Русские посиделки
методическая разработка на тему

Межова Светлана Леонидовна

Познавательно-развлекательное мероприятие для педагогов. Тема - приобщение  к русской народной культуре и традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий "Русские посиделки"119.8 КБ

Предварительный просмотр:

Русские посиделки.

(познавательно-развлекательное мероприятие для педагогов)

        Накрыт стол с самоваром (самовар со снизкой бубликов, заварочный чайник с куклой, сахар кусочками, бублики, пряники, варенье, мед и т. п.) Стулья расставлены полукругом. (Ведущий в сарафане; участники предварительно вносят элемент русского народного костюма в свой наряд — длинные юбки, кокошники, ленты в косе, платок на плечах).

        Звучит песня ярмарка.

Выходит ведущий с коробом. В коробе ленты, леденцы, пряники, бублики, орехи, игрушки.

Ведущая: Здравствуйте люди добрые. Гости дорогие!

Вам ли сегодня по домам сидеть,

Да в окно глядеть,

Грустить да печалиться!

Рады вас видеть у себя в гостях.

В нашей горнице дома русского!

Здесь для вас гостей дорогих

Повеселимся, да позабавимся,

Русским чаем побалуемся.

1. А для начала заведем-ка хоровод «Во поле береза стояла»

(после все рассаживаются).

Ведущая: В старые времена был такой обычай у русских людей; как заканчивались полевые работы, и был собран урожай, коротали вечера вместе, устраивали посиделки. Вот и я вас решила пригласить посидеть, чайку попить, да позабавиться! Ну чаек то будет позже, самовар пока на подходе, а мы с вами для начала вспомним мудрость народную, которая в русских поговорках да пословицах скрывается.

2. Конкурс «Поговорка — цветочек, пословица — ягодка».

Пословица: содержит вывод, рифму из двух частей,  поучительность, законченное суждение.

Поговорка: краткость, меткость, мудрость, прямой и переносный смысл, отношение к чему-либо, часть суждения без вывода.

Ведущий предлагает поиграть в игру: по 2 человека разбирают пословицы и поговорки.

Одна команда исправляет ошибки в пословицах — соотносит части правильно:

1. Едешь на день, а сам не плошай. 2. На Бога надейся, хлеба бери на неделю. 3. Баба с возу, а хомут найдется. 5. Беды мучат, а руки делают. 6. Глаза страшатся, да уму учат. 7. Была бы шея – кобыле легче. 8. Где любовь и совет, там и рвется. 9. За двумя зайцами погонишься, бей молотом. 10. Где тонко, там и горя нет. 11. Не умеешь шить золотом, ни одного не поймаешь.

Вторая команда соотносит пословицу или поговорку с иллюстрациями.

Ведущий: Ой, молодцы! Не забыли поговорки, да пословицы. А кто же лучше всех скороговорку расскажет — выходи! (скороговорки вытягиваются на выбор, для шутки можно предложить кому-то из участников усложнить задание и проговорить скороговорку с орешками во рту или с конфеткой.

3. Конкурс «Говори, говори, да не заговаривайся!»

Бабкин боб расцвел в дождь, Будет бабке боб в борщ. 

Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры. 

Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке - pак.

Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку - цап! 

Идет козел с косой козой, идет козел с босой козой,

идет козa с косым козлом, идет козa с босым козлом. 

Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки. 

На рассвете Евсей Ловил овсянку в овсе. Евсей в овсе По колено в росе.

Не ест корова короб корок, ей короб сена дорог. 

Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски,

надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, перевыкалпоковать, переколпаковать. 

У Саши в каше Сыворотка из-под простокваши. 

Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок - сорок морок. 

Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша. 

Ведущая: А какая же семья без детей? А детишек-то наши предки не просто воспитывали, а пестовали. Это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. Оказывается, все старославянские “игры для самых маленьких” (типа “сороки-вороны”, “трех колодцев”, “ладушек”) — и не игры вовсе, а лечебные процедуры.

4. Пестушки «Сорока-ворона».
Предлагаю поиграть в «Сороку-ворону». Играют сначала все вместе (парами), а потом еще раз ведущий поясняет все движения на ладони: это не что иное, как массаж в игре.
Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре “Сорока-ворона кашу варила, деток кормила” стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.
На центре ладони — проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массажик. Затем увеличивайте круги — по спирали к внешним контурам ладони: так вы “подгоняете” толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить “варить кашу” надо на слове “кормила”, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров). Каждого “детку”, то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного — желудка. Большой палец (которому “не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил — вот тебе!”) не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый “легочный меридиан”. Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует “побить”, чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний. Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым.

Ведущий:   А без сказок-то и вовсе не представляли свою жизнь люди русские. Детям сказки читаете? Ну, а сами –то хороши их знаете? Ну, тогда ждут загадки вас!  

5. «Сказочная викторина»

  • Резиденция Бабы-Яги ( избушка на курьих ножках)
  • Лифт для нечистой силы (труба)
  • Волшебные слова, поворачивающие избы ( повернись к лесу задом, а ко мне передом)
  • Деталь женского платья, в который помещаются озёра и лебеди(рукав)
  • Радиолокатор царя- лежебоки, который устал от ратных дел ( петушок)
  • Парнокопытный лабиринт для Хрошечки-Хаврошечки( корова)
  • Неблагодарная слушательница песен ( лиса)
  • Надёжное средство ориентации в сказочных ситуациях (клубок)
  • Самая дружная коммунальная квартира ( теремок)
  • Высочайшее достижение сказочного общепита ( скатерть- самобранка)

6. Конкурс « Волшебные сказочные предметы»

Кто быстрее найдёт пару:

  • Ковёр – самолёт
  • Сапоги –скороходы
  • Молодильные яблочки
  • Скатерть – самобранка
  • Меч – кладенец
  • Гусли – самогуды
  • Шапка – невидимка
  • Волшебное зеркало

7. Колыбельные.

Ведущий: А еще вместе с молоком матери детки впитывали и легкие укачивающие биоритмы нашего родного, теплые, ласковые и убаюкивающие Колыбельные. Надо наших деток покачать, да колыбельную пропеть. (Приглашаются трое участников, присаживаются в кружок - пеленают и качая кукол напевают колыбельные — остальные участники подпевают) Звучит нарезка трех колыбельных «Котенька, коток», «На улице дождик», «Баю баюшки баю».

8. Рукодельницы.

Ведущая: Собираясь вместе девицы песни пели, да рукоделием занимались. Приглашаю рукодельниц помастерить, пока песня льется, а мы споем.

(Желающие расписывают доску красками, вяжут на спицах, вышивают на пяльцах, плетут из полосочек коврики, сматывают нитки в клубок).

Праздники эти ремесла, домашнего очага,

Праздник не безделья, праздник рукаделья!

А как шили-вышивали, так и песню напевали,

Пели, правда, от души, но и песни хороши!

Песня: «По дону гуляет» (девушки поют песню сидя за рукоделием)

Ведущий: хороши у вас изделия получились, а знаете ли вы ремесла русские? Я вам в нос вопрос, а вы мне ответ:

8. Вопрос-ответ «Знатоки рукоделия».

  • Город в Нижегородской губернии – родина народного промысла. (Городец)
  • Деревянная посуда с «золотой» росписью. (Хохлома)
  • Народный игрушечный промысел Вятки. (Дымково)
  • Гжель нравиться всем своим цветом. Какой он? (Синий)
  • Материал из которого изготавливают дымковскую игрушку? (Глина)
  • Название промысла, для которого характерно изготовление подносов? (Жостово)
  • Благодаря этому цвету хохлому называют так. (Золотая)
  • Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский майдан. (Дерево).

Ведущий: как русские люди любили мастерить, да работать от души! Так и отдыхали — со всем размахом!

Какие русские праздники вы знаете? А именно осенние русские праздники?

(14 сентября – начало бабьего лета! В этот день, рано утром женщины выходили к берегам рек встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Хлеб делили на всех и скармливали домашним животным, в дар матушке Осенине.

27 сентября – праздник Воздвижения. Это начало холодов. В этот день начинались девичьи вечеринки –«капустницы». Молодёжь ходила из дома в дом рубить капусту. Капуста считалась священной пищей богов! Русские люди первыми научились квасить капусту, и запасать её впрок.

14 октября – день особый! Покров пресвятой богородицы! Девушки в этот день вымаливали себе жениха, да семейного счастья.

14 ноября –осенние посиделки. Люди собирались, пели песни, водили хороводы, да лето красное вспоминали!)

9. «Звонкий голосок» - нарезка песен — угадываем и подпеваем.

(«Ой мороз, мороз», «Шумел камыш», «Что стоишь качаясь», «Как хотела меня мать», «Валенки», «Светит месяц», «Миленький ты мой», «Ах вы сени мои, сени», «В лунном сиянии», «в горнице моей светло», «Барыня», «Калинка-малинка», «Выйду на улицу»).

10. «Танцевальный хоровод» (все участники приглашаются в хоровод под русскую народную песню «Вейся, вейся, капустка»)

Ведущая: Вот и подошла наша встреча к концу. Посиделки были хороши. Повеселились мы - от души! И по старой русской традиции приглашаем всех к столу, чайку попить с пряниками до бубликами!

Чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие "Русские посиделки"

Развитие нравственно-патреотического воспитания, привитие любви к русскому народному фольклору...

Проект занятия: «Русские посиделки»

продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, развивать внимание, речь, память; развивать потребность в общении с русским фольклорным жанром, создать радостную атмосферу, праздничное...

Проект занятия: «Русские посиделки»

продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, развивать внимание, речь, память; развивать потребность в общении с русским фольклорным жанром, создать радостную атмосферу, праздничное...

Конспект занимательного дела "Русские посиделки"

Интегрированное занятие по художественному труду...

Развлечение "Русские посиделки"

В рамках читательского клуба "Буквоешка", организованного на базе группы, родители вместе с детьми читали произведения устного народного творчества дома, а воспитатели в детском саду, на про...

Русские "ПОСИДЕЛКИ"

Приобщаем детей к народным истокам...