упрощенные слова (ту-ту, ав-ав) заменяются обычными. Ребенок чаще всего воспроизводит контур слова, наполняя его звуками-заместителями, более или менее близкими по звучанию слышимому образцу. Активно обращается к взрослому с вопросами. | Поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными. Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи. | Игровая среда должна обновляться как можно чаще. Ребенка привлекает звучащие и движущие игрушки. Положительное влияние на становление детской речи оказывает развитие мелкой моторики пальцев рук. В группе можно оборудовать уголок «Развиваем пальчики», в котором имеются разнообразные мозаики, пазлы, шнуровки, игры-вкладыши. | ||
Социально-коммуникативная | Совершенствуется самостоятельность детей в самообслуживании. Общение со взрослым носит деловой, объектно- направленный характер. | Побуждать детей к самообслуживанию. Формировать навыки культурного поведения. Формировать нравственно-положительного отношение друг к ругу. | Предметные и сюжетные картинки на тему «семья», «гигиена», «мы играем». Образцы алгоритмов и схем «Алгоритм одевания», «Алгоритм умывания» | ||
Художественно-эстетическая | Возможны несложные плясовые действия малышей парами. | Вызывать эмоциональный отклик на музыку с помощью разнообразных приемов ( жестом, мимикой, движениями) | Музыкальные инструменты, настольный, кукольный, пальчиковый театр. | ||
Физическая | Длительность каждого периода активного бодрствования у детей 1,5-2 лет составляет 4-5,5 часов. Характерна высокая двигательная активность. Одним из главных приобретений второго года жизни можно считать совершенствование основных видов движений, особенно ходьба. После полутора лет у детей развиваются подражательные движения ( мишка, зайчик). | Создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности; содействовать развитию основных движений. | Можно организовать «Зону двигательной активности» где находятся «дорожка здоровья», массажные коврики, мячи, гимнастические палки, обручи, мячи для метания, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики и гимнастики пробуждения – флажки, погремушки и т.д. Для стимуляции двигательной активности необходимо иметь игрушки- каталки. | ||
2 - 3 года | Познавательная | Продолжает развиваться предметная деятельность. Мышление – наглядно-действенное, в конце года появляются зачатки наглядно-образного мышления. | Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними. Помогать обследовать предметы, побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним. | Важно учитывать разнообразие игрушек, их фактуру, размеры, назначение. | |
Речевая | Ребенок начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослого. Интенсивное развитие активной речи детей. Речь становится средством общения со сверстниками. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. | Способствовать развитию речи, как средством общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми. | Тренажеры для пальчиков : -«замки» -«шнуровки» -«крючки-пуговки-липучки» -«прищепки» Наборы картинок по темам. | ||
Социально- коммуникативная | Начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Дети становятся самостоятельнее. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями. | .Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним. | Куклы, набор посуды и других предметов быта. | ||
Художественно-эстетическая | Способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Различает мелодии, поет. | Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение. Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, красками, кистью, пластилином. | Мелкие игрушки плоскостные фигурки животных, людей, сказочных персонажей, маски с героями сказок (больше с изображениями животных); для проведения развлечений с детьми – настольный, пальчиковый, плоскостной (фланелеграф) театр, куклы – бибабо, перчаточные куклы, музыкальные инструменты, нестандартное оборудование - музыкальные коробочки, бутылочки, погремушки – веселушки, музыкальная шкатулкаю Доска для рисования мелом, фломастерами, для аппликации - полотно с фигурками на липучках (коврограф). | ||
Физическая | Стремительно развивается двигательная активность ребенка. В этот период дети овладевают различными видами движений: ходьбой, прыжками, бегом и др | Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение. | Для стимулирования двигательной активности необходимо иметь оборудование для пролезания, подлезания, перелезания. |
Учет возрастных особенности детей от 3 до 7 лет
Возраст | Область развития | Особенности развития | Стратегия взрослого | Особенности развивающей среды |
3-4 года | Физическая | Ребёнок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). | Формировать представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека. | Не рекомендуется включать в обстановку много оборудования, примерно две трети пространства должны быть свободными. |
Познавательная | Развивается внимание и память. Продолжает развивать наглядно-действенное мышление. Способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. Начинает развиваться воображение. Могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада. | Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды; устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями. Совершенствовать восприятие, развивать образные представления. | Игрушки, предметы, изображения должны соответствовать реальным объектам мира, быть приближенными к ним по внешнему облику. | |
Речевая | К концу младшего дошкольного возраста дети способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. | Обогащать и уточнять представление о предметах ближайшего окружения. | Альбомы «Потешек» «Загадок», «Сказок», «Игр с пальчиками», В альбом наклеиваются картинки, иллюстрации к потешкам, загадкам, к русским народным сказкам: «Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя». | |
Социально-коммуникативная | Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Поведение ребенка еще ситуативно. | Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Знакомить с предметным миром и правилами безопасного поведения | Ряд игровых атрибутов нужно заменить предметами-заместителями для развития воображения ребенка, расширения творческих возможностей игры. Для этого целесообразно иметь емкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров. | |
Художественно-эстетическая | Изобразительная деятельность зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. Уже могут использовать цвет. Способны вылепить под руководством взрослого простые предметы. Доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. | Развивать детское художественное творчество, интерес к самостоятельной творческой деятельности. Знакомить с различными видами конструкторов. Удовлетворение потребности детей в самовыражении. | Поэтому в уголке должно быть; -Пластилин - на полке со скульптурой маленьких форм, глиняные игрушки | |
4-5 лет | Физическая | Двигательная сфера характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развивается ловкость , координация движений. Лучше удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. | Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма. | Внесение скакалок, мячей разного размера, кольцеброс, обручи. Нетрадиционное оборудование6 «веселый эспандер» «поймай мячик в ловушку» |
Познавательная | Восприятие становится более развитым. Способны назвать форму на которую похож тот или иной предмет. Способны упорядочить предметы по сенсорному признаку. Начинает складываться произвольное запоминание. Развивается образное мышление. | Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов, продолжать развивать умение сравнивать и группировать их. Продолжать знакомить детей с признаками предметов. Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов. | -Природный материал: песок, вода, глина, ракушки, шишки. -Крупная мозаика, различные вкладыши. -Комплекты геометрических фигур -Счетный материал на липучках | |
Речевая | Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая сторона речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. | Способствовать развитию любознательности. Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова. Более точно отражающие особенности предмета, явления. Состояния. Поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение. | Наборы парных картинок Карточки для проведения артикуляционной гимнастики, Серии картинок на установления последовательности событий, «Времена года», Сюжетные картинки различного формата. Альбомы для рассматривания «Профессии», «Семья» | |
Социально-коммуникативная | Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Формируется потребность в уважении со стороны взрослого, это приводит к повышенной обидчивости на замечания. Взаимоотношения со сверстниками характеризуется избирательностью. В группах начинают выделяться лидеры. Появляется конкурентность, соревновательность. | Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми. Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным, смелым. | Игрушки и наборы для сюжетно-ролевых игр (главное не перегружать количеством и многообразием тем, лучше периодически менять атрибуты и темы игр) Макет по ПДД (знаки, светофор, мелкий транспорт, фигурки человечков) Сюжетные картинки по теме «Безопасность» Альбом с фотографиями о жизни детей в группе. | |
Художественно-эстетическая | Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а так же планирование последовательности действий. | Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение нарисовать, лепить, вырезать и наклеивать. Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала. | Наборы для творчества. Трафареты (можно подбирать в соответствии с лексическими темами) Печатки из различных материалов. Музыкальные инструменты. Звуковые лесенки ( с 3 ступеньками) Мелкие игрушки. Маски для театрализации по знакомым сказкам. Различные виды театров | |
5-6 лет | Физическая | Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени). | Совершенствовать двигательные навыки детей. Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость. Поддерживать интерес детей к различным видам спорта. | В физкультурную зону добавляются альбомы с различными видами спорта. Обручи больших размеров, Наборы и атрибуты для самостоятельной организации подвижных игр. Алгоритмы для выполнения ОВД Алгоритмы здорового образа жизни. |
Познавательная | Продолжает совершенствование восприятия цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Продолжает развивать образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. | Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира. Развивать познавательно-исследовательский интерес. | Наборы предметных и сюжетных картинок о птицах, природа нашего города, иллюстрации «Времена года» альбомы «Птицы России», «Перелётные птицы» «Зимующие птицы» Минискульптуры птиц (домашних, водоплавающих, экзотических), экологическая карта «Птицы нашей Земли» Нетрадиционный счетный материал ( крышки, пуговицы и т.д.) Объемные и плоскостные геометрические фигуры. Пособия для работы с магнитной доской. | |
Речевая | Совершенствуется звуковая сторона речи. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи. Богаче становится становиться лексика. Развивается связная речь. | Продолжать развивать речь как средство общения. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Продолжать развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью. | Предметные и сюжетные картинки по лексическим темам. Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких речевой активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты. Дидактические и настольно-печатные игры, меняющиеся в зависимости от времени года и лексической темы. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения. | |
Социально - коммуникативная | Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых. | Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах. | В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещается в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные, для ознакомления с ПДД переносные с набором знаков, машинок, домов, человечков и т.д. Алгоритм дежурств. Альбомы по темам : «Патриотическое воспитание» «Детский сад» «Мой дом, моя семья»
| |
Художественно-эстетическая | Это возраст наиболее активно рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Могут конструировать из бумаги. | Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству. Продолжать знакомить детей с архитектурой. | Игрушечные музыкальные инструменты, свистульки – птички, аудиозаписи «Голоса птиц в лесу, на закате, в джунглях», произведения композиторов-классиков о птицах (К.Сен-Санс, П.И.Чайковский и др.), атрибуты и декорации к тетральным спектаклям по сказкам о птицах Наборы для детского творчества: глина, песок, краски, цветные мелки, карандаши бросовый и природный материал, трафареты, раскраски, по лексическим темам пластилин. Альбом для рассматривания «Архитектура Санкт-Петербурга» | |
6-7 лет | Физическая | Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. В этом возрасте они овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места и с разбега при скоординированности движений рук и ног; могут выполнять разнообразные сложные упражнения на равновесие на месте и в движении, способны чётко метать различные предметы в цель. | Формировать потребность в ежедневной двигательной активности. Совершенствовать технику основных движений. Развивать психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость. Поддерживать интерес к физической культуре и спорту. | Внесение спортивных игр: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол. Содержит как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), Игр и пособия по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни. |
Познавательная | Развивается восприятие. Развивается образное мышление. Продолжает развиваться внимание, оно становиться произвольным. | Учить применять разнообразные способы обследования предметов. Развивать познавательно-исследовательский интерес. Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам. | Наличие коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). Необходимы материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. Материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, Различные виды мозаик современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. При выборе игр предпочтение отдается способности игр стимулировать развитие детей. Такими играми являются развивающие игры Воскобовича, «Монгольские игры», Палочки Кюизенера, «Разрезной квадрат» Никитина, «Логические блоки Дьенеша» и др. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. | |
Речевая | Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. У детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. | Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. Помогать осваивать нормы речевого этикета. Приучать детей к самостоятельности суждений. | Различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. | |
Социально-коммуникативная | Основными достижениями детей этого возраста связны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми, развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. | Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Формировать интерес к учебной деятельности. | Государственная символика родного города, Ленинградской области и России. Пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Художественная литература по Петербурговедению Альбомы «Мой город», «Моя семья» | |
Художественно-эстетическая | Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Формируются художественно-творческие способности. Способы выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. Могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги. Усложняется конструирование из строительного материала. | Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их. Расширять набор материалов, который дети могут использовать в своем творчестве. | Различные виды театра (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый). Маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно - деятельностный подход как основа организации образовательного процесса
Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сфера...
Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования
Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. В статье раскрываются особенности построения образоват...
Мастер-класс «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОО»
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе дошкольного учреждения позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоя...
«Системно – деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ».
В современной образовательной практике сложилась парадоксальная ситуация: значительные изменения в системе образования и неготовность педагогов к реализации воспитательно-образовательного процесса и р...
Доклад к семинару: «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ»
Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность. Б. Шоу....
Статья на тему «Системно -деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в истории педагогики и образования»
Статья на тему «Системно -деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в истории педагогики и образования»...
Презентация к докладу "Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования"
Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования...