Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе ( 6-7 лет) по формированию у дошкольников целостной картины мира с использованием информационно-коммуникативных технологий по теме: « Хлеб — всей жизни голова»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

 Костенко Елена Игоревна

  Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hleb_vsey_zhizni_golova.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ   ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 14

 «КОЛОБОК» ГОРОДА  ТИХОРЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

 Непосредственно – образовательная деятельность

в подготовительной группе ( 6-7 лет)

 по формированию у дошкольников целостной картины мира

с использованием информационно-коммуникативных технологий

по теме:

« Хлеб — всей жизни голова»

                                                                                                                 

                                                                                                Костенко Елена Игоревна

воспитатель первой квалификационной категории

 

 Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Способствовать знакомству детей с процессом посадки зерна и выпечки хлеба, бережного отношения к хлебу и

 труду людей, устанавливать причинно-следственные связи, помочь усвоению словаря по теме.

Цель для детей: Стимулировать с помощью игр двигательную, речевую и познавательную активность детей.

Задачи:

  • Побуждать детей отвечать на вопросы, пополняя словарный запас.
  • Упражнять в развитии координации речи с движениями, умение согласовывать слова  действия, общей моторики.
  • Способствовать знакомству детей с этапами выращивания и изготовления хлеба.
  • Дать представления о последовательности посева зерен, изготовления и выпечки хлеба.
  • Вызвать бережное отношение к хлебу, с уважением относится к труду.
  • Активизировать словарный запас, расширить знания о растениях  стран мира.
  • Способствовать развитию интереса у детей к устному народному творчеству.
  • Обеспечение атмосферы доверия, партнерства, взаимопомощи.
  • Развитие эмоциональной сферы ребенка, активизация внимания, мышления.

Методы:

  • Словесные – художественные средства ( фольклор, пословицы), чтение стихов, загадывание загадок, беседы.
  • Наглядные – образец  действия взрослого, презентации , «Чудо-дерево» с хлебобулочными и кондитерскими изделиями.
  • Практические – хоровод, движения в соответствии с текстом, физминутка, посадка зерен пшеницы, изготовление бутербродов.

Приемы:

Игровой, сюрпризный момент, похвала, поощрения.

Материал:

  1. Демонстрационный: макет хлеба, «Чудо-дерево», презентации , ноутбук .
  2. Раздаточный:  поддоны с землей, лейка,зерна пшеницы, палочки на каждого ребенка,связка баранок, фартуки, доски, хлеб, сыр, колбаса.

Музыкальное сопровождение:

  1. Хоровод «Каравай».
  2. Музыка из кинофильмов «Необыкновенные приключения Маши и Вити», «Усатый нянь».

Предварительная работа:

  1. Заучивание пословиц, загадок о хлебе, чтение литературных произведений по теме.
  2. Обучение русской народной хороводной игре «Каравай».
  3. Сюжетно-ролевые игры: «Булочная», «Пекарня».
  4. Обучение дидактическим играм «Назови профессию», «Что из какой муки пекли», «Что сначала, что потом»

                       Этапы работы

                Содержание этапа (заполняется педагогом)

      Примечания

  1. Организационный момент.

Цель: создать условия для формирования мотивации к участию в НОД.

Для детей: заинтересовать детей темой НОД.

Задача: побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя, обогащать свой словарный запас, выявить знание пословиц и поговорок о хлебе, понимание их смыслового значения, упражнять в подборе определений к существительному.

Метод: словесный , наглядный, музыкальное сопровождение.

 Воспитатель: Встанем в круг и начнем наше занятие.

«Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Мы пожмём друг другу руку,

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать»

 А сегодня мы поговорим о самом главном богатстве, люди еще называют его «чудом земли», послушайте:
«Рос сперва на воле, в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился,
Из зерна - в муку и тесто,
В магазине занял место. Что же это?»
Дети: Хлеб!!
Воспитатель:
Правильно, это хлеб!

У народа есть слова:
«Хлеб- всей жизни голова»
Славится он первый на земле,
Ставится он первый на столе.
О хлебе есть очень много пословиц: «Хлеб - всему голова», а еще какие вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: А вот каким хлеб может быть еще, вы мне  расскажете.
             

Дидактическая игра «Какой хлеб?»
(Дети стоят в кругу и передают по кругу макет хлеба и дают ему определения)

Воспитатель:
Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас не было, но хлебные поля уже росли и тогда. Однако зерна пшеницы отличались от наших, они были намного мельче и другие на вкус. Существует такая легенда. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть.

И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб. А откуда появляется хлеб у вас на столе?

Ответы детей.

Воспитатель: Показать вам, как хлеб попал в магазин? Пройдемте  на стульчики.

Цель: способствовать знакомству детей с причинно-следственными связями, развивать познавательный интерес к процессу выращивания хлеба.

Для детей: Расширить знания о профессиях людей занимающихся выращиванием и производством хлеба.

Задача: обогащение словаря, знаний об окружающем, активизировать внимание на тяжелом труде хлебороба.

Метод: словесный, наглядный

Цель: упражнять детей в умении согласовывать слова и действия.

Для детей: развитие двигательной и речевой активности.

Задача: продолжать развивать общую двигательную координацию, снять мышечное напряжение.

Метод: словесный, наглядный.

Цель: упражнять в  последовательности действий в процессе посадки пшеницы,

создать условия для обогащения словаря ( яровые, озимые),создать ситуацию успеха, положительных эмоций от результатов труда.

Для детей: упражнять в умении повторять действия по образцу и словесной инструкции, испытывать радость от выполненной работы.

Методы: практический, наглядный, словесный.

Цель: упражнять детей в обобщающих понятиях, активизация внимания и речи детей.

Для детей: активизировать внимание на хлебобулочных и кондитерских изделиях.

Задачи: формировать конкретные представления о типах изделий из муки.

Метод: наглядный, словесный , практический.

Цель: развитие эмоциональной сферы детей, обогащение знаний о профессиях связанных с хлебом.

Для детей: побуждать детей развивать двигательную, речевую активность, согласовывать движения согласно тексту хоровода, способствовать становлению чувства уважения к людям труда.

Задачи: способствовать интересу к  народному творчеству у детей.

Метод: словесный, наглядный, музыкальное сопровождение.

Цель: вызвать у детей положительные эмоции от результатов своего труда.

Для детей: упражнять детей в выдавливании форм, составлении из них бутерброда, умении содержать в чистоте свое рабочее место.

Задачи: способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук, глазомера, эстетических чувств у ребенка, культурно-гигиенических навыков.

Методы: практический, наглядный, словесный.

Показ презентации на ноутбуке «Как хлеб на стол пришел»

Предложить детям посеять пшеницу в группе.

Воспитатель : Прежде чем приступить к посадке, нам нужно размяться и зарядиться бодростью.

                     Физминутка ” Колоски”

Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели).

Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки).

Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).

Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд).

Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели).

Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).

                        Практическая часть 1. 

На столе стоят поддоны с заготовленной землей.

Каждому ребенку раздаются палочки для проделывания бороздок в земле, потом высевают зернышки и закрывают землей.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, хорошо потрудились, теперь вместо дождика мы польем из леечки землю, чтобы зернышки стали прорастать.

 (предложить одному ребенку полить землю).

 - Ребята давайте вспомним, с чего мы начинали посев пшеницы?

 - взрыхлили землю т. е. сделали бороздки;

 - положили зернышко в землю;

 - закрыли землей, разровняли и полили водичкой.

Куда мы поставим поддоны с пшеницей, чтобы они быстрее взошли? Почему? (Ответы детей)

Воспитатель:   Вы знаете, что пшеницу и рожь сеют не только весной, но и осенью.

Пшеница и рожь, которую сеют осенью называют озимая, а которую сеют весной называют яровой.

Повторите озимая.

(все вместе и индивидуально)

В-ль: А на какое слово похоже слово озимая?

Ответы детей.

В-ль: Правильно молодцы!

Звучит музыка, появляется девочка Сластена.

Вос-ль: Здравствуй девочка, ты кто?

Сластена:

Я – Сластена, я – Сластена,

Очень сладкое люблю.

Не нужны мне макароны

И батона не хочу.

Я такая сладкоежка,

Очень Баунти люблю.

Милки-вэй и шоколадки

А мучное не терплю.

Что из зерен можно сделать?

И зачем нам нужен хлеб?

Вос-ль: В хлебе очень много витаминов. Например ржаной хлеб богат железом.

Сластена: Подумаешь! Да кроме вашего каравая из муки больше ничего нельзя сделать!

 Дидактическая игра « Урожай чудо-дерева»

Воспитатель обращает внимание детей на «Чудо – дерево».

Что на нём растёт? Предлагает Сластене собрать с него сладости.

( в 1 корзину -хлебобулочные изделия, в 2 корзину -кондитерские изделия. Вывод — во всех изделиях использована мука)

Воспитатель: Теперь ты знаешь, Сластена, что из муки можно и сладкие кондитерские изделия сделать.

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, существует дерево на котором  действительно растет хлеб? А я знаю, что есть страна в которой растет «Хлебное дерево». Хотите его увидеть?

               Показ презентации  «Хлебное дерево»

                 Хороводная игра  «КАРАВАЙ»  (Рус. нар. мел.)
К дошколятам на машине каравай приехал ныне.
Вот такой вышины, вот такой нижины,
Вот такой ужины, вот такой ширины.
Каравай, каравай, кого хочешь - выбирай!
Каравай:
Я выбираю пекаря.
Он не грел на печке бок - каравай ребятам пек!
Пекарь, с нами поиграй, кого хочешь - выбирай!
Пекарь:
Мельника! Не молол он чепуху, а смолол зерно в муку!
Мельник, с нами поиграй, кого хочешь - выбирай!
Мельник:
Хлебопашца!
Он в тенечке не лежал, а хлеба растил и жал!
Хлебопашец, в круг вставай, кого хочешь выбирай!
Хлебопашец:
Я ребят всех выбираю,
С днем веселым поздравляю!
Вам награда - урожай!
Место в танце занимай
!

(дети танцуют )

                              Практическая часть 2 .

Предложить детям научиться делать бутерброды.  Использовать для этого корзину с собранным урожаем Чудо-дерева, в которой находятся хлебобулочные изделия.(Перед работой вымыть руки и надеть фартуки.)

Какие продукты нужны для того, чтобы приготовить бутерброд?

Ответы детей.

Дети под веселую музыку делают бутерброды.

Угостить гостей бутербродами .

 Воспитатель: После работы надо  обязательно прибрать своё рабочее место.

Цель: побуждать делать морально-этические выводы.

Для детей: формировать бережное отношение к хлебу. Оценивать его, как богатство.

Задачи: упражнять в использовании обобщающих слов, делать простейшие умозаключения и выводы, побуждать детей к дружелюбию.

Методы: словесный, музыкальное сопровождение

Заключительная часть:

Игра «Пожелания»

«А сейчас мы улыбнемся

Крепко за руки возьмемся

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожеланье….»

 (дети напоминают друг другу и гостям заповеди бережного отношения к хлебу)

- Не берите больше хлеба, чем можете съесть.

- Не крошите его за столом, не сорите хлебом.

- Никогда не выбрасывайте хлеб!

- Хлеб нужно беречь, нельзя играть с хлебом.

- Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.

- Хлеб нельзя бросать на пол.

Воспитатель: Ребята, я надеюсь , что вы хорошо запомнили, что «Мал кусок пирога, да много труда стоит». Что вам понравилось и запомнилось на нашем занятии?

Ответы детей.

 Давайте угостим ребят из соседней группы бутербродами и расскажем им, как и почему  надо беречь хлеб!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение3 Подборка стихов и загадок по теме "Хлеб - всей жизни голова"

Подборка стихов, загадок, считалок и чистоговорок по теме "Хлеб - всей жизни голова", составитель И.А. Румянцева...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе с использованием технологии развивающего обучения, игровой технологии и информационно-коммуникативных технологий. Тема: «Театральные профессии»

Конспект непосредственной образовательной деятельностив подготовительной группе с использованием технологии развивающего обучения, игровой технологии и информационно-коммуникативных технологий. Т...

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе (6-7 лет) по познавательному развитию на тему «Хлеб – всему голова»

Форма работы с детьми: тематическое занятие Программное содержание:Цель: Формирование представлений детей о хлебе, как одном из величайших богатств на Земле.Образовательные задачи:- Познакомить д...