Познавательное занятие "Русские посиделки"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Развитие нравственно-патреотического воспитания, привитие любви к русскому народному фольклору

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_zanyatie_russkie_posidelki.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Снежинка»

Познавательное занятие: «Русские посиделки»

Подготовила и провела:

 воспитатель 1 категории, старшей группы «Калинка»

Лусене Сергеевна Чобанян

с.п. Нижнесортымский

2011 год


Познавательное занятие: « Русские посиделки»

Цель: нравственно-патриотического развитие.

Задачи: прививать любовь к русскому народному фольклору; учить от гадывать загадки, читать скороговорки, потешки, играть в народные игры.

Ход занятия

(Под русскую народную мелодию «Коробейники» выходят два скомороха)

1-й скоморох

Ото всех дверей, ото всех ворот Приходи скорей, торопись, народ!

2-й скоморох

Вас много интересного ждет: Много песен, много шуток

И веселых прибауток.

1-й скоморох

Сел сверчок на шесток, Таракан - в уголок. Сели-посидели,

Песенки запели.

2-й скоморох

Услыхали ложки,

Вытянули ножки.

Услыхали калачи

И попрыгали с печи,

Да давай подпевать,

В игры шумные играть.

1-й скоморох

- Кто желает с нами поиграть? Выходите смелые, становитесь в круг.

(Русская народная игра «Горшки». Играющие изображают горшки, все садятся в круг. Позади каждого сидящего («горшка») становится другой иг рок - «хозяин» («торговец»). Водящий, выбранный по жребию, находится вне круга. Обходя круг, водящий поочередно подходит к каждому «торговцу», кладет руки на голову «горшка».)

Водящий. Нет ли продажных горшков? Хозяин. Нет продажных.

(Водящий идет к другим хозяевам с тем же вопросом, пока не услышит утвердительный ответ.)

Хозяин. Купи! Что дашь?

Водящий. Шильце, мыльце, белое белильце, белое полотенце.

(Оба ударяют по рукам и затем бегут в разные стороны вокруг круга. Кто первый прибежит к сидящему («горшку»), тот и становится «хозяином», а опоздавший - водящим.)

1-й скоморох. Славно мы позабавились да потешились! А теперь отгадайте наши загадки.

В избе - изба,

На избе-труба,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет.

(Печь)

Стоит бычок Подбоченивши бочок, Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

(Самовар)

В брюхе - баня,

В носу - решето,

На голове - пупок,

Одна рука, и та - на спине.

(Чайник)

Всегда во рту, а не проглотишь.

(Язык)

2-й скоморох. Загадки вы, ребятушки, умеете отгадывать. А знаете ли вы пословицы и поговорки русские?

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Труд человека кормит, а лень - портит.

Умелые руки не знают скуки.

Землю красит солнце, а человека - труд.

1-й скоморох. Хотите слово услышать смешное? Хотите, позабавлю вас?

По поднебесью, братцы, медведь летит!

Медведь летит, хвостом вертит!

Свинья на ели гнездо свила!

Гнездо свила, деток вывела!

Милых деточек, поросяточек!

Поросятки по сучкам висят...

По сучкам висят, полететь хотят!..

Расступись, народ честной! Идет медведюшка со мной!

(Входит «медведь», кланяется.)

Много знает он потех, Будут шутки, будет смех!

(Обращается к «медведю»)

Покажи всем, как Дуняша В круг заходит, лихо пляшет! («Медведь» надевает на голову платок, берет его за концы. «Медведь» пляшет под русскую народную мелодию.)

1-        й скоморох. Уморился? Отдохни, да немножко вздремни!
(«Медведь» ложится.)

Воспитатель. На Руси всегда было много лесов. Взрослые да малые ребятушки любили ходить в лес по грибы да по ягоды. А там частенько можно было встретить медведя. Дети изображали встречу медведя с людьми в лесу. Так возникла игра «У медведя во бору». Давайте и мы поиграем с Михаилом Потапычем. Берите корзинки, лукошки, пойдемте в лес.

(Игра «У медведя во бору».)

2-        й скоморох. Ох, и разыгрались ребятушки наши! Ох, и раскричались!
Медведя испугались.

Игра «Молчанка» Первенчикищервенчик и, Летали голубенчики По свежей росе, По чужой полосе. Там чашки, орешки, Медок, сахарок, -Молчок!

(Дети замолкают.)

1-й скоморох. Вы послушайте сказочку мою, ребятушки.

Серый волчище

С мухи шкуры содрал, Полусапожки себе сшил,

В полусапожках щеголял, Оскользнулся и упал.

В сине море он попал,

Сине море все повыгорело, Бела рыба вся повылетела.

А на печке мужик

Осетра-рыбу поймал,

А в пламене другой Быстру щуку схватил. Как пошло на чудеса,

Где море - там леса...

2-й скоморох. Ну, потешил! Ну, наврал! Прям с три короба!!!

1-й скоморох.

Не веришь? Не верь!

Открой лучше дверь.

Там к нам гостья пришла, Подарки принесла!..

(Появляется бабушка-сказительница.)

Сказительница. Здравствуйте, ребятушки!

Долго я к вам шла, целую корзинку сказок принесла.

(Сказительница рассказывает короткую русскую народную сказку. После этого спрашивает детей, какие народные сказки они знают, и дарит в книжный уголок толстую книгу с русскими народными сказками.)

2-й скоморох. Выходи, народ, играть в хоровод!

(Дети становятся по кругу.)

Игра «В цапки»

Водящий вытягивает вперед руки ладонями вниз. Каждый участник ставит под ладонь свой указательный палец. Водящий говорит: Под моею крышей Собралися мыши, Заяц, белка, жаба... Цап!

(При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.)

1-й скоморох

Эй, подружки-хохотушки,

Развеселые болтушки!

Эй, ребята-молодцы,

Озорные удальцы!

Выходите поплясать,

Длинный день скоротать.

(Дети выходят и танцуют врассыпную под русскую народную мело дию, повторяют знакомые движения народных танцев, импровизируют.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной познавательной деятельности "Новгородские посиделки"

Цель: продолжать формировать знания детей о достопримечательностях своего города, о старине, быте и обычаях русских людей.Задачи:1. Воспитывать чувство гордости за родной город. Формировать познавател...

Развлекательно - познавательное мероприятие " Бабушкины посиделки"

Формировать уважение  к  старшему  поколению;Учить  делится  впечатлениями  с  окружающими, используяхудожественные  средства  выразительности;Развивать ин...

Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Приходи к нам на посиделки».

Рассказать детям о происхождении посиделок, их назначении, связи с фольклором (сочинялись небылицы, сказки, частушки). Расширить словарный запас детей....

Непосредственная образовательная деятельность "Зимние посиделки" ( виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная , познавательно-исследовательская)

НОД "Зимние посиделки"часть образовательного проекта "Тряпичные куклы из далекого прошлого". Цель: приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа; формирование представлений о народной иг...

Комплексное познавательное занятие с элементами фольклорного развлечения на тему «Рождественские посиделки» для старшей и подготовительной группы

Цель: Актуализация и закрепление  знаний  о   традиционном  русском народном  празднике – «Рождество», его происхождении, обычаях и традициях  празднования Святок....