Публикация «Организация как функция управления ДОО. Научная организация труда»
статья на тему

Каримова Чулпан Вакилевна

Электронный научно-методический журнал KAZANOR.RU http://smi.kazanobr.ru/12/09.php

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Организация как функция управления ДОО. Научная организация труда

Каримова Чулпан Вакилевна,

старший воспитатель,

МАДОУ «Детский сад №252 комбинированного вида»

Кировского района г. Казани

Эффективное управление современной дошкольной образовательной организацией предполагает его научную организацию (НОТ) под которой, согласно определению Н.А. Агаджанян и П.Г. Петровой, понимается процесс совершенствования организации труда персонала на основе современных достижений науки, техники, технологии [3].

Важным признаком НОТ является ее направленность на решение взаимосвязанных групп задач:

– экономических (экономия ресурсов, повышение качества дошкольного образования, рост результативности освоения образовательной программы);

– психофизиологических (оздоровление образовательной среды ДОО, гармонизация психофизиологических нагрузок на человека, снижение тяжести и нервно-психической напряженности труда);

– социальных (повышение разнообразия труда, его содержательности, престижности, обеспечение полноценной оплаты труда).

Научная организация труда может принимать различные формы и осуществляться различными способами в зависимости от профиля и направленности ДОО. Для более детального изучения ее особенностей необходимо рассмотреть ее на конкретном примере – МАДОУ «Детский сад №252 комбинированного вида» Кировского района города Казани.

В настоящее время в данной дошкольной образовательной организации уже заложены и реализуются принципы научной организации труда. Это находит свое отражение в четком понимании каждым сотрудником ДОУ сущности своей профессиональной деятельности, ее целей, задач, содержания основных методов и приемов их достижения, наличии представления об ожидаемых результатах реализуемой деятельности; в том, что каждым сотрудником понимается содержание его деятельности, осознается подчинительная иерархия, а также области его личной ответственности и доля ответственности за общий результат.

Кроме того, научная организация труда в МАДОУ «Детский сад №252 комбинированного вида» Кировского района города Казани реализуется и в том, что вся профессиональная деятельность педагогического коллектива и администрации ДОО основана на последних достижениях науки и техники. Администрацией и педагогами ДОО активно применяются в деятельности информационные технологии: они используются как в непосредственной образовательной деятельности с детьми, так и при организации документооборота, информационном обмене между специалистами, педагогами и администрацией, обмене педагогическим опытом с коллегами из других образовательных учреждений.

Научная организация труда в данной ДОО обеспечивается тем, что практическому внедрению конкретных мероприятий предшествует научный анализ трудовых процессов и условий их выполнения, а сами практические мероприятия основываются на достижениях науки и практики. Для реализации конкретных мероприятий, например, разработки образовательной программы ДОО или программы развития ДОО привлекаются те сотрудники, которые обладают достаточным уровнем научных компетенций для этого, причем разработка отдельных их компонентов поручается наиболее компетентным сотрудникам в конкретной области, что обеспечивает наличие двух типов делегирования полномочий в данном МАДОУ: временное – когда полномочия конкретного сотрудника расширяются или сужаются в соответствии с поставленной трудовой задачей; постоянное – когда в рамках стандартного функционирования ДОО полномочия сотрудников распределяются оптимальным для достижения поставленных целей образом.

Основой научной организации труда в МАДОУ «Детский сад №252 комбинированного вида» Кировского района города Казани является высокая дисциплина, поддержание трудовой активности и творческой инициативы педагогов и специалистов ДОО. В этой области происходит реализация системной, комплексной и экономической функции научной организации труда в ДОО, поскольку в рамках своей профессиональной деятельности педагоги и специалисты, системно взаимодействуя между собой и коллегами из других образовательных учреждений, проявляют творческую инициативу и трудовую активность, создавая новые подходы, методы и приемы для обеспечения достижения детьми целевых ориентиров. Педагоги нашей ДОО регулярно участвуют во Всероссийских конкурсах методических разработок, для создания которых ими кропотливо изучаются современные научные педагогические исследования, инновационные технологии. У нескольких сотрудников ДОО имеются свои сайты в сети Интернет, на которых они размещают свои методические разработки и результаты своей профессиональной деятельности. Это материально поощряется руководством ДОО в форме квартальных премий, что выступает дополнительной мотивацией персонала.

Еще одной характеристикой научной организации труда в МАДОУ «Детский сад №252 комбинированного вида» Кировского района города Казани служит индивидуальный подход в реализации управленческих функций. Администрация ДОО индивидуально подходит к организации деятельности  специалистов и педагогов ДОО, к целеполаганию, планированию их деятельности, а также избирает индивидуальные формы контроля и мотивации, оставаясь при этом в рамках установленных регламентирующими документами требований, что положительным образом сказывается на эффективности деятельности, как отдельных сотрудников, так и всего коллектива ДОО в целом.

Обобщая анализ особенностей научной организации труда в ДОО, можно говорить о том, что под ней понимается совокупность социально-экономических отношений, основанных на данных современной науки и лучших достижений практики. Основными ее функциями, успешно реализуемыми в МАДОУ «Детский сад №252 комбинированного вида» Кировского района города Казани, являются: оптимизирующая функция, функция организационного культуростроения, воспитательная функция, функция возвышения труда работников ДОО, его гармонизации, функция формирования эффективного работника, которая означает осуществление на научной основе профессиональной ориентации и профессионального отбора работников, их обучения, систематического повышения их квалификации.

Современная значимость научной организации труда определяется обеспечением качества в образовании на основе развития и использования интеллектуального капитала ДОО [5, c.348].


Список использованной литературы

  1. Афтенюк Н. Н. Проблема управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении в современной теории и практике [Текст] / Н. Н. Афтенюк // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 77-79.
  2. Зубкова Е. Н. Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса [Текст] / Е. Н. Зубкова // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 38-41.
  3. Научная организация труда (НОТ). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bibliotekar.ru/enc-Tehnika-2/46.htm.
  4. Основные задачи и принципы научной организации труда. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.dvgups.ru/METDOC/GDTRAN/YAT/AT/ORG_PR_DIST/METOD/SBL2/frame/11.htm
  5. Попова Е. А. О научной организации труда (на примере кафедры вуза) // МНКО . 2013. №4 (41). С.348-351.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль как одна из основных функций управления ДОУ

Схемы и таблицы для осуществления контроля за деятельностью воспитателей ДОУПерспективный план контроля на учебный год заместителя заведующего....

Анализ и определение весомости функций управления: планирования и организации. Роль каждой их них в образовательной организации.

Анализ и определение весомости функций управления: планирования и организации. Роль каждой их них в образовательной организации....

Публикация "Организация сотрудничества дошкольных учреждений" в журнале "Практика управления ДОУ", №7, 2017г.

В статье представлен опыт взаимодействия дошкольных учреждений, расположенных в одном микрорайоне....

Научная публикация. "Организация развивающей предметно – пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении"

Данная публикация рассматривает систему организации, развивающей предметно - пространственной среды, которая не требует кардинальных перемен, а строится на основе уже имеющейся развивающей среды....

Научная публикация. "Организация развивающей предметно – пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении"

Данная публикация рассматривает систему организации, развивающей предметно - пространственной среды, которая не требует кардинальных перемен, а строится на основе уже имеющейся развивающей среды....

Научная публикация. "Организация развивающей предметно – пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении"

Данная публикация рассматривает систему организации, развивающей предметно - пространственной среды, которая не требует кардинальных перемен, а строится на основе уже имеющейся развивающей среды....

ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ: СУЩНОСТЬ, НАЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ, ТРЕБОВАНИЯ СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ

Управление- процесс планирования, организации, приведение в действие и контроль организации с целью достижения координации человеческих и материальных ресурсов, необходимых для эффективного дост...