Предметно-пространственная развивающая среда в средней группе в соответствии с ФГОС
проект (средняя группа) по теме
Презентация по формированию ППРС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pprs_raduga.pptx | 517.44 КБ |
proekt_po_pprs_v_gr.raduga.docx | 27.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы» Е. И. Тихеева.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно -образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
РПП среда в среднем дошкольном возрасте: Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности: рабочая активная спокойная
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть Содержательно-насыщенной Полифункциональной Трансформируемой Вариативной Доступной Безопасной
Предварительный просмотр:
Проект по развитию предметно-пространственной среды в средней группе №2 «Радуга»
Выполнила:
Иванова Е.П
2017уч.год
“Следя за детьми, в конечном счете, мы видим,
что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды...”
Л.С.Выготский
Введение
Актуальность работы: знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями окружающего мира. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития.
Вопрос преобразования развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу с 1 сентября 2013 года, введении в дошкольное образование ФГОС ДО с 01.01.2014 года.
В связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, дошкольные организации уделяют особое внимание к организации и обновлению развивающей среды ребенка.
Для гармоничного развития детей дошкольного возраста, необходимо изменить традиционные способы организации развивающей предметно-пространственной среды, которая способна обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности его актуального и ближайшего развития, построить предметную среду с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком, при этом необходимо, чтобы она выглядела эстетично.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.)
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной развивающей среды в группе:
-ПРОСТРАНСТВО;
-ВРЕМЯ;
-ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- Содержательно-насыщенной
- Полифункциональной
- Трансформируемой
- Вариативной
- Доступной
- Безопасной
Насыщенность среды предполагает:
Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе.
Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.
Полифункциональность материалов предполагает:
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).
Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители).
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:
От образовательной ситуации.
От меняющихся интересов детей.
От возможностей детей.
Вариативность среды предполагает:
Наличие различных пространств.
Периодическую сменяемость игрового материала.
Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми.
Появление новых предметов.
Доступность среды предполагает:
Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность.
Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности.
Исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность среды:
Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
При создании РППС ДОО необходимо обеспечить реализацию:
- Образовательного потенциала пространства группы и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей и коррекции развития детей;
- Двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, возможности для уединения;
- Различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, национально-культурных, климатических и других условий.
Цель проекта: организация и обновление развивающей предметно-пространственной среды в средней группе в соответствии с ФГОС ДО, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.
Задачи:
- проанализировать современные требования к организации развивающей предметно-пространственной среды, изучив психолого-педагогическую литературу и методические рекомендации;
- внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, с учетом возрастных особенностей детей;
- приобщить родителей к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере группы.
Ожидаемые результаты:
- повышение психолого-педагогической компетентности педагога в вопросах формирования и использования развивающей предметно-пространственной среды;
- преобразование пространства группы в соответствии с возрастными особенностями и требованиями ФГОС ДО и с внедрением новых подходов к организации среды группы;
- позитивное отношение родителей к вопросам создания развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды группы
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения – часть целостной образовательной среды дошкольной организации, которая рассматривается как система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика, для овладения культурными способами деятельности, с ориентацией на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
В соответствии с ФГОС ДО и Основной образовательной программой ДОУ развивающая предметно-пространственная среда (РППС) группы создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка, его позитивной социализации, всестороннего личностного развития ребенка, развития инициативы и творческих способностей.
Для выполнения этих задач РППС должна быть:
- содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, экспериментирование с материалами, доступными детям;
- трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности;
- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
При построении развивающей предметно – пространственной среды группы должны учитываться следующие принципы:
1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2. принцип активности, самостоятельности, творчества;
3. принцип стабильности, динамичности;
4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
7. принцип открытости – закрытости;
8. принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов (концепция В.А. Петровского) дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности, учёта его склонностей, уровня креативности.
Принципы оснащения РППС адресуют те основные виды деятельности, на которые направлено приобретение опыта детьми в пяти образовательных областях, и в том числе типы и виды средств оснащения, позволяя таким образом адаптировать РППС под конкретные задачи ДОО. Виды игровых средств, входящих в состав перечня, разнообразны и создают необходимые условия для деятельности, общения, взаимодействия и сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками, обеспечивающие успешное решение развивающих задач для всех образовательных областей: коммуникативно-личностного развития, познавательного, речевого развития, художественно-эстетического и физического развития.
Организация современной РППС в рамках многомерного пространства для средней группы
При планировании организации развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения:
1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
2. Организация центров активности на основе интеграции содержания и видов деятельности по пяти областям ФГОС ДО.
3. Реализации принципа активности через создание пространственной среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
Этапы проекта:
1 этап: подготовительный
Нахождение и изучение методической литературы, интернет ресурсов по предметно-пространственной среде средней группы в соответствии с ФГОС ДО.
2 этап: основной
Пополнение предметно-пространственной среды группы (распределение уголков по зонам , пополнение уголков атрибутами и пособиями в соответствии с ФГОС ДО), (приобретение) расстановка мебели.
3 этап: заключительный
Оценка проведенной работы по предметно-пространственной среде .
Проблема:
Отсутствие возможности гибкого зонирования пространства
Пути решения:
Приобретиние многофунциональной мебели;
Изготовление полифункциональных атрибутов из бросового материала (остатки поливиниловых труб- зона уединения, использование ширмы для игр).
В центр физического развития добавить канат для различных игр (хождение по канату в качестве профилактики плоскостопия, перепрыгивание через какнат, в качестве разделителя или ограничителя пространства в подвижных играх)
Ожидаемый результат:
Повышение игровой активности детей;
Разнообразить индивидуальные игры;
Повышение познавательной активности;
Дать возможность детям играть как подгруппами так и микрогуппами;
Формирование положительного микроклимата в группе.
Заключение
Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми…». И, создавая благоприятную среду развития для наших детей, хочется видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми!
Преимущество создаваемой среды в том, что появиться возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок будет выбирать занятие по интересам в любом центре, что будет обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание предметно-развивающей среды в средней группе в соответствии с ФГОС ДОУ
Фото-отчет о создании предметно-развивающей среды в средней группе в соответствии с ФГОС ДОУ...
презентация на тему "Предметно развивающая среда в средней группе в соответствии с ФГОС в ДОУ"
1-" Предметно развивающая среда в соответствии с ФГОС в ДОУ"2 - 3 слайд. как известно гостей встречают в гостинной, а мы своих деток встречаем в группе детского сада4 слайд. В уголках речевого развити...
Предметно-развивающая среда в СРЕДНЕЙ группе в соответствии с ФГОС .
Предметно – пространственная развивающая среда группы организована с учѐтом требований ФГОС, где чѐтко прослеживаются все пять образовательных областей:1) социально-коммуникативная,2) познавател...
Оснащение развивающей среды в средней группе в соответствии с ФГОС.
Направление деятельности и развития ребёнка зависит от нас, взрослых, от того как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособи...
"Предметно-развивающая среда в средней группе в соответствии с ФГОС"
Аналитическая справка "Предметно-развивающая среда в средней группе в соответствии с ФГОС"...
«Предметно-пространственная развивающая среда в средней группе в соответствии с ФГОС»
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и ин...
Презентация " Предметно-пространственная развивающая среда в средней группе в соответствии с ФГОС"
Акцентировать внимание педагогов на психолого-педагогических требованиях к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС ДО....