Совершенствование форм организации учебной деятельности как условие достижения качественного образования
материал по теме
О формах организации учебной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_organizatsii_uchebnoy_deyatelnosti.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр»
Шебекинского района и города Шебекино
Совершенствование форм организации учебной деятельности как условие достижения качественного образования
Педагог дополнительного образования:
Махонина Ольга Викторовна
Шебекино - 2013
Успех и эффективность учебно-воспитательной работы зависит от умелого использования многообразия форм ее организации. Организационная форма учебной деятельности – это внешнее выражение согласованной деятельности педагога и обучающихся, осуществляемое в определенном порядке и режиме. Именно в организационных формах осуществляется взаимодействие преподавания и учения.
Одновременно эффективность обучения обеспечивается не отдельными формами, а их продуманной, взаимосвязанной системой, выполняющей функции:
обучающе-образовательные, позволяющие конструировать и использовать данные формы для создания наиболее эффективных условий передачи детям знаний, умений и навыков, формирования их мировоззрения и развития способностей;
воспитательные, обеспечивающие последовательное введение обучающихся в разнообразные виды деятельности;
организационные, требующие четкой методической проработки и инструментовки образовательного процесса;
психологические, предполагающие оптимальное развитие у обучающихся всех психических процессов, способствующих обучению;
развивающие, связанные с созданием многообразия условий для полноценной интеллектуальной деятельности;
систематизирующие и структурирующие, обеспечивающие научную последовательность и логичность передачи информационного учебного материала;
комплексирующие и координирующие, представляющие взаимосвязь самих форм обучения с целью повышения эффективности образовательного процесса;
стимулирующие, проявляющиеся в учете возрастных особенностей обучающихся.
Реализация этих функций в единстве различных форм обучения способствует профессиональному совершенствованию педагога и личностному развитию обучающихся.
Традиционно выделяются три формы организации учебной деятельности – фронтальная, индивидуальная и групповая. В основном, я использую фронтальную форму, которая предполагает совместную деятельность всей группы; иногда групповую – работу обучающихся в группах из 3-4 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными. Обдуманно применяемая групповая работа создает благоприятные воспитательные возможности, приучает к коллективной деятельности.
Я провожу занятия «Английский язык» для детей 4-6 лет в школе раннего развития «Росток» и «Родное слово» в школе развития «Знай-ка». Формы этих 2-ух занятий немного отличаются, т.к. занятия по английскому языку носят развивающий характер, а по «Родному слову» - обучающий, т.к. здесь идет подготовка к школе.
Основной формой организации обучения является традиционное занятие. Учебный процесс состоит из системы конкретных занятий. Одни занятия преследуют цель формирования знаний, другие - закрепления и совершенствования их, третьи - проверки усвоения знаний, сформированности умений и навыков и т.д.
Традиционное занятие является основной, но не единственной формой организации обучения. В моей практике применяются разнообразные формы организации обучения. Так, по английскому языку: это может быть своего рода занятие с привлечением игр и физкультурных упражнений. При изучении нового материала может использоваться занятие-беседа; с целью закрепления или повторения материала проводится: занятие-сказка, интервью. По завершении каждой разговорной темы проводятся итоговые занятия, которые могут проходить в следующих формах:
- дидактическая игра;
- мини-представление для родителей (для открытых занятий);
- конкурс чтецов;
-путешествие в Страну Веселых Зверюшек (в Страну Красок, в магазин Одежды и т.д.).
По «Родному слову» я использую такие занятия, как: в гостях у слова, занятие-путешествие (при знакомстве с новой буквой, например), занятие-аукцион (может использоваться как при обобщении знаний по определенной теме, так и при изучении нового материала). Н-р, при знакомстве с новым звуком (новыми звуками) и новой буквой, где новый звук (новые звуки) мне помогают выделить и найти дети. Так, при знакомстве со звуком [ч'] и буквой Ч на занятие можно принести сказочных персонажей (Чебурашка, Чиполлино и Черепаха). Детям задается вопрос: «С какого звука начинаются имена наших героев? (Дети отвечают.) А теперь назовите новый звук. (Ответ: [ч'].) Этот звук гласный или согласный? Почему? (Дети отвечают.) Он мягкий согласный или твердый? Почему? (Дети отвечают.) Сделать вывод: Я открою вам секрет: этот звук не имеет парного по мягкости и твердости. Какой этот звук по глухости-звонкости? Почему? (Дети отвечают.) А сейчас мы будем искать этот звук в словах. И дальше проводится аукцион. На аукционе победителем станет тот, кто назовет последним слово со звуком [ч']. Слова дети должны запомнить, н-р, из сказки, и в конце делается вывод: - Какой же звук встретился во всех этих словах? (Дети отвечают.) На письме этот звук обозначается буквой – "Ч")».
Также, я провожу занятия с использованием игровых ситуаций, занятия-соревнования, занятия типа ПОЛЕ ЧУДЕС.
При проведении итогового контроля на занятиях по «Родному слову» использую такую форму как тестирование.
Это так называемые «нестандартные уроки». Нестандартная форма урока - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.
Хочу отметить, что нетрадиционные формы занятия очень эффективны: на них повышается качество знаний, развивается познавательный интерес, память, развивается произвольное внимание, возрастает объём запоминаемого. Обучающиеся положительно относятся к не совсем обычным занятиям, приветствуют их. Им интересно, нравится заниматься, дети работают с удовольствием и желанием, проявляют любопытство. С радостью воспринимают задания и выполняют их лучше, чем на обычных занятиях. На таких занятиях, слабые обучающиеся чувствуют себя увереннее.
Также, хочу добавить, что не представляю себе современное занятие без использования информационных технологий. Применение компьютерных технологий на своих занятиях является высокоэффективным творческим реализующим фактором использования разнообразных форм развития, воспитания и обучения.
Такой способ организации учебной деятельности позволяет не только в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи занятия, но и осуществлять обучающую коммуникативную познавательную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная деятельность в дошкольной организации как фактор достижения качественного образования
Специфическими особенностями инновационного обучения является его открытость будущему, способность к предвидению на основе постоянной переоценки ценностей, настроенность на конструктивные действия в о...
Статья "Сюжетно – ролевая игра как форма организации культурной практики в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
В данной статье освещены вопросы организации и разновидностей сюжетно-ролевых игр для дошкольников в условиях ФГОС ДОУ в рамках проведения культурных практик....
Доклад«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «ИЗО творчество как форма коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта
В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, в настоящее время возникает острая необходимость в новых современ...
Доклад на тему: "Дизайнерский подход в творческой деятельности детей, как средство качественного образования"
Детский дизайн - новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование резул...
Проектирование индивидуального образовательного маршрута как условие достижения качественных результатов реализации Основной образовательной программы дошкольного образования.
Принцип индивидуализации ФГОС ДО предполагает широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку, утверждает признание самоценности ...
Выступление на совете педагогов №3 «Современные подходы к организации работы по направленности-практическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО» мастер-класс «Утренний Круг- как форма организации совместной деятельности»
Выступление на совете педагогов №3 «Современные подходы к организации работы по направленности-практическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО» мастер-класс «Утренний Круг- ...
Методическая разработка: "Совершенствование форм организации учебно-воспитательной деятельности с использованием проектных технологий"
По отношению к возможностям обучающихся с нарушениями слуха, в качестве освоения образовательной программы, повышения результатов учебных побед, в образовательной организации внедряются научные достиж...