Инновационная деятельность в дошкольной организации как фактор достижения качественного образования
методическая разработка на тему

Христолюбова Вероника Юрьевна

Специфическими особенностями инновационного обучения является его открытость будущему, способность к предвидению на основе постоянной переоценки ценностей, настроенность на конструктивные действия в обновляемых ситуациях.

Профессионализация педагога и вхождение его в инновационный режим работы невозможны без творческого самоопределения, в котором ведущую роль играет его настрой на самосовершенствование, самообразование, саморазвитие, без чего невозможно обеспечение нового качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problem._seminar.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность в дошкольной организации как фактор достижения качественного образования

Проблемный семинар

1. Инновационность как признак современности

Развитие системы образования требует от педагогической науки и практики изучение и внедрение новых методов обучения и воспитания детей.

Инновации в педагогике связанны с общими процессами в обществе, глобальными проблемами, интеграцией знаний и форм социального бытия. В настоящее время создается новая педагогика, характерным признаком которой является инновационность - способность к обновлению, открытость новому.

По своему содержанию, формам и методам образование не является неизменным, закостеневшим феноменом, ведь оно реагирует на новые общественные реалии, учитывает тенденции, перспективы развития человечества, национального бытия народа.

Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии образования  по сравнению со сложившимися традициями и  практикой.  Это предполагает системное использование научных достижений для социального и экономического развития общества, интеллектуального развития индивида, требует создания стимулов для распространения и приобретения знаний, совершенствования системы образования вообще и дошкольного в частности.

Обязательным условием инновационной работы должно быть достаточное количество учебно-методической литературы и современной материально-технической базы.

Специфическими особенностями инновационного обучения является его открытость будущему, способность к предвидению на основе постоянной переоценки ценностей, настроенность на конструктивные действия в обновляемых ситуациях.

Профессионализация педагога и вхождение его в инновационный режим работы невозможны без творческого самоопределения, в котором ведущую роль играет его настрой на самосовершенствование, самообразование, саморазвитие, без чего невозможно обеспечение нового качества образования.

2. Готовность к инновационной деятельности педагога как важное профессиональное качество

Одним из важных качеств педагога, условий успешности его как профессионала является готовность к инновационной деятельности.

Педагогические инновации, как и любые другие нововведения, порождают проблемы, связанные с необходимостью сочетания инновационных программ с государственными программами воспитания и обучения, сосуществование различных педагогических концепций. Они требуют принципиально новых методических разработок.

Успешность инновационной деятельности предусматривает, что педагог осознает практическую значимость различных инноваций в системе образования не только в профессиональном, но и на личностном уровне. Однако включение педагога в инновационный процесс часто происходит спонтанно, без учета его профессиональной и личностной готовности к инновационной деятельности.

Готовность к инновационной педагогической деятельности - особое личностное состояние, которое предусматривает наличие у педагога мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, владение эффективными способами и средствами достижения педагогических целей, способности к творчеству и рефлексии.

Она является основой активной общественной и профессионально-педагогической позиции субъекта, которая побуждает к инновационной деятельности и способствует ее производительности.

Много проблем, стоящих перед педагогами, которые работают в инновационном режиме, связанн и с низкой инновационной компетентностью.

Готовность к инновационной деятельности является внутренней силой, которая формирует инновационную позицию педагога. По структуре это сложное интегративное образование, охватывающее разнообразные качества, свойства, знания, навыки личности. Как один из важных компонентов профессиональной готовности, она является предпосылкой эффективной деятельности педагога, максимальной реализации его возможностей, раскрытия творческого потенциала. Источники готовности к инновационной деятельности достигают проблематики личностного развития, профессиональной направленности, профессионального образования, воспитания и самовоспитания, профессионального самоопределения педагога.

Инновационная компетентность педагога - система мотивов, знаний, умений, навыков, личностных качеств педагога, обеспечивающих  эффективность использования новых педагогических технологий в работе с детьми.

Компонентами инновационной компетентности педагога является осведомленность об инновационных педагогических технологиях, надлежащее владение их содержанием и методикой, высокая культура использования инноваций в учебно-воспитательной работе, личная убежденность в необходимости применения инновационных педагогических технологий.

Педагог должен уметь направлять учебно-воспитательный процесс на личность воспитанника, выстраивать свою профессиональную деятельность так, чтобы каждый ребенок имел неограниченные возможности для самостоятельного развития.

Таким образом, в структуре профессионально направленной личности педагога готовность к инновационной деятельности является показателем его способности нетрадиционно решать актуальные для личностно-ориентированного образования проблемы.

Готовность педагога к инновационной деятельности определяют по нескольким показателям. В частности, потребность в нововведениях активизирует интерес к получению знаний в конкретной отрасли,  успешность собственной педагогической инновационной деятельности помогает преодолевать трудности, искать новые способы деятельности, отстаивать новаторские подходы во взаимодействии с теми, кто их не воспринимает.

На основе соотношения и степени проявления этих показателей выделяют:

- интуитивный уровень сформированности готовности к инновационной педагогической деятельности. Педагоги, которых за особенностями их мышления и практической деятельности причисляют к этому уровню сформированности готовности, относятся к инновационной проблематике в качестве альтернативы традиционной практики. Основой такого отношения является эмоциональный, интуитивный настрой на восприятие нового потому, что оно новое, а не глубокие теоретические знания особенностей инновационной идеи или анализ педагогической практики, которая на этой идее базируется. Педагогическая рефлексия у них не сформирована;

- репродуктивный уровень сформированности готовности к инновационной педагогической деятельности. Эта категория педагогов хорошо знакома с теоретическими основами, содержанием, конкретными методиками педагогов-новаторов, нередко применяет элементы этих систем в собственной педагогической деятельности. Однако использование инноваций в их педагогической практике является спорадическим (неупорядоченным), ситуативным. Отдельные педагоги считают, что новые технологии могут быть применены только их авторами. Педагогическая рефлексия в них выражена недостаточно;

- поисковый уровень сформированности готовности к инновационной педагогической деятельности. Педагоги, которых причисляют к этой группы, пытаются работать по-новому, воплощая в собственной деятельности известные технологии и методики учебно-воспитательной работы. Они охотно идут на эксперимент, не скрывают ни своих успехов, ни ошибок, открыты для публичного обсуждения, осмысления педагогических инноваций;

- творческий уровень сформированности готовности к инновационной педагогической деятельности. Педагоги, которые творчески относятся к инновационной деятельности, имеют широкие и содержательные знания о новых научных и новаторские подходы к обучению и воспитанию, владеют новейшими технологиями и создают собственные. Реализация творческого потенциала в инновационном процессе для многих из них является важнейшим ориентиром деятельности.

Таким образом, своевременное, объективное выяснение уровня сложившейся готовности конкретного педагога к инновационной деятельности дает возможность спланировать работу по развитию его инновационного потенциала, который является важным компонентом структурных профессиональных качеств.

3. Качество образования на современном этапе

Качество образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень  воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных  возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

Качество образования ДОО зависит от:

- качества работы воспитателя;

- отношений, которые сложились в коллективе;

- условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми;

- объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

Большинство родителей рассматривают качество дошкольного образования на уровне житейского понятия, в  общеупотребимом значении  как полезность и добротность объекта. Система дошкольного образования все больше воспринимается в общественном сознании как сфера услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, их воспитанию, обучению и развитию. Услуга-это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя и деятельности исполнителя по удовлетворению запросов потребителя.

Качество же дошкольного образования в целом представляет собой многомерное синтетическое понятие. Именно эта многогранность определяет подходы и задает логику формирования информационной базы его оценки.

Оценка качества процесса развития любой системы осуществляется на основе сравнения ее  фактического состояния с состоянием необходимым. Без четкого понимания, что есть необходимое состояние,  к которому  система в целом и каждый ребенок в отдельности должны придти в результате процесса развития, образовательный процесс не может быть ни вполне целенаправленным, ни качественным.

Таким образом, качество дошкольного образования - это интеграция:

- гарантированной реализации стандартов образования, т.е. качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, позволяющего ребенку как субъекту образовательного процесса гарантированно достичь уровня образованности, обеспечивающего переход на следующую образовательную ступень – начальной школы;

- способности субъектов образования ставить цели в различных контекстах и достигать их:

- качества полноценного, возрастосообразного развития ребенка, сохранения его здоровья,

- качества профессионально-личностных достижений педагогов дошкольного образовательного учреждения,

- качества управления системой дошкольного образования;

- способности отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон, т.е. качества результатов дошкольного образования, удовлетворяющего ожиданиям и запросам потребителей (в первую очередь – родителей) и соответствующего государственным нормативам;

- стремления к совершенствованию, т.е. стремления не только к реальному, но и к потенциальному качеству образования в  дошкольном образовательном учреждении.

Следовательно: качество дошкольного образования - обобщенная мера эффективности деятельности дошкольного образовательного учреждения, проявляющаяся в гарантировании уровня предоставляемых образовательных услуг, которая удовлетворяет ожидания и запросы потребителей и соответствует Федеральному государственному образовательному  стандарту дошкольного образования.

Список использованных источников:

1.

Воропаева Е.Э. Структура и критерии готовности педагога к инновационной деятельности // Современные проблемы науки и образования. № 4. 2014. Электронный научный журнал: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13880

2.

Дичковская И. Инновационные педагогические технологии. – М.: Академия, 2009.

3.

Дьяконова А.А. К вопросу о качестве образования в современных условиях.// Преемственность в образовании. № 10 (03) 2016. Электронный журнал: http://journal.preemstvennost.ru/10-03-2016

4.

Инновационность как признак современности. Электронная онлайн библиотека. // Режим доступа: http://banauka.ru/2416.html

5.

Семина И.С. Гурова О.С. К проблеме готовности педагога к инновационной деятельности // Мир науки, культуры, олбразования. № 3 (52) 2015. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-gotovnosti-pedagoga-k-innovatsionnoy-deyatelnosti

Материал подготовила старший воспитатель Хибаба О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации педагогического процесса, способствующие качественному образованию.

Инновации в управленческой деятельности.Инновация в содержании  образования....

Современные подходы к организации педагогического процесса, способствующие качественному образованию.

Инновации в управленческой деятельности.Инновация в содержании  образования....

Инновационная деятельность в образовательных организациях с реализацией инклюзивного образования

в статье описаны инновационые формы работы по физическому развитию дошкольников в дошкольной организации, реализующей инклюзивное образование сдетьми с ОВЗ....

Повышение качества дошкольного образования посредством инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации (статья)

Повышение качества дошкольного образования в настоящее время возможно лишь на основе реализации инновационного подхода, определяющего образование современного поколения. Такой подход регламентируется ...

Доклад на августовской педагогической конференции «Современные условия развития дошкольной образовательной организации как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС ДО»

  Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требован...

Проектная модель «Внедрение инновационной деятельности в образовательное пространство дошкольной организации как средство повышения качества образования»

Важным аспектом повышения качества образования является организация и внедрение в педагогическую практику дошкольной образовательной организации деятельности в инновационном режиме, направленном на пр...