Статья в брошюре «Система работы в ДОУ по развитию связной речи у детей дошкольного возраста» 2011 г.«Использование инновационных технологий в формировании познавательного интереса дошкольников путем создания предметно-развивающей среды».
статья на тему
В статье отражен мой опыт работы по применению передовых пед. технологий, в частности применение проектного метода, представлены авторские методические пособия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovats._tehnologii.docx | 24.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья в брошюре «Система работы в ДОУ по развитию связной речи у детей дошкольного возраста» 2011 г.
Из опыта работы Шерстневой О.Л. , воспитателя высшей кв. категории МДОУ № 3 «Петушок».
«Использование инновационных технологий в формировании познавательного интереса дошкольников путем создания предметно-развивающей среды».
Трудно переоценить роль предметно-развивающей среды в жизни ребенка-дошкольника. Что видит малыш, впервые приходя в детский сад? Игрушки, которые помогут пережить разлуку с мамой, утешат, заставят загореться любопытством его глаза. Малыш растет, меняются его возможности, желания, обретается опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Значит, должно меняться и содержание развивающей среды. Задача воспитателя- создать такую предметно-развивающую среду, чтобы наполнить повседневную жизнь группы различными делами, проблемами, открытиями, позволяющую каждому ребенку проявить свои интересы, возможности в конкретной продуктивной деятельности.
Происходящие изменения в окружающей жизни диктуют нам, педагогам, необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. В своей деятельности ключевое внимание я уделяю развитию познавательно-речевых процессов и непосредственно познавательной активности ребенка-дошкольника. Во главу угла ставлю расширение познавательного пространства, которое открывает перед детьми новые горизонты познания, дает возможность удовлетворить любые познавательные интересы. Для этого использую различные технологии-элементы ТРИЗ, развивающие игры и упражнения, элементарное экспериментирование. Но наиболее эффективным считаю внедрение метода проектной деятельности. Актуальность его заключается в том, что именно в работе над проектом происходит слияние положительных результатов в решении учебных и творческих задач общими способами мыслительной, речевой, художественной, игровой и другими видами деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативность и нравственность дошкольников.
Изучив литературу (статьи академика Н.Н.Поддъякова, кандидата пед. наук Н. Комратовой), выяснила, что оптимальный возраст для начала осуществления проектной деятельности- это средняя группа детского сада. Именно этот возрастной этап характеризуется устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке. Но, наблюдая за своими воспитанниками во второй младшей группе, изучив их индивидуальные возможности, решила, что и мы уже имеем некоторые предпосылки. Хотелось быстрее опробовать такой интересный вид деятельности. И, думаю, что я не ошиблась в силах своих ребят. Конечно же, при отборе содержания проекта я опиралась на уже имеющиеся у детей потребности, интересы и знания. Заметив, что дети с большим любопытством рассматривают игрушки из коллекции «Морские обитатели», начала работу над проектом «Водный мир».
И, конечно же, продумала создание развивающей среды по данной теме. Подобрала и изготовила различный дидактический материал - альбомы для рассматривания «Какие бывают водоемы?», «Море и его обитатели», дидактические игры «Кто где живет?», «Для чего нужна вода?», «Рыбалка». Собрала материал, отражающий занятия, игры, опыты с водой, изготовила макет аквариума. Дети вместе с родителями рисовали морских обитателей, собирали иллюстрации, картинки, раскраски, совместными усилиями собрали коллекцию морских раковин и сувенирных изделий из них, коллекцию игрушек – обитателей морей и океанов. Пока большее внимание уделяли морской тематике, т. к. в силу возраста детям проще различать и запоминать обитателей моря – они крупные, яркие по окраске, легко узнаваемы по строению туловища (кит, осьминог, акула, морской конек, морская звезда, дельфин и т. д. ) В будущем, став постарше, будем плотнее изучать живой мир наших рек, их растительность.
В процессе работы над проектом придумала и изготовила своими руками многофункциональную игрушку «Пушистик». Забавный фантастический зверек отправлялся с нами в путешествие на морское дно, знакомился с жизнью морских моллюсков, помогал ребятам запомнить опасных морских обитателей. А дети с удовольствием «ловили рыбку» для Пушистика, загадывали ему загадки и т. д. Продолжительность проекта была 3 месяца, в результате дети научились:
*различать, узнавать и называть конкретных морских обитателей;
*проявлять любознательность по отношению к особенностям их внешнего вида, образу жизни, повадкам;
*устанавливать элементарные взаимосвязи;
*в процессе опытов с водой узнали, что она прозрачная, не имеет запаха и вкуса, обретает их лишь в соединении с определенными компонентами.
Второй проект, который уже имеется в нашей копилке – «Строим улицу» по изучению ПДД. При работе над этим проектом дети совместно с родителями оклеивали чайные коробочки, создавая «дома». Предметная среда была пополнена изготовленным мною макетом проезжей части с перекрестком, светофорами, тротуарами, дорожными знаками, фигурками пешеходов. Макет получился многофункциональным – в зависимости от задачи мы можем составлять различные зоны (уличную, парковую, жилую и т.д.), обыгрывать множество ситуаций, решать не только обучающие задачи, но и затрагивать вопросы нравственного воспитания. Была собрана коллекция маленьких машинок, отражающая разнообразие видов транспорта. Мы читали книги о транспорте, рассматривали иллюстрации, знакомились с дорожными знаками, сигналами светофора и принципом его работы, беседовали о правильном и безопасном поведении на улице. Родители нашей группы приняли активное участие в конкурсе поделок «Наш друг – Светофор». Макеты светофориков получились яркие, не похожие друг на друга. Самые оригинальные работы были отмечены благодарностями от членов жюри. Презентация этого проекта вошла в материалы республиканского смотра – конкурса «Зеленый огонек – 2010». В итоге опыт педагогов нашего детского сада был отмечен управлением ГБДД республики и занял призовое 3-е место.
Результативность проекта следующая:
дети знают
*что означают сигналы светофора и называют их;
*как называются части улицы (тротуар, проезжая часть, перекресток);
*где должны ездить машины и ходить пешеходы;
*где можно переходить улицу и как это делать;
*каким знаком обозначен «пешеходный переход»;
*как вести себя на тротуаре и проезжей части.
По отзывам родителей, дети ориентируются на дороге, показывая свои знания, а так же различают и называют виды проезжающего транспорта.
Таким образом, использование инновационных технологий невозможно без создания насыщенной, разнообразной, творческой предметно-пространственной среды. Лишь такая развивающая среда дает возможность дошкольнику испытывать и использовать в полной мере свои способности, утверждает уверенность в себе, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» Период работы над темой: 2011-2015 год
Актуальность: Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 4-7 лет. Значение связной р...
Круглый стол для воспитателей «Использование мнемотаблиц в работе по формированию развитие связной речи у детей дошкольного возраста»
Для воспитателей...
Семинар педагогических работников "Билингвальное образование дошкольников как одно из условий реализации ФГОС д/о Мастер-класс на тему: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Знакомство с инновационными формами работы над рассказом»
Одним из важнейших показателей речевого развития ребенка, является развитие связной речи. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспек...
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хомен...
Статья "Педагогические технологии развития связной речи у детей дошкольного возраста" (из опыта работы)
На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому первой задачей для нас является развитие активной, коммуникативной речи....
Инновационная деятельность: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»
Инновационная деятельность:«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»...
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...