Статья по теме: "Роль методической службы в создании предметно – развивающей среды для воспитанников ДОУ."
статья на тему
В связи с введением ФГОС дошкольного образования вопрос создания предметно – пространственной среды ДОО сегодня особенно актуален. И одно из условий выполнения ФГОС – организация развивающей предметно – пространственной среды.
Предметно – пространственная среда (ППС) – система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной образовательной программы дошкольного образования.
Перед педагогами стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, включающей в себя следующие аспекты:
· предметно – пространственная развивающая среда;
· характер взаимодействия со взрослыми;
· характер взаимодействия с другими детьми;
· система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
var_kpk_appo_2016_avtosohranennyy_1.docx | 47.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность создания предметно – развивающей среды для воспитанников ДОУ.
Развитие образования – неотъемлемая часть стратегии общенационального развития – начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт), на детей от двух месяцев до восьми лет. Динамичные изменения дошкольного образования продиктованы самой жизнью. Возможности замкнутых, унифицированных, ригидных образовательных систем, рассчитанных на формирование стандартизированной личности, исчерпаны.
В этом контексте актуальным является достижение целей, указанных в Стандарте:
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
В связи с введением ФГОС дошкольного образования вопрос создания предметно – пространственной среды ДОО сегодня особенно актуален. И одно из условий выполнения ФГОС – организация развивающей предметно – пространственной среды.
Предметно – пространственная среда (ППС) – система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной образовательной программы дошкольного образования.
Перед педагогами стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, включающей в себя следующие аспекты:
- предметно – пространственная развивающая среда;
- характер взаимодействия со взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому.
Согласно Стандарту, создаваемая в ДОУ образовательная среда должна отвечать следующим требованиям:
- гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивать эмоциональное благополучие детей;
- способствовать профессиональному развитию педагогических работников;
- создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечивать открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Понятие «развивающая предметно – пространственная среда» охватывает и пространственную ее организацию, и соответствующее наполнение. Эти взаимосвязанные характеристики имеют существенное значение. Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно – образовательного процесса. А ее наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие.
Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение – содержанием. Крайне важным является социальный компонент среды, то есть организация соответствующего взаимодействия.
Большую роль играет баланс формы и содержания: рациональная пространственная организация и грамотное наполнение должны обеспечить развивающий и образовательный эффект.
Педагогически и психологически целесообразная развивающая предметно – пространственная среда способствует оптимизации процесса совместной деятельности, взаимодействия взрослого с детьми. В свою очередь, организованное педагогическое взаимодействие – одно из условий создания «социальной ситуации развития для участников образовательных отношений».
Алгоритм проектирования образовательной среды методической службой в соответствии с ФГОС ДО предполагает поиск ответов на следующие вопросы:
- «Кого учить и воспитывать?» - психолого – педагогическая характеристика воспитанников, их возрастных и индивидуальных особенностей, учет психологических и физиологических особенностей дошкольников, этнокультурных условий развития.
- «Зачем учить и воспитывать?» - определенность целей и задач по всем направлениям развития и образования детей (социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому), расширение направлений развития, социализации и индивидуализации детей.
- «Чему учить?» - осознанное, ответственное отношение к выбору информационного воздействия и предметного наполнения среды, обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и общении.
- «Как учить и воспитывать?» - рефлексивный выбор методов и технологий образовательного процесса и взаимодействия, ориентация на возрастные особенности развития, использование зоны ближайшего развития.
Крайне важно обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах создания соответствующей развивающей среды, акцентировать их внимание на следующих основных «проблемных зонах»:
- создание развивающего пространства социализации и индивидуализации воспитанников;
- диагностика потребностей детей и педагогов в среде;
- подбор игрушек и материалов на основе возрастных психологических особенностей детей в соответствии с образовательными областями;
- обеспечение вариативности развивающей среды;
- обеспечение насыщенности и психологической безопасности образовательной среды;
- организация взаимодействия педагогов и детей в созданной среде дошкольной образовательной организации.
Учитывая требования ФГОС ДО в данном аспекте, определяется роль методической службы ДО – это оказание практической помощи педагогам в создании предметно – развивающей среды для воспитанников ДОУ.
Содержание
- Направления преобразования развивающей
предметно – пространственной среды с учетом ФГОС ДО
Анализ нормативно – правовых документов и опыта работы ДОУ позволяет преобразовать ППС с учетом ФГОС ДО по четырем направлениям:
Первое направление – построение ППС с учетом комплексно – тематического принципа построения образовательного процесса.
При создании ППС в каждой возрастной группе педагог реализует одну тему, соответствующую календарно – тематическому плану. В различных центрах (и микроцентрах) группы должны быть представлены материалы, позволяющие детям в процессе соответствующей деятельности освоить содержание данной темы. Именно в ее рамках решаются в единстве воспитательные, развивающие и обучающие задачи.
Второе направление – создание ППС, обеспечивающей образовательную деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности.
Согласно ФГОС, образовательная деятельность должна осуществляться в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, самообслуживания и элементарного бытового труда, познавательно – исследовательской, конструирования, изобразительной, музыкальной, восприятия художественной литературы, двигательной). Поэтому в каждой группе должны быть созданы условия, позволяющие дошкольникам реализовать все виды детской деятельности (и их разновидности) в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными предпочтениями.
Третье направление – создание ППС, обеспечивающей решение программных образовательных задач как в совместной деятельности взрослого и детей в рамках непрерывной образовательной деятельности, так и в самостоятельной детской деятельности (возникающей по их инициативе и разворачивающейся по их замыслу).
Создавая ППС в группе, педагог, решая запланированные психолого – педагогические задачи, всегда должен понимать, какие материалы будут использоваться в совместной деятельности педагога с детьми, а с какими материалами дети сами смогут развернуть развивающую деятельность в рамках предлагаемого содержания. При этом важно, чтобы дети могли действовать самостоятельно, даже не обладая достаточным субъектным опытом по ее планированию и реализации замыслов, т.е. реализовать индивидуально – дифференцированный подход через различные виды дидактических материалов. Так ребенок может действовать по заданному педагогом наглядному алгоритму деятельности или сам составлять программу деятельности.
Четвертое направление – создание ППС интегрированных видов деятельности детей.
Одна из задач психолого – педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решается интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей.
В учреждении должны быть созданы условия для следующих интегрированных видов детской деятельности: совместные игра – конструирование, игра – эксперимент, игра – моделирование, игра – концерт, игра – драматизация.
Специфика данной среды заключается в том, что она стимулирует проявление детьми интегративных качеств личности:
- в выборе ими способов решения предложенных задач (заданий);
- в характере действий с представленными материалами и оборудованием;
- в характере отношений к реализуемой деятельности, самому себе как ее субъекту, взаимоотношений с партнерами и др.
Для того, чтобы ППС в детском саду воспринималась ребенком как естественная, комфортная, уютная обстановка, которая может изменяться в соответствии с его желаниями и интересами, коллектив ДОУ творчески решает проблему по процессу создания среды (см. Приложение «Модель развивающей ППС группы»)
Такая среда ППС в учреждении обеспечивает:
- условия для осуществления воспитательно – образовательного процесса;
- удовлетворение детей в творческой самореализации;
- психологический комфорт, функциональную надежность и безопасность;
- повышение заинтересованности педагогов и родителей в конечном результате.
2. Моделирование предметно – пространственной среды ДОУ
Моделирование ППС – это предварительная разработка основных деталей предполагаемого окружения, мысленное ее построение. Затем в своей деятельности воспитатель переходит к сознательному построению развивающего пространства. Также моделирование ППС позволяет оптимизировать деятельность ребенка. Благодаря ему воспитательно – образовательный процесс в ДОУ становится технологичным. Смоделировать среду – значит составить модель, направленную на развитие личности посредством педагогического процесса, устранить мешающие факторы, обеспечить необходимые условия.
Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников.
Дошкольный период развития – возраст, сензитивный к усвоению социальных и моральных норм, возраст активной социализации и готовности психики к интериоризации норм, правил и ценностей социального взаимодействия.
Социализация – процесс последовательного, всестороннего включения ребенка в общество, эмоциональное позитивное усвоение им общественных норм и ценностей, формирование собственной активной позиции личности. Прежде всего социализация связана с вхождением ребенка в мир взрослых, причем как в объективный мир отношений, взаимодействия, деятельности, так и в субъективный мир смыслов, правил, норм и ценностей. Посредниками и проводниками социализации ребенка являются сначала родители, а затем другие значимые взрослые, в первую очередь воспитатели и педагоги.
Взрослые не только открывают ребенку картину мира, но и модифицируют ее в зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей, а также социокультурных задач развития.
Развивающая среда представляет возможности для социального научения, когда наблюдение за эффективными (результативными) образцами поведения способствует развитию у ребенка необходимых знаний и навыков, которые ребенок использует в качестве регуляторов своего поведения.
Цель организуемой среды – создание условий для самоценного развития дошкольника: формирование первичной картины мира и иерархии мотивов личности, начальных этических ориентиров, презентация обществу индивидуальных качеств, децентрация и произвольная регуляция поведения.
Основная характеристика среды, направленная на индивидуализацию развития в соответствии с ФГОС ДО – обеспечение разнообразия форм и содержание образования, предоставление ребенку возможности выбора средств и форм активной деятельности, а так же приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, страны и общества, создания этнокультурной среды.
Основные механизмы социализации:
- идентификация – стремление ребенка походить на близких и других значимых людей, перенимать их личностные качества и представления о мире. Ребенок ориентируется на роли и установки взрослых и эмоционально позитивно воспринимает их;
- интериоризация присвоение моделей поведения, копирование образцов действий и включение их в картину собственных моделей поведения. Благодаря этому механизму социализации, внешние наблюдаемые модели поведения становятся внутренними моделями ребенка, включаются в его структуру личности;
- ролевое экспериментирование – направлено на апробацию различных качеств личности через социальные роли в обществе. Обратная связь со стороны социального окружения и собственные переживания закрепляют одни модели поведения, апробированные в ролевом экспериментировании и отторгают другие;
- социальные ритуалы и социальные образцы – как устойчивые модели поведения в определенных социальных ситуациях взаимодействия представляют собой эффективный механизм построения взаимодействия и межличностных отношений.
В результате социализации у ребенка формируется базовая картина мира, причем индивидуализированная, личностно значимая и эмоционально окрашенная.
Индивидуализация среды, направленная на обеспечение личностного роста детей, предполагает стимуляцию развития сильных и поддержку слабых сторон личности каждого ребенка, помощь взрослого в осознании воспитанниками своих качеств и построения эффективного индивидуального стиля поведения и общения. Акцентировать внимание следует на когнитивных компонентах развития, умении выполнять операции классификации, категоризации, дифференциации и обобщения.
Социальные отношения как системный компонент образовательной среды должны быть направлены на формирование у ребенка следующих характеристик:
- уважение себя и других;
- уверенность в себе, отсутствие страха совершить ошибку;
- естественность поведения и искренность;
- готовность принимать на себя ответственность за свои действия;
- самостоятельность намерений и решений;
- эмпатийная позиция и способность сопереживать себе и другим;
- ориентация на индивидуальные и социальные интересы.
Социализация, индивидуализация и персонализация дошкольника осуществляется в игре. В игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству. Играя, он не только моделирует социальные отношения, но и через эмоциональное переживание, отношение к сюжету усваивает их, а растущая благодаря эмоциональной включенности уверенность в себе развивает способность действовать в разных коммуникативных ситуациях.
3. Обеспечение вариативности развивающей среды
Вариативность развивающей среды дошкольной образовательной организации обусловлена спецификой ее деятельности в целом и дошкольного звена, в частности, особенностями контингента детей (продиктованными их возрастом, половой принадлежностью, индивидуально – типологическими характеристиками, предпочтениями, возможностями и т.п.), содержанием образовательной программы, приоритетными задачами в тот или иной период времени и т.п.
Согласно ФГОС ДО вариативность – одна из важнейших характеристик развивающей предметно – пространственной среды, которая предполагает наличие в дошкольной образовательной организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Реализация принципа вариативности может выражаться через преемственность, установление такой связи между пространствами, «когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы». В условиях дошкольного образования это проявляется в том, что среда в разных группах должна, с одной стороны, иметь собственное наполнение и пространственную организацию в силу специфики каждого этапа дошкольного детства, а с другой - постепенно добавляться новыми элементами, обеспечивая зону ближайшего развития и последовательность воспитания и обучения.
В русле идей непрерывности образования развивающая среда должна быть преемственной по организации и наполнению от группы к группе, а также от дошкольного отделения к начальной общей школе.
При организации вариативной ППС, обеспечивающей преемственность от группы к группе, следует учитывать следующие факторы:
- возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства (есть существенные различия ряда характеристик от младшего дошкольного к старшему дошкольному возрасту);
- особенности развития игровой деятельности детей (каждый этап этого процесса имеет свою специфику);
- скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка (резкое изменение социальной ситуации требует обновления элементов среды);
- особенности контингента детей группы (сфера интересов и потребностей каждого ребенка, типологические и полоролевые различия детей);
- специфика педагогических задач в тот или иной период (программмные задачи или задачи в рамках инновационной деятельности);
- особенности индивидуального стиля деятельности педагогов группы (руководство игрой, управление детской активностью, характер взаимодействия с дошкольниками).
Каждый из этих факторов имеет решающее значение при создании вариативной ППС:
- возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства – определяют наличие в среде тех или иных игрушек, материалов, обеспечивающих развитие ребенка по разным направлениям, становление психических процессов, личностных качеств детей. Нехватка предметов в соответствии с возрастом ребенка может повлиять на снижение его интереса к деятельности в целом, привести к эмоциональному дисбалансу и неуравновешенности. Поэтому при подборе материалов и проектировании пространства важно проанализировать психологические и физиологические особенности возраста детей группы, а также появляющиеся личностные новообразования, основные потребности, имеющиеся возможности;
- особенности развития игровой деятельности детей – учитываются при организации ППС и ее наполнении. Сюжетно – ролевая игра как ведущий вид деятельности на протяжении всего дошкольного периода, характеризуется этапностью своего развития. Перечни материалов, необходимых для такой игры в разные возрастные периоды, должны различаться от группы к группе. Среда, насыщенная полифункциональными материалами, обеспечит возможность реализации этого процесса;
- скачкообразность и неравномерность в развитии детей можно обеспечить благодаря наличию материалов, опережающих процесс развития в тот или иной возрастной период. Такие материалы должны быть в арсенале по всем направлениям развития ребенка, однако не нужно их использовать без необходимости;
- особенности контингента детей группы также имеют большое значение для создания комфортного пространства жизнедеятельности в ДОУ. Существует ряд различий в игровых предпочтениях и типах активности мальчиков и девочек. Поэтому при организации пространства группы необходимо учитывать количественный состав мальчиков и девочек, а также учитывать типологические особенности детей, таких, как темперамент, характер (активность – пассивность, стремление к лидерству – застенчивость и др.). ППС необходимо постоянно корректировать с учетом особенностей детей группы;
- специфика педагогических задач в тот или иной период времени определяется на основе положений образовательной программы, направлений годового плана, реализуемой инновационной деятельности, что также находит отражение в среде группы и ДОУ в целом;
- особенности индивидуального стиля деятельности педагогов группы:
- использование педагогами вспомогательных игрушек и материалов для стимулирования детской активности, создания сюрпризных моментов, необходимого настроя на занятие или игру;
- использование педагогами дидактических материалов с авторской интерпретацией, необходимых для организации образовательной деятельности.
Сфера профессиональных интересов педагога во многом связана с особенностями его личности, индивидуальных черт и предпочтений. Вовлечение детей в сферу своих личных ориентиров (с учетом их возраста) может давать полезный развивающий эффект как результат положительного эмоционального настроя педагога в создании соответствующего настроения в детском сообществе.
С учетом этого важно обеспечить периодическую сменяемость игрушек и материалов, обновление имеющихся зон, уголков, а также внесение изменений в порядок организации пространства от группы к группе.
- Насыщенность развивающей среды и ее психологическая безопасность
Согласно положениям Стандарта развивающая предметно – пространственная среда должна быть:
- содержательно – насыщенной;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной.
Насыщенность ППС должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в т. ч. техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными игровыми, спортивными, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в здании и на участке в соответствии со спецификой образовательной программы).
Одно из требований в отношении ППС – психологическая безопасность. Она обеспечивается путем формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребенок чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает враждебного воздействия.
Психологический комфорт и эмоциональное благополучие достигаются в условиях образовательной среды, для которой характерны следующие параметры:
- отсутствие необоснованных запретов;
- продуманная, последовательная система требований и правил взаимодействия;
- отсутствие психологических манипуляций со стороны взрослых;
- субъективное личностное общение с ребенком;
- предоставление ребенку возможностей для самостоятельной деятельности, проявление инициативы и принятие решений (в рамках возраста);
- возможности выбора деятельности, формы активности, продолжительности занятий на основе поддержания интереса;
- возможности завершать начатое дело, реализовать замысел, цель и т.д. (среда должна обеспечивать благополучие и комфорт в ощущении времени- отсутствие спешки, дефицита времени, невозможности завершить начатое дело);
- открытое, позитивное информирование ребенка о разных сторонах жизни в соответствие с возрастным уровнем понимания, создание отношений доверия;
- поощрение собственной активности ребенка, самостоятельности и напряжения сил при сохранении взрослым функции поддержки и регуляции;
- наличие адаптивных ритуалов, вплетенных в ежедневное взаимодействие с окружающими;
- удовлетворенность всех субъектов образовательных отношений уровнем взаимодействия в среде.
- Диагностика игровых и средовых потребностей в организации ППС
При создании в ДОУ ППС важно обеспечить целенаправленную диагностику игровых и средовых потребностей как детей, так и педагогов.
- Игровые потребности – это желаемые и предпочитаемые игрушки и игры, необходимые для реализации игровых замыслов.
- Средовые потребности – это желаемая обстановка, комплекс условий, создающих максимальный комфорт для личности.
Эта диагностика должна носить системный и комплексный характер и проводится не реже двух раз в год.
Алгоритм организации и проведения диагностики может быть следующим:
- системность и последовательность – диагностика должна проводиться не от случая к случаю, а в определенном порядке в соответствии с планом, графиком и т.п.;
- постановка конкретных задач – при проведении диагностики важно ставить четкие задачи (например, выявление предпочитаемых игрушек, форм игровой деятельности, особенностей оформления пространства и т.д.);
- комплексность – необходимо использовать набор взаимодополняющих методов для проведения диагностики (например, наблюдение, беседу и метод игровых ситуаций);
- оформление результатов и их использование – определение, в каком виде будут зафиксированы полученные результаты, и как планируется их использовать.
Методы проведения диагностики:
- метод рассказа по картине – может использоваться для выявления предпочитаемых воспитанниками игрушек. Для этого ребенку предлагается несколько картинок или фото (5-10) с изображением играющих в разные игрушки (игрушки должны быть разные: те, которые есть в д/с и те, которых нет и крупно выделяться). Педагог просит ребенка выбрать наиболее интересную, на его взгляд, картинку. Первые три выбора являются наиболее значимыми для дошкольника;
- просмотр каталогов, интернет - сайтов с игрушками - совместно с с подгруппой детей или индивидуально, интересуясь у детей, какие игрушки им нравятся, почему нравятся, какие хотели бы иметь в группе;
- метод моделирования – подходит для выявления предпочитаемых игровых зон или определения предпочтений в пространственной организации среды. Для решения первой задачи ребенку или подгруппе детей предлагается с помощью геометрических фигур создать на листе бумаги сам интересную игровую зону. Фигуры служат эталонами предметов мебели, игрушек, оборудования, окон, ковров и др. Для решения второй задачи ребенку предлагается также при помощи геометрических фигу оформить группу для сверстников;
- метод игровых ситуаций – подходит для выявления предпочитаемых игровых зон, видов игры (с/р, подвижная и др.), деятельности (игра, продуктивная деятельность, общение и др.), определение предпочтений в пространственной организации среды и др. Можно предложить детям на ковре создать группу д/с, используя для этого детали конструктора, кубики, предметы- заместители;
- метод мини – интервью – реализуется в игровой форме для выявления предпочитаемых видов деятельности, потребностей в изменении среды. Для этого педагог или ребенок из группы выступает в роли репортера и задает детям вопросы. Вопросы варьируются в зависимости от решаемой задачи. Такая форма оптимизирует процесс фиксации результатов и придает ему эмоциональный накал;
- совместный просмотр фотографий, медиапрезентаций, отражающих разные варианты ППС, расширяются представления о вариантах ее моделирования и определяются соответствующие предпочтения.
Важным диагностическим блоком является выявление средовых потребностей педагога. Такая диагностика может проводиться как старшим воспитателем, так и самим педагогом. С этой целью могут использоваться разнообразные методы (опрос, анкетирование, самоанализ).
Карта самоанализа педагога:
- чаще всего я предпочитаю находиться в___________(указать место в группе);
- наиболее комфортным для меня является деятельность с __________(указать предметы, мебель и др.);
- мой позитивный настрой создается в группе благодаря наличию_________;
- наличие ______________будет способствовать повышению моего настроения, мотивации на реализацию образовательного процесса и др.
Примерное планирование деятельности
по диагностике средовых потребностей детей
Дата проведения | Задача | Метод | Способ фиксации | Время проведения в режиме дня | Форма проведения | Результаты, Место их хранения |
Выявить потребности в изменении (или модернизации) среды | Беседа, метод мини-интервью | Протокол беседы, диктофонная запись, видеозапись | 2 половина дня | Подгрупповая, групповая, индивидуальная | ||
Определить предпочтения в пространственной организации среды | Беседа, моделирование, метод рассказа по картинке, игровые ситуации, просмотр фотографий, медиапрезентаций | Протокол беседы, диктофонная запись, видеозапись | 2 половина дня | Подгрупповая, групповая, индивидуальная | ||
Выявить предпочтения в насыщении среды материалами, оборудованием | Невключенное наблюдение, включенное наблюдение, беседа, игровые ситуации, просмотр фотографий, медиапрезентаций | Протокол беседы, протокол наблюдений, диктофонная запись, видеозапись | 2 половина дня | Подгрупповая, групповая, индивидуальная |
Примерное планирование деятельности
по диагностике средовых потребностей педагога
Дата проведения | Задача | Метод | Способ фиксации | Время проведения в режиме дня | Форма проведения | Результаты, Место их хранения |
Выявить потребности в изменении (или модернизации) среды | Беседа, опрос | Протокол беседы, диктофонная запись, видеозапись, бланк опросника | 2 половина дня | Подгрупповая индивидуальная | ||
Определить предпочтения в пространственной организации среды | Беседа, анкетирование, самоанализ, просмотр фотографий, медиапрезентаций | Протокол беседы, диктофонная запись, видеозапись, бланк самоанализа, бланк анкеты | 2 половина дня | Подгрупповая индивидуальная | ||
Выявить предпочтения в насыщении среды материалами, оборудованием | Беседа, анкетирование, самоанализ, просмотр фотографий, медиапрезентаций | Протокол беседы, диктофонная запись, видеозапись, бланк самоанализа, бланк анкеты | 2 половина дня | Подгрупповая индивидуальная |
Список литературы
- Авдулова Т. П. Психология игры: современный подход. М.: Академия, 2009.
- Авдулова Т. П., Аксенова Е. Г., Захарова Т. Н. Диагностика и развитие моральной компетентности личности дошкольника. Психолого – педагогическая служба сопровождения ребенка ребенка. М.: Владос, 2014.
- Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 1983.
- Дыбина О.В., Пенькова Л.А., Рахманова Н. П. Моделирование развивающей предметно – пространственной среды в детском саду: Методическое пособие/Под ред. Дыбиной О. В. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Комарова О. А. Диагностика игровых и средовых потребностей в организации личностно ориентированного развивающего пространства. Справочник старшего воспитателя №8. ЗАО «МЦФЭР», 2014.
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр «Академия», 2013.
- Свенцицкий А. Л. Социальная психология. М.: ООО «ТК Велби», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)
Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...
Статья по теме Требования к созданию предметной развивающей среды ДОУ в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными стандартами
Развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. А также территории, прилегающей к группе или находящейся на небольш...
Статья «Создание предметно-развивающей среды нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось от...
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...
Статья «Организация работы ДОУ по созданию предметно-развивающей среды, направленной на реализацию национально - регионального компонента». Презентация к статье.
В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. И поэтому я считаю, что в силах педагога восстанавливать и...
Статья в брошюре «Система работы в ДОУ по развитию связной речи у детей дошкольного возраста» 2011 г.«Использование инновационных технологий в формировании познавательного интереса дошкольников путем создания предметно-развивающей среды».
В статье отражен мой опыт работы по применению передовых пед. технологий, в частности применение проектного метода, представлены авторские методические пособия....
Статья "Создание предметно-развивающей среды с учетом гендерного стереотипа"
Построение развивающей среды с учетом принципов гендерного воспитания...