Статья "Создание предметно-развивающей среды с учетом гендерного стереотипа"
статья на тему

Построение развивающей среды с учетом принципов гендерного воспитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 с. Пушкарное Белгородской области, Белгородского района»

Создание

предметно-развивающей среды

 с учетом гендерного стереотипа.

                                                      Подготовила воспитатель

                                                      МДОУ «Детский сад №17

                                                      с.Пушкарное Белгородского района

                                                       Белгородской области»

                                                       Чеботарева А.М.

2018 г

В настоящее время, внимание общества направлено на изучение условий, способствующих всестороннему развитию личности ребенка, способной реализовать себя в социальном пространстве. С момента появления на свет ребенок усваивает, что значит быть мальчиком и девочкой, мужчиной и женщиной. В современном oбществе искажаются традиционные модели мужского и женского поведения, а эталоны мужественности и женственности как никогда противоречивы. Ребенку дошкольного возраста сложно понять, какими должны быть настоящий мужчина и настоящая женщина. Отсутствие четких ориентиров в содержании мужских и женских ролей отрицательно сказывается на личностном развитии ребенка. У детей формируются нечеткие или неадекватные полоролевые  установки, психолoгические качества и мoдели пoведения.

Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимания.

 Организация предметно-развивающей среды в нашем детском саду на основе гендерного подхода осуществляется с учётом психологических особенностей развития девочек и мальчиков, этапов развития гендерной идентичности, гендерного пространства группы. Предполагает наличие в детском саду разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; стимулирующих игровую, коммуникативную, двигательную и познавательно-исследовательскую активность детей.

Роль педагога в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование ее отдельных элементов  с учетом плоролевых  и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка. Как же решить эту задачу во время организации развивающей среды?

В группах нашего сада выделены специально оборудованные зоны для девочек и мальчиков, а также место для совместных игр и взаимного общения. Содержание этих двух зон одинаково полное, целостное, многофункциональное, как у девочек, так и у мальчиков. Материалы и оборудование, которыми пользуются девочки и мальчики (игрушки, настольно-печатные игры, книги, комплекты предметов - заместителей и т.п.) располагаются в группе по обоюдной договоренности. Разделение пространства группы на две зоны не говорит о том, что девочки и мальчики играют отдельно. Они также с удовольствием взаимодействуют друг с другом.

 Девочки смогут играть в зоне для мальчиков. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена более «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д. А мальчики  смогли бы играть в уголке для девочек. Для этого, например, в зоне девочек может находиться чемодан с инструментами, т. е. при игре в «Семью» мальчики могут использовать инструменты в роли папы. А в зоне мальчиков расположен чемодан доктора, где девочки могут оказать «медицинскую помощь» мальчикам при необходимости,  в соответствии с сюжетом игры. 

Содержание зон одинаково оснащено большим количеством материалов, как у девочек, так и у мальчиков.

При подборе этих материалов мы обращаем внимание на следующее:

•   на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

•   на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины - матери;

•   на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр - «путешествий», в которых для мальчиков предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения. 

Сюжетно-ролевые игры в нашем ДОУ регулярно  пополняются различными атрибутами, костюмами (накидки для «Салона красоты», «Магазина», фуражки для инспекторов ДПС, жезлы, плащи-накидки и т. п). Все изготовлено руками воспитателей и родителей воспитанников.

Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. Во всех возрастных группах представлены различные виды конструктора начиная от крупных напольных, до мелких различных видов и назначений с разнообразными деталями, строительные блоки.

В книжных уголках подобраны различные энциклопедии отдельно для мальчиков и отдельно для девочек.

Уголки изобразительной деятельности пополнены раскрасками и для девочек и для мальчиков, так же подобранны различные трафареты.

В уголках познавательного развития представлены игры и дидактический материал по интересам девочек и мальчиков. Много игр создано руками воспитателей из современных материалов, например: «Профессии для мужчин», «Профессии для женщин», «Наряди мальчика», «Наряди девочку».

Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье.

Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда с учетом гендерного подхода  позволяет мальчикам и девочкам формировать в личностном развитии четкие ориентиры в содержании мужских и женских ролей. У детей формируются четкие или адекватные полоролевые  установки, психолoгические качества и мoдели пoведения.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 с. Пушкарное Белгородской области, Белгородского района»

Создание

предметно-развивающей среды

 с учетом гендерного стереотипа.

                                                      Подготовила воспитатель

                                                      МДОУ «Детский сад №17

                                                      с.Пушкарное Белгородского района

                                                       Белгородской области»

                                                       Чеботарева А.М.

2018 г

В настоящее время, внимание общества направлено на изучение условий, способствующих всестороннему развитию личности ребенка, способной реализовать себя в социальном пространстве. С момента появления на свет ребенок усваивает, что значит быть мальчиком и девочкой, мужчиной и женщиной. В современном oбществе искажаются традиционные модели мужского и женского поведения, а эталоны мужественности и женственности как никогда противоречивы. Ребенку дошкольного возраста сложно понять, какими должны быть настоящий мужчина и настоящая женщина. Отсутствие четких ориентиров в содержании мужских и женских ролей отрицательно сказывается на личностном развитии ребенка. У детей формируются нечеткие или неадекватные полоролевые  установки, психолoгические качества и мoдели пoведения.

Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимания.

 Организация предметно-развивающей среды в нашем детском саду на основе гендерного подхода осуществляется с учётом психологических особенностей развития девочек и мальчиков, этапов развития гендерной идентичности, гендерного пространства группы. Предполагает наличие в детском саду разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; стимулирующих игровую, коммуникативную, двигательную и познавательно-исследовательскую активность детей.

Роль педагога в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование ее отдельных элементов  с учетом плоролевых  и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка. Как же решить эту задачу во время организации развивающей среды?

В группах нашего сада выделены специально оборудованные зоны для девочек и мальчиков, а также место для совместных игр и взаимного общения. Содержание этих двух зон одинаково полное, целостное, многофункциональное, как у девочек, так и у мальчиков. Материалы и оборудование, которыми пользуются девочки и мальчики (игрушки, настольно-печатные игры, книги, комплекты предметов - заместителей и т.п.) располагаются в группе по обоюдной договоренности. Разделение пространства группы на две зоны не говорит о том, что девочки и мальчики играют отдельно. Они также с удовольствием взаимодействуют друг с другом.

 Девочки смогут играть в зоне для мальчиков. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена более «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д. А мальчики  смогли бы играть в уголке для девочек. Для этого, например, в зоне девочек может находиться чемодан с инструментами, т. е. при игре в «Семью» мальчики могут использовать инструменты в роли папы. А в зоне мальчиков расположен чемодан доктора, где девочки могут оказать «медицинскую помощь» мальчикам при необходимости,  в соответствии с сюжетом игры. 

Содержание зон одинаково оснащено большим количеством материалов, как у девочек, так и у мальчиков.

При подборе этих материалов мы обращаем внимание на следующее:

•   на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

•   на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины - матери;

•   на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр - «путешествий», в которых для мальчиков предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения. 

Сюжетно-ролевые игры в нашем ДОУ регулярно  пополняются различными атрибутами, костюмами (накидки для «Салона красоты», «Магазина», фуражки для инспекторов ДПС, жезлы, плащи-накидки и т. п). Все изготовлено руками воспитателей и родителей воспитанников.

Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. Во всех возрастных группах представлены различные виды конструктора начиная от крупных напольных, до мелких различных видов и назначений с разнообразными деталями, строительные блоки.

В книжных уголках подобраны различные энциклопедии отдельно для мальчиков и отдельно для девочек.

Уголки изобразительной деятельности пополнены раскрасками и для девочек и для мальчиков, так же подобранны различные трафареты.

В уголках познавательного развития представлены игры и дидактический материал по интересам девочек и мальчиков. Много игр создано руками воспитателей из современных материалов, например: «Профессии для мужчин», «Профессии для женщин», «Наряди мальчика», «Наряди девочку».

Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье.

Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда с учетом гендерного подхода  позволяет мальчикам и девочкам формировать в личностном развитии четкие ориентиры в содержании мужских и женских ролей. У детей формируются четкие или адекватные полоролевые  установки, психолoгические качества и мoдели пoведения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Организация развивающей предметно-пространственной среды с учетом гендерных особенностей

наполнение среды старшей группы с учетом гендерных особенностей воспитанников....