Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС дошкольного образования  
статья на тему

Данилова Татьяна Ивановна

Современному детскому саду нужен педагог, способный вжиться в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приемов взаимодействия с детьми, самостоятельно планировать, организовывать педагогически целесообразную систему работы, а не просто выполнять должностные обязанности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnaya_kompetentnost_pedagogov.docx42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение профессиональной компетентности педагогов

в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Составитель: Т.И.Данилова,

ст. воспитатель МБДОУ № 39

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "Образование для всех, образование через всю жизнь..."

Современному детскому саду нужен педагог, способный вжиться в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приемов взаимодействия с детьми, самостоятельно планировать, организовывать педагогически целесообразную систему работы, а не просто выполнять должностные обязанности.

Социальный заказ на подготовку  специалистов нового поколения   сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об  образовательной политике России на современном этапе»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».        

Проанализировав образовательный статус нашего ДОУ, возрастной показатель и уровень квалификации педагогов, мы отметили, что у некоторых из них устаревший взгляд на задачи дошкольного образования и воспитания, роль и место педагога, однообразие методического арсенала, недостаточность знаний о психолого-педагогических закономерностях развития ребёнка.

Педагоги с большим стажем работы зачастую ориентированы на занятия как основную форму работы с детьми, недооценивают партнёрскую совместную и самостоятельную деятельность детей.

Начинающие воспитатели теоретически подготовлены лучше, знают требования современных программ, но не имеют опыта использования разнообразных форм работы и недостаточно применяют новые образовательные технологии.

Мы считаем, что только систематическая работа, организованная с педагогами  по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень.

         Первое, что было сделано в  ДОУ – создана нормативно – правовая база, которая позволила педагогам однозначно пересмотреть приоритеты в организации инновационной деятельности и повышении квалификации.

В пакет нормативных документов были включены не только документы федерального, регионального  и муниципального уровней, но и документы, разработанные ДОУ, в которых находят свое отражение содержание и основные приоритеты в повышении квалификации педагогов. Это локальные акты ДОУ:

  • Устав;
  • Лицензия на образовательную деятельность;
  • Программа развития;
  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (ООПДО);
  • Правила внутреннего распорядка;
  • Порядок приема на обучение по образовательным программам ДО.

 Кроме того  были переработаны положения:  

  • Положение о творческой группе;
  • Положение о внутреннем контроле;
  • Положение о кружковой работе;
  • Положение об официальном сайте;
  • Положение об обеспечении безопасности и обработке персональных данных воспитанников;
  • Положение о языках образования;
  • Положение о порядке подготовки и организации проведения самообследования;
  • Положение о педагогическом совете;
  • Положение об организации прогулок с воспитанниками;
  • Положение об оплате труда;
  • Положение о нормах профессиональной этики педагога;
  • Положение о консультативном пункте.

   Локальные нормативные акты, как показала практика, позволили внести ясность и упорядоченность в организации и осуществлении различных аспектов образовательных отношений в ДОО.

Второе:

Изменен план - график повышения квалификации педагогов.

Третье:

Составлен план методической работы  по введению ФГОС в практику ДОУ.

Четвертое -   создано  добровольное объединение сотрудников (творческая группа),   заинтересованных во взаимной деятельности и желающих участвовать в разработке того или иного направления.

Пятое – на сайте ДОУ создали информационную папку ФГОС ДО:

Для решения задач по повышению уровня профессиональной компетенции использовались различные формы повышения педагогического мастерства, например:

  1. Педагогический совет «Готовность педагогических работников ДОО к реализации требований ФГОС»;
  2. консультации информационного характера:
  • «Проектирование компонентов образовательной деятельности на основе комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса»,
  • «Организация  мониторинга в ДОУ»,
  •   «Затруднения профессиональной деятельности педагогов ДОО в условиях введения ФГОС»,
  •  «ФГОС для родителей»,
  •  «Обзор нормативно-правовых документов федерального, регионального  уровней, локальных актов ДОО, регламентирующих введение и реализацию ФГОС ДО» и др.;
  1. круглый стол «От ФГТ к ФГОС дошкольного образования»;
  2. семинар по планированию воспитательно-образовательной деятельности в группах ДОУ в условиях ФГОС;
  3. тестирование педагогов по основным  вопросам ФГОС дошкольного образования, с целью оценивания  качества знаний текста приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москвы «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  4. планирование педагогами образовательной работы с детьми (создание рабочей программы педагога);
  5. мастер-классы с целью повышения профессиональной компетентности педагогов, имеющих небольшой стаж работы, обмен  положительным педагогическим опытом;
  6. открытый показ образовательной деятельности педагогами ДОУ;
  7. самообразование педагогов (расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений);
  8. проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами ДОУ города и области;
  9. смотр-конкурс – как способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.
  10.   Разработана система требований к созданию и содержанию электронного портфолио педагога. Оно  размещено на сайте  социальной сети работников образования nsportal.ru. Портфолио  формируем  с каждым педагогом. Содержание  варьируется в зависимости от возраста и уровня квалификации педагога, специфики группы, в которой он работает. Наличие такого информационного банка не только способствует росту интеллектуального потенциала, но и стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности, способствует повышению квалификации педагога, учит презентовать свою деятельность. Портфолио педагога ДОУ состоит из следующих разделов:
  • Визитная  карточка педагога;
  • Профессиограмма  - квалификационная характеристика, включающая совокупность профессионально - значимых качеств, способностей, знаний, умений, навыков;
  • Работа по самообразованию (тема, этапы работы);
  • Педагогическая копилка (статьи, консультации, конспекты занятий, методики, описание педагогических технологий, рефераты, цитаты и др.);
  • Материалы по обобщению передового педагогического опыта (создание учебно-методического, учебного пособия, выступление с докладом, создание фотоальбома и т.д.);
  • Мои достижения (грамоты, дипломы).

В течение учебного года (ежемесячно) фиксируем участие педагогов в мероприятиях различного уровня. Данная информация располагается на стенде в методическом кабинете.

И в конце учебного года на итоговом педсовете «Педагогический бал» подводим рейтинг каждого педагога, выбираем «королеву бала», награждаем активных педагогов.

Разнообразные формы методической работы по разным проблемам, содержанию и степени трудности по организации и проведению обеспечили индивидуально-дифференцированный подход к каждому педагогу, помогли им найти себя в самостоятельном проведении какого-либо мероприятия, подготовить наглядный и демонстрационный материалы, подобрать литературу, творчески проявить себя в деле.

Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности.

Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

Подводя итог, хотелось бы особо отметить, что иногда цифры говорят  убедительней слов, об  уровне профессионализма  коллектива скажут следующие цифры. Из  16 педагогов:

  • 1 педагог   имеет награду  «Почетный работник общего образования»;
  •  1 педагог  награжден Грамотой Министерства образования РФ;
  • 1 педагог  занесен   в «Большую Международную  энциклопедию – лучшие люди России»;
  • 2 педагога занесены в Международную энциклопедию «Лучшие в образовании»;
  •  4 педагога    награждены Почетной грамотой Департамента образования и науки Кемеровской области;
  • 30 %   педагогов  награждены  Почетными грамотами администрации Л-Кузнецкого городского округа;
  •  75 % педагогов награждены благодарственными письмами управления образования  администрации Л-Кузнецкого городского округа.  
  • 100% педагогов приняли участие в конкурсах разного уровня.

Победителями и лауреатами (2 и 3 место) стали:

- в конкурсах  всероссийского уровня -  62,5 %;

– регионального уровня -  6,25%;

- муниципального - 25%.

Опыт профессиональной деятельности педагогов обобщается и публикуется на уровне города, области, России. 62,5 % педагогов активно участвовали в конференциях,  семинарах,  вебинарах.

Доля педагогических кадров с высшим профессиональным образованием -   62,5 %.

Доля педагогов, имеющих  квалификационную категорию – 100%, в том числе:

  • высшую – 80%;
  • первую – 20 %.

Перспективные  направления:

  1. Активизировать участие педагогов в  очных профессиональных конкурсах на уровне муниципалитета и региона.
  2. Продолжить  работу по распространению педагогического опыта на разных уровнях.
  3. Продолжить работу по введению ФГОС ДО в учреждении и освоить план перехода на 100%.
  4. Каждому педагогу доработать и утвердить   рабочие программы.  
  5. Разработать индивидуальный маршрут педагога.
  6. Активизировать работу по сертификации педагогов.
  7. Систематизировать технологии: проектно – исследовательские, практико-ориентированные, информационно – коммуникационные и др.

Перед каждым педагогам на современном этапе развития поставлена сложная, но разрешимая задача - "оказаться во времени". А задача методической службы - создать условия для успешного решения этой задачи.

Таким образом, предложенные формы методической работы с педагогами по повышению их профессионального мастерства отличаются цикличностью, а цикличность - это всегда основа системности; наличие её в работе, как правило, приводит к позитивному результату.

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ДО»

Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необхо...

Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования»

Недостаточен уровень сформированности профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, основанного на умении педагога видеть в каждом ребенке субъект образовательных отн...

Проект «Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ДО»

Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования прописано...

Повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях введения ФГОС ДО

В статье раскрыты пути, методы и приемы работы с педагогами ДОУ, направленные на повышение их профессионального уровня в условиях реализации фГОС ДО...

«Образовательный проект»: «Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

laquo;Образовательный проект"Гипотеза: Основная задача состоит во введении педагогов в проблемную ситуацию, для решения которой  ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно ф...

Обобщенный педагогический опыт на тему: «ИКТ - технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения ФГОС»

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Перспективность  обусловлена современностью  информационной...

«Модель повышения профессиональной компетентности педагога как средство управления качеством дошкольного образования»

Новые требования, предъявляемые сегодня к деятельности дошкольной образовательной организации в условиях модернизации, ориентируют руководителей на поиск новых, эффективных путей управления....