«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД В РАМКАХ ФГОС»
статья на тему

Хода Марина Олеговна

      В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями.

     Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса. Одним из таких  перспективных методов является проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchteniya_5.docx206.6 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Тындинского района

Районные педагогические чтения

«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД В РАМКАХ ФГОС»

Выполнила Хода Марина Олеговна

Воспитатель (музыкальный руководитель)

1 квалификационная категория

ГДО МОКУ «Олекминская СОШ»

2016г

Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования УУД в рамках ФГОС

 

Проект – есть всякое действие,

совершаемое от всего сердца и с определенной целью» 

(по определению Килпатрика).

      В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями.

     Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса. Одним из таких  перспективных методов является проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска.   

     Иссле́дование ( «следование изнутри») в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо. Синонимы к слову исследование – анализ, проверка, осматривание, овладение, опыт, изучение, освоение, обследование, эксперимент.

     Ребенок с рождения  является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника.

     Целью исследовательской деятельности является становление у детей научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности.

     Проектно-исследовательская деятельность детей включает следующие элементы: выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); выработка гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; обобщение полученных данных; подготовка и представление проекта.   

     Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста:

В младшем дошкольном возрасте:

-    вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

-  формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте:

-   формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

-   развитие желание пользоваться специальной терминологией, введение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

     В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности. Что является предпосылками к овладению универсальными учебными действиями в дальнейшем.

     В нашем детском саду было организовано множество  проектов: «Живи в веках моя Россия», «Жизнь на земле в разных климатических зонах», «Осенний марафон», «Фруктовый марафон», «Правила дорожные знать каждому положено», «Не курите, я хочу быть здоровым»,   «Знаете ли вы свои права», «Скоро в школу», «Покормите птиц зимой» в двух группах, «Навстречу Олимпиаде 2014»,  «Дети-семья-театр», «Ребенок и книга» («Веселые сказки К.И.Чуковского», «Мы любим произведения С.Я.Маршака», «Русские народные сказки»),  «Масленица-блиноедка», «Мы создаем мультфильм»,  «Радуга мира», «Голубь Мира» (в двух группах), «Озорные Снеговики» и «Зимушка-зима» (младшая группа). Ввели в практику проекты одного дня (краткосрочные, направленные на решение небольшой проблемы) ориентируясь на многочисленные праздники, чтобы дети  и родители чувствовали себя полноценными гражданами мира. Провели такие проекты, как «Международный день Спасибо», «День Святого Валентина», «Всемирный день кошек», «День рождения Земли».

       Метод проектирования мы используем не только в старшей группе, но и в младшей разновозрастной группе с детьми 1.5-3 лет.  Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психологических особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста. Помимо того что этот период – один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов, в настоящее время наблюдается заметная акселерация развития, которая отражается на результатах развития детей раннего возраста, опережающим  отмечается и социальное развитие.

      Конечно, при организации проекта, большая часть работы приходится на взрослого (педагога и родителей).  Но вы бы видели, с каким энтузиазмом, с каким восторгом малыши встречают все  идеи, и выполняют все посильные действия!!! Глядя на это,  заряжаешься энтузиазмом, и в очередной раз хочется придумать для  малышек новый проект, новые идеи для творчества и экспериментирования.   

 

     Хочу остановиться на ОО «Художественно-эстетическое развитие», в частности музыкальной деятельности.

    Музыка  является одним из важнейших средств гармонического развития личности. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве, в интеграции различных видов художественной деятельности. По мнению известного психолога Б.М. Теплова «музыка – это зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций».

     Сегодня актуальность музыкального воспитания подрастающего поколения возрастает как никогда, поскольку в постоянно изменяющемся, непредсказуемом, агрессивном мире, где реальное общение часто подменяется виртуальным, современному человеку очень важно найти для себя способ эмоционального самовыражения. Музыкальное искусство является удивительно тонким и в то же время эффективным инструментом развития внутреннего мира ребенка, раскрывая его творческий потенциал, поистине всестороннего воспитания его личности. Круг задач музыкального воспитания и развития ребенка  в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребенка в мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления с окружающим миром, миром предметов и природ, и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Музыкальное воспитание не только развивает природную музыкальность, но и способствует в полной мере формированию у детей общей культуры, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, развитию личностных качеств (физических, интеллектуальных), а также сохранению и укреплению здоровья, профилактике и коррекции недостатков в физическом или психическом развитии.

   Реализация этих сложных задач требует новых методологических и концептуальных оснований, современного педагогического инструментария, системного подхода  в едином образовательном пространстве от детского сада до окончания школы.

   И, следовательно, проблемное обучение в виде использования проектной деятельности в музыкальном развитии как никогда актуальна. Опыт показывает, что проектная деятельность – это не только эффективный инструмент реализации образовательных и воспитательных задач в образовательном учреждении, но и возможность расширять музыкально-слуховой опыт, обогащать жизненные и музыкальные впечатления. Исследовательская деятельность, экспериментальная работа в музыкальном воспитании пронизывают все виды детской музыкальной деятельности и тесно связаны с детским музыкальным творчеством.  

     Проекты, проводимые а нашем детском саду непосредственно по музыкальной деятельности: «Вечный песенный огонь», «Музыка и здоровье»,  «В стране музыкальных инструментов», проект одной песни – «В лесу родилась елочка», «В мире музыкальных инструментов».

      В течение прошлого года в старшей разновозрастной группе проводился познавательно-исследовательский проект «П.И.Чайковский – Детский альбом». (Приложение 1).

     Актуальность проведения проекта возникла после опроса родителей на тему «Классическая музыка и дети».  Вот несколько вопросов, которые мы задавали родителям воспитанников: «Нужна ли нам классическая музыка? Может ли старинная музыка стать модной? Знаете ли вы о пользе влияния классической музыки на развитие и здоровье ребенка? Как воспринимаете   фортепианную музыку Петра Ильича Чайковского?  Знаете ли вы названия хотя бы некоторых пьес «Детского альбома»?» Немногие родители ответили положительно на эти вопросы, но на предложение провести с детьми проект все ответили утвердительно.   Уточнение знаний детей по этой теме было проведено с помощью «метода трех вопросов»: «Что мы знаем? Что хотим узнать? Как об этом узнать?»

     В ходе проведения проекта участники более детально познакомились  с созданием «Детского альбома» П.И. Чайковского, с произведениями, вошедшими в альбом. У детей развивались познавательно-исследовательские умения. Они  задавали вопросы, делали выводы, презентовали свои сообщения перед аудиторией. Ребята учились анализировать услышанную музыку:  определяли характер произведения, размышляли, что может выражать музыка, представляли, что может изображать музыка (что бы я нарисовал, если бы был художником, слушая музыку), что способствовало  развитию образного мышления. Активное восприятие музыки проходило через самостоятельную познавательно-исследовательскую и творческую деятельность. У всех участников проекта  сформировалось более осознанное отношение  к классической музыке и знание творчества П. И. Чайковского.

     Мы пришли к выводу,  что классическая музыка будет востребована и в третьем тысячелетии. Изменились игрушки, которыми  играют наши дети,  игры,  досуг, изменились танцы, наряды, наш внешний вид, но наша душа осталась такой же, неизменным остался мир чувств, духовные ценности. Радость и печаль, любовь и разлука… мы чувствуем, радуемся и плачем так же как и 150 лет назад. И понять это помогает нам музыка, цикл фортепианных пьес «Детский альбом».

     Об успешности проведенного проекта говорят слова учителя музыки «Олекминской СОШ» О.И.Хатунцевой. Она была приятно удивлена тем, что у детей сформировался устойчивый интерес к классической музыке и детальное знание «Детского альбома» П.И.Чайковского. Такие слова она написала в отзыве «…Выпускники детского сада, нынешние первоклассники, очень хорошо знакомы с творчеством великого композитора П.И.Чайковского. Музыку из «Детского альбома» П.И. Чайковского узнают с первых нот. Отлично ориентируются в песенном материале, очень многие песни слушали или учили. Детки умеют охарактеризовать музыкальное произведение…» 

     Еще несколько положительных аспектов проведения проекта: повысился уровень вовлечённости родителей воспитанников в деятельность группы; повысился уровень творческой инициативы педагогов и  готовность их к применению современных методик и технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

     В настоящее время  в ГДО проводятся проекты:  «Игры со звуками» (старшая группа)  и «Погремушки – первые игрушки» (младшая группа).

     Хочу рассказать о проекте «Погремушки-первые игрушки» в младшей разновозрастной группе с детьми 1.5-3 лет (приложение 2).

     Актуальность. Для того чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), понимать и различать любые звуки, он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Слуховое внимание, восприятие и память нужно целенаправленно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре. А какая игрушка является первой в жизни ребенка? Конечно же – погремушка. Погремушка первый шумовой инструмент в руках ребенка.  Поэтому тема проекта для детей раннего возраста определилась сама собой.

     Наш проект начался с того, что утром я внесла коробку с погремушками. «Вот это да!» - сказал Ильюшка, и стал перебирать, и рассматривать каждую игрушку. К нему немедленно присоединились все дети из группы. Они раскладывали погремушки на столе, искали парные игрушки, кое-кто находил свои любимые (ведь в сборе погремушек активное участие принимали все родители). Затем я предложила малышам выбрать по две погремушки, и мы начали зарядку. Таким было наше вхождение в проект.

     Затем мы  проводили  мероприятия, намеченные планом. Рассматривали фотографии «Я и погремушка», которые принесли родители. Слушали веселую песенку Е.Зарицкой «Погремушки».  Мастерили погремушки-самоделки. Насыпали разного рода наполнители (пуговички, бусинки, счетные палочки, макароны, фасоль) в пластмассовые бутылочки, и украшали их разноцветными рисунками, ленточками. Получились «погремушки-тарахтелки». Играя   такой погремушкой, дети испытывали восторг, но постепенно, некоторые малыши поняли, что погремушка издает очень громкий звук. Я предложила озвучить сказку-шумелку «Сказка про кота»  (опыт «Громко-тихо»).  Дети  играли на «погремушках-тарахтушках»,  соблюдая  динамические оттенки, которые показывала голосом, читая сказку.  Здесь малыши извлекали звук потряхиванием, и от интенсивности движения (тряски) звук получался громче и тише.  Дети сами пришли к выводу, чем сильнее трясти погремушку, тем громче она гремит.

     На следующий день, к нам в гости пришла веселая обезьянка Чича. Она познакомила малышей с маракасами-шаркунками, и показала, как они шуршат. Малыши захотели тоже поиграть такими инструментами, но у обезьянки было только два. Опять проблема: где взять инструменты? Вспомнили, у нас в корзине есть много контейнеров от игрушки «киндер-сюриприз», и я предложила наполнить их крупой (пшеном, рисом). Ручкой для такого инструмента послужила палочка от конфеты «Чупа-чупс».  И вот у  нас в руках -  маракасы-шаркунки! Звук такой погремушки был просто завораживающий, очень мягкий. Обезьянка Чича научила нас правильно держать эти инструменты и предложила потанцевать. Напевая веселую песенку на мотив русской народной мелодии «Как у наших у ворот», показывая движения (приложение 3).

     Обезьянка осталась у нас в гостях до вечера, играла с нами в игры. А на прощание, мы  поиграли в игру «Громко-тихо. Бразильский карнавал». В процессе игры дети разделились на две команды, у одной команды «погремушки-тарахтушки», у другой маракасы-шаркунки. Играли по очереди, сначала без музыкального сопровождения, по  указанию, затем под музыкальное сопровождение. Получилось очень  здорово. Самое главное, в процессе этой игры мы провели опыт, что громкость звучания погремушек зависит от того, чем мы их наполнили.      

      В ходе проекта в свободной совместной деятельности мы играли в дидактические игры. Учили стихи и выполняли упражнения с погремушками  под музыку. Во время организованной образовательной деятельности мы рисовали погремушки. И снова проблема. Как можно нарисовать погремушку? Дети 4-го года однозначно решили рисовать красками с помощью кисточки, а малыши не задумываясь, подставляли свои ладошки и ножки для  рисования способом «печать». Все свои работы мы продемонстрировали на выставке, которую организовали в музыкальном зале, где должно было состояться общее родительское собрание.

     На родительском собрании я выступила с докладом «Экспериментирование со звучащими предметами». Предложила родителям принять участие в конкурсе поделок музыкальных инструментов из различного материала «Всюду музыка живет». А еще предложила поиграть в шумовом оркестре. Каждый родитель выбрал для себя предмет, с помощью которого можно извлечь звук (все предметы я приготовила заранее, конкретно для сказки, которую мы попытались озвучить). Сказка называлась «Буфет». Родители смеялись, шумели, как дети. Для некоторых такое озвучивание сказки оказалось первым опытом. В конце собрания у всех поднялось настроение, а у меня появилась идея – показать сказку знакомую для малышей на заключительном мероприятии в исполнении родителей. Думаю, малыши будут в восторге.  Наш проект продолжается….

      Наши малыши  с неподражаемым восторгом и желанием откликаются на все новое. А одна фраза поразила меня больше всего:  «Марина Олеговна, а у тебя какая сегодня идея?» И ради одной только фразы прозвучавшей из уст малыша, стоит придумывать и проводить всевозможные проекты. А дети, и взрослые  будут получать огромное удовольствие от игр и общения!

      В перспективе я планирую организовать проект «Мир фоновой музыки». Почему именно фоновая музыка? Фоновая музыка – это музыка, звучащая «вторым планом», без установки на осознанное восприятие, на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение жизни ребенка музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия происходит благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Реализация проекта предусматривает целенаправленные совместные усилия всех участников воспитательно-образовательного процесса. Данная инновация мне очень понравилась. Социальная значимость проекта заключается в создании благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и сохранении здоровья воспитанников.  Предметом исследования служит воспитательно-образовательное пространство детского сада и дома. Назначение проекта связано с необходимостью формирования музыкальной культуры детей и родителей.

     В заключении хочется отметить, что использование проектного метода, открывает возможность для реализации развивающих задач с учетом возрастных особенностей детей, создает пространство гибкого проектирования образовательного процесса под детские интересы. Воспитанники выступают как особого рода «проектировщики» не впрямую, а через свой отклик на образовательную среду, что используется воспитателем для ее преобразования и дополнения. Преимущества данной модели в том, что баланс взрослой и детской инициативы достигается за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса. Также в процессе проектной деятельности возникает единое развивающее пространство «дети-педагоги-родители». Но самое главное, дети полноценно и радостно проживают каждый день в детском саду, совершая большие и малые «открытия», учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы, самостоятельно решать задачи. Что является предпосылками к овладению универсальными учебными действиями.

     В поисках новых инноваций, использования тех или иных моделей, технологий нельзя забывать, что в дошкольном детстве самая главная идея – это игра.

     Мне очень понравились  слова, сказанные педагогом-практиком, преподавателем  и теоретиком Т.Э. Тютюнниковой: «Есть идеи, вечные, как сама жизнь. Есть идеи, прекрасные, как мечта. Есть идеи воодушевляющие, как радость. Есть идеи, которые несут счастье, удовольствие, легкость и изящество. И эти все идеи объединяет игра!

Играйте с детьми! Не будьте так серьезны, улыбайтесь!»

Творческих успехов и вдохновения!

Литература.

  1. Буренина А.И., Колунтаева Л.И. Проектирование интегральной программы предшкольного образования: Методическое  пособие. – СПб.: ЛОИРО, 2007
  2. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2006
  3. Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2009
  4. Тютюнникова Т.Э. Сундучок с бирюльками. – М., 2009
  5. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры /сост. Н.В.Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013

Издания периодической печати.

  1. Дошкольное воспитание  № 10 – 2008, №8 – 2013
  2. Ребенок в детском саду № 5 - 2009
  3. Справочник музыкального руководителя  № 1 – 2012,  № 2 – 2014, № 5 - 2012
  4. Справочник старшего воспитателя  № 3 – 2006, № 6 – 2009
  5. Управление образования № 2 - 2009

Ресурсы интернета

Приложение 1

Проект  - П. И. Чайковский «Детский альбом».

«Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся»

Д.Д.Шостакович

     Участники проекта: дети 5-7 лет, педагоги, родители

     Сроки реализации – 01.10.2014 – 07.05.2015

     Тип проекта:

     по числу детей – групповой, разновозрастной

     по доминирующему методу – познавательно-исследовательский, творческий

     по предметным областям – межпредметный

     по продолжительности – долгосрочный

     интеграция с другими областями - художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Актуальность.

     Мы живём в 21 веке - веке новых компьютерных технологий, огромных скоростей, веке всеобщей информации. И часто возникает у современных детей вопрос: а нужна ли нам классическая музыка? Как воспринимает современный человек, к примеру, фортепианную музыку Петра Ильича Чайковского? Может ли старинная музыка стать модной? Знает ли обычный взрослый (родитель) названия хотя бы некоторых пьес «Детского альбома»?

     Музыка П. И.Чайковского для детей может внести настоящую гармонию в нашу современную бурную жизнь, потому что она живая, в ней есть музыкальные образы, разные настроения и чувства человека. Данная тема актуальна в наше время, время, когда люди стали прагматичными и загруженными всевозможной информацией. А знание классической музыки, в частности, творчества П. И.Чайковского приобщает людей к формированию высоких ценностей жизни: красоте, добру, человечности, духовности.

     Классическая музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует их нравственному и интеллектуальному развитию. Многие родители не понимают значимости влияния «классики» на нервную систему ребёнка. В силу этих обстоятельств особо велика роль детского сада – образовательного учреждения, в котором целенаправленно, систематически и компетентно занимаются развитием общей музыкальности, формированием основ музыкальной культуры, развитием музыкальных способностей. Накоплением у детей представлений о различных музыкальных жанрах, произведениях, композиторах, сочиняющих музыку. В рамках выполнения программы по художественно-эстетическому, музыкальному и нравственно-патриотическому воспитанию и обучению дошкольников в нашем детском саду мы решили реализовать долгосрочный проект для воспитанников старшего дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»  в разделе «Восприятие музыки» по теме: «Пётр Ильич Чайковский – Детский альбом».

     Хочется надеяться, что совместные усилия педагогов, родителей и воспитанников не пройдут даром! И наши дети со временем полюбят и научатся ценить классическую музыку, которая обогатит их духовно, поможет им стать гармонично развитой личностью. Пусть музыка Чайковского станет началом осмысленного восприятия музыкальных произведений и в дальнейшем вызовет у детей желание слушать более глубокую и серьёзную классическую музыку.

Цель проекта: формирование представлений о классической музыке, написанной для детей. Обобщение  знания по теме «П. И. Чайковский. Детский альбом» c использованием инновационных технологий и нового технического оснащения предметно - пространственной развивающей среды.

Задачи:

  • Познакомить детей с созданием «Детского альбома» П.И. Чайковского, с произведениями, вошедшими в альбом.
  • Развивать познавательно-исследовательские умения: умение задавать вопросы, делать выводы, презентовать сообщение перед аудиторией.
  • Развивать творческие способности воспитанников.
  • Учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения, размышлять, что может выражать музыка; развивать образное мышление, представлять, что может изображать музыка (что бы я нарисовал, если бы был художником, слушая музыку);
  • Способствовать активному восприятию музыки через самостоятельную творческую деятельность.
  • Побуждать к танцевальной импровизации, развивать слух, чувство метроритма.
  • Воспитывать устойчивый интерес к классической музыке, самостоятельность, активность, чувство товарищества.
  • Повышать уровень вовлечённости родителей воспитанников в деятельность ДОУ.
  • Углублять психолого-педагогическую компетенцию родителей.
  • Повышать уровень творческой инициативы педагогов.
  • Развивать готовность педагогов к применению современных методик и технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

Для воспитанников:

  • Более осознанное отношение детей к классической музыке, знание творчества П. И. Чайковского.
  • Продуктивное творчество педагогов, родителей, детей.
  • Устойчивый интерес к различным формам музыкальной деятельности.
  • Сформированное эмоционально-оценочное отношение к музыке.
  • Проявление творческого самовыражения.

Для педагогов:

  • Появление интереса к классической музыке и использование её в разных видах деятельности.
  • Компетентность и профессионализм педагогов в музыкальной деятельности.

Для родителей:

  • Повышенный уровень музыкальной культуры.
  • Информированность родителей о деятельности ГДО.
  • Ориентация на эмоционально – личностное и эстетическое развитие ребёнка в семье.
  • Заинтересованность и взаимодействие родителей, детей, педагогов в процессе музыкально - эстетического воспитания.

Продукт проектной деятельности:

  • Музыкальная гостиная, посвященная творчеству Петра Ильича Чайковского.
  • Конкурс рисунков «Детский альбом  П. И. Чайковского в картинках», посвящённый 175-летию со дня рождения великого русского композитора.
  • Выставка детских рисунков и творческих работ, выполненных совместно с родителями «Детский альбом в картинках» по творчеству композитора П. И. Чайковского.
  • Создание презентаций из рисунков детей к  пьесам «Детского альбома» П.И.Чайковского.
  • Создание «Детского альбома» П.И.Чайковского
  • Пополнение фонотеки ГДО произведениями классической музыки, в частности «Детского альбома»  и видео - пособиями по творчеству композитора П. И. Чайковского.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап

(Информационно – накопительный) :

  • Определение темы проекта.
  • Мониторинг детей и родителей.
  • Организация и подготовка работы с родителями воспитанников, сотрудниками.
  • Подбор музыкальных произведений для слушания и исполнения.
  • Составление перспективного плана реализации основного этапа проекта.
  • Подбор художественной литературы, музыкальных произведений, наглядного и раздаточного материалов (иллюстрации, фотографии).
  • Разработка сценариев мероприятий.
  • Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,  дидактических игр, сюжетно - ролевых игр.
  • Изучение нового технического оснащения предметно - пространственной развивающей среды музыкального зала.
  • Подготовить презентации: «Жизнь и творчество композитора», «Детский альбом П. И. Чайковского».

II. Основной этап:

(Организационно – практический) :

Реализация проектной деятельности.

  • Беседы о композиторе П. И. Чайковском, о его биографии и творчестве, о характере музыкальных произведений, о музыкально – выразительных средствах
  • Беседы по темам: «Мама»,  «Няня», «Почему заболела куколка? », «Кто подарил новую куколку», «Детский альбом».
  • Просмотр видео выступлений детей из детских музыкальных школ.
  • Интегрированное занятие с использованием ИКТ «Дом-музей П.И.Чайковского в Воткинске.
  • Заучивание наизусть стихотворений Виктора Лунина к пьесам «Детского альбома» П.И.Чайковского.
  • Музыкально-дидактические игры: «Музыкальный ноутбук»,  «Песня-танец-марш», «Угадай мелодию», «Подбери картинку к музыке», «Подбери слова к музыке», «Подбери эмоции», «Подбери цвета к музыке».
  • Сюжетно – ролевые игры: «Лошадки», «Мы – композиторы», «Мы – художники».
  • Подвижные игры: «Отгадай и покажи» «Укрась танец», «Мы – музыканты-исполнители», «Танцевальные композиции».
  • Музыкальные игры: «Слушаем и танцуем», «Слушаем и играем», «Слушаем и украшаем музыку», «Танцуем стихи и импровизируем», «Декламируем под музыку», «Фантазируем и экспериментируем», «Играем в оркестре и танцуем».
  • Просмотр презентаций, мультфильмов, клипов.
  • Включение в музыкальную организованную образовательную деятельность в разделе «Слушание» программных пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
  • Музыкально – литературная гостиная «Детский альбом» П. И. Чайковского.
  • Разучивание танцев: «Танец с куклами»  (пьеса «Полька»), музыкально-двигательный этюд «Марш деревянных солдатиков», «Танец с полотнами» («Сладкая греза»),  танец-импровизация «Игра в лошадки», танец –импровизация с игрушками «Вальс»,  оркестр музыкальных инструментов - «Камаринская», танец «Менуэт» (пьеса «Неаполитанская песенка», тане «На метлах» (пьеса «Баба Яга»).
  • Элементарное музицирование. Исследовательская деятельность.  Музыкально-дидактическая игра «Подбери музыкальный инструмент». Экспериментальный оркестр.
  • Активное восприятие музыки. «Детский альбом» П. И. Чайковского.

III.Заключительный этап:

  • Оформление паспорта проекта «Пётр Ильич Чайковский – Детский альбом».
  • Фотоотчёт и видеозапись мероприятия.
  • Статья на сайте МААМ.
  • Подготовка презентации к защите проекта «Пётр Ильич Чайковский – Детский альбом»».
  • Защита проекта.

Список литературы.

  1. Вайдман П. Е. «Детский альбом П. И.Чайковского». Издательство «Музыка», 1997
  2. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи.. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия, Изд. Стереотип, 2014
  3. Чайковский П. И. Детский альбом. – М.: Музыка
  4. Организация, проведение и формы музыкальных игр. Интеллектуально-творческое развитие старших дошкольников в музыкально-игровом пространстве / авт.-сост. И.П.Равчеева. – Волгоград: Учитель, 2014

Издания периодической печати:

  1. Музыкальный руководитель № 1, 8, 9, 10 – 2015

Ресурсы интернета

Приложение 2.

Паспорт проекта «Наши погремушки – звонкие игрушки»

Участники  проекта – дети 1.5-3 года, педагоги.

Сроки реализации – 14.03.2016 – 14.04.2016гг

Тип проекта:

по числу детей – групповой, разновозрастной;

по доминирующему методу – познавательно-исследовательский, творческий;

по предметным областям - межпредметный;

по продолжительности – краткосрочный.

     Интеграция с другими областями: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

    Актуальность.

     Для того чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), понимать и различать любые звуки, он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Слуховое внимание, восприятие и память нужно целенаправленно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре. С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и так далее. Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, боле важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру. Слуховое восприятие — очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения. Слуховое внимание — умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издаваемым предметом. Слуховая память – умение удерживать в памяти и воспроизводить сложную многоступенчатую инструкцию, ряд действий, слов и т.д. Основная задача педагогов и родителей — открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, внимания, развитого мышления и элементарного музыкального слуха. Уже в раннем возрасте детей нужно знакомить со звучанием различных музыкальных инструментов. Игра на музыкально-шумовых инструментах не требует большой подготовки, но приносит много радости малышам!

Чувство ритма заложено у детей от природы. Так почему бы его не развивать с раннего возраста? Чувство ритма можно развивать через разные виды музыкальной деятельности: пение, слушание, ритмику, танцы. Хорошо развивает чувство ритма игра на музыкально – шумовых инструментах. Для чего же его надо развивать? Ритмичность присутствует во многих видах деятельности человека: ритм есть в речи, в письме, в рисовании. «Ритм — соотношение длительностей звуков в их последовательности» В.Вахромеев. Известно, что левое полушарие отвечает за логическую деятельность, а правое - за интуитивную и эстетическую. Ритм помогает объединить работу двух полушарий. Он упорядочивает не только слуховые и зрительные впечатления, но и развивает координацию движений, помогает малышу почувствовать свое тело.

А какая игрушка является первой в жизни ребенка? Конечно же – погремушка. Погремушка первый шумовой инструмент в руках ребенка.  Поэтому тема проекта для детей раннего возраста определилась сама собой.

Цели:

  • Развивать музыкальные способности детей раннего возраста через создание  и реализацию системы работы в разных видах детской деятельности.

Задачи:

  • Приучать ребенка экспериментировать с музыкальными игрушками, к изучению их звуковых возможностей. 
  • Развивать игровые, музыкально – сенсорные способности, учитывать индивидуальные способности ребенка.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку и умения выражать ее в различных  видах художественной деятельности: слове-движении-игре.
  • Развивать творческие способности, фантазию при изготовлении поделок (погремушек) совместно с воспитателем,  родителями.
  • Развитие элементарной музыкально-исполнительской деятельности и творческих проявлений детей.
  • Обогащать предметно – развивающую среду созданием мини – музея.

Технические средства обучения: музыкальный центр, ноутбук, фотоаппарат.

Планирование работы над проектом:

  • Обсуждение идеи проекта.
  • Работа по сбору информации, ее обработка и поиск недостающей.
  • Выбор формы реализации проекта.
  • Разучивание песен, стихотворений, игр, танцев, упражнений.
  • Организация места проведения выставки, оформления мини-музея и места проведения праздника и спортивного досуга.

Формы работы:

С детьми.

  • Рассматривание игрушек-погремушек, иллюстраций, книжек, фотографий из детства на тему «Я и погремушка».
  • Обследование погремушки «Из чего состоит?»
  • Чтение художественной литературы (стихотворений, потешек), оформление книжки «Озорная погремушка».
  • Разучивание стихотворений: Н.Френкель «Погремушки», И.Разумова «Мне купили погремушку», Х.Виноккур «В ручке по игрушке», Н.Волкова «Погремушка».  
  • Выполнение  упражнений: муз. В.Агафонникова «Погремушка», Р.Рустамова «Тихие и громкие звоночки (погремушки)». Подпевание с движениями на песню «Пляска с погремушкой» (муз. И.Аосеевой, сл. И.Черницкой. Слушание песни Е.Зарицкой «Погремушка».
  • Утренняя гимнастика «Веселые погремушки». Игра малой подвижности «Найди погремушку».
  • Проведение дидактических игр: «Посмотри и посчитай», «Найди пару», «Сложи пазлы», «Погремушка, поиграй-ка», «Тихо-громко поиграй», «Угадай, где звенит?», «Подбери звук», «Ускорение-замедление. Музыкальная карусель», «Пауза. Звук и тишина», «Громко-тихо. Бразильский карнавал».
  • Проведение подвижных игр: «Погремушкой мы шумим».
  • НОД (познавательное развитие): «Игрушка-погремушка»
  • НОД (музыкальная деятельность): «Мы веселые игрушки – озорные погремушки», «Наши погремушки - звонкие игрушки», «Путешествие в страну погремушек»
  • НОД (рисование): «Разноцветные погремушки». Создание выставки рисунков.
  • НОД (лепка): «Погремушка для Катюшки».
  • Экспериментальная деятельность: проведение опытов «Что гремит, почему гремит, где гремит, для чего гремит?», «Почему одна гремит, а другая шуршит?»,  «Из чего можно сделать погремушку?», «Коробочка с секретом»
  • Создание погремушек из баночек и разного наполнителя, из ячеек от «киндер-сюрприза» и разной крупы.
  • Сказка-шумелка:  «Сказка про кота», озвучивание стихотворения А.Усачева «Шуршат осенние кусты».
  • Игра-ситуация «Петрушкин концерт».
  • Музыкальные игры-забавы: игра-танец с «орешками» (коробочки от киндер-сюрпризов, заполненные горохом); «Маракасы», «У Петрушки-погремушки»
  • Физкультурный досуг «Погремушки взяли в руки, всем нам будет не до скуки!»
  • Заключительное мероприятие «Детская симфония «Игрушки-погремушки».

С родителями.

  • Участие в конкурсе  поделок музыкальных инструментов из различного материала «Всюду музыка живет».
  • Организация мини-музея «Наши погремушки».
  • Оформление фотовыставки «Я и погремушка».
  • Консультация «История Погремушки», знакомство со стихотворением «Погремушка» И.Батый.
  • Участие в сказке-шумелке «Буфет» на родительском собрании.

Достигнутые результаты на данный момент проекта.

  • С детьми проведены опыты и эксперименты, в ходе которых малыши с увлечением и восторгом выполняли все предлагаемые действия.
  • Создана выставка детских поделок, детских рисунков, изготовленных совместно с воспитателем.
  • Педагоги изготовили дидактические материалы, а родители помогли в организации фотовыставки «Я и погремушка», а также в создании мини-музея « Наши погремушки». Эти мероприятия  разнообразят  развивающую предметно-пространственную среду  группы в соответствии с требованиями ФГОС.

     Анализируя предварительные результаты проекта можно с уверенность сказать, что данная форма работы оказалась интересной как для детей, так и для родителей.

Используемая литература.

  1. Тютюнникова Т.Э. Веселая шарманка. Шумовой оркестр для детей. – Москва, 2007
  2. Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 1. Учебное пособие. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005
  3. Тютюнникова Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение. Песенки-бусинки. – Москва, 2004
  4. Музыкальные занятия по программе «От рождения до школы»». Первая младшая группа./ авт.-сост. Е.Н.Арсенина. – Волгоград: Учитель, 2014.
  5. Планирование деятельности музыкального руководителя. Сопровождение детей 2-3 лет в мир культуры / авт.-сост. О.В.Шубина, И.Г.Чайка. – Волгоград: Учитель, 2016

Издания периодической печати.

  1. Музыкальная палитра № 3 – 2010, № 2 – 2011, № 3 - 2013
  2. Справочник музыкального руководителя № 5 - 2012

       Ресурсы интернета.

Приложение 3.

Музыкальная игра «Маракасы»

Песня  на мотив русской народной мелодии «Как у наших у ворот».

Автор Лобанова Т.Е.

Маракасы я люблю,

Их сегодня вам даю.

Разбирайте их быстрей

И играйте веселей.

Дети самостоятельно берут по одному маракасу из корзинки.

Маракасы потрясем,

Шаркунами назовем.

Вот как весело шуршат,

Нам о чем-то говорят.

Встряхивают маракас перед собой на уровне груди.

Маракасы замолчали

И куда-то убежали.

В прятки будем мы играть,

Маракасики искать.

Прячут маракасы за спину.

По ладошке постучим,

Стучат маракасом по раскрытой ладошке.

Всех вокруг развеселим.

А поднимем высоко,

Не достанет их никто.

Поднимают высоко над головой. Выполняют движение «фонарики»: хвастаются.

Маракасы закружились,

Ножки тоже в пляс пустились.

Топай-топай, сапожок,

Маракас, кружись, дружок!

Кружатся, притопывая ногами. Маракас держат высоко над головой.

Маракас остановился,

Низко-низко поклонился,

Дети останавливаются, опускают маракасы.

А за ним и следом мы

Поклонились до земли.

Выполняют поклон.

Литература.

Справочник музыкального руководителя № 5 – 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность как средство активизации познавательной сферы дошкольников

Рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками...

Описание педагогического опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство раскрытия познавательно-речевых способностей детей»

Одно из 4-х направлений развития ребенка, согласно введенным Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства обр...

Педагогический проект «Проектно – исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Предлагаемый проект представляет педагогическую работу с детьми старшего дошкольного возраста.Целью: изучение влияния проектной деятельности на развитие познавательной активности детей старшего дошкол...

Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации ФГОС ДО по ОО «Физическое развитие»

Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации ФГОС ДО ...

«Проектно-исследовательская деятельность как средство стимулирования любознательности и познавательного интереса дошкольников».

       В работе с детьми дошкольного возраста актуально использовать технологию проектирования. Данная технология даёт детям новые знания, учит устанавливать причинно-следст...

Статья "Проектно – исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО"

Статья "Проектно – исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО" для педагогов детского сада...