Семинар - практикум : «Использование технологии дизайна в работе над формированием у детей целостной картины мира»
материал на тему

Жирнова Ольга Николаевна

Презентационный материал по обобщению и систематизации знаний воспитателей по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon презентационный материал52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

«Использование технологии дизайна в работе над формированием у детей целостной картины мира».

Цель: Обобщить и систематизировать знания воспитателей  о технологиях детского дизайна.

Задачи:

  1. Систематизировать знания воспитателей по данному направлению.
  2. Развить практические умения по развитию технологий дизайна.

План:

  1. Вступительное слово заведующей.
  2. Презентационный материал на тему: «Использование технологии дизайна в работе над формированием у детей целостной картины мира».

МБДОУ детский сад «Берёзка»

Доклад

на семинар –практикум

««Использование технологии дизайна в работе над формированием у детей целостной картины мира».

                                               Провела: Жирнова О.Н.,воспитатель

                              Ардатов – 2016г.

                                        Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагаю опыт работы на тему «Использование технологии дизайна в работе над формированием у детей целостной картины мира».

     «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей ».

В. А. Сухомлинский.

Мы любим все красивое, ведь «Красота - спасет мир», мы любим яркое, мы любим цветы, мы любим розовый цвет. Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира ,тем больше у него вопросов. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений, событий.

Основная  задача взрослого состоит в том, чтобы  помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Современная картина мира включает в себя представления о развитии бытия, взаимосвязей и взаимодействии реальности. На передний план в формировании картины мира выдвигается задача его познания. Формирование целостной картины мира является необходимой предпосылкой становления личности и означает, что человек способен полно и глубоко понимать окружающий мир, отводя себе в нём вполне  определенное место.

 В этом направлении работаю в течение нескольких  лет. Детский дизаин  нацелин на воспитание человека пытливого, неравнодушного к окружающему миру. С познавательной деятельностью тесно связана дизайнерская работа, которую очень любят дети, т.к. именно детский дизайн направлен на раскрытие личности ребёнка, его индивидуальности, творческого потенциала, фантазии, воображения.

Для достижения поставленной цели были определенны следующие задачи:

. Обучение детей элементам дизайн – деятельности.

. Развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного  творчества взрослых и детей;

. Развитие воображения детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

. Формирование навыков детей в работе с разнообразными материалами;

. Повышение уровня компетентности родителей  в вопросах развития творческих способностей дошкольников,  через дизайн – деятельность.

Новые Федеральные государственные образовательный стандарт предусматривает интегрированные занятия по художественному творчеству. Он  направлен  на развитие художественного восприятия и развитие творческих способностей детей. Даже, благоустраивая свой кукольный уголок, а позднее, по мере взросления, и пространство вокруг себя, у детей развивается образное и пространственное мышление, художественный вкус, дети приобретают новые знания, умения и навыки в изготовлении детских работ, используемых в жизни ребёнка, детсада и семьи- всё это формирует у детей восприятие целостной картины мира.

 Для реализации поставленных задач в условиях детского сада создана развивающая предметно – пространственная среда:

. уголки по изобразительной деятельности, где собраны  принадлежности для рисования, лепки и аппликации в расширенном ассортименте;

.библиотека по дизайну с различным наглядным и дидактическим материалом;

. уголок искусства в групповой  комнате, оборудованный различным природным и бросовым материалом, материалами для творческой деятельности;

. оборудованная вместе с детьми «стена творчества»;

. центр сюжетной игры

 В поисках нетрадиционных методов и технологий активно  использую интернет – ресурсы, специальную литературу – Г. Н. Пантелеев «Детский дизайн»,  программу И. А.  Лыковой «Цветные ладошки», Копцева «Природа и художник.

На занятиях применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают мне разнообразить процесс знакомства детей с искусством, сделать образовательный процесс более интересным. Использование ИКТ на занятиях позволяет познакомить детей с многообразием цветовой гаммы окружающего мира, учить находить необычное в обычных вещах. С помощью компьютерных технологий дети имеют возможность окунуться в культуру, ознакомиться с репродукциями известных художников, увидеть красоту природы любого кусочка планеты.  

  Так же использую  дизайнерские программы: «Советы модницы – Барби»,     «Дизайн из лоскутков»,   «Мышка Мия – юный дизайнер».

Знакомя детей с различными техниками и методами дизайна, стараюсь, чтоб проявляли самостоятельность, инициативу, что потом позволит переносить им подобную методику в жизнь.

На занятиях по художественному творчеству  большое внимание стараюсь  уделить планированию ребёнком содержания и хода выполнения заданий. Учу их объяснять, рассуждать, сравнивать, давать полные ответы. Работаю над речью, правильностью произношения, интонационной выразительностью.

Дети должны рассказать, что и как они делали, а также о результатах их работы.

Коллективное обсуждение и самоанализ позволяют сравнивать работы, находить пути исправления ошибок, стараться выйти на более качественный уровень работы.

Дизайнерской работе, например: «Зимняя сказка»,  «Осенняя фантазия» и.др., предшествует большая предварительная работа: экскурсии в музей, библиотеку, беседы, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов и т.п.

Так, например, после предварительной беседы, просмотра детских журналов модной одежды, работая на занятии  в роли модельеров- дизайнеров, дети сначала на бумаге конструируют (составляют эскиз), а потом из бумаги делают- модель одежды, соотнося её с необходимыми размерами для куклы. Раскрашивают её различными способами в нетрадиционной технике: тычком, пальцем, с помощью трафарета, расчёской по мокрой краске, губкой и т.п.

Для развития художественного видения и восприятия, а также выразительного применения различных изобразительных материалов можно использовать образные игровые упражнения, игры для развития художественных способностей :»Оживи кляксу», « Закончи узор», «Волшебный вентилятор», «Скульптурная мастерская», «Мастерская дизайна», «Цветные деревья», «Лото - галерея» , «Юный дизайнер», «Укрась костюм», «Придумай интерьер», «Замени предметы», «Веселый цвет», «Художественный салон».

Затем организуется выставка детского творчества. И вот уже на стенде « Умелые ручки» красуются работы из природного материала, из бумаги, фольги, картона, салфеток, ткани и  с использованием различной техники рисования.

Мною проводились как теоретические , так и практические занятия. Теоретические занятия содержат минимальное количество знаний о том, что представляет собой тот или иной вид дизайна, об истории возникновения. На практических занятиях дети пытаются с моей помощью создать модели и образцы дизайнерских разработок.

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Полученный результат- первая очень важная ступенька детского творчества.

  Знакомлю дошкольников с различными  новыми методами и технологиями ,используемые в дизаине :  «Скрепбукинг», «Римейка», Декупаж», «Изонить» , «Пластилинография».

Родители воспитанников очень помогают нам в овладении новых технологии . Они сами заинтересованы этим и в свободное время приходят в группу, и помогают нам. Родители готовят разный материал. Включаются в творческие проекты, проводимые в нашем детском саду . Закрепляют дома полученные знания и умения в изображении предметов. Без помощи родителей мы не достигли бы результатов. Для родителей мною были: изготовлены и распространены памятки «Дизайн – деятельность», консультаций: «Дизайн в семье», «Что такое дизайн?», «Творческая мастерская», созданы презентации, проведен   «Мастер класс» и другие.

Проведя сравнительный анализ развития художественного творчества детей на начало 2012  и конец 2016 учебного года, можно отметить, что уровень усвоения детьми данного материала, а именно развитие, использование технологии дизайна в работе над формированием у детей целостной картины мира». повысился на 35 %.

Мой воспитанники  - активные участники и призёры интернет – конкурсов.

Вела кружок «Мастерилка»  цель которого развитие важнейших для художественного творчества умений , видеть глазами художника, формировать наблюдательность и внимательность, предоставить свободу в отражении – доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира. Проведены и размещены на сайте детского сада презентаций  и конспекты НОД: «Декорирование старого чемодана», «Маленькие модельеры- дизайнеры» »,«Знакомство с творчеством мордовского художника Ф. В. Сычкова»,. Изготовила  дидактические игры «Часть чего», «Мы юные дизайнеры», « Матрешки», «Составь композицию», которые могут использоваться в  массовой практике воспитателями других детских садов. С детьми 2-3 лет  вела педагогически проект «Мир на кончиках пальцев» , цель :закрепление цветовой палитры и развитие творческих способностей детей  через художественное творчество : нетрадиционные техники рисования, аппликации, лепки.

Опытом работы в этом направлении  делилась на конкурсе «Воспитатель года».

В завершении хотелось бы процитировать одну китайскую пословицу:

 « Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Поэтому я планирую продолжить работать в этом направлении, искать новые технологии дизайна в работе над формированием у детей целостной картины мира.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Использование виртуальной экскурсии при формировании у детей целостной картины мира".

Статья посвещена актуальной теме использования в образовательной деятельности с дошкольниками разных видов ЦОРОВ, в особенности виртуальных экскурсий и материалов электронной энциклопедии....

Информационно-коммуникационные технологии в процессе формирования у дошкольников целостной картины мира

Выступление из опыта работы на педагогическом совете ДОУ (апрель 2015 г.)...

Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе ( 6-7 лет) по формированию у дошкольников целостной картины мира с использованием информационно-коммуникативных технологий по теме: « Хлеб — всей жизни голова»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»....

Инновационный опыт "Использование технологии дизайна в работе над формированием у детей целостной картины мира".

Материал из опыта работы на тему:" Использование технологии дизайна над формированием целостной картины мира"...

Дидактическое пособие по формированию лексико-грамматического строя речи у ребенка и формированию у него целостной картины мира. Тема «Лес»

АННОТАЦИЯ к авторской разработке дидактического пособия по формированию лексико-грамматического строя речи у ребенка и формированию у него целостной картины мира. Тема «Лес» Автор Тим...

Семинар-практикум «Использование технологий ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»

Отчет о реализации годовой задачи "Развитие активного творческого мышления у дошкольников с применением элементов ТРИЗ"...