Статья "Проектно – исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО"
статья

Смирнова Татьяна Петровна

Статья "Проектно – исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО" для педагогов детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Смирнова Татьяна Петровна,

воспитатель, МКДОУ детский сад 15,

ГО Красноуфимск

Проектно – исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО

        Одной из приоритетных задач современности является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции воспитанников в образовательном процессе.

        В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных (программ) технологий деятельностного типа.

        Суть технологий деятельностного типа заключается как раз в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создаёт условия для того, чтобы дети самостоятельно открывали его для себя. Таким образом, педагог перестаёт выполнять информационные функции, а становится  помощником в познавательной деятельности детей. Для того, чтобы педагог  мог управлять процессом формирования у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий, существуют педагогические инструменты – исследовательский и проектный методы, которые являются составляющими технологии деятельностного типа.

        В ФГОС  большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании личности  ребёнка. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков воспитанников, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, размышления, умений анализа и синтеза.

        Метод проектов – это система учебно – познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий воспитанников по сбору, анализу, синтезу, презентации полученной информации.

Проектирование и исследование предполагает  решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений. Процесс раскрытия проблемы, её решения включает чёткое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, чёткое распределение ролей, то есть заданий для каждого воспитанника при условии тесного взаимодействия.

        Дети старшего дошкольного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как характерные черты детского поведения. Другими словами, исследовательское поведение дошкольника – важнейший источник получения представлений о мире.

        Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольника включает следующие этапы:

-выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);

-выработку гипотез;

-поиск и предложение возможных вариантов решения;

-сбор материала;

-обобщение полученных результатов;

- подготовку материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет и др.);

-защиту;

-рефлексию собственной деятельности.

        Предполагаемая методика позволяет включить ребёнка в собственный исследовательский поиск. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но и включает в себя полный цикл исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов, рефлексии собственной деятельности.

Проектная и исследовательская деятельность позволяет расширить цели и задачи непосредственно образовательной деятельности, изменить их форму. Такая НОД даёт возможность снять перегрузки с дошкольников. Проектная и исследовательская деятельность не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, следовательно эту деятельность можно считать здоровьесберегающей технологией.

        В качестве руководителей детских исследовательских работ и творческих проектов могут выступать все взрослые участники образовательного процесса: педагоги , психологи, а также родители  (п.3.2.5. ФГОС ДО).  Согласно требованиям ФГОС  педагог превращается из ментора в консультанта и помощника начинающего исследователя. В условия исследовательской деятельности педагог для ребёнка – образец творческой деятельности, тот, у кого можно учиться исследовательскому подходу к учению и к жизни в целом. Он должен быть способным вести исследовательский поиск и самое важное – уметь заражать этим других.

        Основной ожидаемый результат исследовательской и проектной деятельности заключается в развитии творческих способностей, приобретении ребёнком новых знаний, умений, навыков по сбору, анализу, синтезу полученной информации.

        Таким образом, проектно – исследовательская деятельность вооружает ребёнка новыми, наиболее рациональными способами решения сложных жизненных проблем, а потому должна непременно активно поддерживаться и распространяться.        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к докладу на тему: "Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГТ и ФГОС ДО"

На фотографиях презентации представлены игровая, продуктивная, совместная деятельность, НОД, работа с родителями....

Театральная деятельность детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации проекта «В гостях у сказки»

Статья будет интересна воспитателям ДОУ, родителям. В статье предложена модель повышения интереса дошкольников  к театральной деятельности  через реализацию проекта "В гостях у сказки". ...

План психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС. Тема. Книжкина неделя

План психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста  в рамках реализации ФГОС...

Проект «Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС».

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование ...

«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО»

В творческой презентации представлен мой актуальный  педагогический  опыт  «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГ...

Сообщение на тему: «Документооборот воспитателя старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО»

Воспитатель в детском саду – ключевая фигура. От его грамотности, компетенции, а главное, любви и веры в детей, зависит весь микроклимат группы и состояние каждого ребенка в отдельности. Но работа вос...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В УСЛОВИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В УСЛОВИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУВ настоящее время перед системой дошкольного образования стоит актуальная задача: поиск обоснова...