Статья «Организация работы ДОУ по созданию предметно-развивающей среды, направленной на реализацию национально - регионального компонента». Презентация к статье.
статья по теме
В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. И поэтому я считаю, что в силах педагога восстанавливать и сохранять тот хрупкий “мостик”, что и предполагает национально-региональный компонент, который является частью формируемой участниками процесса основной образовательной программы детского сада.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Белоярский район
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Белоярского района «Детский сад «Олененок» с. Казым»
(МАДОУ «Детский сад «Олененок» с. Казым»)
Статья
«Организация работы ДОУ по созданию предметно-развивающей среды, направленной на реализацию национально - регионального компонента»
Воспитатель: Попова Оксана Петровна
2014 – 2015 уч. год
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В настоящее время национально-региональный компонент стал острой и актуальной проблемой в образовании. Актуальность и значимость его в дошкольном образовании несомненна. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. И поэтому я считаю, что в силах педагога восстанавливать и сохранять тот хрупкий “мостик”, что и предполагает национально-региональный компонент, который является частью формируемой участниками процесса основной образовательной программы детского сада.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Для того чтобы сформировать у детей эти чувства, в основной общеобразовательной программе МАДОУ «Детский сад «Олененок» с. Казым» была определена цель:
формирование у детей интереса и ценностного отношения к родному краю.
Исходя из цели,поставлены следующие задачи:
1. Воспитывать у детей любовь к родному краю, к его народу.
2. Знакомить детей с культурой и фольклором родного края.
3. Формировать представления об истории села и профессиях.
4. Знакомить детей с природой родного края.
5. Формировать художественные и творческие способности на основе ознакомления дошкольников с национальной культурой.
Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий. Одним из таких условий является создание предметно-развивающей среды в ДОУ.
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать свои чувства и поступки.
Работа по организации предметно – развивающей среды, направленной на реализацию национально-регионального компонента проходит в нашем детском саду в четырех направлениях:
- работа с педагогами;
- работа с родителями;
- работа с социумом.
- работа с детьми;
По первому направлению в нашем дошкольном учреждении проводится методическая работа с педагогами в ДОУ по созданию предметно-развивающей среды, которая осуществляется следующим образом:
- ежегодно составляется план работы на учебный год, где одной из задач являлась задача, направленная на формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к национальной культуре;
- в нашем детском саду создана творческая группа по внедрению регионального компонента в образовательный процесс, разработано и принято положение о творческой группе, а так же составлен план ее работы.
- проведен семинар – практикум «Уголок краеведения в группе» для педагогов ДОУ, где членами творческой группы были разработаны памятки по наполнению уголков краеведения.
- проведен смотр – конкурс «Уголок краеведения в группе»
По второму направлению организована работа с семьей. Семья является главным источником народных традиций. Работа по реализации национально- регионального - компонента ведется на протяжении многих лет и для решения общих задач в каждой возрастной группе определяются свои задачи, а также мероприятия по работе с семьями воспитанников для вовлечения их в непосредственно образовательный процесс.В нашем учреждении родители всегда являлись и являются активными участниками проводимых мероприятий, которые направлены на повышение интереса к культуре родного народа, к истории нашего края, нашего поселка.
В группах старшего возраста стало традицией проведение мастер классов родителями с детьми и педагогами по изготовлению национальных игрушек, игр, предметов быта, и тем самым пополнению ими краеведческих уголков.
Так же родителями проводятся практикумы по обучению детей национальным играм.
По третьему направлению проводится работа с социальными институтами нашего поселка. Для всех участников непосредственно образовательного процесса были организованы мероприятия, способствующие пополнению предметно – развивающей среды. Традиционными стали встречи с мастерицами музея, работы которых помещены в краеведческие уголки групп. Например, мастер – класс, «Национальные куклы», проходивший в музее-парке с Казым, пополнил уголки групп нашими северными куклами, изготовленными своими руками. Во время экскурсий в краеведческий музей возникла идея оформления стилизованного чума и хантыйской избы в экспериментальных группах. Вы их сможете увидеть во время экскурсии по нашему детскому саду.
По четвертому направлению – работа с детьми, в группахоформленыуголки «Моя Родина» или «Моя малая Родина» в которых используются:
в старших группах:
- государственные символыРФ (герб,флаг) и символика округа.
- портреты президента РФ, губернатора ХМАО–Югры, мэраБелоярскогорайона и главы сельского поселения Казым.
Во всех группах используются открытки, фотографии, иллюстрации с изображением села, столицы Югры, городов округа, пейзажей северной природы, альбомы для рассматривания: «Наш край», «Наш поселок», «Животные Севера», «Растения родного края», серии картин, рассказывающие о жизни северного народа «Дети Севера», «Мы на Севере живём», художественные произведения, дидактические игры: «Собери картинку», «Кто на севере живёт?», «Что было? Что стало?», трафареты северных орнаментов, животных, растений. В оформлении групповых комнат используются работы детей. Дети активно действуют в игровых уголках, где расположены предметы национальной культуры.
В группах в соответствии с возрастными особенностями детей размещены календари погоды. Воспитанники старших групп имеют возможность отмечать сезонные изменения в природе той местности, где они проживают.
Для улучшения усвоения материала, для привития интереса у детей к родной культуре в ходе НОД и бесед используются художественные произведения северных поэтов, сказки, северные загадки, экологические рассказы, аудиозаписи.
Проанализировав всю проделанную работу, с помощью всех участников непосредственно образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении была создана модель предметно - развивающей средывключающая в себя:
Чум и хантыйскую избу (в группах с языковым погружением)с предметами быта народов ханты и зырян, коренных жителей нашего села. Обращение к предметному миру является очень действенным средством воспитания национального и патриотического сознания, доступно и интересно ребенку. Предметы быта– это незаменимое “учебное пособие”, которое дети могут потрогать, пощупать и ощутить.
Основной целью создания стилизованных макетов (чума и избы) является - представление о традиционной культуре и быте северных народов.
Уголок ряженья – с народными костюмами, головными уборами, обувью, украшениями.
Уголок сюжетно-ролевых игр - с предметами быта, домашней утварью.
Книжный уголок - с литературой художественной и познавательной направленности (книги о Севере, произведения северных писателей).
Уголок развивающих игр - с национальными играми.
Уголок творчества – с изделиями народно–прикладного творчества и материалом для изготовления изделий.
Уголок патриотического воспитания «Моя Родина Россия» - с символикой страны, округа, альбомами, фото – иллюстрациями.
Уголок театральной деятельности – включены народные игры и игрушки.
Таким образом, дляорганизации работы по созданию предметно - развивающей среды, направленной на реализацию национально-регионального компонента в нашем учреждении проводится большая работа. Вкладывая в детей знания, прививая любовь к малой родине, мы стремимся воспитать в них маленьких патриотов. Мы надеемся, что наши воспитанники будут любить свой край, охранять и преумножать богатства нашей земли.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обогащение образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении по художественно-эстетическому направлению с учётом национально-регионального компонента ХМАО - Югры.
Статья содержит практические рекомендации по обогащению образовательной среды в ДОУ по художественно-эстетическому направлению с учётом национально-регионального компонента ХМАО - Югры. Предлага...
Статья по теме Требования к созданию предметной развивающей среды ДОУ в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными стандартами
Развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. А также территории, прилегающей к группе или находящейся на небольш...
Статья "Использование народных подвижных игр в физическом развитии дошкольников при реализации национально-регионального компонента"
В статье раскрыты основные функции ДОУ по реализации национально-регионального компонента, задачи, решаемые педагогами при включении нацонально-регионального компонента в учебно-воспитательное и корре...
Современные подходы к организации проектно-исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации национального-регионального компонента дошкольного образования
В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход...
Организация условий для реализации национально –регионального компонента в воспитательно -образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС
Организация условий для реализации национально –регионального компонента в воспитательно -образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС...
Статья по теме "Использование инновационных технологий в музыкальном воспитание дошкольников с учётом национально-регионального компонента в контексте ФГОС ДО"С
В статье рассматривается музыкальное развитие детей средствами инновационных технологий с учётом национально-регионального компонента. Автором представлены инновационные методы и приёмы, используемые ...