Тематический контроль
учебно-методический материал на тему

Гамолка Светлана Юрьевна

Тематический контроль. Таблицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 551749.doc694 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

«Развитие конструктивных навыков у детей».

Цель: определить уровень эффективности воспитательно-образовательной работы по развитию конструктивных навыков у детей разных возрастных групп; выявить уровень познавательного развития детей по разделу «Конструирование»; выяснить факторы, определяющие качество конструктивных умений детей дошкольного возраста в ДОУ.

п\п

Направления работы

Предлагаемые рабочие материалы

1.

Обследование уровня развития детей

  • Схемы обследования уровня развития конструктивных навыков у детей разных возрастных групп.
  • Карта анализа занятия .

2.

Оценка профессиональных умений воспитателя

  • Карта анализа самообразования воспитателей.
  • Карта анализа занятия.
  • Карта анализа предметно-развивающей среды в группе (с точки зрения компетентности воспитателя при её создании).
  • Вопросник для оценки или самооценки воспитателя.

3.

Оценка создания условий:

  • В группе
  • В методическом кабине
  • В ДОУ
  • Карта анализа предметно-развивающей среды в группе.

4.

Оценка планирования работы

  • Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы.

5.

Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме

  • Анкета для родителей «Значение конструирования в полноценном развитии ребёнка».
  • Карта анализа наглядной информации для родителей.
  • Выводы по результатам анкетирования родителей.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.

«Развитие элементарных математических представлений у детей»

Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по познавательному развитию детей средствами РЭМП; путём всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по РЭМП у детей в ДОУ.

п\п

Направления работы

Предлагаемые рабочие материалы

1.

Обследование уровня развития детей

  • Схемы обследования познавательного развития детей младшего и старшего дошкольного возраста.
  • Карта анализа занятия по РЭМП в ДОУ ( с точки зрения оценки деятельности детей) .

2.

Оценка профессиональных умений воспитателя

  • Карта анализа профессионального мастерства  воспитателя и предметной развивающей среды по РЭМП у детей дошкольного возраста.
  • Карта анализа занятия (с точки зрения деятельности воспитателя на занятии).
  • Карта анализа самообразования воспитателей.
  • Вопросы к деловой игре.
  • Вопросник для оценки или самооценки профессионализма воспитателя.

3.

Оценка создания условий:

  • В группе
  • В методическом кабине
  • В ДОУ
  • Карта анализа предметно-развивающей среды в группе профессионального мастерства воспитателя по РЭМП у детей.

4.

Оценка планирования работы

  • Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы.

5.

Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме

  • Анкета для родителей «Математика для развития вашего ребёнка».
  • Карта анализа наглядной информации для родителей.
  • Выводы по результатам анкетирования родителей.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.

«Развитие речи детей в условиях ДОУ»

Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи детей; средствами всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по развитию речи.

п\п

Направления работы

Предлагаемые рабочие материалы

1.

Обследование уровня развития детей

  • Схемы обследования уровня  развития речи детей младшего и старшего дошкольного возраста.
  • Карта анализа занятия  ( с точки зрения оценки деятельности детей) .

2.

Оценка профессиональных умений воспитателя

  • Карта анализа профессионального мастерства  воспитателя.
  • Карта анализа занятия (с точки зрения деятельности воспитателя на занятии).
  • Карта анализа самообразования воспитателей.
  • Оценочный лист «Создание условий для развития речи детей» (с точки зрения компетентности педагогов при её создании).

3.

Оценка создания условий:

  • В группе
  • В методическом кабине
  • В ДОУ
  • Оценочный лист «Создание в группах условий для развития речи детей»
  • Оценочный лист «Создание условий в методическом кабинете для развития речи детей».

4.

Оценка планирования работы

  • Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы.

5.

Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме

  • Карта анализа наглядной информации для родителей.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.

Изобразительная деятельность детей».

Цель: определить, насколько эффективна воспитательно-образовательная работа по художественно-эстетическому воспитанию детей разных возрастных групп средствами изобразительной деятельности; выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы с детьми по развитию изобразительных навыков.

п\п

Направления работы

Предлагаемые рабочие материалы

1.

Обследование уровня развития детей

  • Схемы обследования детей младшего и старшего дошкольного возраста.
  • Карта анализа занятия  ( с точки зрения оценки деятельности детей) .

2.

Оценка профессиональных умений воспитателя

  • Вопросник для оценки и самооценки профессионализма воспитателя.
  • Карта анализа занятия.
  • Карта анализа самообразования воспитателей.
  • Оценочный лист «Работа педагога по изобразительной деятельности».

3.

Оценка создания условий:

  • В группе
  • В методическом кабине
  • В ДОУ
  • Оценочный лист «Создание в группах условий (с точки зрения компетентности воспитателя при её создании).
  • Оценочный лист «Создание условий для развития изобразительной деятельности детей в разных возрастных группах детского сада».
  • Оценочный лист «Оснащение методического кабинета или изостудии».

4.

Оценка планирования работы

  • Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы.

5.

Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме

  • Карта анализа наглядной информации для родителей.
  • Анкета для родителей «Что рисует ваш ребёнок?»
  • Выводы по результатам анкетирования родителей.

КАРТА

АНАЛИЗА САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

Критерии анализа

Ф.И.О. воспитателей

Формулировка тем самообразования, связанных с темой контроля

Содержание работы

Посещение проблемных семинаров

Посещение курсов повышения квалификации (72 часа), связанных с темой самообразования

Посещение модульных (12-36 часов) курсов повышения квалификации по теме самообразования

Самостоятельное изучение вариативных программ

Изучение публикаций в периодической печати

Формы отчётности

Подготовка тематической консультации

Подготовка семинара-практикума

Открытый показ занятия с детьми

Выставка результатов продуктивной деятельности детей

Выступление на педагогическом совете

Результат само-образования

Аттестация

Обобщение опыта работы

Наставничество

Условные обозначения:        -высокий уровень,         -средний уровень,          -низкий уровень

ВОПРОСНИК

ДЛЯ ОЦЕНКИ ИЛИ САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ВОСПИТАТЕЛЯ

  1. Какие виды детского конструирования существуют в ДОУ? Конструирование из строительного материала, деталей конструкторов, бумаги, природного материала.
  2. Перечислите формы организации обучения детскому конструированию. Конструирование по образцу, модели, условиям, простейшим чертежам и наглядным схемам, замыслу, теме.
  3. В чём заключается суть конструирования по образцу? Детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и, как правило, показывают способы воспроизведения.
  4. Опишите методику осуществления конструирования по модели. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих её элементов скрыто от ребёнка. В качестве модели, например, может выступать конструкция, обклеенная плотной бумагой. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. При такой форме обучения конструированию детям предлагают определённую задачу, но не дают способа нё решения.
  5.  В чём заключается суть конструирования по условиям? Детям не предлагают ни образец постройки, ни рисунки, не оговаривают способы её возведения. Определяют только условия, которым постройка должна соответствовать. Задача конструирования в данном случае носит проблемный характер.
  6. Какова роль конструирования в развитии познавательной активности детей? Конструирование является универсальной умственной способностью, лежащей в основе творчества ребёнка.
  7. Сформулируйте программные задачи по конструированию в Вашей группе.
  8. Какие условия для развития конструктивных способностей детей имеются в Вашей группе? Чем необходимо дополнить предметно-развивающую среду с точки зрения развития конструктивных навыков детей?
  9. Как часто в свободной деятельности дети Вашей группы занимаются конструированием?
  10. Какова, по Вашему мнению, должна быть Ваша педагогическая позиция, чтобы конструктивные навыки и творчество детей развивалось наиболее эффективно?

ВОПРОСНИК

ДЛЯ ОЦЕНКИ ИЛИ САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ВОСПИТАТЕЛЯ

  1. Какие виды детского конструирования существуют в ДОУ? ________________________

_______________________________________________________________________________

  1. Перечислите формы организации обучения детскому конструированию. _____________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. В чём заключается суть конструирования по образцу? _____________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Опишите методику осуществления конструирования по модели. ____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  В чём заключается суть конструирования по условиям? ___________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какова роль конструирования в развитии познавательной активности детей? __________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сформулируйте программные задачи по конструированию в Вашей группе.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие условия для развития конструктивных способностей детей имеются в Вашей группе? Чем необходимо дополнить предметно-развивающую среду с точки зрения развития конструктивных навыков детей? ________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как часто в свободной деятельности дети Вашей группы занимаются конструированием? ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. Какова, по Вашему мнению, должна быть Ваша педагогическая позиция, чтобы конструктивные навыки и творчество детей развивалось наиболее эффективно?________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ

Тема______________________________________________________________________________

Дата проведения____________________________________________________________________

Возрастная группа__________________________________________________________________

Количество детей___________________________________________________________________

Ф.И.О. воспитателя _________________________________________________________________

Начало занятия_________________________ Окончание занятия___________________________

Критерии оценки работы воспитателя на занятии

Уровень оценки

Выс.

Доп.

Низ.

Работа педагога на занятии

1. Подготовка к занятию

1) Умение составить конспект занятия в соответствии с поставленными целя-ми; определить его содержание и структуру, подобрать дидактические игры

2) При использовании готовых конспектов: умение вносить необходимые изменения в ход занятия, корректировать цели в соответствии с индивидуальными особенностями детей, уровнем из развития.

3) Грамотный подбор конструктивного материала.

4) Рациональное размещение материала.

2. Проведение занятия.

1) Соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам.

2) Использование разнообразных форм организации детей на занятии

 (работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная или коллективная работа детей), Оправданность выбранных форм.

3) методы и приёмы работы с детьми:

- игровые приёмы;

- приёмы привлечения и сосредоточения внимания детей;

- приёмы обеспечения эмоциональности, интереса детей;

- приёмы активизации самостоятельного мышления детей.

4) Умение корректировать ход занятия с учётом «обратной» связи

(сократить время занятия в зависимости от степени утомления детей; сменить форму организации детей; вывести часть программного материала

за рамки занятия; своевременно использовать динамическую паузу).

5) Индивидуальная работа

6) Оценка педагогом работы детей на занятии

7) Умение педагога вывести детей из занятия и вовлечь их в игру с использованием созданных ими конструкций, их обыгрыванию.

Работа детей

Сохранение интереса детей к конструктивной деятельности на протяжении всего занятия

Активность детей на занятии

Проявление самостоятельности в выборе необходимого конструктивного материала и приёмов конструирования

Проявление желания помочь друг другу, работать самостоятельно

Оценка детьми хода занятия

Умение дать самооценку своей деятельности на занятии

Усвоение детьми программного содержания

Выводы, рекомендации:

КАРТА

АНАЛИЗА ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ

п\п

Элементы предметно-развивающей среды

Возрастные группы

№1

№2

№3

№4

Младший дошкольный возраст

Настольный строительный материал:

- расположение по цвету и форме на полках или столах (для младшей группы);

- расположение наборами в коробках, в которых он приобретён (для средней группы);

- доступность для детей;

- достаточное количество для одновременного конструирования 5-6 детей;

- наличие места для одновременного настольного конструирования 5-6 детей;

- наличие мелких игрушек для обыгрывания построек.

Крупный строительный материал:

- расположение по цвету и форме на полках, низких стеллажах, в коробках;

- удобное место для конструирования (в стороне от постоянного движения детей и взрослых);

- доступность материала для детей;

- крупные транспортные игрушки и игрушки, необходимые для игры.

Наличие пластмассовых конструкторов с крупными деталями.

Мягкие строительно-игровые модули.

У воспитателя – методические пособия, схемы для организации.

Компетентность воспитателя по выбору материалов для конструирования, правильное и удобное их расположение.

Старший дошкольный возраст

Настольный строительный материал:

- расположение наборами в коробках, в которых он приобретён (для средней группы);

- доступность для детей;

- достаточное количество для одновременного конструирования 5-6 детей;

- наличие мелких игрушек для обыгрывания построек (сложены в коробки);

Крупный строительный материал:

- расположение на полках или в закрытых стеллажах;

- удобное место для конструирования 9в стороне от постоянного движения детей и взрослых);

- доступность материала для детей;

- игрушки для обыгрывания (в коробках).

Наличие не менее 2-3 видов пластмассовых конструкторов

Наличие конструкторов с металлическими деталями, в которых предусматривается работа с гаечными ключами, отвёртками, винтами.

Наличие схем и моделей для всех видов конструкторов

Уголок для конструирования из природного материала и бумаги, для ручного труда:

- расположен на полках, в шкафу или на стеллажах;

- периодически меняющиеся выставки (детские поделки, работы школьников, воспитателей, родителей, изделия народных промыслов);

- полка с материалами для конструирования из бумаги (бумага белая и цветная, картон, клей, кисти, краски, карандаши, салфетки, ножницы, выкройки и т.п.);

- наличие бросового материала (различные коробочки, кусочки ткани, шпагат, проволока, поролон, пенопласт, бусинки и т.д.);

- материалы для шитья (коробка с набором ниток, пуговиц, тесьмы, резинки; коробка с кусками разных видов тканей: альбом с образцами тканей; выкройки, шаблоны, рисунки для вышивания; пяльцы);

- природный материал, разложенный в отдельные коробочки (шишки, веточки, жёлуди, каштаны, ракушки, пёрышки, мох и т.д.).

У воспитателя – методические пособия, схемы для организации занятий с детьми.

Компетентность воспитателя по подбору материалов для конструирования, правильное и удобное их расположение.

Условные обозначения:        -высокий уровень,         -средний уровень,          -низкий уровень

КАРТА

 ПРОВЕРКИ ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

п\п

Разделы

Возрастные группы

№1

№2

№3

№4

1.

Планирование занятий

Конструирование из строительного материала

Конструирование из деталей конструкторов

Конструирование из бумаги

Конструирование из природного материала

Использование различных приёмов конструирования:

- конструирование по образцу;

- конструирование по схеме;

- конструирование по условиям;

- конструирование по представлению

2.

Планирование работы с детьми вне занятий

Обогащение знаний и опыта детей

Рассматривание фотоиллюстраций, картинок с изображением различных предметов рукотворного мира.

Планирование работы по мотивации конструктивной деятельности детей вне занятий:

- создание построек для игры;

- изготовление из бумаги поделок для украшения группы, подарков родным;

- конструкции из природного материала как атрибуты для праздников.

Индивидуальный и подгрупповой разговор с детьми по теме.

Дидактические игры на развитие мышления, памяти, внимания, пространственного анализа и воображения.

Рассматривание предметов, игрушек, явлений природы.

Планирование работы по содержанию конструкторов, строительного материала в порядке.

Планирование работы по воспитанию у детей навыков самостоятельности

3. Планирование работы с семьёй

Выводы, рекомендации:

КАРТА

АНАЛИЗА НАГЛЯДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

п\п

Критерии анализа

Возрастные группы

№1

№2

№3

№4

1

Конкретность информации

2

Доступность предлагаемого материала

3

Краткость материала

4

Эстетичное оформление наглядных материалов

5

Педагогическая целесообразность предлагаемых материалов

6

Форма подачи материала

- папки-передвижки

- стенды

- ширмы

- информационные письма-памятки для родителей

7

Востребованность предлагаемого материала у родителей (по результатам анкетирования)

КАРТА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ

Тема_____________________________________________________________________________

Дата проведения__________________________________________________________________

Возрастная группа_________________________________________________________________

Количество детей__________________________________________________________________

Ф.И.О. воспитателя ________________________________________________________________

Начало занятия_________________________ Окончание занятия__________________________

Критерии оценки работы воспитателя на занятии

Уровень оценки

Выс.

Доп.

Низ.

Подготовка к занятию

Умение творчески использовать готовые конспекты занятий (вносить необходимые изменения в ход занятия, корректировать цели в

 соответствии с индивидуальными особенностями детей)

Умение составить конспект занятия в соответствии с поставленными

 целями, определить его содержание и структуру, подобрать

 дидактические игры.

Подбор демонстрационного и раздаточного материала

Рациональное размещение материала.

Предварительная работа с детьми (беседы, организация наблюдений, дидактические игры, чтение художественной литературы).

Санитарно –

гигиенические

требования

Удовлетворение двигательной активности (организация

 динамических пауз, физкультминуток)

Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятии.

Смена деятельности детей в течение занятия

Соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам.

Использование разнообразных форм организации детей на занятии

(работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная и

 коллективная работа детей).

Оправданность выбранных форм

Оправданность и рациональность выбора

методов работы с детьми

Игровые приёмы

Приёмы привлечения и сосредоточения внимания детей (имеются

 или нет)

Приёмы обеспечения эмоциональности, интереса детей

Приёмы активизации самостоятельности мышления детей

Приёмы подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания

Умение регулировать поведение детей в процессе занятия,

сохранять интерес детей в течение всего занятия

Индивидуальная работа с детьми

Оценка работы на занятии (детьми, воспитателем), качество

 оценки.

Деятельность детей на занятии

Поведение детей в процессе занятия:

- проявление инициативы;

- сохранение интереса на протяжении занятия;

- активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий.

Проявление творчества детей во время занятия

Усвоение детьми программного содержания

Положительные моменты:

Выводы, рекомендации:

КАРТА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ.

Критерии профессионального мастерства

Ф.И.О. воспитателей

Знание программы по развитию речи, целей и задач для детей своей группы; всех направлений работы по развитию речи.

Знание методики проведения диагностики развития речи детей.

Знание индивидуальных особенностей развития речи каждого ребёнка своей возрастной группы.

Культура речи воспитателя

Точность и ясность выражения мыслей.

Образность речи.

Эмоциональность  и интонационная выразительность речи.

Доступность речи для детей по форме и содержанию.

Умение точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмов.

Умение построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты.

Работа воспитателя над нравственным аспектом развития речи: воспитание у детей бережного, любовного отношения к книге.

Умение педагога организовать предметно-развивающую среду

Организация книжного уголка.

Подбор иллюстративного материала.

Подбор детской художественной литературы (наличие одного и того же произведения, изданного разными издательствами, оформлено разными художниками).

Грамотное устройство выставок («Моя любимая книга», «Писатели нашего детства», «День рождения книги»)

Умение привлечь детей и родителей к созданию библиотеки в группе.

Умение привлечь детей к работе по «ремонту» книг, «оказанию помощи» любимым книгам.

Планирование и проведение досугов и развлечений по развитию речи.

Взаимодействие с родителями

Наглядная информация для родителей (эстетика оформления, оправданность содержания)

Проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями.

Ведение тетрадей, отражающих данные формы работы.

Проведение тематических родительских собраний.

Методическая работа по проблеме развития речи детей: подготовка консультаций, открытых показов для педагогов, выступления на педсоветах или педчтениях, открытые показы разных форм работы с детьми.

Условные обозначения:        -высокий уровень,         -средний уровень,          -низкий уровень

КАРТА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ

Тема_____________________________________________________________________________

Дата проведения__________________________________________________________________

Возрастная группа_________________________________________________________________

Количество детей__________________________________________________________________

Ф.И.О. воспитателя ________________________________________________________________

Начало занятия_________________________ Окончание занятия__________________________

Критерии оценки работы воспитателя на занятии

Уровень оценки

Выс.

Доп.

Низ.

Подготовка к занятию

Умение творчески использовать готовые конспекты занятий (вносить необходимые изменения в ход занятия, корректировать цели в

 соответствии с индивидуальными особенностями детей)

Умение составить конспект занятия в соответствии с поставленными

 целями, определить его содержание и структуру, подобрать

 дидактические игры.

Подбор демонстрационного и раздаточного материала

Рациональное размещение материала.

Предварительная работа с детьми (беседы, организация наблюдений, дидактические игры, чтение художественной литературы).

Санитарно –

гигиенические

требования

Удовлетворение двигательной активности (организация

 динамических пауз, физкультминуток)

 Контроль за правильностью осанки во время работы  детей за столами

Смена поз детей в течение занятия

Соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам.

Рациональный выбор динамических поз детей во время занятия (сидя за столами, сидя полукругом на стульчиках, сидя на ковре, стоя …)

Деятельность педагога

 на  занятии

Использование разнообразных форм организации детей на занятии  (работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная и коллективная работа детей)

Оправданность выбранных форм

Оправданность и рациональность выбора методов и приёмов работы с детьми (игровые приёмы, приёмы привлечения внимания детей, приёмы активизации мышления и другие).

Умение корректировать ход занятия с учётом «обратной» связи (сократить время занятия в зависимости от степени утомления детей; сменить форму организации детей; вывести часть программного материала за рамки занятия; своевременно использовать динамическую паузу …)

Умение регулировать поведение детей в процессе занятия,

сохранять интерес детей в течение всего занятия

Индивидуальная работа с детьми

Деятельность детей на занятии

Оценка работы детей на занятии, качество оценки

Сохранение интереса и внимания детей к деятельности на занятии.

Активность и самостоятельность детей в решении поставленных задач.

Умение адекватно оценить собственную работу на занятии

Усвоение детьми программного содержания

Положительные моменты:

Выводы:

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

«Создание условий в группах для развития речи детей»

Перечень условий и элементов

 предметно-развивающей среды

Возрастные группы

№1

№2

№3

№4

1. Книжный уголок.

1.1. Оборудование (хорошо освещённое место, стол и стулья для детей, полочка ли стеллажи для книг)

1.2. соответствие содержания возрасту детей.

1.3. Наличие художественной литературы, её грамотный подбор (несколько книг одного наименования и автора разных издательств).

1.4. Иллюстрации по темам занятия по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой.

1.5. Материалы о художниках-иллюстраторах.

1.6. Тематические выставки

1.7. Сменяемость материала.

2. Наличие детской литературы в группе.

3. Оборудование для театрализованной деятельности:

3.1. Ширма.

3.2. Фланелеграф.

3.3. Соответствие возрасту видов театра.

3.4. Соответствие возрасту содержания театров и театрализованных игр.

4. Дидактические игры (наличие, разнообразие, соответствие возрасту).

5. методическая литература

6. Пособия для занятий

7. Набор материалов для диагностики детей.

Условные обозначения:        -высокий уровень,         -средний уровень,          -низкий уровень

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

«Создание условий в методическом кабинете для развития речи детей».

Составляющие предметно-развивающей среды

Наличие и качество пособий и методических материалов.

Методическая и

художественная литература

  1. Учебники по развитию речи детей дошкольного возраста.

  1. Литература по отдельным разделам.

  1. Разные хрестоматии.

  1. Сборники игр по развитию речи.

  1. Учебники по детской литературе.

  1. Подборки загадок, песенок, потешек, возможно, оформленные в виде картотеки по разным темам.

  1. Картотека дидактических игр по развитию речи.

  1. Орфографические словари.

  1. Детская художественная литература: яркие, красочно оформленные сборники, редкие издания (не для ежедневного чтения).

Комплексные и парциальные программы по развитию речи и диагностические методики к ним.

Наглядные материалы

  1. Демонстрационный материал – картины, разделённые по сериям.

  1. Раздаточный материал в методическом кабинете.

- все материалы по ознакомлению с окружающим миром, разделённые по тематикам, с картотекой;

- сюжетные картины (с картотекой), которые разбираются на картины с простым сюжетом и сложным;

- предметные картины (с картотекой, размером 10*10см);

- серии картин (5-7 разновидностей, по 5 наборов каждой серии)

      3. Подборка детских рисунков для рассказывания: на группу детей.

      4. Символика – герб, флаг России и Краснодарского края.

      5. Предметы и игрушки:

          - 3 экземпляра каждого наименования, по паре игрушек среднего размера; одно наименование, но разный внешний вид;

          - раздаточные игрушки, небольшого размера 10-12 см; набор на группу – не менее 15 игрушек.

      6. К разделу «Ознакомление детей с художественной литературой»:

         - биографии детских писателей, карточки с днями рождения; для нескольких любимых детьми писателей – портреты, методические рекомендации об организации различных форм работы с детьми по творчеству этих писателей;

         - аудиокассеты или пластинки с записями детских произведений;

         - иллюстративный материал по художественной литературе.

     

Методические материалы

  1. Все материалы с выходными данными: название, автор, место, год издания, краткая аннотация – лучше на карточках.

  1. Конспекты занятий из опыта работы педагогов. Стремиться делать серии конспектов по рассказыванию (по игрушке, по серии картин, по сюжетной картинке…)

  1. Разные формы планирования.

  1. Памятки по анализу занятий

Выводы и рекомендации по пополнению и наиболее рациональной организации предметно -развивающей среды для педагогов:

КАРТА

ПРОВЕРКИ ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Направления воспитательно-образовательной работы

Возрастные группы

№1

№2

№3

№4

Планирование занятий

Словарная работа.

Воспитание звуковой культуры речи.

Формирование грамматического строя речи.

Формирование связной речи и рассказывания.

Воспитание любви и интереса к художественному слову

Планирование работы вне занятий

Индивидуальный и подгрупповой разговор с детьми по теме.

Дидактические игры.

Работа с материалами книжного уголка.

Загадывание загадок, придумывание загадок.

Рассматривание предметов, игрушек, явлений природы.

Самостоятельная художественно-речевая деятельность.

Досуги, развлечения

Работа с семьёй

Выводы, предложения по каждой возрастной группе:

ВОПРОСНИК ДЛЯ ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

  1. Перечислите основные задачи формирования и развития изобразительной деятельности дошкольников. Развивать художественное восприятие окружающего мира, природы, произведений изобразительного искусства; воспитывать умение эмоционально откликаться на воздействие художественного образа. Кроме того, важным является и формирование изобразительных навыков. При этом во главу угла ставится умение детей самостоятельно применять эти навыки.
  2. Какие основные изобразительные  действия Вы формируете у детей дошкольного возраста в ДОУ? Умения передавать форму, строение предмета, пропорциональные отношения в предмете, передавать цвет, а также умения располагать изображения предметов на плоскости листа. Также одним из важных изобразительных действий является развитие способности к осознанному выбору изобразительных действий, вариативному их применению и дополнению в соответствии с замыслом.
  3. Назовите основные методы и приёмы обучения детей изобразительной деятельности. Наглядные методы и приёмы: наблюдение, рассматривание предметов, образец, показ картины, показ способов действия и изображения. Словесные методы: беседа, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово. Практические: экспериментирование с цветом, различными изобразительными средствами. Игровые методы и приёмы.
  4. Какова роль изобразительной деятельности в художественно-эстетическом восптитании детей?
  5. Почему важна взаимосвязь изобразительной деятельности с другими направлениями художественно-эстетического развития (музыкальным воспитанием, ознакомлением с художественной литературой, ритмикой)?
  6. Существует ли взаимосвязь между развитием изобразительной деятельности и познавательным развитием детей дошкольного возраста? В чём, по Вашему мнению, она заключается?
  7. Сформулируйте программные задачи по изобразительной деятельности в Вашей возрастной группе.
  8. Какие условия для развития изобразительных способностей детей имеются в Вашей группе? Чем необходимо дополнить предметно-развивающую среду с точки зрения развития изобразительной деятельности детей?
  9. Как часто в свободной деятельности дети Вашей группы занимаются изобразительной деятельностью? Как Вы думаете, почему?
  10. Какова, по Вашему мнению, должна быть Ваша педагогическая позиция, чтобы изобразительные навыки и творчество детей развивались наиболее эффективно?

ВОПРОСНИК ДЛЯ ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

  1. Перечислите основные задачи формирования и развития изобразительной деятельности дошкольников. ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие основные изобразительные  действия Вы формируете у детей дошкольного возраста в ДОУ? _____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите основные методы и приёмы обучения детей изобразительной деятельности.

_______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какова роль изобразительной деятельности в художественно-эстетическом воспитании детей? ______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. Почему важна взаимосвязь изобразительной деятельности с другими направлениями художественно-эстетического развития (музыкальным воспитанием, ознакомлением с художественной литературой, ритмикой)? _______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Существует ли взаимосвязь между развитием изобразительной деятельности и познавательным развитием детей дошкольного возраста? В чём, по Вашему мнению, она заключается? ________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сформулируйте программные задачи по изобразительной деятельности в Вашей возрастной группе. ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие условия для развития изобразительных способностей детей имеются в Вашей группе? Чем необходимо дополнить предметно-развивающую среду с точки зрения развития изобразительной деятельности детей? ___________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как часто в свободной деятельности дети Вашей группы занимаются изобразительной деятельностью? Как Вы думаете, почему? ________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какова, по Вашему мнению, должна быть Ваша педагогическая позиция, чтобы изобразительные навыки и творчество детей развивались наиболее эффективно? _______

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ

п\п

Критерии анализа

Уровень

в

д

н

1

Программное содержание занятия

2

Анализ конспекта:

  • Как раскрывается ход занятия.
  • Предусмотрены ли вопросы к детям во время объяснения.
  • Указаны ли методические приёмы.
  • Указаны ли материалы и оборудование, наглядный материал.

3

Создание условий для проведения занятий

1)

Наличие плана

2)

Наглядные пособия, атрибуты, игрушки, ТСО

3)

Качество наглядного материала, целесообразность его применения

4)

Расположение столов, мольбертов (освещённость; удобство; комфорт)

5)

Дежурство:

  • Чёткость распределения обязанностей дежурных.
  • Контроль и требования воспитателей к детям.

6)

Внешний вид детей (одежда, обувь)

4

Деятельность воспитателя во время занятия

1)

Внешний вид воспитателя

2)

Знание им программного материала занятия, владение методическими приёмами.

3)

Методика проведения занятий:

-

Умение воспитателя организовать детей в начале занятия

-

Использование познавательного материала для активизации внимания детей

-

Соотношение нового и повторного материала

-

Формы работы с детьми (индивидуальные, коллективные)

-

Связь между различными видами искусств (изобразительное, музыка, поэзия)

-

Методика объяснения нового материала (с опорой на имеющиеся у детей умения и навыки)

-

Создание для возможности проявить инициативу, самостоятельность, творческую активность.

-

Отношение воспитателя к ошибкам и недочётам в работах детей. Как он оказывает помощь детям?

-

Учёт возрастных особенностей детей данной группы.

-

Индивидуальная работа с детьми в процессе занятия.

4)

Анализ работы детей на занятии, качество этого анализа

5

Деятельность детей на занятии

1)

Непосредственность, эмоциональный настрой, непринуждённость.

2)

Сохранение интереса детей на протяжении занятия.

3)

Организация детей: умение подчиняться определённым правилам поведения, самостоятельность, сознательная дисциплина.

4)

Активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий.

5)

Творческие проявления детей в изобразительной деятельности

6)

Качество усвоения детьми материала занятия.

7)

Самообслуживание: самостоятельность детей в подготовке к занятию и уборке своего места после выполнения работы.

6

Длительность занятия

Выводы:

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

«Создание условий в разных возрастных группах детского сада».

п\п

Элементы предметно-развивающей среды

Возрастные группы

№1

№2

№3

№4

1

Наличие методической литературы по художественно-эстетическому воспитанию детей в изобразительной деятельности у воспитателей  группы.

2

Наличие в группе наглядного материала (картин, фотоиллюстраций, диапозитивов, диафильмов и т.д.)

3

Материал для занятий

4

Занятия по рисованию

1)

Бумага для рисования

2)

Цветные карандаши (по коробке на каждого ребёнка):

Младшая группа – 6 цветов

Средняя группа – 12 цветов

Старший возраст – 12. 18 или 24 цвета

3)

Простые карандаши и ластики

4)

Гуашь

5)

Палитры для смешивания красок

6)

Акварельные краски (старшая группа)

7)

Уголь, сангина, пастель, восковые мелки, известковые мелки (со старшей группы)

8)

Кисти беличьи (мягкие, круглые):

Младшая группа № 12,10

Со средней группы добавляют № 8,6

Старший возраст – добавляются флецы для тонирования бумаги, широкие кисти из щетины

9)

Банки для воды, подставки для кистей, тряпочки, салфетки

5

Занятия по лепке

1)

Пластилин

2)

Глина

3)

Доски или пластиковые салфетки для лепки

4)

Стеки

5)

Тряпочки, салфетки

6

Занятия по аппликации

1)

Цветная бумага

2)

Цветной картон

3)

Гофрированная бумага

4)

Бросовый материал – фольга, фантики от конфет …

5)

Ножницы на каждого ребёнка (детские, с закруглёнными концами)

6)

Клей и кисти для клея

7)

Салфетки тканевые

8)

Салфетки пластиковые

7

Настенные доски, стенды для анализа рисунков, для выставок детских работ.

8

Правильно организованные рабочие места для занятий по изодеятельности: освещение, комфортное расположение детей, удобная мебель (мольберты)

9

Оформление изоуголка, создание условий для самостоятельной  изодеятельности.

1)

Расположение стола или мольберта в хорошо осывещённом, доступном для детей месте

2)

Бумага для рисования – разного формата и разной формы, тонированная

3)

Цветные карандаши – начиная с младшей группы

4)

Краски (гуашь во всех возрастных группах, акварель – начиная со старшей группы)

5)

Кисти (разные, по 2-3 шт. каждого вида)

6)

Пластилин (стеки, клеёнки или доски для лепки)

7)

Цветная бумага и картон

8)

Ножницы с закруглёнными концами (3-4 шт.)

9)

Клей (можно клеящий карандаш или клей во флаконе с узким носиком) и кисти для клея

10)

Место для сменных выставок из детских работ, изделий художественных промыслов, совместных работ детей и родителей.

10

Альбомы-раскраски

Оформление и хранение детских работ

Педагогическая целесообразность и эстетичность оформления пособий, размещения игрушек

Выводы:

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

«Оснащение методического кабинета или изостудии».

п\п

Элементы предметно-развивающей среды

Наличие

1

Методическая литература по изодеятельности: книги, статья из периодической печати. Наличие картотеки на методическую литературу

2

Перспективное планирование по изодеятельности

3

Альбомы по изобразительной деятельности «Аппликация в детском саду», «Лепка в детском саду», «Декоративное рисование»

4

Наборы предметов, игрушек, муляжей для рисования с натуры в соответствии с программой по изобразительной деятельности

5

Зимние пейзажи: А.Саврасов «Зима»; К.Юон «Конец зимы», «Лыжная прогулка», «Зимний сон»; И.Грабарь «Зимний пейзаж», «Февральская лазурь», «Иней»; Г.Нисский «Подмосковная зима»; С.Герасимов «Зима»

6

Весенние пейзажи: А.Саврасов «Грачи прилетели»; И.Левитан «Весна. Большая вода», «Март»; С.Герасимов «Начало мая», «Снова весна»; И.Остроухов «Первая зелень», «Начало апреля»; М.Клодт «На пашне»; К.Юон «Мартовское солнце»; М.Ларионов «Акации весной»; В.Борисов-Мусатов «Весна; И.Грабарь «Мартовский снег».

7

Осенние пейзажи: И.Левитан «Золотая осень»; Ф.Васильев «Болото в лесу.Осень»; И.Машков «Золотое Подмосковье», «Серый день», «Ранний рассвет»; В.Поленов «Золотая осень», «Осень в Обрамцеве»; И.Остроухов «Золотая осень»; К.Юон «Мельница.Октябрь»; И.Грабарь «Сентябрьский снег»

8

Летние пейзажи: И.Левитан «Дорога», «Заглохший пруд», «Берёзовая роща»; И.Шишкин «Утро в сосновом бору», «Корабельная роща», «Сосны, освещённые солнцем», «Мордвиновские дубы», «Рожь»; А.Куинджи «Берёзовая роща; И.Грабарь «Берёзы летом»

9

Портреты: О.Кипренский «Портрет поэта А.С.пушкина»; В.Тропинин «Кружевница»; А.Венецианов «Крестьянская девушка с телёнком»; В.Серов «Девочка с персиками»; В.Васнецов «Алёнушка»

10

Жанровые картины: А.венецианов «На пашне.Весна»; В.Перов «Тройка»; В.Васнецов «Богатыри»; К.Маковский «Дети, бегущие от грозы»; В.Поленов «Бабушкин сад», «Московский  дворик»; В.Суриков «Взятие снежного городка»; Г.Мясоедов «Страдная пора»

11

Натюрморты: П.Кончаловский «Персики»; И.Репин «Яблоки»; М.Сарьян «Бананы»; И.Машков «Малинка»; И.Левитан «Сирень»; И.Машков «Снедь московская.Хлебы»; В.Стожаров «Хлеб.Квас»; П.Кончаловский «Клубника»; К.Петров-Водкин «Яблоки на красном фоне»; И.Хруцкий «Натюрморт с грибами»; И.Машков «Клубника и белый кувшин»; И.Хруцкий «Цветы и фрукты»; И.Михайлов «Овощи и фрукты»; К.Петров-Водкин «Бокал и лимон»; П.Кончаловский «Сухие краски»; Ж.Б.С.Шарден «Натюрморт с ящиком красок»; В.Ван Гог «Натюрморт с книгами»

12

Натюрморты с цветами: И.Грабарь «Хризантемы»; В.Конашевич «Цикламены»; В.Ван Гог «Подсолнухи»; А.Головин «Купавки»; П.Кончаловский «Сирень в корзине», «Сирень белая и розовая»; И.Левитан «Васильки», «Белая сирень», «Одуванчики»; И.Машков «Роза в хрустальной вазе»; С.Герасимов «Полевые цветы»; Ф.Толстой «Букет цветов, бабочки и птичка»

13

Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки

14

Изделия народных промыслов, народно-прикладного искусства: Гжель, Хохлома, Городецкая и дымковская роспись; вологодские кружева; жостовские подносы; каргопольские игрушки; матрёшки.

15

Материал из опыта работы: конспекты занятий

16

Методический материал: консультации, семинары-практикумы, выступления на педсоветах …

17

Педагогическая целесообразность и эстетичность оформления пособий, размещения игрушек.

Выводы:

АНАЛИЗ

ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Направления воспитательно-образовательной работы

Возрастные группы

№1

№2

№3

№4

Общие вопросы

1) эстетика оформления

2)Режим, сетка-занятий, сведения об индивидуальных особенностях детей.

Планирование занятий по ИЗО

1) Программное содержание: обучающая, воспитательная, развивающая задачи

2) Предварительная работа: наблюдения в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций…

3) Материалы и оборудование

Планирование работы по изодеятельности вне занятий

1) дидактические игры на освоение детьми цвета, формы, формирование чувства композиции

2) Работа в изоуголке (индивидуальная работа с детьми по программе)

3) планирование наблюдений за окружающим миром:

- наблюдения за живой природой

- наблюдения за неживой природой

- наблюдения за трудом взрослых

4) Планирование досугов с использованием изобразительной деятельности

 Взаимосвязь с другими направлениями воспитательно-образовательной работы: развитием речи, чтением художественной литературы, музыкальным воспитанием, музейной работой…

Сотрудничество с родителями:

1) индивидуальные беседы

2) консультации

3) наглядная информация

4) совместные мероприятия

Выводы, замечания и предложения:

КАРТА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ И ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

Профессиональные знания, умения и навыки воспитателей.

Ф.И.О. воспитателей

Знание программы по РЭМП, целей и задач для детей своей возрастной группы; всех направлений работы по РЭМП

Знание методики проведения диагностики РЭМП у детей

Знание индивидуальных особенностей развития мышления, внимания, памяти у каждого ребёнка своей возрастной группы.

Культура речи воспитателя

Точность, краткость и ясность выражения мыслей, образность речи

Эмоциональность и интонационная выразительность речи

Доступность речи для детей по форме и содержанию

Умение точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмов

Умение построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты

Умение правильно организовать предметно-развивающую среду

Правильный подбор демонстрационного материала по РЭМП (в соответствии с требованиями программы для данной возрастной группы)

Наличие в группе достаточного количества счётного материала ( в т.ч.счётных палочек)

Грамотный подбор дидактических игр:

  • Направленных на формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).
  • Направленных на формирование навыков счёта, понятия числа.
  • Направленных на формирование временных представлений.
  • Наличие в группе геометрических конструкторов: Танграм, Волшебный квадрат, Волшебный круг, Колумбово яйцо, Листик, Занимательный треугольник, Мозаика, Овал и др.:

- по развитию памяти;

- по развитию мышления;

- по развитию внимания.

Наличие различных геометрических фигур и объёмных тел.

Наличие цифр (написанных на карточках)

Планирование и проведение досугов и развлечений по РЭМП

Взаимодействие с родителями по проблемам РЭМП

Наглядная информация для родителей (эстетика оформления, оправданность содержания)

Проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями. Ведение тетради, отражающей данные формы работы.

Проведение тематических родительских собраний.

Умение привлечь детей и родителей к участию в создании дидактических пособий.

Методическая работа по проблеме развития у детей ЭМП: подготовка консультаций, открытых показов для педагогов, выступления на педсоветах или педагогических чтениях, открытые показы разных форм работы с детьми.

Анализ и выводы: влияние выявленных знаний, умений и навыков воспитателей на эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Рекомендации:

ВОПРОСНИК ДЛЯ ОЦЕНКИ ИЛИ САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ВОСПИТАТЕЛЯ.

  1. Какую программу по развитию у детей ЭМП Вы используете в своей работе? ___________________________________________________________________________________
  2. Конспекты для занятий Вы составляете самостоятельно или используете готовые, опубликованные в методических пособиях? ___________________________________________________________________________________
  3. Какова основная цель развития у детей ЭМП в дошкольном возрасте? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Каковы основные направления работы по РЭМП в ДОУ? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Сформулируйте основные задачи формирования навыков счёта и понятия числа в своей возрастной группе? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Каковы задачи овладения понятиями величины у детей Вашей возрастной группы? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Что такое «сенсорные эталоны»? Что включает в себя задача формирования у детей дошкольного возраста сенсорных эталонов? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  8. Что включает в себя работа по освоению геометрических фигур в ДОУ? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  9. Включает ли формирование у детей пространственных и временных представлений в РЭМП или это отдельное направление работы? ___________________________________________________
  10. Сформулируйте основные средства РЭМП в д\с ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  11. Какое из перечисленных ниже средств РЭМП Вы считаете самым значимым? Пронумеруйте их в порядке убывания значимости (один номер может присвоен двум или более средствам речи):
  • Общение взрослых и детей.
  • Предоставление детям возможности играть в дидактические игры с математическим содержанием.
  • Обучение РЭМП на занятиях.
  • Участие детей в сюжетно-дидактических играх с математическим содержанием.
  • Предоставление детям в повседневной жизни и на занятиях возможности совершать различные «количественные» действия с предметами.
  1. Какие методы и приёмы РЭМП используете Вы на занятиях и в свободной деятельности детей? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Какие основные направления работы по РЭМП Вы учитываете при составлении конспекта занятия?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Знакомы ли родители  Ваших детей с проблемами РЭМП у своих детей? Каким образом Вы организуете взаимодействие с семьями детей в направлении развития у детей ЭМП?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТА

ПРОВЕРКИ ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Направления воспитательно-образовательной работы

Возрастные группы

№1

№2

№3

№4

1. Общие вопросы.

1) Эстетика оформления

2) Общие вопросы (режимы, сетка занятий, сведения об индивидуальных особенностях детей)

2. Планирование занятий

1) программное содержание: обучающая, воспитательная, развивающая задачи.

2) методы активизации детей на занятии: вопросы, проблемные ситуации, кроссворды, разрезные картинки и т.д.

3) материалы и оборудование.

4) Физкультминутки с математическим содержанием на занятиях

3. Планирование воспитательно-образовательной работы после занятий

1) Дидактические игры

2) Интеллектуальные игры

3) Игры-экспериментирования с сыпучими материалами и жидкостью, с измерениями

4) Сюжетно-дидактические и сюжетно-ролевые игры (использование или отработка знаний, полученных на занятиях)

5) Планирование наблюдений, подводящих к теме занятия

6) Чтение художественной литературы для введения в тему занятия

7) Планирование интеллектуальных досугов с использованием развивающих игр, РЭМП

4. Сотрудничество с родителями

а) индивидуальные беседы

б) консультации

в) наглядная информация

г) совместные мероприятия

Выводы, замечания и предложения:

КАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РУКОВОДСТВУ РАЗВИТИЕМ У ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

МБДОУ №___ «___»__________________года.

Профессиональные умения воспитателя

Фамилия, имя, отчество воспитателя

Знание программных задач развития связной речи детей своей возрастной группы

Умение диагностировать уровень развития связной речи детей (диалогическая речь и монологическая речь)

Культура речи воспитателя

Точность и ясность выражения мыслей.

Образность речи.

Эмоциональность и интонационная выразительность речи.

Доступность речи для детей по форме и содержанию.

Умение руководить развитием диалогической речи детей.

Умение легко и быстро наладить контакт с детьми в процессе общения.

Умение управлять своим поведением, проявлять терпение и такт в общении с детьми.

Умение руководить общением детей в группе, решать детские конфликты, предупреждать их.

Умение использовать возможности игры для развития диалогического общения детей.

Умение организовать познавательную деятельность детей так, чтобы она способствовала развитию диалогического общения (работа в микрогруппах на занятиях, выполнение коллективных работ, поощрение делового общения детей во время занятий).

Умение организовать специальные игры социальной направленности, имеющие целью развитие коммуникативных навыков детей.

Умение руководить развитием диалогической речи детей

Знание методики составления пересказа литературного произведения.

Знание методики рассказа на основе личного опыта.

Знание методики составления рассказа об игрушке.

Знание методики составления описания.

Знание методики составления рассказа по картине.

Знание методики составления повествования.

Знание методики обучения детей рассуждениям.

Знание методики обучения творческому рассказыванию.

Знание методов и приёмов развития связной речи детей.

Создание  в группе условий для развития диалогической и монологической речи детей (грамотная организация книжного уголка, создание обстановки, благоприятной для общения).

Высокий уровень -                                средний уровень -                     низкий уровень –

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

«Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Цель: анализ системы работы по состоянию воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

п\п

Направления работы

Предлагаемые рабочие материалы

1.

Обследование знаний и умений  детей

  • Анализ диагностических карт.
  • Выборочное обследование детей по стандартам, задаваемым программой.
  • Беседы с детьми на предложенную тему.
  • Анализ деятельности детей на занятиях.
  • Анализ самостоятельной деятельности детей.
  • Анализ поведения, игровой деятельности, наблюдений и труда в природе.
  • Наблюдение за трудовой деятельностью детей в уголке природы.

2.

Оценка профессиональных умений воспитателя: знание воспитателями программы по экологическому воспитанию; разнообразие методов и приёмов, используемых педагогами в работе с детьми.

  • Анализ проведения воспитателем занятий.
  • Собеседование с воспитателями по программе.
  • Анализ самообразования воспитателей.
  • Наблюдение за организацией прогулок.
  • Наблюдение за организацией деятельности детей в природе (экспериментирование, труд, наблюдения)
  • Активные формы работы (деловая игра)
  • Анализ предметно-развивающей среды в группе (компетентность воспитателя при её создании)

3.

Оценка создания условий.

  • Посещение групп.
  • Анализ предметно-развивающей среды с точки зрения её содержания ( наличие иллюстрированных материалов, наличие игр экологического содержания, содержание уголка природы)

4.

Оценка планирования работы

  • Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы.

5.

Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме

  • Карта анализа наглядной информации для родителей.
  • Опрос или анкетирование родителей.
  • Анализ планов.
  • Посещение родительских собраний.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

«Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме ДОУ»

Цель: Анализ системы работы по обеспечению двигательной активности детей в разных видах деятельности в режиме дошкольного образовательного учреждения.

п\п

Направления работы

Предлагаемые рабочие материалы

1.

Обследование двигательных навыков  детей

  • Анализ диагностических карт. Обследование отдельных детей по стандартам, задаваемым программой.
  • Анализ деятельности детей на занятиях.
  • Посещение физкультурных досугов и праздников.
  • Анализ заболеваемости детей за несколько лет.

2.

Оценка профессионального мастерства  воспитателя.

  • Анализ проведения воспитателем занятий.
  • Собеседование с воспитателями по программе.
  • Анализ самообразования воспитателей.
  • Анализ предметно-развивающей среды в группе (компетентность воспитателя при её создании)
  • Анкетирование воспитателей.

3.

 Создание условий для воспитания и обучения детей:

  • В группе
  • В методическом кабинете
  • В учреждении

  • Посещение групп.
  • Анализ предметно-развивающей среды с точки зрения её содержания (наличие иллюстрированных материалов, наличие игр экологического содержания, содержание уголка природы)

4.

Оценка планирования работы

  • Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы.

5.

Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме

  • Карта анализа наглядной информации для родителей.
  • Опрос или анкетирование родителей.
  • Анализ планов.
  • Посещение родительских собраний.

ВОПРОСНИК

ДЛЯ ОЦЕНКИ ИЛИ САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ВОСПИТАТЕЛЯ по разделу «Развитие речи».

  1. Какую программу по развитию речи у детей Вы используете в своей работе? __________________________________________________________________________________________
  2. Конспекты для занятий Вы составляете самостоятельно или используете готовые, опубликованные в методических пособиях? _____________________________________________________________________
  3. Какова основная цель развития речи у детей в дошкольном возрасте? ___________________________________________________________________________________________
  4. Каковы основные направления работы по развитию речи у детей в ДОУ? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Сформулируйте задачи формирования грамматического строя речи в своей возрастной группе? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Каковы задачи воспитания звуковой культуры речи у детей Вашей возрастной группы? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Назовите основные задачи и особенности развития словаря у детей Вашей возрастной группы? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  8. Что включает в себя работа по развитию связной речи в ДОУ? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  9. Включается ли ознакомление с художественной литературой в круг задач по развитию речи в ДОУ или это отдельное направление работы? ____________________________________________________________
  10. Сформулируйте основные средства развития речи в д\с ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  11. Какое из перечисленных средств развития речи Вы считаете самым значимым? Пронумеруйте их в порядке убывания значимости:                                                                                                                                                          
  • Общение взрослых и детей.
  • Культурная языковая среда, речь воспитателя.
  • Обучение родной речи и языку на занятиях.
  • Художественная литература.
  • Различные виды искусства.

       12.Какие методы и приёмы развития речи Вы используете на занятиях и в свободной деятельности детей? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        13. В чём заключается своеобразие занятий по развитию речи? Чем продиктована их необходимость? По Вашему мнению, достаточно ли будет для развития речи у детей дошкольного возраста ограничиться проведением развивающих игр, свободным общением со взрослым? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        14. Какие основные направления работы по развитию  речи Вы учитываете при составлении конспекта занятия? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        15. Знакомы ли родители Ваших воспитанников с проблемами развития речи своих детей? Каким образом Вы организуете взаимодействие с семьями детей в направлении развития речи? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ  РЕЧИ.

МБДОУ №___ «___»__________________года.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

Фамилия, имя, отчество воспитателя

Знание всех разделов грамматики и основных направлений работы по формированию грамматического строя речи с детьми своей возрастной группы

Умение воспитателя создать благоприятную языковую среду

Культура речи

воспитателя

Точность и ясность выражения мыслей

Образность речи

Эмоциональность и интонационная выразительность речи

Доступность речи для детей по форме и содержанию

Умение точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмов

Владение приёмами специального обучения детей трудным грамматическим формам, направленного на предупреждение ошибок

Владение приёмами формирования грамматических навыков в практике речевого общения с детьми в повседневной жизни.

Владение приёмами грамотного исправления грамматических ошибок детей.

Наличие в группе достаточного количества дидактических игр для формирования грамматического строя речи

Наличие в группе методической литературы, в которой рассматриваются вопросы формирования грамматического строя речи

Наличие в группе необходимого материала для формирования информационных стендов для родителей, проведение консультаций с родителями.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

« Эффективность работы по обучению детей рассказыванию».

ЦЕЛЬ: выяснить состояние работы по развитию речи в ДУ. Проверить уровень сформированности навыков рассказывания у детей разных возрастных групп.

п\п

Направления работы

Предлагаемые рабочие материалы

1.

Обследование знаний и умений и навыков детей, выявление у детей речевых навыков.

  • Анализ диагностических карт.
  • Выборочное обследование детей по стандартам, задаваемым программой.
  • Беседы с детьми на предложенную тему.
  • Анализ деятельности детей на занятиях.
  • Анализ самостоятельной деятельности детей.
  • Анализ игры детей.
  • Диагностика умения детей рассказывать:

- младший возраст- рассказ о предмете, игрушке, предметной картинке;

- старший возраст – рассказ по серийным или сюжетным картинкам.

  • Взаимодиагностика.

2.

Оценка профессиональных умений воспитателя:

-  знание воспитателями программы по экологическому воспитанию; - разнообразие методов и приёмов, используемых педагогами в работе с детьми.

  • Анализ проведения воспитателем занятий.
  • Собеседование с воспитателями по программе.
  • Анализ самообразования воспитателей.
  • Активные формы работы (деловая игра)
  • Анализ предметно-развивающей среды в группе (компетентность воспитателя при её создании).
  • Анкетирование воспитателей.
  • Проведение открытых показов
  • Организация работы воспитателя в книжном уголке.
  • Индивидуальные беседы с детьми в утренний отрезок времени, подготовка.
  • Просмотр второй половины дня:  самостоятельная художественно-речевая деятельность.

3.

Оценка создания условий.

  • Посещение групп.
  • Анализ предметно-развивающей среды с точки зрения её содержания ( наличие иллюстрированных материалов, содержание  книжного уголка)

4.

Оценка планирования работы

  • Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы.

5.

Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме

  • Карта анализа наглядной информации для родителей.
  • Опрос или анкетирование родителей.
  • Анализ планов.
  • Посещение родительских собраний.

Записи посещения групп

Дата посещения

Фамилия, Имя, Отчество педагога

Возрастная группа

Цель посещения

Рабочая запись

Выводы

Предложения

Подпись проверяющего и проверяемого:

Организация  питания  в  группах МБДОУ д\с №___ на_____________20___года.

п\п

Вопросы на контроле

Возрастные группы, недели месяца

Гр.№ 1

Гр.№ 2

Гр.№ 3

Гр.№ 4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1.

Гигиеническая обстановка

1.1.

Санитарное состояние

1.2.

Размещение столовой мебели

2.

Своевременность доставки пищи в группу

3.

Сервировка стола

3.1.

Эстетика стола

3.2.

Оценка деятельности дежурных

3.3.

Учитываются ли требования сервировки стола в зависимости от возраста детей

4.

Выполнение режима питания

5.

Подготовка детей к приёму пищи

5.1.

Настроение детей, их общение, состояние (возбуждённое, спокойное)

5.2.

Организация гигиенических процедур в зависимости от возраста

6.

Руководство воспитателя

6.1.

Обстановка в группе во время приёма пищи

6.2.

Посадка детей за столом

6.3.

Умение детей пользоваться столовыми приборами

6.4.

Культура подачи второго блюда

6.5.

Культура поведения за столом (есть ли дети с плохими привычками, причины)

6.6.

Общение воспитателя с детьми во время приёма пищи

6.7.

Умение преподнести блюдо (нелюбимое, новое)

6.8.

Доводится ли пища до каждого ребёнка

Условные обозначения:      -высокий уровень,          -средний уровень,           -низкий уровень

Организация питания ___________ группы

Вопросы для изучения

да

нет

частично

1

Гигиеническая обстановка:

-санитарное состояние;

-проветривание;

-размещение столовой мебели;

-выполнение режима питания

2

Сервировка стола:

-учет требования сервировки стола и возраста детей;

-эстетика сервировки;

-оценки деятельности дежурных.

3

Согласованность в работе взрослых и их руководство организацией питания:

-подготовка детей к приему пищи;

-организация гигиен. Процедур;

-внешний вид детей, настроение и общение;

-обстановка в группе во время приема пищи;

-навыки пользования столовыми приборами (ложка, вилка, нож);

-культура поведения за столом

( если у детей плохие привычки, их причины);

-врачебные назначения по индиви-дуальному питанию и их выполнение;

-вносятся ли изменения в рацион питания с учетом потребностей, функциональных изменений организма, аппетита детей и состояния их здоровья.

4

Общение воспитателя с детьми во время приема пищи:

-умение преподнести блюдо (нелюбимое, новое);

-обращение внимания на вкусно приготовленную пищу, ее внешний вид;

-обучения правилам поведения за столом.

Дата: _______________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль в группах раннего возраста

В материале представлены схемы и планы прведения тематического контроля в группах раннегог возраста. Буду очень рада , если материал комут- то пригодится в работе....

Тематический контроль по математике в средней группе

Тема:«Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по познавательному развитию детей средст...

Тематический контроль «Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме дня».

Тематический контрольявляется одной из форм контроля, применяемого в методической работе  ДОУ. Он проводится с целью выявления уровня и системы работы дошкольного учреждения по задачам, намеченны...

Тематический контроль «Использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни»

Тематический контроль является одной из форм контроля, применяемого в методической работе  ДОУ. Он проводится с целью выявления уровня и системы работы дошкольного учреждения по задачам, намеченн...

Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"

Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"...

Приказ №58 "О результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП""

Приказ №58 "О результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП""...