Модель предметно-пространственной среды в средней группе детского сада, соответствующая требованиям ООП ДО «От рождения до школы».
методическая разработка на тему
В настоящее время детские сады сегодня функционируют и развиваются в условиях нестабильной социально-экономической и образовательной ситуации. Меняются нормативные правовые основы. Это не может не повлиять на развитие его предметно-развивающей и игровой среды как части образовательного процесса. Педагогическая общественность осознает необходимость перемен в образовательном процессе дошкольных учреждений. Поэтому поиски путей повышения его эффективности и совершенствования всегда оказываются связанными с разработкой предметно – средовых моделей организации педагогического взаимодействия с детьми в условиях детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_2_naumovoy_n.s.docx | 173.44 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ,
ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Модель предметно-пространственной среды в средней группе детского сада, соответствующая требованиям ООП ДО
«От рождения до школы».
Реферат по курсу повышения
квалификации «Методика работы по ФГОС ДО: программа «От рождения до школы»»
Выполнила: Наумова Н.С.,
старший воспитатель
МАДОУ «Солнышко»
Форма обучения – дистанционная
Научный руководитель: Омельченко Е. А.,
к. п. н., доцент НГПУ
Новосибирск, 2015год
Оглавление
Введение ___________________3
Основная часть
Теоретическое обоснование выбора темы _________________5
Модель предметно-пространственной среды в средней группе МАДОУ «Солнышко» ___________________________________15
Заключение __________________________39
Список литературы ____________________40
Приложение __________________________42
Введение
Актуальность
В настоящее время детские сады сегодня функционируют и развиваются в условиях нестабильной социально-экономической и образовательной ситуации. Меняются нормативные правовые основы. Это не может не повлиять на развитие его предметно-развивающей и игровой среды как части образовательного процесса. Педагогическая общественность осознает необходимость перемен в образовательном процессе дошкольных учреждений. Поэтому поиски путей повышения его эффективности и совершенствования всегда оказываются связанными с разработкой предметно – средовых моделей организации педагогического взаимодействия с детьми в условиях детского сада.
Научно-психологические основы развития образования и основы организации развивающей и игровой среды как неотъемлемой части такого образования применительно к дошкольной ступени намечены в трудах выдающихся отечественных ученых двадцатого столетия – Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. В этом направлении работали и работают их последователи Л. А. Венгер, Ф. А. Сохин, Н. Н. Поддъяков, О. М. Дьяченко, Г. Г. Кравцов.
Между тем, не стоит забывать, что среда развития ребенка дошкольного возраста – это и пространство его жизнедеятельности, поэтому, современная среда, в первую очередь, должна обладать качествами интерактивности и установления взаимосвязей между ее социальной и предметной составляющими.
Практическая значимость
Данная работа разработана на основе анализа современных исследований, разработок и педагогической практики и посвящена организации предметно – игровой среды для воспитанников средней группы дошкольных учреждений. Эта работа может быть использована педагогами дошкольных образовательных учреждений в своей практической работе с детьми.
Цель методической разработки заключается в разъяснении правильной организации в средней группе дошкольного учреждения предметно-игровой среды.
Теоретическое обоснование выбора темы
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
В настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в дошкольных учреждениях, прежде всего: меняются требования общества к подрастающей личности, на смену авторитарной педагогике пришла личностно ориентированная модель воспитания детей, и это требует организационных изменений.
Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предлагает иные требования по организации предметно-развивающей и игровой среды в учреждениях.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому у воспитателей возникает интерес к обновлению предметно-развивающей и игровой среды в ДОУ.
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать предметно-игровую среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря среде ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей дошкольного возраста.
Что же нам рекомендуют Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования по организации предметно - развивающей и игровой среды.
В стандарте четко прописаны принципы развивающей среды, она должна быть:
- содержательно-насыщенной;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной.
ФГОС ДО рекомендует, что образовательное пространство должно быть достаточно хорошо оснащено средствами обучения и воспитания, в том числе игровым оборудованием. Среда должна предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Пространство должно легко трансформироваться исходя из замысла воспитателя в организации своей работы, согласно замыслу или желанию ребенка.
Предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
Вариативность среды предполагает наличие в различных пространств, в том числе для игры, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей, в том числе и игровую.
Доступность среды должна предполагать свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Все материалы и оборудования должны быть исправны, безопасны и правильно хранимы.
Организация развивающей и игровой среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО должна дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Организуя предметную среду в групповом помещении для детей средней группы нужно помнить, что пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Важно наладить разумный двигательный режим, создавать условия для организации разнообразных подвижных игр, игровых заданий.
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
В средней группе предметно-игровая среда должна быть существенным образом изменена, по сравнению с младшими группами. Постоянные сюжетообразующие наборы (тематические зоны) уступают место более гибким сочетаниям сюжетообразующих игрушек. Дети уже частично сами организуют среду под замысел.
На пятом году жизни проявляется высокий интерес к сюжетно-ролевой игре. Дети среднего дошкольного возраста, играя, любят как-то обозначить свою игровую территорию. В связи с этим часто возникают конфликты, когда не участвующие в игре дети пытаются игнорировать правила игры, либо вторгаются на территорию играющих. Во избежание этого, можно использовать лёгкие раскладные ширмы, цветные шнуры, игровые коврики. Обозначив, таким образом, игровые границы, играющие чувствуют себя увереннее, игровая группа быстрее сплачивается, возникают новые замыслы.
Ребёнок средней группы, как и младший дошкольник, любит многократно повторять полюбившиеся игровые действия и сюжеты, и если сюжет игры воспроизводится с увлечением, то не надо побуждать детей к новой игре, вносить новые игрушки, атрибуты. Пусть дети насладятся знакомым сюжетом игры в полной мере. Снижение эмоционального фона, речевой активности и быстрое сворачивание игры - сигнал о необходимости существенных изменений в игровой среде. В этом случае в группу вносятся атрибуты для новых сюжетов, Сюжеты игр в этом возрасте просты и связаны с имеющимся у ребёнка опытом: семья, магазин, детский сад, праздник и другие.
Пятилетний ребёнок придаёт большое значение игрушке, она наталкивает его на новые игровые замыслы. Поэтому в игровых наборах для средней группы должны быть куклы разных полов и профессий, игрушки (котята, лисята, собачки, медведи и другие) разных, не очень крупных размеров; наборы мебели крупной и для игр на столе, посуды, одежды, разнообразные виды транспорта. Необходим в группе запас дополнительного игрового материала: коробок разного размера и различной формы, бечёвок, катушек, лоскутков ткани, палочек, трубок. Всё это найдёт своё применение в игре и будет способствовать развитию игровых замыслов и творчества.
Не стоит забывать о месте для ряженья, куда стоит добавить предметы украшения, детали для обозначения профессии, костюмы сказочных героев, маски животных. В группе надо иметь зеркало, где ребёнок может увидеть своё преображение.
Для того чтобы воспитать у детей привычку после игр убирать игрушки на место, целесообразно приобрести пластиковые контейнеры, корзины, тканевые модули для игрушек. Ребёнку легче собирать игровой материал в них, чем укладывать его в коробки или раскладывать на полку.
Таблица №1. Организация предметно-игровой среды для детей 4-5 лет
с целью всестороннего воспитания и развития.
Центры развития | Материалы и оборудование |
ИГРОВОЙ ЦЕНТР | 1. Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр (предметы-заместители). Врач: шапочка с красным крестиком, халат, атрибуты (трубка, шприц, градусник, бутылочка из-под лекарств, баночки из-под мазей с палочкой, пипетка, вата, бинт, горчичники — прямоугольные кусочки медицинской клеенки, таблетки, нарисованные на кусочках картона). Шофер, мотоциклист: ремень безопасности, шлем, перчатки; копии разных инструментов — гаечный ключ, молоток, отвертка, пассатижи, насос; бензоколонка — кубы, модуль; шланг — веревка; руль. Повар: колпак и фартук, посуда, продукты. Летчик: фуражка, пилотка, атрибуты (штурвал), пульт управления с функциональными кнопками — дверные звонки; выключатели — реальные предметы, дети сами мастерят из них пульт. Машинист: железнодорожная фуражка, инструменты, пульт. Парикмахер: халат, расчески, бигуди, ножницы, тазик, шампуни, духи, мыло, полотенце. Моряк, капитан: бескозырка, матросский воротник, капитанская фуражка, бинокль; якорь на шнуре; мачта с флагом; инструменты; бутафория — штурвал, капитанский мостик, спасательный круг, подзорная труба. Ящик замечательных вещей: бобины от магнитофонной ленты, разнообразные колпачки (большие, маленькие, деревянные, резиновые, пластмассовые), катушки, трубки, кубики, бруски, цилиндры, кегли, палочки, звонки, выключатели, всевозможные пробки, пластины из фанеры (разной длины, ширины и формы), веревки, кусочки поролона, цветные лоскутки. 2. Оборудование для режиссерской игры: многофункциональные кубики; макеты (объемные — домики, гаражи; плоскостные — карты-схемы игрового пространства, ширмы); наборы образных (объемных и плоскостных) игрушек небольшого размера: человечки, солдатики, герои мультфильмов и книг, игровое оборудование (мебель, посуда); животные (сказочные, реалистичные; в старшей группе — фантастические существа); неоформленный игровой материал: кубики, шарики, колечки от пирамидок, бутылочки; символы пространства (реки, солнце, скамейки, цветы, грибы; в старшей группе — неопознанные предметы и объекты; в подготовительной к школе группе — мелкие плоскостные изображения и несколько игровых полей). |
ЦЕНТР ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Театрализованная деятельность 1. Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы любимых сказок. 2. Кукольный театр. 3. Театр из игрушек-самоделок. 4. Театр резиновых игрушек. 5. Пальчиковый, перчаточный, варежковый театры. 6. Клубковый театр. 7. Театр марионеток. 8. Плоскостной театр. 9. Теневой театр. 10. «Уголок ряженья»: костюмы, украшения — кулоны, бусы, пояски, браслеты, манжеты, короны, бабочки, жабо, платочки с кружевами, косыночки, шарфики, шляпки, ленточки на ободках. 11. Атрибуты для театрализованных и режиссерских игр (элементы костюмов). |
ЦЕНТР ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ (ИГРОТЕКА) | 1. Игры: «Логические кубики», «Уголки», «Составь куб». 2. Серия: «Сложи узор», «Волшебный куб», «Сложи картинку». 3. Игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»). 4. Модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений. 5. Игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»). 6. Игры с алгоритмами, включающие 3—5 элементов («Выращивание дерева»). 7. Альбомы с образцами логических упражнений. |
ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР | 1.Строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей. 2. Образцы построек и поделок. 3. Пластмассовые банки, коробки разных размеров. 4. Палочки. 5. Наборы для моделирования |
ЦЕНТР МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ | 1.Музыкальные игрушки (озвученные – музыкально-плоскостные балалайка, пианино и т.д.); народные игрушки; |
«МАГАЗИН» | Предметы-заместители: касса, весы, весовые гири, деньги, пакетики с «продуктами»: сахарный песок, мука, макароны, крупы, горох, бобы. Баночки, бутылочки маленьких размеров из пластика, картона, таблички с наборами продуктов, овощей, фруктов для блюд: суп, борщ, каша, компот; наборы овощей, фруктов из пластмассы, картона, фанеры, объемные из клеенки, набитой внутри поролоном; муляжи - продукты (булочки, пирожки): сумочки, корзиночки из разных материалов (пластмассовые, плетеные, матерчатые, плоскостные из картона, клеенчатые. |
«ПАРИКМАХЕРСКАЯ» | Трюмо с зеркалом, расчески, щетки (из картона, фанеры, линолеума), игрушечные наборы для парикмахерских. |
«СПАЛЬНЯ» | Кроватки разных размеров (3-4), с постельными принадлежностями по размеру кровати (матрац, простыня, одеяло, пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало - 3-4 набора), люлька-качалка с постельными принадлежностями для нее. Куклы-младенцы в конвертах. Шкаф для одежды с комплектами постельного белья, пеленки для кукол-младенцев, одежда для кукол мальчиков, девочек, наборы зимней и летней одежды. |
«КУХНЯ» | Кухонный стол, стулья, кран, плита, полка или шкаф для посуды, холодильник, набор кухонной посуды, элементы домашней посуды: настоящая маленькая кастрюлька, ковшик и т.д., набор овощей и фруктов (из папье-маше), |
«ПРАЧЕЧНАЯ» | Гладильная доска, утюжки, одежда куклы, игрушечное постельное белье |
«БОЛЬНИЦА» | Кукла-доктор в профессиональной одежде с символом (медицина - красный крест), фонендоскоп, градусник, можно тематический набор. |
Принимая во внимание изложенные выше принципы по построению развивающей и игровой среды, ФГОС дошкольного образования, к данной работе разработаны следующие дополнения:
- Критерии оценки игрушки, обеспечивающие безопасность ребенка, его защиту от негативного влияния игрушки на здоровье и эмоциональное благополучие (Приложение № 1).
- Критерии оценки игрушки, обеспечивающие развитие ребенка (Приложение № 2).
Модель предметно-пространственной среды в
средней группе МАДОУ «Солнышко»
Организация развивающей среды в средней группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Основные направления создания предметно-пространственной среды отражены в «Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования», разработанной коллективом авторов под руководством В.А. Петровского. В концепции заданы основные принципы построения развивающей среды в ДОУ.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза», которая способствует установлению оптимального контакта с детьми. Реализуется путём подбора мебели с учётом возраста детей (регулируемые ножки у столов, банкетки, доска на уровне глаз детей и др.).
Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр, настольного театра.
Принцип стабильности – динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.
Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.
Принцип открытости – закрытости. Среда готова к изменению, корректировке, развитию.
Принцип «половых и возрастных различий» как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.
Модель развивающей среды средней группы МАДОУ «Солнышко» создавалась с учётом вышеизложенных принципов. Необходимо отметить, что такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности.
Работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей.
Рис. 1 Информационный уголок для родителей
Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям; доска для детского творчества.
Рис. 2 Доска для детского творчества
В раздевалке средней группы помещён уголок физического развития, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице), индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей.
Наличие учебной (интеллектуальной), игровой (творческой), бытовой зон и зоны отдыха позволяет использовать помещение группы наилучшим образом. Каждая зона выдержана в определённой цветовой гамме с учётом детского восприятия. Стены в группе выкрашены в жёлто-зелёный цвет, мебель подобрана в той же цветовой гамме. Это создаёт положительный эмоциональный настрой детей. Весь интерьер спальни выдержан в лавандово-розовой гамме, что способствует приятному отдыху и спокойному сну детей.
Учебная зона расположена таким образом, чтобы свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы для занятий размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Доска находится на уровне глаз детей.
Создавая развивающую среду, педагоги ДОО учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей. Столы в учебной зоне с регулируемыми ножками. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей (зелёные прямоугольники, красные квадраты). В средней группе есть ребёнок, нуждающийся в диетпитании. Стол этого ребёнка также промаркирован (красный треугольник). Столы снабжены выдвижными ящиками, где для каждого ребёнка есть учебно-методический комплект, пластилин, цветные карандаши, пеналы для математики. УМК промаркированы таким образом, чтобы ребёнок мог самостоятельно подготовить их для занятий (цветные квадраты).
В учебной зоне размещены: центр творчества, мастерская, уголок природы, кабинет, минибиблиотека, уголок сенсомоторного развития, центр экспериментирования, уголок музыкального развития, патриотический уголок. Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.
Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.
Рис. 3 Центр творчества
Работы детей воспитатели размещают в группе на доске с помощью магнитов, а также в раздевалке на доске творчества. Поделки из пластилина размещаются на специальной подставке в форме лесенки.
Рис. 4 Подставка для работ из пластилина
Часть учебной зоны выделена под мастерскую, где находятся материалы для конструирования, а также игры по ориентировке в пространстве. Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру и хранится в специально отведённых для него коробках. Крупный напольный строительный материал размещён в игровой зоне, в выкатных ящиках, так как свободное пространство на полу даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят забираться и играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек. В мастерской помещён также природный материал, для изготовления поделок, который дети и родители сами собирают. Он хранится в специальных ёмкостях.
Уголок природы расположен непосредственно у окна. Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры, что является приоритетным направлением в развитии детского сада. Здесь воспитатели создают условия для наблюдения за комнатными растениями, аквариумными рыбками, учат детей правильному уходу за ними. В уголке природы помещены краеведческие материалы (фотографии города, гербарии растений, типичных для нашего района).
Рис. 5 Уголок природы
Рядом расположен центр экспериментирования, где мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность.
Предметное наполнение центра экспериментирования включает в себя:
1. Микроскоп
2. Лупа, большая и маленькая
3. Ёмкости для воды
4. Ёмкость с песком
5. Камешки плавающие и тонущие
6. Шарики воздушные
7. Формочки с крышками
8. Палочки разной длины
9. Нитки, проволока
10. Металлическая ёмкость
11. Насос
Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан уголок сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений. Здесь дети учатся застёгивать пуговицы, завязывать ленточки, шнурки и др. Для этого есть собственноручно сделанные «Сундучок ощущений», «Дидактическая подушка».
Минибиблиотека представляет собой столик с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Минибиблиотека размещена рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.
Рис. 6 Минибиблиотека
Моделируя развивающую среду, педагоги ДОО выделили часть учебной зоны под кабинет, где разместили материалы по окружающему миру, математике, развитию речи, наборы дидактических игр, картотеки стихов и загадок, диапроектор с диафильмами.
Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки леса, моря, различные сказки.
Патриотический уголок, расположенный в учебной зоне, отражает приоритетное направление развития детского сада, способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, города.
Рис. 7 Игровая зона
Игровая зона находится с левой стороны группы. Она позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.
Рис. 8 Музыкальный уголок
В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей.
Рис. 9 Игровая зона
Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными.
Рис. 10 Патриотический уголок
Мебель в игровой зоне функциональна, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство зоны (стеллаж для игрушек, банкетки, угловые тумбы).
Рис. 11Уголок для девочек
Наша развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек.
Рис. 12 Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
Например, для девочек есть швейные машинки, утюги, куклы, пупсы, игрушечный домик для кукол; для мальчиков – наборы инструментов, солдатиков, военной техники.
Рис. 13Сюжетно – ролевая игра «Аптека»
В обстановку группы, кроме предметов, предназначенных для детей возрастной группы, включены некоторые игры и атрибуты, ориентированные на детей постарше. Так называемая «зона ближайшего развития»
В игровой зоне располагается уголок ряжения и театр, способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления. В создании театра игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети, а атрибуты для театра и режиссёрских игр (элементы костюмов) шьют родители.
В бытовой зоне располагается уголок дежурства. Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, воспитатели создали картотеку с фотографиями детей, которые каждый день меняются в специальных рамочках на магнитах.
Рис. 14Театральный уголок
Все игрушки игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, выдвижные ящики. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.
Для воспитания у детей эмоциональной отзывчивости, эмоционально-волевой сферы и определения настроения каждого ребёнка в средней группе разработан календарь настроения. Это солнышко с лучиками и съёмными бантиками различных цветов. Каждое утро дети выбирают бантики того цвета, который соответствует их настроению в данный момент.
В развивающей среде существует уютное место для отдыха. В спальне находятся кровати для дневного сна детей, а также уголок уединения и релаксации.
Предметное наполнение уголка включает в себя мягкое кресло, низкий столик, минифонтан. Здесь ребёнок может отдохнуть от шума. Здесь же находится кукла бибабо для снятия негативных эмоциональных проявлений, паучок со съёмными лапками для снятия мышечных зажимов, небольшое зеркальце для отражения чувств, эмоций в мимическом выражении.
Модель развивающей среды средней группы включает инновационные компоненты в виде мини-музеев. Такой мини-музей «Чудо-дерево» размещён в раздевалке и представляет собой деревце, на ветвях которого фото о жизни детей в детском саду.
Ещё один мини-музей «Город Мастеров» представлен экспонатами из бросовых материалов. В создании мини-музеев активное участие принимают родители и дети группы.
Создавая развивающую среду средней группы МАДОУ «Солнышко», воспитатели постарались сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.
Педагоги рассматривают окружающую среду как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов и уровня активности.
Таблица №2 Дидактическое наполнение средней группы МАДОУ «Солнышко»
Микрозона, центр | Оборудование и наименование |
Раздевалка | 1.Шкафчики с определением индивидуальной принадлежности (фотографиями детей в картинках), скамейки, «алгоритм» процесса одевания. 2.Стенды для взрослых: «Вернисаж», «Мы художники» (постоянно обновляющаяся выставка работ детей); «Здоровейка» (информация о лечебно-профилактических процедурах, проводимых в группе и детском саду); «Давайте поиграем», «Игротека» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий);«Семейная го стевая» (постоянно обновляющаяся фотовыставка); «Визитная книга»-информационный стенд (режим работы детского сада и группы, расписание работы специалистов, рекомендации специалистов, объявления); мини-библиотека методической литературы для родителей, книги для чтения детям дома; бюро находок «Маша-растеряша». «Календарь жизни группы» -отмечают дни рождения, праздники, экскурсии, родительские собрания, музыкальные и спортивные развлечения и т.п. |
Уголок «Малень-кие строители» (можно соединить с уголком по правилам дорожного движения) | «Конструкторская» 1.Крупный строительный конструктор. 2.Средний строительный конструктор. 3.Мелкий пластмассовый конструктор. 4.Нетрадиционный материал: подборка из бросового материала – бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т.п. 5.Тематический строительный набор: город, замок (крепость), ферма (зоопарк). 6.Конструкторы типа «Лего». 7.Рисунки и простые схемы, алгоритмы выполнения построек. 8. «Автосалон»: игрушечный транспорт средний и крупный. Машины грузовые и легковые, пожарная машина, машина «скорой помощи», подъемный кран, железная дорога, кораб-лики, лодки, самолеты, ракета-робот (трансформер). 9.Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т.п.) |
Уголок по правилам дорожного движения
| «Красный, желтый, зеленый», «Светофорик» (наклеить светофор, жезл для обозначения уголка). 1.Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов (из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать). 2.Мелкий транспорт. 3.Макеты домов, деревьев, дорожных знаков, светофор. 5.Небольшие игрушки (фигурки людей). |
Музыкальный уголок | «Музыкальный салон», «Веселые нотки», «Звенящий дом» 1.Инструменты: металлофон, барабан, бубен, колокольчики, трещотка, треугольник. 2.Магнитофон. 3.Пластиковые прозрачные емкости с разными наполни-телями: горохом, желудями, камешками. 4.Карточки с нотами и картинками. 5.Нетрадиционные музыкальные инструменты (см. «Обруч».-2003.-№1.-с.-21.) |
Уголок художест-венного творчества | «Маленькие художники», «Стена художеств», «Стена творчества» и т.д. 1.Толстые восковые мелки, цветной мел, простые и цветные карандаши, гуашь, акварельные краски, пластилин, глина. 2.Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, самоклеящаяся пленка. 3.Кисти, поролон, печатки, клише, клейстер, трафареты, схемы, стек, ножницы с тупыми концами, розетки для клея, подносы для форм и обрезков бумаги, доски, палитра, банки, салфетки из ткани. 4.Наборное полотно, доска, ковролиновое полотно, магнитная доска. |
Уголок дидакти-ческих игр
Уголок дидакти-ческих игр | «Познавайка» Материал по математике и сенсорике (на стене или на дверцах шкафанаклеить геометрические фигуры разных размеров, цифры). 1.Мозаика разных форм и цвета (мелкая), доски-вкладыши, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения. Лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры. 2.Ковролиновое полотно, наборное полотно, магнитная доска. 3.Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках», набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 палочек каждого цвета), наборы для сериации по величине (6-8 элементов). 4.Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета. 5.Блоки Дьенеша. 6.Палочки Кюизенера. 7.Чудесный мешочек с набором объемных тел (6-8 элементов). 8.Игрушки-головоломки (из 4-5 элементов). 9.Платформа с колышками и шнуром для воспроизведения форм. 10.Горки (наклонные плоскости) для шариков. 11.Часы с круглым циферблатом и стрелками. 12.Счеты напольные 13.Набор кубиков с цифрами. 14.Набор карточек с изображением количества (от1 до5) и цифр. 15.Наборы моделей: деление на части. Материал по развитию речи и познавательной деятельности (наклеить буквы или придумать Познавайку). 1.Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, расте-ния, продукты питания, одежда,мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др. 2.Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей. 3.Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу). 4.Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы). 5.Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина). 6.Серии картинок (по 4-6) для установления последователь-ности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты). 7.Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей). 8.Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата. 9.Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей). 10.Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей). 11.Разрезные контурные картинки (4-6 частей). 12.Набор кубиков с буквами. 13.Набор карточек с изображением предмета и названием. 14.Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания. |
Книжный уголок | «Буквочейка», «Книжкин дом» 1.Стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр. 2.Детские книги по программе, любимые книжки детей. 3.Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья» и др. |
Театральная зона | «Театр Буратино» 1.Ширма. 2.Маленькие ширмы для настольного театра. 3.Различные виды театра: плоскостной, стержневой, кукольный (куклы би-ба-бо: семья и сказочные персонажи). 4.Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок. 5.Звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках, мелкие, 7-10 см. 6.Фигурки сказочных персонажей, плоскостные на подставках (мелкие). 7.Тематический набор сказочных персонажей (объемные, средние и мелкие). 8.Набор фигурок: семья. 9.Набор масок: животные, сказочные персонажи. |
Спортивный уголок | «Спортивный островок» 1.Мячи большие, малые, средние. 2.Обручи. 3.Толстая веревка или шнур, скакалки. 4.Флажки. 5.Гимнастические палки. 6.Модульные конструкции для пролезания, подлезания, перелезания. 7.Кольцеброс. 8.Ленточки, платочки. 9.Кегли. 10.Мешочки с грузом (малый и большой). 11.Дорожки с пуговицами, ребристые дорожки. 12.Нетрадиционное спортивное оборудование (см. «Обруч».-2002.-№1.-с.12). |
Уголок сюжетно-ролевой игры
| 1.Кукольная мебель: стол, стулья, кровать, диванчик, кухонная плита, шкафчик, набор мебели для кукол среднего размера, кукольный дом (для кукол среднего размера). 2.Игрушечная посуда: набор чайной посуды (крупной и средней), набор кухонной и столовой посуды. 3.Комплект кукольных постельных принадлежностей (3 шт.). 4.Куклы крупные (2 шт.) и средние (6 шт.). 5.Кукольная коляска (2 шт.). 6.Атрибуты для игр с производственным сюжетом, отражающих профессиональный труд людей: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» -«Салон «Очарование», «Кафе», «Пароход», «Моряки» и др.; с бытовым сюжетом «Семья», «Детский сад», «На дачу» и т.д. 7.Разные атрибуты для ряженья: шляпы, очки, шали, юбки, каска, фуражка/бескозырка и др. 8.Мягкие игрушки (средние и крупные). |
Экологический центр
| Центр воды и песка: «Лаборатория Знайки» 1.Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверх-ностью из пластика или пластмассовые тазики, пластиковый коврик, халатики, нарукавники. 2. «Волшебный сундучок», «Кладовая лесовичка» Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, деревяшки, различные плоды, кора, перышки, шишки, листочки. 3.Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки для игр с водой, формочки. 4.Плавающие и тонущие, металлические и неметаллические предметы,магнит, ветряные мельницы (вертушки). 5.Приборы: микроскоп, лупа, песочные весы, компас, разные термометры. 6.Зеркальце для игр с солнечным зайчиком. Уголок природы: «Зеленый оазис» 1.Комнатные растения 5-7 подбираются с учетом следующих требований. Разнообразие: - поверхности и размеров листьев (гладкие, опушенные, мелкие, с небольшими зубчиками); - способы очищения листьев: гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушенные протирают влажной кисточкой и т.п.; - величины и формы листьев и стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.); - способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон); - видов одного рода – бегонии, фуксии. Рекомендуемые растения: бегония-рекс, бегония вечно-цветущая (различные бегонии – борются с заболеваниями верхних дыхательных путей), бальзамин, традесканция, алоэ ( фитонцидное растение) или агава, аспарагус – поглощает тяжелые металлы, фикус – хороший очиститель воздуха. 2.Растения характерные для различных времен года: - осенью – пересаженные в горшки или срезанные в букеты астры, хризантемы, золотые шары; - зимой – ветки хвойных деревьев (ель, сосна), зимний огород «Зеленый паровоз» (ящики для посадки) - посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы и др.; - весной – весенние первоцветы, посаженные в горшки (под-снежники, мать-и-мачеха), ветки лиственных деревьев (тополь, клен, каштан); - летом – букеты летних садовых (пион, ноготок, гладиолус, роза) и луговых цветов (ромашка, клевер, колокольчики), колосья хлебных злаков. 3.Аквариум с рыбками: золотые рыбки, телескопы разной окраски и формы и др. 4.Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки. Календарь природы: «Бюро погоды» 1.Картина сезона, модели года и суток. 2.Календарь с моделями значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т.п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой. 3.Наглядно-схематическая модель наблюдений за птицами. 4.Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года». 5.Бумажная кукла с разной одеждой. В уголке природы устраиваются выставки: «Осенний урожай», поделок из природного материала и т.п. Могут находиться макеты леса, поля, луга, водоема, муравейника, парка, зоопарка, сезонные макеты (например, зимнего леса и т.д.) |
Центр краеве-дения | 1.Альбомы: «Наша семья», «Улицы города», «Мой город», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду» 2.Художественная литература: стихи, рассказы, загадки, потешки русского народа; рассказы и стихотворения о родном городе, стране. 3.Папки-передвижки: «Я живу в России», «Город в разные времена года», «Животный и растительный мир Нижегородской области». 4.Элементы одежды, посуды русского народа. 5.Аудио и видеокассеты о природе родного края. 6.Куклы в народных костюмах. 7.Декоративно-прикладное искусство русского народа. 8.Рисунки и поделки детей, посвященные родному краю. |
Туалетная комната | «Хозяйство тетушки Швабры» «Уголок Чистюлькина» Традиционная обстановка, «алгоритм» процесса умывания. |
Уголок уединения | «Домик неприкосновенности» Место, отгороженное от всех ширмой или занавеской. |
Заключение
Главной задачей воспитания дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку нужно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Из поколения в поколение дети традиционно играют в семью, в больницу, в школу, в пароход и т. д. Однако без правильно подобранной предметно-игровой среды в группе ДОУ, участия воспитателя и искреннего интереса его к этому крайне важному виду детской деятельности, старшие дошкольники во многом могут оставаться на таком же уровне развития, что и малыши.
Насыщенная предметно-развивающая и игровая среда должна стать основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка - дошкольника. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Используемая литература
- Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
- Артамонова О./Предметно-пространственная среда: её роль в развитии личности. Дошкольное воспитание. 2005-№4.
- Асмолов А. Г. «Культурный ген связи времён. Растим сообщество почемучек» (интервью) // «Учительская газета», №29 от 16. 07. 2013г.
- Вераксы Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования – М.Мозайка-синтез, 2014.-
- Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под общ. ред. Н.В. Микляевой. – М.: Издательство Юрайт, 2013
- Лопатин В.В. Малый толковый словарь русского языка Под. ред. Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
- Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры О.И. Нестеренко. – М.: Мол. гвардия, 1994. – 315 с.
- Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. – Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с.
- Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с.
- Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.
- Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.
- Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. – М., 2013г.
- Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада.// Журнал "Справочник руководителя дошкольного учреждения", 2010.
- Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с.
- Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010.
- Смирнова Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста Е.О. Смирнова Дошкольное воспитание. – 2002. – №4. – С. 70–73.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Приложение № 1
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»
Выступление
на методическом объединении старших воспитателей
на тему: «Современные критерии оценки детских игр и игрушек. Организация игровых уголков»
В настоящее время российский рынок заполнен играми и игрушками, в том числе импортными, значительная часть которых характеризуется низким качеством и сомнительным предназначением, отрицательно влияющем как на психическое здоровье детей, так и на их развитие. В целях защиты детей от негативного влияния подобных игр и игрушек разработаны критерии оценки детских игр и игрушек.
Современные критерии оценки детских игр и игрушек
В основе современных критериев оценки детских игр и игрушек лежат педагогически ценные качества игрушек,
Существует два типа критериев оценки настольных, компьютерных и других видов игр, игрушек и игровых сооружений для детей.
Критерии 1 группы связаны с безопасностью ребенка, защитой от негативных влияний игрушки на его здоровье и эмоциональное благополучие. Эти критерии должны применяться, если игрушки:
• провоцируют ребенка на агрессивные действия;
• вызывают у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка;
• провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
• вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка; провоцируют, ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
Критерии 2 группы связаны с качествами игрушки, направленными на обеспечение развития ребенка:
• полифункциональность, способствующая развитию творчества детей (игрушка может быть гибко использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях);
• возможность применения игрушки в совместной деятельности (игрушка может быть пригодна к использованию в коллективных видах деятельности, в том числе с участием взрослого, и может инициировать совместные действия);
• дидактические свойства игрушки, необходимые для интеллектуального развития детей, обогащения их знаниями;
• эстетическая ценность, принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов, помогающим детям раскрыть мир искусства, овладеть художественным восприятием, развить творческие способности.
Остановимся теперь подробнее на характеристике каждого вида игрушек.
Сюжетные игрушки - это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты, тележки), посуда, мебель и др.
Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры, в этом их основное назначение (отсюда название - сюжетные). Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.
Среди, сюжетных игрушек особое место занимает кукла. Она - источник разнообразных переживаний малыша.
Куклы отображают людей разного возраста, пола, иногда профессии, национальной принадлежности.
В играх дети часто используют игрушки, изображающие животных, но выполняют с ними действия, аналогичные действиям с куклой: поросенок отправляется в школу, зайчика укладывают спать в кукольную кроватку и т.п.
Обычно в таких «человеческих» ролях выступают игрушки, наделенные
какими-либо индивидуальными особенностями, забавные, выполненные с легким юмором: грациозная черноглазая белочка, пушистый котенок, хитрая обезьянка-проказница.
Дидактические игрушки предназначены для интеллектуального и сенсорного развития и обучения детей. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. Играя с дидактическими игрушками, ребенок решает различные задачи. Условия такой задачи заключены в самой конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамиду, башенку, матрешку). К дидактическим игрушкам относятся мозаики, настольные и печатные игры.
Игрушки-забавы, «веселые игрушки». Они представляют собой смешные фигурки людей, животных: клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодающиеся козлики, мишка - дергунчик, и др. Давних предшественников современных игрушек-забав мастерили на потеху малым детям, чтобы повеселить, посмешить их (клюющие курочки, карусели и др.). Особенность игрушек-забав в движении, сюрпризе, неожиданности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов. Все это будит в ребенке острую заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувство юмора. Игрушки-забавы также помогают воспитателю установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь их от нежелательных действий. У детей рано появляется желание узнать, как устроена игрушка, почему она двигается и т. п. Отсюда возникает требование: игрушка-забава должна быть прочной. Также к игрушкам-забавам относятся наборы фокусов. В современных игрушках-забавах широко применяются механические, электротехнические и электронные устройства.
Спортивные игрушки предназначены для физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность. Эти игрушки разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (блошки, волчки, серсо, мячи, бильбоке, обручи). Другие содействуют развитию навыков бега, прыжков, укреп-ляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки). Наконец, существуют спортивные игрушки, предназначенные для коллективных игр (настольные баскетбол и хоккей, пинг-понг).
Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты: детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дудки, волынки, музыкальные шкатулки (в том числе электронные) и др. К музыкальным игрушкам причисляют сюжетные игрушки с музыкальным устройством (пианино, рояль), наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей. Основные требования к музыкальным игрушкам: благозвучность, высокое качество изготовления, эстетичность оформления.
Театрализованные игрушки - это куклы (театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки), наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. К театрализованным игрушкам относятся костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др. Для развлечений, карнавальных игр хороши крупные надувные игрушки (сказочные персонажи, животные). Использование театрализованных игрушек требует определенного игрового оборудования: театральной переносной сцены, магнитных, фланелевых устройств, состоящих из экрана-основы и крепящихся к ним фигурок.
Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного пользования, в глазах ребенка они должны быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.
Технические игрушки вводят детей в мир техники; они знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины. Во многих технических игрушках используются заводные, инерционные двигатели, электромоторчики, электронные устройства.
Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Наборы строительных материалов представляют собой комплекты деталей разных форм для сооружений и построек. Конструкторы состоят. из наборов деталей, крепежных элементов и инструментов для сборки различных конструкций. Детям предлагают конструкторы с разными способами соединения деталей: наложение, приставление, сочленение (с крепежными устройствами). Большими развивающими возможностями обладают конструкторы нового поколения «LEGO».
Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, их родителями, воспитателями. Потребность в таких игрушках возникает во всех видах игр: для театрализованной игры дети мастерят фигурки («артистов», элементы декораций, маски; для сюжетно-ролевой игры - («продукты», «тетрадки» и «книжки».
В основе изготовления игрушек-самоделок лежит художественный труд, в ходе которого ребенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели. Игрушки-самоделки дошкольник может изготовлять из разных материалов:
• неоформленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт);
• полуоформленных (коробки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, пуговицы);
• природных (шишки, желуди, ветки, солома, глина).
Создавая игрушку, наблюдая, как это делает взрослый, посильно помогая ему, ребенок испытывает радость, стремление к созидательной деятельности.
Все виды игрушек должны отвечать педагогическим, эстетическим, гигиеническим, техническим требованиям, а также возрастным особенностям детей. Например, мягкие игрушки животные даются детям с одного года. Наиболее удобны для детей 1-3 лет и гигиеничны резиновые и пластмассовые игрушки-животные, которые известны ребенку по сказкам, картинкам, наблюдениям. Для детей 5-7 лет интересны игрушки, объединенные в комплексы («Зоопарк»), («Африка» и т. д.).
Модернизация современного образования заставляет по-новому посмотреть на проблему игры и организацию игровой деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня личностно-ориентированная модель образования предполагает создание единого игрового пространства с целью познания ребенком ценностей культуры, воспитания эмоций и чувств, красоты, добра в процессе сопереживания и сопричастности к тому, что является объектом учения. Поэтому одним из важных механизмов развития ДОУ является создание условий для осуществления совместной игровой деятельности воспитанников и педагогов в рамках единого игрового пространства.
Поэтому к развитию игрового пространства предъявляются требования:
• Наличие естественно-научных и культуросообразных компонентов;
• Интеграция продуктов деятельности и высокохудожественных образцов;
• Создание пространства заданных и свободных сред, обусловливающих развертывание ребенком самостоятельных видов деятельности.
Условия развития игровой деятельности в дошкольном возрасте
Оснащение игровой комнаты.
Возможность использования места и времени для игры обеспечивается в нашем учреждении за счет продуманной предметно – развивающей среды включенной в природные объекты, творческую мастерскую, спортивный и музыкальный зал, групповые комнаты, кабинеты педагогов-специалистов.
ДОУ должно оснащаться игрушками для различных видов игр, а также неоформленным материалом, который может быть использован в качестве предметов-заместителей.
Игра как процесс, развивающий творческие способности ребенка, начинается с моделирования им ситуации по выбранному «сценарию.). Собственно творчество ребенка начинается с момента наделения определенными качествами (нужными по сценарию игры) предметов, до этого такими качествами не обладающих. Ребенок из линейки может сделать весы в магазине, из стола - домик, из поролоновых пуфов и абстрактных балок, арок, матов, стоек - строительную площадку. Дальнейшие сюжетно-ролевые действия ребенка являются уже завершением игры. Поэтому представляется ошибочным применение в оборудовании групповых ячеек определенных, заранее смоделированных конкретных ситуаций для сюжетно-ролевых игр детей (фрагментов («парикмахерская», «магазин», «дом» и т. д.). Вместе с тем, наличие в составе оборудования групповой ячейки определенного набора. функционально-игровых предметов может частично реализовать потребность творческого моделирования среды ребенком. Это могут быть наборы:
а) элементов функционального оборудования раздевалки, спальни, групповой комнаты, выполненных из поролона с фиксированной формой, обтянутых искусственной кожей (разного размера и формы пуфы-стульчики, скамьи, столики, маты, валики и т. д.);
б) надувных резиновых элементов, включая манежи, бассейны, комплект «Фантастический грот»,) (вариант театральной декорации, помогающий детям организовывать Игры со сказочными сюжетами) и т. п.В группах должны присутствовать дидактические игры (лото, домино, наборы картинок), различные сюжетные игровые наборы и игрушки («Айболит», детский телефон, разнообразные звучащие игрушки и т. д.) для развития детей в разных видах деятельности. Есть игры для интеллектуального развития (шахматы, шашки и пр.), игрушки и оборудование для сенсорного развития, наглядный и иллюстративный материал. Также должны быть созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей (в том числе уголки уединения.
Для формирования у детей элементарных математических представлений используются дидактические материалы и оборудование (касса цифр, весы, мерные стаканы, часы, доски со схемами и т. д.).
Для организации театрализованных игр используются специальное помещение для театрализованной деятельности, наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски, театральные атрибуты; разнообразные виды театров (бибабо, теневой, настольный и пр.)
Кроме того, в группе должны иметься музыкальные игрушки, музыкально-дидактические игры и пособия (в том числе альбомы, открытки, слайды и т. д.).
Для организации строительных игр при меняются мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, разнообразные конструкторы (деревянные, металлические, пластмассовые, с различными способами соединения деталей), бросовый и природный материал.
На участке организуется автогородок, моделирующий транспортную среду города.
Когда ребенок получает право на свободный выбор, заинтересовавшей его деятельности, он начинает проявлять себя как творческая личность. Предметный мир, а не воспитатель побуждает ребенка к активным самостоятельным действиям. Право выбора деятельности открывает ему каналы для саморазвития. Постепенно воспитанник научается определяться в выборе цели деятельности, размышлять о своих намерениях, о путях и способах выполнения действий. Все это обеспечивает развитие интеллектуальных способностей ребенка.
Приложение № 2
Доклад старшего воспитателя МАДОУ «Солнышко»
на Педагогическом совете
Значение игрушки в развитие личности дошкольника.
Значение игрушек в жизни нашего малыша переоценить невозможно, ведь именно игра - основная деятельность вашего ребенка. К двум годам он уже прекрасно владеет умением обращаться с предметами, знает, как ими пользоваться. Ребенок проигрывает отдельные сюжеты: кормление кошечки, одевание куклы, транспортировка кубиков в автомобильчике. Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых, и освоить различные действия, с которыми надлежит познакомиться ребенку. Игра как форма организации детской жизни, важна тем, что служит психологии ребенка и его личности. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызывать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественным требованиям. В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда); технические (транспортные, конструкторы, технические агрегаты); игрушки - «орудия труда» (совочек, сачок, молоток, отвертка, щетка, игрушки имитирующие простейшие средства труда взрослых); игрушки-забавы; театральные, музыкальны, спортивные игрушки для детей всех возрастов. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, нравственного воспитания ребенка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно с другими детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла. Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции. Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья - вагонами поезда, шишки - смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.
Таким образом, самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется. Они должны удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление ребенка к коллективным усилиям.
Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности.
Совершенно очевидным представляется, что никакое, даже самое подробное исследование ребенка при помощи «точных» методов и самых удачных тестов на может дать нам верного представления о ребенке, о его личности в целом и об отдельных чертах, если исследователь не наблюдал ребенка в его естественной стихии – в игре и среди игрушек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Реализация задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», через создание предметно- пространственной развивающей среды в средней группе»
Актуальность Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государстве...
Творческий проект «Румбокс своими руками. Организация предметно-пространственной развивающей среды в коррекционной группе детского сада»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13372482","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","style":"width: 400px; height: 253px;","width":"480"}}]]Мы серьезно относимся к...
Предметно - пространственная развивающая среда в средней группе детского сада по ФГОС.
Организация предметно-пространственной развивающей средыв средней группе «Капризка» и деятельности по ее освоению...
«Предметно-пространственная развивающая среда в средней группе в соответствии с ФГОС»
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и ин...
Предметно-пространственная развивающая среда в средней группе в соответствии с ФГОС
Презентация по формированию ППРС....
Предметно-пространственная среда в средней группе детского сада
Развивающая предметно-пространственная среда группы соответствует требования ФГОС ДО. Она содержательно - насыщенна, трансформируемая и полифункциональная, изменяется в зависимости от образовательной ...
Презентация " Предметно-пространственная развивающая среда в средней группе в соответствии с ФГОС"
Акцентировать внимание педагогов на психолого-педагогических требованиях к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС ДО....