Публикация "Организация сотрудничества дошкольных учреждений" в журнале "Практика управления ДОУ", №7, 2017г.
статья
В статье представлен опыт взаимодействия дошкольных учреждений, расположенных в одном микрорайоне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_sotrudnichestva_doshkolnyh_uchrezhdeniy.doc | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
Электронная версия журнала «Практика управления ДОУ» № 7, 2017г.
Из опыта работы
Организация сотрудничества дошкольных учреждений
Петрова Ольга Васильевна
старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 9 „Сказка“», г. Лесосибирск, Красноярский край
Сагдеева Оксана Валерьевна
старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 31„Аленушка“»
Шпагина Марина Сергеевна
старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 42 „Аленький цветочек“»
Попенова Ирина Викторовна
старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 43 „Журавушка“»
Успех воспитательно-образовательного процесса в образовательном учреждении в значительной степени зависит от того, насколько эффективно происходит его взаимодействие с окружающим социумом и как используется его положительный потенциал. Об опыте взаимодействия дошкольных учреждений, расположенных в одном микрорайоне.
В микрорайоне находятся четыре детских сада, в каждом учреждении наработан большой опыт организации мероприятий для дошкольников по приоритетному направлению, который сочли интересным для всех нас. Поэтому решили организовать совместные мероприятия для воспитанников и сотрудников, распределив их следующим образом:
- Детский сад № 9 «Сказка» по художественно-эстетическому направлению развития детей организует и проводит на своей территории художественно-творческую викторину «В мире красок, сказок и музыки».
- Детский сад № 31 «Аленушка» по физкультурно-оздоровительному направлению — спортивные соревнования «Малые олимпийские игры для дошколят».
- Детский сад № 42 «Аленький цветочек» по физкультурно-оздоровительному направлению развития детей — спортивные соревнования «Веселые старты» для сотрудников.
- Детский сад № 43 «Журавушка» по познавательно-речевому направлению развития детей — интеллектуальную викторину «Маленький гений».
Для осуществления взаимодействия определили цели и задачи.
Цель: создание взаимовыгодного социального партнерства для функционирования учреждений в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов всех участников образовательного процесса.
Задачи:
- поиск новых эффективных методов развития познавательных, творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей, физических качеств детей дошкольного возраста;
- развитие новых эффективных форм сотрудничества и взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, социокультурных организаций города и родителей;
- поиск и пропаганда современных методов и приемов для развития детской инициативы и самостоятельности;
- стимулирование педагогов ДОУ к творческому, авторскому подходу в организации работы по всем направлениям развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
- Взаимодействие направлено на объединение всех форм социального сотрудничества, создание единой воспитательно-образовательной системы, реализацию индивидуальных качеств и способностей всех участников образовательного процесса.
Взаимодействие строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.
Подготовительный этап
Цель: определение целей и форм взаимодействия дошкольных учреждений в рамках реализации приоритетных направлений.
Задачи:
- анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства;
- установить контакты с организациями и учреждениями микрорайона, района, города и т. д.;
- определить направления взаимодействия, разработать программу сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.
Практический этап
Цель: реализация запланированных мероприятий.
Задачи:
- сформировать творческие группы из сотрудников детского сада по реализации запланированных мероприятий;
- организовать взаимодействие ДОУ с культурными, спортивными и образовательными структурами города для создания единой воспитательной системы;
- продумать систему материального поощрения сотрудников, участвующих в реализации проектов взаимодействия с социальными партнерами.
Заключительный этап
Цель: подведение итогов социального партнерства.
Задачи:
- анализ проделанной работы;
- определить эффективность, целесообразность, перспективы дальнейшего сотрудничества с организациями социума.
Творческая группа педагогов каждого детского сада самостоятельно определяет тему и содержание своего мероприятия, разрабатывает положение, с которыми заранее знакомит педагогов других детских садов. В ходе их обсуждения могут быть внесены уточнения и дополнения со стороны всех участников. Мероприятия равномерно распределены в течение учебного года, чтобы не было перегрузки детей.
Организация конкурсов, викторин, соревнований — это прежде всего праздник. Атмосфера мероприятий наполнена радостью, весельем, способствует пробуждению интереса к общению. Обеспечивается возможность каждому ребенку проявить себя в разных видах мероприятий, приобрести уверенность в себе, веру в свои возможности. Здесь формируются доброжелательность, взаимопомощь, доброта, способность сочетать личные интересы с деятельностью других.
Содержание ежегодно меняется, основано на игровых сюжетах. Между конкурсами предусматриваются музыкально-танцевальные номера, динамические паузы. Мероприятия посвящаются знаменательным датам, социально значимым событиям: Году культуры, Дню рождения города и др. Победители награждаются грамотами, памятными призами.
Способы расширения образовательного пространства:
- использование ресурсов библиотек города (аудио-, видеоматериалы, передвижные выставки детских книг и т. д.);
- сотрудничество с городским выставочным залом (передвижные художественные выставки, рекомендации по использованию репродукций картин и т. д.);
- проведение спортивных мероприятий на базе городских спортивных учреждений;
- привлечение сотрудников культурных, спортивных и образовательных учреждений в качестве членов жюри.
Развитие социальных связей детского сада с объектами города дает дополнительный положительный импульс для развития и обогащения личности ребенка, позитивно влияет на развитие познавательных, творческих способностей. Совершенствуются конструктивные взаимоотношения с родительской общественностью (помогают в организации предметной среды, приобретении костюмов, участвуют в составе жюри).
Выпускники дошкольных учреждений микрорайона, посещающие школу журналистики, привлекаются в качестве жюри, для освещения мероприятий в СМИ.
Интеллектуальная викторина «Маленький гений» направлена на развитие:
- общего кругозора и эрудиции;
- конструктивных умений;
- мелкой моторики рук;
- внимания;
- памяти;
- мышления;
- воображения.
Содержание викторины включает: логические игры, задачи-шутки, головоломки, задания на сообразительность, упражнения на развитие зрительной памяти, вопросы на развитие общего кругозора и эрудиции, рисование по клеткам, симметричное рисование.
Художественно-творческие викторины «В мире красок, сказок и музыки» удовлетворяют детскую потребность в творческом самовыражении. Символом является волшебная карусель, которая переносит детей в волшебный мир музыки, сказки, изобразительного искусства.
Конкурсные задания организуются в соответствии с тематикой:
— «В мире музыки»: воспроизвести ритм потешки, песенки на металлофоне, ложках; исполнить свободную пляску на заданную мелодию используя элементы русских народных движений; узнать по мелодии песню; отгадать музыкальный инструмент; придумать свой танец; подготовить музыкальный номер;
— «В мире красок»: составить сказочного героя из предложенных фигур и придумать рассказ; определить жанр картины; «оживить кляксу»; игры на освоение различных изобразительных техник; упражнения по цветоведению; изготовить поделку; составить портрет из овощей, фруктов или других природных материалов, оригинально представить.
— «В мире сказок»: загадки на определение отрывка из произведения, составить сказку по предложенным картинкам; моделирование (превратить детали в героев сказок); «говорящие рисунки» (с помощью схем-картинок передать содержание сказок); собрать сказку; определить по описанию, на что похоже; инсценировка литературных произведений.
«Веселые старты дошколят» направлены на привлечение детей к занятиям физической культурой и спортом, пропаганду здорового образа жизни; формирование физической красоты, силы, ловкости и выносливости; воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Пользуются большим успехом, привлекают многочисленных зрителей и служат мощным средством пропаганды и популяризации физкультуры и спорта, включают беговые, прыжковые, комбинированные эстафеты.
В ходе соревнований воспитывается самостоятельность, целеустремленность в достижении победы, чувство товарищества и ответственности.
Данные соревнования послужили толчком для организации детского городского фестиваля «Физкульт-ура!», который проходит ежегодно.
«Веселые старты для работников дошкольных образовательных учреждений» направлены на:
- развитие и совершенствование спортивно-массовой и оздоровительной работы среди всех участников образовательного процесса;
- создание свободной, непринужденной атмосферы, способствующей плодотворному сотрудничеству работников разных детских садов;
- формирование примера для подрастающего поколения, привлечение к занятиям массовой физической культурой и спортом.
По результатам проведенных мероприятий создана методическая копилка, которая содержит положения и сценарии мероприятий по разным направлениям развития и образования детей в соответствии с ФГОС ДО.
Материалы способствуют эффективному развитию детей, совершенствованию профессиональной компетентности педагогов, формированию общих традиций. Адресованы педагогам ДОУ и начальной школы.
Данные сценарии можно использовать в готовом виде или частично изменять, дополнять в соответствии с условиями конкретного учреждения.
Взаимодействие между детскими садами способствует:
- расширению игрового, познавательного, творческого опыта детей;
- формированию коммуникативных навыков детей, что в дальнейшем положительно сказывается на их социокультурной адаптации к школе, ведь основная часть наших выпускников идут в одну школу;
- сохранению и укреплению здоровья детей;
- формированию общих традиций;
- созданию положительного имиджа ДОУ;
- укреплению детско-родительских отношений;
- обогащению педагогического опыта сотрудников ДОУ.
Опыт работы показал, что активная позиция дошкольных учреждений влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Положение о проведении городских соревнований «Веселые старты работников дошкольных образовательных учреждений»
- Цели и задачи. Соревнования «Веселые старты сотрудников ДОУ» проводят с целью привлечения к занятиям массовой физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, воспитания интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
- Участники. В соревнованиях принимают участие работники дошкольных образовательных учреждений: в команде участвуют 8 человек и 1 человек — запасной игрок. Замена участника производится в случае его травмирования. Участники должны иметь спортивную форму, название команды, девиз, эмблему с номером детского сада.
- Руководство. Общее руководство по организации соревнований возлагается на старшего воспитателя __________ (Ф.И.О.), инструктора по физической культуре ___________ (Ф.И.О.). Судейство возлагается на инструкторов по физической культуре из других детских садов.
- Место и время проведения. «Веселые старты работников ДОУ» среди сотрудников детских садов проводятся в спортзале (место и время проведения будут уточнены дополнительно).
- Условия участия и зачет. В каждой эстафете выявляется команда-победитель. За первое место в конкурсе засчитывается 1 очко, за второе — 2 очка и т.д. Команда-победитель определяется по наименьшей сумме очков.
- Медицинский контроль. Осуществляет медсестра детского сада.
- Награждение. Команды награждаются грамотами, сладкими призами.
- Порядок проведения и программа соревнований «Веселые старты работников ДОУ»
Построение. Открытие «Веселых стартов работников ДОУ».
Разминка.
Игры, эстафеты
1. «Веселая скакалка»
Участники со скакалками встают по периметру зала. Все прыгают одновременно на двух ногах без подскока 30 секунд. Запнувшиеся отходят в сторону. Выигрывает команда, в которой через 30 сек. останется больше участников.
2. «Круговая беговая эстафета» (с палочкой).
3. «Прыжковая эстафета»
Участники выполняют по одному прыжку в длину. Каждый следующий участник прыгает с отметки предыдущего. Побеждает команда, прыгнувшая дальше всех.
4. «Комбинированная эстафета»
Каждый участник по очереди прыгает из плоского обруча (кольца) в обруч (кольцо) (4 шт.), пробегает по скамейке, бежит до вертикально стоящего обруча (d = 60−70 см), пролезает в него и просто бегом возвращается обратно и передает эстафету следующему игроку. Расстояние — 12 м.
5. «Баскетболисты» (или «Попади в цель»)
Семь участников команды с расстояния 6 м выполняют бросок мяча среднего диаметра в обруч, который держит восьмой участник команды. Победитель конкурса определяется по наибольшему количеству попаданий.
6. «Переправа на плотах»
Каждый участник команды встает на маленький коврик-пазл. По команде последний игрок со своим ковриком перебегает на первое место и встает на коврик. Таким образом команда передвигается к линии финиша, плотно укладывая коврики друг к другу. Побеждает команда, первая переправившаяся за линию финиша. Расстояние — 9 м.
7. «Горный слалом»
Все участники команды, держась за руки, змейкой обегают шесть ориентиров прямо и обратно, не размыкая рук. Расстояние — 12 метров. Побеждает команда, быстрей прибежавшая и не сбившая ни одного ориентира. За каждый сбитый ориентир штраф 0,5 очка.
8. Подвижная игра «Круговорот»
Участники всех команд встают по кругу, по периметру которого лежат на полу плоские обручи (кольца). Под музыку участники команд двигаются по кругу. С остановкой музыки задача игроков — встать в плоский обруч (кольцо). Кому обруча не хватило, тот выбывает из игры. Под музыку движение игроков продолжается, ведущий убирает несколько обручей (колец) и т.д. Игра продолжает до восьми оставшихся участников из разных команд. Побеждает команда, в которой участников останется больше на игровом поле.
За нарушение правил с команды снимается 0,5 очка.
Заявки подаются в день соревнований в судейскую коллегию.
Заявка
от МДОУ ________________________
на участие в городских соревнованиях
«Веселые старты работников дошкольных образовательных учреждений»
К соревнованиям допущено _______ человек.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Положение о проведении художественно-творческой викторины «В мире красок, сказок и музыки» (для детей 6–7 лет)
Цель: создание условий, побуждающих детей к активному участию в творческой викторине, к максимальному проявлению каждым ребенком своих возможностей в области художественно-эстетического воспитания.
1. Задачи
1.1. Обеспечить преемственность в художественно-эстетическом воспитании между дошкольниками детских садов города.
1.2. Стимулировать умение объединяться в игре для реализации поставленной цели.
1.3. Развивать у детей умение применять полученные знания, навыки в области художественно-эстетического воспитания в новой ситуации.
1.4. Активизировать творческие возможности детей и проявление их в разных видах творческой деятельности.
1.5. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь.
2. Общие положения
2.1. Конкурс проводится по инициативе дошкольных учреждений южной части города.
2.2. В конкурсе имеет право участвовать: команда воспитанников подготовительной группы в количестве семи человек от ДОУ.
2.3. Подать заявку для участия в конкурсе до _______ старшему воспитателю.
3. Место проведения: _____________________.
4. Время проведения: «__» ______ 20____ г. в 9.30.
Визитная карточка
Домашняя заготовка — воспитанники представляют себя (1–3 мин.), название команды, приветствие.
Критерии оценки: оригинальность, соответствие.
Страна фантазии
«Радужное солнышко»
Критерии оценки: правильность выполнения, скорость.
«Собери друга для солнышка»
Критерии оценки: за творческий подход к составлению, скорость выполнения.
Изобразилия
«Собери, что нужно художнику для рисования»
Критерии оценки: правильный выбор атрибутов, скорость выполнения.
«Что нарисовал художник»
Критерии оценки: правильность ответа, правильный выбор картины, за большое количество нарисованных одним цветом предметов.
Страна народных промыслов
«Отгадай народный промысел»
Критерии оценки: за быстроту и правильность ответа, правильный выбор предмета.
Книжная страна
«Назови правильно» — конкурс капитанов
Критерии оценки: правильность ответа.
«Инсценировка литературного произведения» — домашнее задание
Критерии оценки: артистичность, выразительность речи, творческий подход.
Страна «До-ми-соль-ка»
«Музыкальная лотерея»
Критерии оценки: за правильность ответа.
«Повторяйка»
Критерии оценки: точность повторения ритма.
«Угадай мелодию»
Критерии оценки: узнавание мелодии из популярных мультфильмов.
«Умелые руки» — домашнее задание
«Поделкино» — домашнее задание
Критерии оценки: соответствие тематике, эстетичность оформления, творчество, разнообразие используемых материалов.
6. Конкурсная комиссия
6.1. Для оценивания конкурсных мероприятий формируется жюри из старших воспитателей детских садов города.
7. Определение победителей конкурса
7.1. Члены жюри работают одновременно, но независимо друг от друга (автономно) и оценивают конкурсы по 5-балльной системе.
7.2. Жюри подводит итоги на основании количества набранных баллов.
7.3. Решение по определению победителей конкурса принимается членами жюри путем подсчета баллов или голосованием и заносится в протокол, который подписывается председателем жюри.
8. Награждение участников
По итогам конкурса жюри определяет три призовых места. Победители награждаются грамотами. Команде, занявшей первое место, вручается переходящий символ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Положение о проведении интеллектуальной викторины «Маленький гений»
Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с годовым планом работы и регламентирует порядок организации и проведения интеллектуальной викторины для детей старшего дошкольного возраста, позволяющей выявить уровень развития познавательных процессов, определенные знания детей и умение применять их в различных ситуациях, требующих творческого мышления.
Цель: создание условий для развития и реализации интеллектуальных способностей дошкольников.
Задачи:
- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение, мелкую моторику, сообразительность, конструктивные умения детей;
- способствовать выявлению интеллектуально одаренных детей дошкольного возраста;
- воспитывать умение работать в группе, умение прийти на помощь;
- развивать новые формы сотрудничества между детскими садами микрорайона.
Место и время проведения викторины: викторина проводится ___________ (дата может быть изменена) на базе _________________.
Участники
В викторине принимают участие команды детей детских садов _________________, по 6 человек в каждой.
Команда должна иметь название, эмблему, девиз, подготовить номер художественной самодеятельности.
Организация и проведение викторины
Викторина предполагает ответы на поставленные вопросы и решение логических задач.
Сценарий мероприятия и тексты заданий для викторины разрабатывает творческая группа педагогов ______________________.
Состав жюри
Председатель __________________ (Ф.И.О.).
Члены жюри — по одному представителю от детских садов № ________.
Подведение итогов
Жюри оценивает выполнение заданий по 4-балльной системе (от 0 до 3 баллов). Три балла выставляются за правильное и полное выполнение задания. Два балла — за верное выполнение с несущественными погрешностями. Один балл — за выполнение задания с существенными недостатками. Ноль баллов — за отсутствие или неверное выполнение задания.
Команда-победитель определяется по сумме набранных баллов.
Награждение победителей и участников
По итогам викторины в каждой команде определяется лучший игрок, который получает звание «Маленький гений» и награждается медалью.
Все участники получают подарки.Командам по итогам викторины присуждаются три призовых места с вручением грамот.
Примерные задания
- Вопросы на развитие общего кругозора и эрудиции.
- Задания на развитие памяти (геометрические фигуры, ориентировка на листе, «Что изменилось»).
- Задания на развитие внимания («Найди отличия», «Вставь нужную картинку»).
- Задания на развитие воображения («Дорисуй так, чтобы получилось необычное животное»).
- Задания на установление причинно-следственных связей («Что сначала, что потом?», по картинкам).
- Задания на смекалку (например: 4 девочки играли в куклы 4 часа. Сколько играла в куклы одна девочка?).
- Задания на развитие конструктивных умений детей.
- Математический диктант (рисование по клеткам, симметричное рисование).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления взаимодействия и сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с родителями на основе структурно-функциональной модели
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников. Понятие “взаимодействия с семьей” нельзя путать с понятием “работа с родителями”, хот...
Опубликованная статья в сборнике "Дошкольное образование в условиях внедрения ФГОС" 2017г.
Проектная деятельность как современная образовательная технология. В книге" Дошкольное образование в условиях внедрения ФГОС"...
Презентация проекта на тему "Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средством театральной деятельности" Май 2017г
В проекте решаются задачи по формированию творческих способностей у детей....
Выступление "Сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"
Выступление на научно-практическом семинаре "Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования" в КОИРО из опыта ра...
«Современный руководитель дошкольного учреждения: структура управления, общие и процессуальные функции»
В статье описывается роль руководителя дошкольного учреждения сучётом современных требований законодательства....
Сотрудничество дошкольного учреждения с Новосибирским домом ветеранов газета "Дошкольный вестник" апрель 2020
В дошкольном возрасте закладываются основы нравственности, взаимодействия с окружающей средой, ребенок, погружаясь в социальное пространство, формируется к...
Организационно – педагогические условия использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации.
Статья посвящена выделению организационно-педагогических условий использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образователь...