Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Русские посиделки».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

НОд по патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_posidelkikhod_zanyatiya.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД для  детей  старшего  дошкольного  возраста «Русские  посиделки».

Кулагина Л.А., воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 385 г.Н.Новгород

Цель деятельности:

1. Обобщать представления детей о жизни нижегородцев в старину: специфике быта и труда, занятиях художественным творчеством.

  1. Формировать интерес, ощущение причастности к истории родного края, стремление

участвовать в коллективном действе и проявлять полученные знания и умения в речи (точной лексике, конструкции фраз с элементами фольклора, применении пантомимических изобразительно-выразительных средств), в художественно-изобразительной и музыкальной деятельности (при украшении предметов быта, игре на ДМИ и исполнении танцевальных движений

Интеграция содержания образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка»

Условия для проведения деятельности:

1)Воображаемая ситуация – атмосфера русской избы (посуда, домашняя утварь,

элементы народного костюма);

2) Текст рассказа воспитателя о жизни нижегородцев;

3) Словарь:

  • существительные, обозначающие предметы быта (прялка, коромысел, веретено, пяльцы, самовар, свеча), изделия народных промыслов (ложки, трещотки, свистульки, доски), названия ремесел (кузнец, гончар, плотник, охотник, ткачиха), видов крестьянского труда (земледелие, животноводство), элементов городецкой росписи (купавка, бутон, розан, оживка):  
  • прилагательные, характеризующие физические и нравственные качества людей (трудолюбивые, рукодельные, сильные, выносливые, гостеприимные, хлебосольные )

4) Потешки, загадки, пословицы о труде, гостеприимстве, мастерстве русского народа

5) Иллюстрации с изображением предметов труда, ремесел, городецких изделий

6) Материал  для рисования «Городецкие узоры»: гуашь, кисти, палитра, листы в форме доски

7) Народные  музыкальные  инструменты (деревянные ложки,  трещотки, свистульки, бубен) и аудиокассеты с мелодиями  р.н. песен.

Содержание деятельности:.

Восп – ль: У нас сегодня гостей полна горница. Как же нам их поприветствовать? (здравствуйте, привет, доброе утро).

А я предлагаю по старому русскому обычаю: поклоном, да словом добрым. (Кланяемся: - Здравствуйте, гости дорогие!)

Реб.:  Много гостей – много новостей.

Реб.:  Для доброго гостя и ворота настежь.

Восп – ль:  По  обычаям российским

Всем поклон мы шлем вам низкий.

С добрым словом и любовью

С хлебом, солью.

И гостям приподносили хлеб да соль!

(дети берут каравай на рушнике и обращаются к гостям)

Реб. (с  хлебом): Примите соль, примите хлеб,

          Живите долго и без бед.

Пусть дом ваш будет полным

Приветливым и хлебосольным. (вручают каравай гостям).

Восп – ль: А теперь, честной народ,  заходите в избу, во светелку, да на лавочки       присаживайтесь. Будем беседы вести, да разговоры разговаривать.

                 Загадаю вам загадку, а вы найдите и покажите отгадку:

1.Сесть на нее - сядешь,

   А не везет.

   Внутри огонь горит,

   Из трубы дым валит.

   Кашу варит, блины жарит. (печка).

Реб.:  Самое главное в избе – печка.

Затрещит мороз на дворе, завоет ветер, а у печки тепло и уютно.

Русская печка дом отопит, пищу сварит, хлеб испечет, а раньше в ней даже мылись.

2.  Бычок рогат, в руках зажат,

     Еду хватает, а сам голодает.  (ухват)

Реб.: Возьмет хозяйка в руки ухват, подденет горшок с молоком и крупой, в печку посадит, а   обратно кашу вкусную достанет. (имитирует движения)

3. Оно, ложась на чьи – то плечи,

Носило воду в дом из речки.

Потом в один прекрасный год

В дом провели водопровод.

И вот теперь оно, ребята,

Лежит в музее экспонатом.  (коромысло).

Реб. :  Наденет девица ведерки на крючки коромысла, да по воду пойдет. А если тяжело, то можно на два плеча. (показывает, как ходили с коромыслом).

Восп- - ль: А это что за предмет? (обращает внимание на корыто и тяпку) Это корытце было всегда под рукой у хозяйки. А мы в нем капустку порубим.  (пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим»).

Восп – ль:  Богат наш Нижегородский край землями плодородными, лесами богатыми и умельцами народными. В  тех областях, где земля плодородная, занимались люди земледелием и животноводством. Как вы думаете, что это такое земледелие?

Земледелие -  обработка земель для получения урожая.

              

             А что такое животноводство?

Животноводство -  разведение  животных  для своей  пользы  (мясо,  шкуры,  шерсть,  яйца, пух).

Восп – ль: А  в  тех  местах, где земля была бедная, да леса были непроходимые занимались люди разными ремеслами. Какие ремесла вы знаете?

 

По ходу называния ремесел восп – ль на карте Нижег. Обл. значками обозначает те места, где это ремесло наиболее  было развито.

Плотник.  Что же он делал?  Чем занимался? (избы строил, мебель делал да разные диковенные вещицы из дерева выдалбливал, выстрагивал) Какой инструмент ему помогал? (верстак, молоток, гвозди, пила, топор, рубанок) А что получалось у него в работе найдите и приложите к мастеру. (дети выкладывают картинки с предметами ремесла плотника). Деревня ЕЛХОВКА.

Охотник. Чем же он занимался? (охотился на зверей, добывал мясо, шкуру на одежду). А  какие  инструменты  ему  были  нужны? (ружье,  лук  и  стрелы,  сети).  Выберите картинки  на кого охотился охотник. (дети выбирают и прикладывают картинки с животными).  ЗАВОЛЖЬЕ

Гончар.  Чем гончар занимался? (из глины делал, мастерил посуду, игрушки, свистульки).  А  что  ему  было  необходимо  для  его  работы? (глина,  песок, гончарный  станок,  печь  для  обжига).   Выложите картинки с теми предметами, которые мог сделать гончар. (выкладывают).  ПОЧИНКИ.

Кузнец.  Чем же кузнец занимался? (ковал из железа оружие, инструменты, предметы быта). (Дети  прикладывают картинки).  ПАВЛОВО.

Восп – ль:   (показывая на народ. муз. инструменты) Какой мастер сделал эти муз. инструменты?  (плотник, гончар, художник)  Мы их в руки возьмем да подыграем песне веселой.

Р.н.песня «Посею лебеду на берегу» .

Восп – ль:  А холодными зимними вечерами собирались девицы во светелке, да рукоделием занимались.

Реб.: С овечки шерсть состригали, потом ее чесали, грязь из нее убирали, да на прялку одевали, брала девица веретено, да ниточку на него скручивала.

Реб.: А я пяльцы возьму , иголкой да ниткой вышивать начну .

Восп – ль:  Девицы пряли, ткали, вязали, вышивали.  БАЛАХНА  прославилась  кружевоплетением.  Девушки – мастерицы  и  посуду  расписывали так,  что  диву  все  давались.   А чтобы не скучать песни распевали. На такие посиделки и парни приходили со своей работой.

Реб.:  Лапти  плели, ложки  да  матрешки  вытачивали, сбрую конскую делали,  игрушки  мастерили.   СЕМЕНОВ .   БОГОРОДСК.

Восп – ль:  Восемь  кукол  деревянных,

Круглолицых  и  румяных

Всех  матрешками  зовут

В  разноцветных  сарафанах

На  столе  у  нас  живут.

Реб.:  А я  валенок возьму, да подошву подошью,  чтобы к милой на свидание не холодно бежать.  КОВЕРНИНО.

Восп – ль:   А  по  ходу дела и сказки рассказывали. А какие  отгадайте.

(Эпизоды – драматизации из рус.нар.сказок: «Колобок», «Волк и 7козлят», «Лиса и волк», «Маша и медведь»)

Восп – ль:  Не только сказки сказывали, но и весело плясали.

Пляска под рус.нар. песню (по показу)

Восп – ль:  А теперь глаза закроем, где же мы оказались?

 Если взглянешь на дощечки, то увидишь чудеса!

 Городецкие узоры тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит — вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают, и кувшинки расцветают.

Распускаются букеты, ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя!

                                                                           (в мастерской г. Городца)  

И превратились в мастеров городецкой росписи.

Роспись Городецкой доски.

(По ходу воспитатель напоминает о приемах создания нужного цвета, технике оживки,  названии элементов,  расположении композиции,  техники рисования концом кисти).

Восп – ль:  Нашим доскам подсохнуть надо. А как подсохнут, отвезет их купец на Ярмарку.  А  пока мы доски расписывали, самовар  вскипел,  к чаепитию приглашает.

Чаепитие у самовара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КонспектНОД

Конспект НОД "Дары Осени"...

КонспектНОД по развитию речи во 2 младшей группе "Испорченное настроение"

Учить детей определять не только свое личное состояние, но и состояние окружающих людей....

Познание ФЭМП старшая группа. КонспектНОД "Спасатели, вперёд!"

Закреплять умение делить целое на две равные части, совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 6...

КонспектНОД в младшей группе Тема: «Путешествие на лесную полянку» Воспитатель Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин

КонспектНОД в младшей группеТема: «Путешествие на лесную полянку» Воспитатель Койносова Е.С.МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин...

КонспектНОД в младшей группе Тема: «Путешествие на лесную полянку»

КонспектНОД в младшей группеТема: «Путешествие на лесную полянку»...

КонспектНОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"".

Програмное содержание, Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"...