Методическая разработка к повышению квалификации музыкальных руководителей
учебно-методический материал по теме

Евлампьева Ольга Николаевна

Методическая разработка раздела  образовательной программы по теме « Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе овладения образовательной областью «Музыка»». Аттестационная работа на высшую квалификационную категорию.

                                                    Аттестационная   работа

                                                   на  высшую квалификационную

                                                  категорию

                     музыкального руководителя

                                       Евлампьевой О.Н.      

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ  детский  сад  № 6  г. Павлово

Методическая разработка раздела  образовательной программы

по теме « Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе овладения образовательной областью «Музыка»».

                                                       Аттестационная   работа

                                                   на  высшую квалификационную

                                                  категорию

                     музыкального руководителя

                                       Евлампьевой О.Н.      

                                                                     

                                                         Образование   высшее педагогическое  

                                                             Педагогический стаж  36 лет  

http://antoshka6.ucoz.ru/detsad.jpg

г. Павлово 2012

Добрый день, уважаемая комиссия! Тема моей методической разработки «Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе овладения образовательной областью «Музыка». Слайд № 1.

Актуальность темы связана с тем, что современное образование дошкольников в настоящее время претерпевает глобальные преобразования, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г.,  №655.  Раздел «Музыка» введен в содержание основной общеобразовательной программы ДОУ, которое ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей.

 Слайд № 2. Задачи психолого-педагогической работы по формированию этих качеств решаются совместно со специфическими  задачами образовательной области «Музыка». В связи с этим возникла необходимость совершенствования своей работы по этому направлению: изучение нормативных документов,  методической литературы.

Слайд № 3.Интеллектуальные качества дошкольника  формируются  в музыкальной деятельности  в процессе развития  следующих компонентов:

Слайд №4. Слайд № 5, слайд №6, Проблема интеллектуального развития дошкольников  в образовательной области «Музыка»  заключается в формулировке задач, подборе современных программ, технологий и методов.

Анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой и программы «Истоки» Л.А.Парамоновой показал наличие в каждой из них косвенных задач по развитию интеллекта детей. В  программе «Камертон» Э.П.Костиной  наиболее полно и конкретно определены задачи по развитию интеллектуальных  способностей и познавательных процессов, в зависимости от возрастных возможностей детей.

Слайд № 7, слайд № 8, слайд № 9слайд № 10.  Интеллектуальное развитие дошкольников в образовательной области «Музыка» по программе «Камертон»  осуществляется в разных видах музыкальной деятельности в форме игры. Игры  на различение и сравнение, обобщение, сопоставление, игры по  моделированию, игры на различение правильного выполнение умения, игры  с ручными знаками, игры  на запоминание, составление творческих композиций, сочинение своих мелодий, импровизаций. Игры  и игровые упражнения  на развитие восприятия, внимания, памяти и творческих способностей  формируют у детей  музыкальное мышление, способность к элементарным суждениям и оценкам, развивают  творческое воображение, углубляют  эмоциональное сопереживание, интерес к музыке.

В. А. Сухомлинский утверждал, что музыка — могучий источник мысли, без музыкального воспитания не может состояться полноценное умственное развитие ребенка. Поэтому была поставлена цель:  развивать интеллектуальные качества дошкольников в процессе овладения детьми образовательной областью «Музыка».

Слайд №11. ( Диагностика) Мониторинг, проведенный по методике Э.П. Костиной,   показал незначительный уровень  развития общих интеллектуальных музыкальных способностей у детей выпуска 2008-2009 и 2009-2010 года. Средний балл на конец года составил, соответственно 2,6 и 2,9 балла.  Исходя из данных обследования,  были скорректированы задачи по дальнейшему развитию музыкальных интеллектуальных способностей  детей этого возраста.

Слайд № 12. Задачи. В результате осуществления этих задач возможно достижение целенаправленного  интеллектуального  развития  дошкольников, их личностное становление.

Слайд № 13. Психолого-педагогическим  обоснованием для ведения работы по развитию интеллектуальных качеств дошкольников  является: 

1. Наличие у детей 2-3х лет наглядно-действенного  мышления. 

2. Дети 3-4 лет обладают наглядно-образным мышлением, способны отвечать на вопросы, где нужно выбрать правильный ответ («вопросы-вилки»),  дети понимают слова – антонимы. В  игровой форме начинаем знакомить детей с нотами 1-3 ступени, ручными знаками, их обозначающими.

3.Слайд № 14. Мышление ребенка  4-5 лет становится речевым и ведущим в нем оказывается воображение. Используя игровые приёмы,  побуждаем  детей сочинять:  свою песню, танец, марш, свою музыку на металлофоне.  

4.Слайд № 15. Словесно-логическое мышление ребенка 5-6 лет характеризуется способностью детей удерживать в сознании цепочку взаимосвязанных событий. Приобщаем  детей к понятиям «знак – нота», «нотная азбука – система знаков».

5.Слайд № 16.Дети 6-7 лет  способны анализировать музыкальное произведение, сравнивать, выделять, обобщать, осознают характер музыки, комплекс средств музыкальной выразительности, так как в этот период быстро развивается музыкальное воображение и мышление. 

 У  большинства детей этого возраста сформированы музыкально-сенсорные способности, в основном сконцентрировано внимание, развита координация движений под музыку, имеется большой запас любимых музыкальных произведений, развито творческое воображение.

Слайд № 17. Педагогические условия

На основании этого можно сделать вывод: становление и формирование интеллектуальных качеств дошкольников происходит на протяжении всего  пути психического развития ребенка.  Это процесс длительный и результаты зависят от многих факторов, один  из которых  - создание  благоприятных педагогических условий, способствующих формированию интеллектуальных способностей детей.

Постепенно происходило накапливание дидактического и наглядного материала: Слайд № 18.Фото дидактического материала.

- лесенки от трех до семи ступенек с изображением ручных знаков,

 -музыкальный конструктор (объемный и плоскостной),

- «зашифрованные песенки» из ручных знаков,

 -карточки моделирования,

- плоскостная клавиатура с набором игровых познавательных заданий,

- книжка «Мои игрушки» со стихами А. Барто  для сочинения песенок,

- музыкальные ребусы, кроссворды.

- карточки для сопоставления оттенков средств музыкальной выразительности  ( темп, динамика, характер).

- игры по определению жанра в музыке,

- музыкально-дидактические игры по программе,

- партитуры для исполнения оркестра,

- музыкальные кубы,

- пособие «Музыкальные ключи» для определения регистра,

- альбомы с профессиями музыкантов,

- пособие «Мажор и Минор» для определения лада,

- карта «Музыкального городка»,

- познавательные альбомы «Балет», «Где Ната услышала музыку?».

- развивающая игра «Волшебный шатер» ( длительность нот),

- набор персонажей музыкального театра.

2. Слайд № 19 .Совершенствовалось эмоционально-положительное общение детей и взрослых  в непосредственно организованной деятельности, появились традиции:

- ежедневная традиция песенного приветствия детей и взрослых, передающая радость по поводу предстоящего общения друг с другом;

- ежемесячная традиция – «Встречи с интересными людьми» ( с гитаристом-папой, певицей-бабушкой, баянистом, с детьми музыкальной школы);

- ежеквартальная традиция досугов «Дети для детей», «День сказки в детском саду», «Дети для родителей», «Познавательная игротека»,

- годовая традиция познавательных праздников и развлечений  

«Музыкальный КВН», конкурс «Знатоки музыки».

3.Претерпела изменение модель организации образовательного процесса – занятия превратились в совместную  деятельность взрослого и ребенка. Обогатились формы организации детской деятельности:

-познавательная минутка-беседа «Знаешь ли ты?», помогающая заинтересовать ребенка, возникновение  у него состояние «хочу знать»; сказки о музыке, сначала рассказываемые педагогом, а потом старшими детьми для малышей; музыкальные  импровизации на различные музыкальные темы; познавательная игротека; заполнение карты «Музыкального городка»; совместный просмотр балетов и обсуждение. Слайд № 20, слайд № 21. Схема методов и приемов.

В своей работе я использовала как традиционные методы с нарастанием проблемности, так и приемы, активизирующие развитие интеллектуальных способностей.

 Слайд № 22, слайд № 23, слайд № 24. Был разработан комплексно-тематический план мероприятий по интеллектуальному развитию в музыкальной деятельности детей  подготовительной группы.

Слайд № 25. Слайд № 26, слайд № 27, слайд № 28.Результаты проведенной  мной работы по развитию интеллектуальных качеств  детей в образовательной области «Музыка», представлены через призму ФГТ.

Слайд № 18. Мониторинг.  В конце учебного года был проведён итоговый мониторинг, который показал динамику в развитии интеллектуальных музыкальных способностей – хорошо развитую музыкальную память, сформированное  желание детей сочинять и импровизировать музыку, владея основами музыкальной грамоты, оригинальность в выполнении творческих заданий.  Средний балл на конец года, после интенсивного использования инновационных методов составил – 3,4 балла, что доказывает эффективность внедрения новшеств в работу музыкального руководителя.

Слайд № 20 Внутренние результаты. - У детей сформировано  целостное и дифференцированное восприятие произведений различных видов искусства: музыки, живописи, поэзии; дети могут  находить сходство и различие в содержании, настроении произведений, отмечают  общее и различное в средствах выразительности.

-  Увеличился объем памяти детей, они помнят произведения, выученные в течение года, и наиболее любимые; обогатилась  ритмическая, мелодическая, интонационная  память.

- Активизировалось  воображение детей, они стали глубже  понимать смысл отношений музыкальных образов содержания программного музыкального произведения.

-  Наглядно-образное мышление  приобрело элементы логического, соответствующего  особенностям  детей седьмого года жизни.

- Обогатилась речь, расширился  запас слов, связанных с музыкальной культурой, активизировался  словарь.

Слайд №   Внешние результаты. – Разработано содержание методического пособия «Познавательные минутки –беседы «Знаешь ли ты?».

- Составлен годовой план на тему «Сказки о музыке»  для показа детям младшего возраста.

- Изготовлено авторское дидактическое пособие «Музыкальный городок».

- Изготовлены развивающие дидактические игры «Птички и мишки», «Веселые клоуны», «Кто шагает?», «Волшебный шатер».

-Составлен конспект интегрированного занятия «Мелодия – душа музыки».

- Разработаны конспекты комплексных занятий «Оркестровый урок», «Балет как вид искусства», «Сказки Музыкального королевства»

- Разработан комплексно-тематический план мероприятий по интеллектуальному развитию детей подготовительной группы в музыкальной деятельности.

- Разработан конспект доминантного занятия «Сами песни сочиняем», который опубликован в ж. «Музыкальный руководитель» №2-2012г.

- Составлен конспект развлечения «Музыкальный  КВН» для старшего дошкольного возраста.

Спасибо за внимание!

Слайд № Список литературы.

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное  развитие  ребенка.- М., 1968.
  2. Восприятие  музыки: Сб. статей / Под ред. В. Максимова. – М.,1980.
  3. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1976.

      4.   Готсдинер А. Л. Музыкальная  психология. – М., 1993.

  1. Громова Е.А. Эмоциональная  память  и  ее механизмы. – М., 1980.
  2. Гризик Т. Познаю  мир. - М., 2004.
  3. Запорожец А.В. Некоторые  психологические  вопросы  развития  музыкального  слуха  у  детей  дошкольного  возраста. /Под ред. В.Н.Шацкой. – М., 1963.
  4. Костина Э.П. Теория и практика креативной педагогической технологии содействия музыкальному образованию детей 5-6 лет.- Н.Н., 2008
  5. Назайкинский Е.В.  О психологии музыкального восприятия. – М., 1972г.
  6. Нисканен Л.Г., Шаграева О.А.Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учебное пособие для студ. выш. пед. уч.з.- М.»Академия», 2002г.
  7. Петрушин В.И. Моделирование  эмоций  средствами  музыки //  Вопросы  психологии. – 1998. - №5.
  8. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. — СПб.: Детство-Пресс, 2005.
  9. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста Дубна Феникс+2011 г.
  10. Радынова О.П. Журнал «Справочник музыкального руководителя» №02012 год.
  11. Радынова О.П. Музыкальное  развитие  детей. – М., 1997.
  12. Тарасова К.В. Онтогенез  музыкальных  способностей . – М., 1988.
  13.  Школяр П.В., Красильникова М.С. и др. Теория и методика  музыкального  образования  детей. – М.,1999.

ПРОГРАММЫ.

  1. Доронова Т.Н. и др. Радуга: Программа  воспитания,  образования и развития детей дошкольного  возраста в условиях  детского сада. – М., 2004.
  2. Дубровская Е.А. Раз ступенька,  два  ступенька – будет…песенка. – М., 1999.
  3. Костина Э.П. Камертон : Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. – ЛИНКА-ПРЕСС, Москва 2008.
  4. Костина Э.П. Камертон: Азбука  музыкального  образования  детей  дошкольного  возраста. – Н.Н., 2001.
  5. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. – М., 1997.

     6.Тарасова К. В. , Нестеренко Т. В., Рубан Т. Г. Гармония: Программа                          развития музыкальности у детей. — М.: Центр «Гармония», 1993.

    7.Тарасова К. В. , Петрова М. Л., Рубан Т. Г. Синтез: Программа развития музыкального восприятия на основе трех видов искусств. — М.: Виоланта, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Грачёвой Зинаиды Никитичны, музыкального руководителя МБДОУ д/с к/в №31 Славянского района, Краснодарского края. Старая добрая песня «Пирожки» с «новой начинкой» .

Методическая разработка Грачёвой Зинаиды Никитичны, музыкального руководителя МБДОУ д/с к/в №31Славянского района, Краснодарского края. Старая добрая песня «Пирожки» с «новой начинкой»....

Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

"Роль логоритмических упражнений в формировании устойчивого интереса дошкольников к музыкальной деятельности" -мастер-класс и презентация в рамках областных курсов повышения квалификации музыкальных руководителей дошкольных учреждений.

Логоритмика - это методика, связывающая воедино слово, музыку и движение.Логоритмика  полезна всем детям, а особенно имеющим проблемы становления  речевой функции, двигательной активности, з...

Методическая разработка по повышению квалификации педагогов "Организация деятельности школы дошкольных наук для педагогов"

Повышение квалификации педагогов при участии в работе Школы дошкольных наук, организованной в детском саду. разработаны учебный план занятий-уроков, диагностические листы, критерии оценки развивающей ...

Методическая разработка мастер- класса для музыкальных руководителей потеме: «Развитие музыкальности и импровизационно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста через элементарное музицирование».

Методическая разработка мастер- классадля музыкальных руководителей потеме:«Развитие музыкальности  и импровизационно-творческой деятельности детей  старшего  дошкольного возраста...

Методическая разработка «О совместной работе музыкального руководителя и воспитателя».

Данная методическая разработка предназначена музыкальным руководителям ДОУ. Опыт работы убеждает, что только совместная работа музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в...