Русские посиделки
методическая разработка на тему
Познавательно-развлекательное мероприятие для педагогов. Тема - приобщение к русской народной культуре и традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий "Русские посиделки" | 119.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Русские посиделки.
(познавательно-развлекательное мероприятие для педагогов)
Накрыт стол с самоваром (самовар со снизкой бубликов, заварочный чайник с куклой, сахар кусочками, бублики, пряники, варенье, мед и т. п.) Стулья расставлены полукругом. (Ведущий в сарафане; участники предварительно вносят элемент русского народного костюма в свой наряд — длинные юбки, кокошники, ленты в косе, платок на плечах).
Звучит песня ярмарка.
Выходит ведущий с коробом. В коробе ленты, леденцы, пряники, бублики, орехи, игрушки.
Ведущая: Здравствуйте люди добрые. Гости дорогие!
Вам ли сегодня по домам сидеть,
Да в окно глядеть,
Грустить да печалиться!
Рады вас видеть у себя в гостях.
В нашей горнице дома русского!
Здесь для вас гостей дорогих
Повеселимся, да позабавимся,
Русским чаем побалуемся.
1. А для начала заведем-ка хоровод «Во поле береза стояла»
(после все рассаживаются).
Ведущая: В старые времена был такой обычай у русских людей; как заканчивались полевые работы, и был собран урожай, коротали вечера вместе, устраивали посиделки. Вот и я вас решила пригласить посидеть, чайку попить, да позабавиться! Ну чаек то будет позже, самовар пока на подходе, а мы с вами для начала вспомним мудрость народную, которая в русских поговорках да пословицах скрывается.
2. Конкурс «Поговорка — цветочек, пословица — ягодка».
Пословица: содержит вывод, рифму из двух частей, поучительность, законченное суждение. | Поговорка: краткость, меткость, мудрость, прямой и переносный смысл, отношение к чему-либо, часть суждения без вывода. |
Ведущий предлагает поиграть в игру: по 2 человека разбирают пословицы и поговорки.
Одна команда исправляет ошибки в пословицах — соотносит части правильно:
1. Едешь на день, а сам не плошай. 2. На Бога надейся, хлеба бери на неделю. 3. Баба с возу, а хомут найдется. 5. Беды мучат, а руки делают. 6. Глаза страшатся, да уму учат. 7. Была бы шея – кобыле легче. 8. Где любовь и совет, там и рвется. 9. За двумя зайцами погонишься, бей молотом. 10. Где тонко, там и горя нет. 11. Не умеешь шить золотом, ни одного не поймаешь.
Вторая команда соотносит пословицу или поговорку с иллюстрациями.
Ведущий: Ой, молодцы! Не забыли поговорки, да пословицы. А кто же лучше всех скороговорку расскажет — выходи! (скороговорки вытягиваются на выбор, для шутки можно предложить кому-то из участников усложнить задание и проговорить скороговорку с орешками во рту или с конфеткой.
3. Конкурс «Говори, говори, да не заговаривайся!»
Бабкин боб расцвел в дождь, Будет бабке боб в борщ. |
Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры. |
Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке - pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку - цап! |
Идет козел с косой козой, идет козел с босой козой, идет козa с косым козлом, идет козa с босым козлом. |
Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки. |
На рассвете Евсей Ловил овсянку в овсе. Евсей в овсе По колено в росе. |
Не ест корова короб корок, ей короб сена дорог. |
Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, перевыкалпоковать, переколпаковать. |
У Саши в каше Сыворотка из-под простокваши. |
Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок - сорок морок. |
Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша. |
Ведущая: А какая же семья без детей? А детишек-то наши предки не просто воспитывали, а пестовали. Это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. Оказывается, все старославянские “игры для самых маленьких” (типа “сороки-вороны”, “трех колодцев”, “ладушек”) — и не игры вовсе, а лечебные процедуры.
4. Пестушки «Сорока-ворона».
Предлагаю поиграть в «Сороку-ворону». Играют сначала все вместе (парами), а потом еще раз ведущий поясняет все движения на ладони: это не что иное, как массаж в игре.
Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре “Сорока-ворона кашу варила, деток кормила” стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.
На центре ладони — проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массажик. Затем увеличивайте круги — по спирали к внешним контурам ладони: так вы “подгоняете” толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить “варить кашу” надо на слове “кормила”, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров). Каждого “детку”, то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного — желудка. Большой палец (которому “не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил — вот тебе!”) не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый “легочный меридиан”. Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует “побить”, чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний. Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым.
Ведущий: А без сказок-то и вовсе не представляли свою жизнь люди русские. Детям сказки читаете? Ну, а сами –то хороши их знаете? Ну, тогда ждут загадки вас!
5. «Сказочная викторина»
- Резиденция Бабы-Яги ( избушка на курьих ножках)
- Лифт для нечистой силы (труба)
- Волшебные слова, поворачивающие избы ( повернись к лесу задом, а ко мне передом)
- Деталь женского платья, в который помещаются озёра и лебеди(рукав)
- Радиолокатор царя- лежебоки, который устал от ратных дел ( петушок)
- Парнокопытный лабиринт для Хрошечки-Хаврошечки( корова)
- Неблагодарная слушательница песен ( лиса)
- Надёжное средство ориентации в сказочных ситуациях (клубок)
- Самая дружная коммунальная квартира ( теремок)
- Высочайшее достижение сказочного общепита ( скатерть- самобранка)
6. Конкурс « Волшебные сказочные предметы»
Кто быстрее найдёт пару:
- Ковёр – самолёт
- Сапоги –скороходы
- Молодильные яблочки
- Скатерть – самобранка
- Меч – кладенец
- Гусли – самогуды
- Шапка – невидимка
- Волшебное зеркало
7. Колыбельные.
Ведущий: А еще вместе с молоком матери детки впитывали и легкие укачивающие биоритмы нашего родного, теплые, ласковые и убаюкивающие Колыбельные. Надо наших деток покачать, да колыбельную пропеть. (Приглашаются трое участников, присаживаются в кружок - пеленают и качая кукол напевают колыбельные — остальные участники подпевают) Звучит нарезка трех колыбельных «Котенька, коток», «На улице дождик», «Баю баюшки баю».
8. Рукодельницы.
Ведущая: Собираясь вместе девицы песни пели, да рукоделием занимались. Приглашаю рукодельниц помастерить, пока песня льется, а мы споем.
(Желающие расписывают доску красками, вяжут на спицах, вышивают на пяльцах, плетут из полосочек коврики, сматывают нитки в клубок).
Праздники эти ремесла, домашнего очага,
Праздник не безделья, праздник рукаделья!
А как шили-вышивали, так и песню напевали,
Пели, правда, от души, но и песни хороши!
Песня: «По дону гуляет» (девушки поют песню сидя за рукоделием)
Ведущий: хороши у вас изделия получились, а знаете ли вы ремесла русские? Я вам в нос вопрос, а вы мне ответ:
8. Вопрос-ответ «Знатоки рукоделия».
- Город в Нижегородской губернии – родина народного промысла. (Городец)
- Деревянная посуда с «золотой» росписью. (Хохлома)
- Народный игрушечный промысел Вятки. (Дымково)
- Гжель нравиться всем своим цветом. Какой он? (Синий)
- Материал из которого изготавливают дымковскую игрушку? (Глина)
- Название промысла, для которого характерно изготовление подносов? (Жостово)
- Благодаря этому цвету хохлому называют так. (Золотая)
- Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский майдан. (Дерево).
Ведущий: как русские люди любили мастерить, да работать от души! Так и отдыхали — со всем размахом!
Какие русские праздники вы знаете? А именно осенние русские праздники?
(14 сентября – начало бабьего лета! В этот день, рано утром женщины выходили к берегам рек встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Хлеб делили на всех и скармливали домашним животным, в дар матушке Осенине.
27 сентября – праздник Воздвижения. Это начало холодов. В этот день начинались девичьи вечеринки –«капустницы». Молодёжь ходила из дома в дом рубить капусту. Капуста считалась священной пищей богов! Русские люди первыми научились квасить капусту, и запасать её впрок.
14 октября – день особый! Покров пресвятой богородицы! Девушки в этот день вымаливали себе жениха, да семейного счастья.
14 ноября –осенние посиделки. Люди собирались, пели песни, водили хороводы, да лето красное вспоминали!)
9. «Звонкий голосок» - нарезка песен — угадываем и подпеваем.
(«Ой мороз, мороз», «Шумел камыш», «Что стоишь качаясь», «Как хотела меня мать», «Валенки», «Светит месяц», «Миленький ты мой», «Ах вы сени мои, сени», «В лунном сиянии», «в горнице моей светло», «Барыня», «Калинка-малинка», «Выйду на улицу»).
10. «Танцевальный хоровод» (все участники приглашаются в хоровод под русскую народную песню «Вейся, вейся, капустка»)
Ведущая: Вот и подошла наша встреча к концу. Посиделки были хороши. Повеселились мы - от души! И по старой русской традиции приглашаем всех к столу, чайку попить с пряниками до бубликами!
Чаепитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное занятие "Русские посиделки"
Развитие нравственно-патреотического воспитания, привитие любви к русскому народному фольклору...
Проект занятия: «Русские посиделки»
продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, развивать внимание, речь, память; развивать потребность в общении с русским фольклорным жанром, создать радостную атмосферу, праздничное...
Проект занятия: «Русские посиделки»
продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, развивать внимание, речь, память; развивать потребность в общении с русским фольклорным жанром, создать радостную атмосферу, праздничное...
Конспект занимательного дела "Русские посиделки"
Интегрированное занятие по художественному труду...
Развлечение "Русские посиделки"
В рамках читательского клуба "Буквоешка", организованного на базе группы, родители вместе с детьми читали произведения устного народного творчества дома, а воспитатели в детском саду, на про...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Русские посиделки».
НОд по патриотическому воспитанию...
Русские "ПОСИДЕЛКИ"
Приобщаем детей к народным истокам...