Инновационный опыт "Использование технологии дизайна в работе над формированием у детей целостной картины мира".
методическая разработка на тему
Материал из опыта работы на тему:" Использование технологии дизайна над формированием целостной картины мира"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_avgust.docx | 26.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагаю опыт работы на тему «Использование технологии дизайна в работе над формированием у детей целостной картины мира».
«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей ».
В. А. Сухомлинский.
Мы любим все красивое, ведь «Красота - спасет мир», мы любим яркое, мы любим цветы, мы любим розовый цвет. Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира ,тем больше у него вопросов. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений, событий.
Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Современная картина мира включает в себя представления о развитии бытия, взаимосвязей и взаимодействии реальности. На передний план в формировании картины мира выдвигается задача его познания. Формирование целостной картины мира является необходимой предпосылкой становления личности и означает, что человек способен полно и глубоко понимать окружающий мир, отводя себе в нём вполне определенное место. Старший дошкольный возраст является периодом включения в исследовательское познание, поиск истины и предполагает расширение и обогащение чувственного опыта ребёнка представлениями о мире, человеке, самом себе. Дети овладевают методами познаниями: анализ, сравнение, наблюдение, понимание. Происходит постепенное освоение общечеловеческих понятий: совесть, любовь, трудолюбие, ответственность и др. В воспитательный процесс вплетаются люди ( персонажи), их мысли, переживания, поступки, традиции и ребёнок становится перед необходимостью общения, чтобы в них разобраться. Все образовательные области связаны друг с другом: читая ребёнку – он познает, познавая – черпает информацию из книги, рассказывает о том, что узнал, взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребёнка целостной картины окружающего мира.
Детский дизайн нацелин на раскрытие творческого потенциала ребёнка, воспитания чувств и развития эмоциональной сферы, используя нововведения в изобразительной деятельности.
Для достижения поставленной цели были определенны следующие задачи:
. Обучение детей элементам дизайн – деятельности.
. Развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
. Развитие воображения детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
. Формирование навыков детей в работе с разнообразными материалами.
Новые Федеральные государственные образовательный стандарт предусматривает интегрированные занятия по художественному творчеству. Которые направлены на развитие художественного восприятия и развитие творческих способностей детей. Даже, благоустраивая свой кукольный уголок, а позднее, по мере взросления, и пространство вокруг себя, у детей развивается образное и пространственное мышление, художественный вкус, дети приобретают новые знания, умения и навыки в изготовлении детских работ, используемых в жизни ребёнка, детсада и семьи- всё это формирует у детей восприятие целостной картины мира.
Для решения этой проблемы стала углубленно изучать методическую литературу Н.В.Ветлугина,Т.Г.Казакова,Л.А.Парамонова,Н.П.Сакулина,И.А.Лыкова и др.
Инновационный подход в создании предметно-пространственной развивающей среды группы позволил мне организовать её в виде художественно-творческого комплекса, который постоянно трансформируется и выступает как пространство жизнедеятельности детей, обеспечивающее максимальные возможности развития детского творчества, экспериментирования и исследовательского интереса каждого ребенка. С целью проблематизации содержания художественной деятельности создала инновационный мини-центр «Изо-лабораторию», которая предназначена для свободного экспериментирования детей с художественными материалами и их свойствами, художественными инструментами и различными изобразительно-выразительными средствами. Доступность и свобода выбора здесь дает возможность каждому желающему экспериментировать, исследовать цвет, его свойства, пробовать новые техники и материалы, открывать для себя неизведанное. Для самостоятельной художественной деятельности детей организовала центр «Художники - волшебники». Цель создания центра: дать ребёнку «попробовать» как можно больше видов детской изо-деятельности и позволить ему быть свободным творцом. С целью интеграции образовательных областей мною собрана и составлена мини – библиотека для детей и родителей «Твори, выдумывай, пробуй!», «Сказки о художниках». Развивающую предметно-пространственную среду рассматриваю как поисковое «поле» ребенка, в котором он ставит собственные цели, выбирает средства и способы её достижения, делает собственные умозаключения, личные открытия. Большое внимание уделяю развитию детей в дизайн-деятельности, привлекая их к декоративному оформлению интерьера в сотворчестве с педагогом. Такой инновационный подход позволяет обогатить дизайн группы авторскими и детскими работами с использованием широкого спектра нетрадиционных техник и технологий. Созданные вместе с детьми художественно-творческие работы органично вписываются в дизайн детского сада и групп, становятся своеобразным игровым материалом, а также рассматриваются нами как развивающие пособия для развития диалогической и связной речи, развития восприятия формы, величины, цвета.
На занятиях применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают мне разнообразить процесс знакомства детей с искусством, сделать образовательный процесс более интересным. Использование ИКТ на занятиях позволяет познакомить детей с многообразием цветовой гаммы окружающего мира, учить находить необычное в обычных вещах. С помощью компьютерных технологий дети имеют возможность окунуться в культуру, ознакомиться с репродукциями известных художников, увидеть красоту природы любого кусочка планеты.
В целях основ дизайнерской деятельности использую программу Microsoft Power Point, мною созданы презентации «Радость творчества», «Маленькие исследователи», «Нетрадиционные техники рисования с детьми 2-3 лет».
Знакомя детей с различными техниками и методами дизайна, стараюсь, чтоб проявляли самостоятельность, инициативу, что потом позволит переносить им подобную методику в жизнь.
На занятиях по художественному творчеству большое внимание стараюсь уделить планированию ребёнком содержания и хода выполнения заданий. Учу их объяснять, рассуждать, сравнивать, давать полные ответы. Работаю над речью, правильностью произношения, интонационной выразительностью.
Дети должны рассказать, что и как они делали, а также о результатах их работы.
Коллективное обсуждение и самоанализ позволяют сравнивать работы, находить пути исправления ошибок, стараться выйти на более качественный уровень работы.
Дизайнерской работе предшествует большая предварительная работа: экскурсии по городу, библиотеку, музей, беседы, чтение художественной литературы.
Так, например, после предварительной беседы, просмотра детских журналов модной одежды, работая на занятии в роли модельеров- дизайнеров, дети сначала на бумаге конструируют (составляют эскиз), а потом из бумаги делают- модель одежды, соотнося её с необходимыми размерами для куклы. Раскрашивают её различными способами в нетрадиционной технике.
Для развития художественного видения и восприятия, а также выразительного применения различных изобразительных материалов использую образные игровые упражнения, игры для развития художественных способностей: «Скульптурная мастерская», «Мастерская дизайна», «Художественный салон» «Веселый цвет», «Цветные деревья», «Лото - галерея» и другие.
Затем организуется выставка детского творчества. И вот уже на стенде «Умелые ручки» красуются работы из природного материала, из бумаги, фольги, картона, салфеток, ткани и т.п. с использованием различной техники рисования.
Мною проводились как теоретические , так и практические занятия. Теоретические занятия содержат минимальное количество знаний о том, что представляет собой тот или иной вид дизайна, об истории возникновения. На практических занятиях дети пытаются с моей помощью создать модели и образцы дизайнерских разработок.
В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Полученный результат- первая очень важная ступенька детского творчества.
Знакомлю дошкольников с различными новыми методами и технологиями ,используемые в дизайне : «Торцевание», «Рисование восковой стружкой», «Папье - маше» , «Гофротрубочки».
Родителями и детьми были представлены персональные художественные выставки воспитанников и показаны презентации «Весёлая аппликация», «В царстве песочного волшебства», «Пластилиновая сказка». Родители совместно с детьми участвовали в различных конкурсах на лучший рисунок. Родители воспитанников очень помогают нам в овладении новых технологии . Они сами заинтересованы этим и в свободное время приходят в группу, и помогают нам. Включаются в творческие проекты, проводимые в нашем детском саду . Закрепляют дома полученные знания и умения в изображении предметов. Без помощи родителей мы не достигли бы результатов.
Проведя сравнительный анализ развития художественного творчества детей на начало 2012 и конец 2015 учебного года, можно отметить, что уровень усвоения детьми данного материала, а именно развитие, использование технологии дизайна в работе над формированием у детей целостной картины мира» повысился на 35 %.
С детьми старшей группы вела кружок «Мастерилка», цель которого развитие важнейших для художественного творчества умений , видеть глазами художника, формировать наблюдательность и внимательность, предоставить свободу в отражении – доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира. В основе системы работы эффективно использую проектную технологию, рассматривая творческие проекты как инновационную форму организации воспитательно - образовательного процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника. С детьми 2-3 лет вела педагогически проект «Мир на кончиках пальцев» , цель :закрепление цветовой палитры и развитие творческих способностей детей через художественное творчество : нетрадиционные техники рисования, аппликации, лепки. . Разработанные мной занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник по рисованию способствуют развитию детской художественной одарённости, творческого воображения, художественного мышления и развития творческого потенциала. Размещены на сайте детского сада конспекты НОД: «Жар - птица»,«Знакомство с творчеством мордовского художника Ф. В. Сычкова»
Изготовила лэтбуки: «Веселая радуга» «Мордовские узоры», которые могут использоваться в массовой практике воспитателями других детских садов.
Опытом работы в этом направлении делилась на конференции для педагогов.
В завершении хотелось бы процитировать одну китайскую пословицу:
« Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
Поэтому я планирую продолжить работать в этом направлении, искать новые технологии дизайна в работе над формированием у детей целостной картины мира.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Использование виртуальной экскурсии при формировании у детей целостной картины мира".
Статья посвещена актуальной теме использования в образовательной деятельности с дошкольниками разных видов ЦОРОВ, в особенности виртуальных экскурсий и материалов электронной энциклопедии....
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по формированию представлений о целостной картине мира.ОО Познание.
Интегративное занятие.ОО Познание + ОО Художественное творчество-рисование.Получается очень интересная коллективная работа....
Информационно-коммуникационные технологии в процессе формирования у дошкольников целостной картины мира
Выступление из опыта работы на педагогическом совете ДОУ (апрель 2015 г.)...
Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе ( 6-7 лет) по формированию у дошкольников целостной картины мира с использованием информационно-коммуникативных технологий по теме: « Хлеб — всей жизни голова»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»....
Семинар - практикум : «Использование технологии дизайна в работе над формированием у детей целостной картины мира»
Презентационный материал по обобщению и систематизации знаний воспитателей по данной теме....
Конспект занятия по формированию у детей целостной картины мира
Конспект занятия...
Дидактическое пособие по формированию лексико-грамматического строя речи у ребенка и формированию у него целостной картины мира. Тема «Лес»
АННОТАЦИЯ к авторской разработке дидактического пособия по формированию лексико-грамматического строя речи у ребенка и формированию у него целостной картины мира. Тема «Лес» Автор Тим...