Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС дошкольного образования
статья на тему
Современному детскому саду нужен педагог, способный вжиться в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приемов взаимодействия с детьми, самостоятельно планировать, организовывать педагогически целесообразную систему работы, а не просто выполнять должностные обязанности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnaya_kompetentnost_pedagogov.docx | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение профессиональной компетентности педагогов
в условиях введения ФГОС дошкольного образования
Составитель: Т.И.Данилова,
ст. воспитатель МБДОУ № 39
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "Образование для всех, образование через всю жизнь..."
Современному детскому саду нужен педагог, способный вжиться в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приемов взаимодействия с детьми, самостоятельно планировать, организовывать педагогически целесообразную систему работы, а не просто выполнять должностные обязанности.
Социальный заказ на подготовку специалистов нового поколения сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».
Проанализировав образовательный статус нашего ДОУ, возрастной показатель и уровень квалификации педагогов, мы отметили, что у некоторых из них устаревший взгляд на задачи дошкольного образования и воспитания, роль и место педагога, однообразие методического арсенала, недостаточность знаний о психолого-педагогических закономерностях развития ребёнка.
Педагоги с большим стажем работы зачастую ориентированы на занятия как основную форму работы с детьми, недооценивают партнёрскую совместную и самостоятельную деятельность детей.
Начинающие воспитатели теоретически подготовлены лучше, знают требования современных программ, но не имеют опыта использования разнообразных форм работы и недостаточно применяют новые образовательные технологии.
Мы считаем, что только систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень.
Первое, что было сделано в ДОУ – создана нормативно – правовая база, которая позволила педагогам однозначно пересмотреть приоритеты в организации инновационной деятельности и повышении квалификации.
В пакет нормативных документов были включены не только документы федерального, регионального и муниципального уровней, но и документы, разработанные ДОУ, в которых находят свое отражение содержание и основные приоритеты в повышении квалификации педагогов. Это локальные акты ДОУ:
- Устав;
- Лицензия на образовательную деятельность;
- Программа развития;
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (ООПДО);
- Правила внутреннего распорядка;
- Порядок приема на обучение по образовательным программам ДО.
Кроме того были переработаны положения:
- Положение о творческой группе;
- Положение о внутреннем контроле;
- Положение о кружковой работе;
- Положение об официальном сайте;
- Положение об обеспечении безопасности и обработке персональных данных воспитанников;
- Положение о языках образования;
- Положение о порядке подготовки и организации проведения самообследования;
- Положение о педагогическом совете;
- Положение об организации прогулок с воспитанниками;
- Положение об оплате труда;
- Положение о нормах профессиональной этики педагога;
- Положение о консультативном пункте.
Локальные нормативные акты, как показала практика, позволили внести ясность и упорядоченность в организации и осуществлении различных аспектов образовательных отношений в ДОО.
Второе:
Изменен план - график повышения квалификации педагогов.
Третье:
Составлен план методической работы по введению ФГОС в практику ДОУ.
Четвертое - создано добровольное объединение сотрудников (творческая группа), заинтересованных во взаимной деятельности и желающих участвовать в разработке того или иного направления.
Пятое – на сайте ДОУ создали информационную папку ФГОС ДО:
- Презентация по документам ФГОС;
- Дорожная карта;
- ФГОС дошкольного образования. Трудности введения;
- ФГОС дошкольного образования (выступление);
- Тестирование и анкетирование педагогов на знание о требованиях ФГОС дошкольного образования;
- План мероприятий затруднения профессиональной деятельности педагогов ДОО в условиях введения ФГОС в МБДОУ №39;
- Презентация "Родителям о ФГОС дошкольного образования".
Для решения задач по повышению уровня профессиональной компетенции использовались различные формы повышения педагогического мастерства, например:
- Педагогический совет «Готовность педагогических работников ДОО к реализации требований ФГОС»;
- консультации информационного характера:
- «Проектирование компонентов образовательной деятельности на основе комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса»,
- «Организация мониторинга в ДОУ»,
- «Затруднения профессиональной деятельности педагогов ДОО в условиях введения ФГОС»,
- «ФГОС для родителей»,
- «Обзор нормативно-правовых документов федерального, регионального уровней, локальных актов ДОО, регламентирующих введение и реализацию ФГОС ДО» и др.;
- круглый стол «От ФГТ к ФГОС дошкольного образования»;
- семинар по планированию воспитательно-образовательной деятельности в группах ДОУ в условиях ФГОС;
- тестирование педагогов по основным вопросам ФГОС дошкольного образования, с целью оценивания качества знаний текста приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москвы «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- планирование педагогами образовательной работы с детьми (создание рабочей программы педагога);
- мастер-классы с целью повышения профессиональной компетентности педагогов, имеющих небольшой стаж работы, обмен положительным педагогическим опытом;
- открытый показ образовательной деятельности педагогами ДОУ;
- самообразование педагогов (расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений);
- проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами ДОУ города и области;
- смотр-конкурс – как способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.
- Разработана система требований к созданию и содержанию электронного портфолио педагога. Оно размещено на сайте социальной сети работников образования nsportal.ru. Портфолио формируем с каждым педагогом. Содержание варьируется в зависимости от возраста и уровня квалификации педагога, специфики группы, в которой он работает. Наличие такого информационного банка не только способствует росту интеллектуального потенциала, но и стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности, способствует повышению квалификации педагога, учит презентовать свою деятельность. Портфолио педагога ДОУ состоит из следующих разделов:
- Визитная карточка педагога;
- Профессиограмма - квалификационная характеристика, включающая совокупность профессионально - значимых качеств, способностей, знаний, умений, навыков;
- Работа по самообразованию (тема, этапы работы);
- Педагогическая копилка (статьи, консультации, конспекты занятий, методики, описание педагогических технологий, рефераты, цитаты и др.);
- Материалы по обобщению передового педагогического опыта (создание учебно-методического, учебного пособия, выступление с докладом, создание фотоальбома и т.д.);
- Мои достижения (грамоты, дипломы).
В течение учебного года (ежемесячно) фиксируем участие педагогов в мероприятиях различного уровня. Данная информация располагается на стенде в методическом кабинете.
И в конце учебного года на итоговом педсовете «Педагогический бал» подводим рейтинг каждого педагога, выбираем «королеву бала», награждаем активных педагогов.
Разнообразные формы методической работы по разным проблемам, содержанию и степени трудности по организации и проведению обеспечили индивидуально-дифференцированный подход к каждому педагогу, помогли им найти себя в самостоятельном проведении какого-либо мероприятия, подготовить наглядный и демонстрационный материалы, подобрать литературу, творчески проявить себя в деле.
Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности.
Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
Подводя итог, хотелось бы особо отметить, что иногда цифры говорят убедительней слов, об уровне профессионализма коллектива скажут следующие цифры. Из 16 педагогов:
- 1 педагог имеет награду «Почетный работник общего образования»;
- 1 педагог награжден Грамотой Министерства образования РФ;
- 1 педагог занесен в «Большую Международную энциклопедию – лучшие люди России»;
- 2 педагога занесены в Международную энциклопедию «Лучшие в образовании»;
- 4 педагога награждены Почетной грамотой Департамента образования и науки Кемеровской области;
- 30 % педагогов награждены Почетными грамотами администрации Л-Кузнецкого городского округа;
- 75 % педагогов награждены благодарственными письмами управления образования администрации Л-Кузнецкого городского округа.
- 100% педагогов приняли участие в конкурсах разного уровня.
Победителями и лауреатами (2 и 3 место) стали:
- в конкурсах всероссийского уровня - 62,5 %;
– регионального уровня - 6,25%;
- муниципального - 25%.
Опыт профессиональной деятельности педагогов обобщается и публикуется на уровне города, области, России. 62,5 % педагогов активно участвовали в конференциях, семинарах, вебинарах.
Доля педагогических кадров с высшим профессиональным образованием - 62,5 %.
Доля педагогов, имеющих квалификационную категорию – 100%, в том числе:
- высшую – 80%;
- первую – 20 %.
Перспективные направления:
- Активизировать участие педагогов в очных профессиональных конкурсах на уровне муниципалитета и региона.
- Продолжить работу по распространению педагогического опыта на разных уровнях.
- Продолжить работу по введению ФГОС ДО в учреждении и освоить план перехода на 100%.
- Каждому педагогу доработать и утвердить рабочие программы.
- Разработать индивидуальный маршрут педагога.
- Активизировать работу по сертификации педагогов.
- Систематизировать технологии: проектно – исследовательские, практико-ориентированные, информационно – коммуникационные и др.
Перед каждым педагогам на современном этапе развития поставлена сложная, но разрешимая задача - "оказаться во времени". А задача методической службы - создать условия для успешного решения этой задачи.
Таким образом, предложенные формы методической работы с педагогами по повышению их профессионального мастерства отличаются цикличностью, а цикличность - это всегда основа системности; наличие её в работе, как правило, приводит к позитивному результату.
Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ДО»
Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необхо...
Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования»
Недостаточен уровень сформированности профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, основанного на умении педагога видеть в каждом ребенке субъект образовательных отн...
Проект «Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ДО»
Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования прописано...
Повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях введения ФГОС ДО
В статье раскрыты пути, методы и приемы работы с педагогами ДОУ, направленные на повышение их профессионального уровня в условиях реализации фГОС ДО...
«Образовательный проект»: «Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
laquo;Образовательный проект"Гипотеза: Основная задача состоит во введении педагогов в проблемную ситуацию, для решения которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно ф...
Обобщенный педагогический опыт на тему: «ИКТ - технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения ФГОС»
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Перспективность обусловлена современностью информационной...
«Модель повышения профессиональной компетентности педагога как средство управления качеством дошкольного образования»
Новые требования, предъявляемые сегодня к деятельности дошкольной образовательной организации в условиях модернизации, ориентируют руководителей на поиск новых, эффективных путей управления....