(описание опыта работы) «Формирование общей культуры, развитие нравственных качеств личности детей дошкольного возраста на основе национальных традиций в рамках образовательного пространства детского сада» Возраст детей: 4-5 и 5-6 лет
материал (средняя, старшая группа) на тему
Аннотация
Описанный опыт по нравственному воспитанию обращает нас на мудрую, проверенную веками народную педагогику. Её формами были праздники, обряды, а методами игры, загадки. Пословицы, поговорки, потешки, песенки несли в себе богатство знаний об окружающем мире в интересной образной легкой для познания форме и понятной, близкой детям. Сказки увлекательно и неназойливо учили азам нравственности и морали. Именно фольклор сохранил для нас наш национальный дух и культуру с традициями.
В работе разработаны перспективные планы по ознакомлению детей с историей русской культуры, обычаями, праздниками, устным народным творчеством, традиционными народными промыслами, по воспитанию нравственных чувств и пониманию моральных норм в обществе. Также включена работа с родителями по укреплению семейных уз, продолжению преемственности поколений, повышению интереса к совместному творчеству, народным промыслам.
Данный педагогический опыт показывает, как можно на основе национальных традиций воспитывать и развивать высоконравственную личность, смотрящую на жизнь с оптимизмом, добром и любовью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_nravst.docx | 853.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка»
Творческая работа
(описание опыта работы)
«Формирование общей культуры, развитие нравственных качеств личности детей дошкольного возраста на основе национальных традиций в рамках образовательного пространства детского сада»
Возраст детей: 4-5 и 5-6 лет (средняя и старшая группы)
Срок реализации: 2 года
Выполнила: Милованова Татьяна Николаевна,
воспитатель MБДОУ детский сад «Ромашка»
г. Урень
2014 г.
Аннотация
Описанный опыт по нравственному воспитанию обращает нас на мудрую, проверенную веками народную педагогику. Её формами были праздники, обряды, а методами игры, загадки. Пословицы, поговорки, потешки, песенки несли в себе богатство знаний об окружающем мире в интересной образной легкой для познания форме и понятной, близкой детям. Сказки увлекательно и неназойливо учили азам нравственности и морали. Именно фольклор сохранил для нас наш национальный дух и культуру с традициями.
В работе разработаны перспективные планы по ознакомлению детей с историей русской культуры, обычаями, праздниками, устным народным творчеством, традиционными народными промыслами, по воспитанию нравственных чувств и пониманию моральных норм в обществе. Также включена работа с родителями по укреплению семейных уз, продолжению преемственности поколений, повышению интереса к совместному творчеству, народным промыслам.
Данный педагогический опыт показывает, как можно на основе национальных традиций воспитывать и развивать высоконравственную личность, смотрящую на жизнь с оптимизмом, добром и любовью.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Глава 2. Содержание и методика нравственного воспитания детей дошкольного возраста через использование элементов традиционной народной культуры.
Глава 3.Опыт педагогической деятельности по нравственному воспитанию дошкольников путем использования элементов народной культуры в воспитательно – образовательном процессе.
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
«Русский народ не должен терять
своего нравственного авторитета
среди других народов - авторитета,
достойно завоёванного русским искусством,
литературой. Мы не должны забывать
о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…
Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
Д. С. Лихачёв.
В многовековой истории России можно увидеть много примеров тяжелых испытаний на прочность нашей государственности, попыток изменить нашу культуру, традиции, завоевать и истребить русский народ. Но мы смогли победить и выстоять. Россия всегда гордилась сплоченностью народа, крепостью русского духа, широтой русской души. Лишь политика смены культурных приоритетов смогла нанести ощутимый вред и внести смятение в умы и души русских людей.
Самый ближайший пример испытаний и глубоко врезавшийся в память это момент распада Советского Союза и начало американизации и свободы нравов. Именно тогда, почему - то и кто - то решил что все русское не модно и неправильно. Шла пропаганда всего западного. Увы, наша страна осталась без основы, фундамента, что привело к потере целого поколения молодежи 90-х годов. Сменились приоритеты: если ранее ценились доброта, щедрость, взаимовыручка, толерантность, воспитанность, уважение к старшему поколению, то в 90 - е стали цениться и ставиться во главу материальные блага, связи и все зарубежное. Молодежь смеялась и порицала людей живущих по принципам нравственности и морали, не забывавших русскую культуру. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», - слова А. С. Пушкина. Нравственность, духовность, мораль – это как якори, которые помогают держаться и не уплыть по течению пороков, жестокости, зла, ненависти. Как нельзя лучше об этом сказал Белинский В. Г.: «Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, - ничего, чем человек есть человек». Отказ от своего культурного наследия привел к потере и деморализации целого поколения молодежи 90-х годов.
Отрадно видеть, что мы, россияне, снова повернулись навстречу гуманности, нравственности и духовности. Наконец, поняли важность сохранения национальной культуры и традиций, как основы процветания нашей нации. Очень важно, что и политика правительства помогает укреплению позиций народности в культуре, образовании. Это видно из слов Президента РФ В. В. Путина.
«В Конституции общенародная ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности. Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики.
В мире XXI века на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией.
На улицах наших городов и посёлков мы видим сегодня результаты того, что происходило в государстве, в обществе, в школе, в СМИ, да и в наших головах в последние, в предыдущие 15–20 лет. Это и понятно. Тогда были отброшены все идеологические штампы прежней эпохи. Но, к сожалению, тогда же были утрачены и многие нравственные ориентиры.
Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.
Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.
Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение. Закон может защищать нравственность, и должен это делать, но нельзя законом установить нравственность. Мы должны действовать не путём запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики.
Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России». (Послание президента В.В. Путина Федеральному Собранию 2012г. «О духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании детей и молодежи»).
Наступающий 2014 год объявлен в России Годом культуры. Он призван стать годом истинного просветительства, обращения к нашим культурным корням, к вопросам патриотизма, нравственности и морали.
Мы знаем всеохватывающую, объединяющую роль культуры, истории, русского языка для нашего многонационального народа и с учётом этого должны выстраивать государственную политику, в том числе в сфере образования.
Сегодня во многих странах пересматриваются нормы морали и нравственности, стираются национальные традиции и различия наций и культур. И мы знаем, что в мире всё больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира.
Конечно, это - консервативная позиция. Но, говоря словами Николая Бердяева, смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперёд и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к первобытному состоянию. (Послание президента В.В. Путина Федеральному Собранию 2013г. «О духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании детей и молодежи»)
Опора на национальную культуру, исторические корни и традиции помогут россиянам встать, как и раньше крепкой, дружной нацией. Именно нравственно-патриотическое воспитание в народных традициях подрастающего поколения является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Фольклор, древние пласты культуры, традиции в целом, это как неисчерпаемый источник воспитания и развития в ребенке нравственных качеств, положительных моральных приоритетов, патриотизма и гордости за свою страну, национальность. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества. Содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт и мудрость, просеянные через сито веков, духовный мир, мысли, чувства, наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.
«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления», - писал В. Г. Белинский.
В дошкольном возрасте весь мир ребенка окрашен в яркие эмоции, которые помогают понимать ему других людей, переживать и давать понять взрослым о своем эмоциональном состоянии. Произведения устного народного творчества легки для восприятия, эмоциональны, веселы, образны и несут много знаний об окружающем мире. Фольклорные праздники и развлечения полны играми, песнями и хороводами, что очень близко детям дошкольного возраста.
Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста тесно связано с развитием его нравственных представлений и чувств. К 4-5 годам ребенок уже может управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму. Особенности эмоционально-нравственного развития детей дошкольного возраста обуславливают использование элементов фольклора в воспитании и образовании детей. Поэтому актуальна в наши дни тема: «Нравственное воспитание дошкольников путем использования элементов народной культуры в воспитательно – образовательном процессе».
Цель работы: Обобщение опыта работы по формированию общей культуры, развитию нравственных качеств личности детей дошкольного возраста на основе национальных традиций.
Задачи работы:
- показать теоретическое обоснование формирования общей культуры и развития нравственных качеств личности детей в дошкольном возрасте на основе национальных традиций;
- раскрыть организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного пространства детского сада;
- познакомить с формами, методами и приемами ознакомления с элементами народной культуры, воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста;
- познакомить с формами работы с родителями детей дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Воспитание личности - это воспитание такого стойкого морального начала, благодаря которому человек сам становится источником благотворного влияния на других, сам воспитывается, и в процессе самовоспитания еще больше утверждает в себе собственное моральное начало
В. А. Сухомлинский
Нравственное воспитание дошкольников - целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу
Нравственное развитие дошкольников - это процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей.
Основы высоконравственной личности закладываются в дошкольном возрасте, о чем свидетельствуют исследования А. Н. Леонтьева, В. С. Мухиной, С. Г. Якобсон, В. Г. , и др.
Проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста рассматривались в педагогическом наследии К. Д. Ушинского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, Ф. С. Левин-Щириной, Д. В. Менжерицкой, В. Г. Нечаевой, Л. А. Пеньевской, Т. А. Марковой, А. П. Усовой. Различные аспекты социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста раскрыты в исследованиях современных педагогов: Р. С. Буре, С. А. Козловой, Г. Н. Годиной, А. М. Виноградовой, М. И. Богомоловой, Э. К. Сусловой, Д. В. Сергеевой. В 80-90-е гг. XX в. продолжали изучение проблемы нравственного воспитания Т. И. Ерофеева, Г. И. Григоренко, Г. Н. Гришина, О. В. Артамонова и др.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, в котором живет. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность, самостоятельность, инициатива. В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются положительные взаимоотношения, формируются доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство товарищества и дружбы. Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.
В последние годы используется словосочетание «социально-нравственное воспитание». Значение понятия «социально-нравственное воспитание» значительно шире: социально все, что касается человека, живущего в обществе. Оно тесно связано с понятием «социализация», рассматриваемого как совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества (И.С. Кон). Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.
В результате социально-нравственного воспитания происходит нравственное развитие ребенка, рассматриваемое как процесс и результат, динамика поступательных изменений в сфере нравственности человека. Показателем нравственного развития человека являются представления о морали, нравственные мотивы поведения и отношения, нравственные чувства и, как высший результат, нравственные качества личности, особенности нравственного воспитания детей.
Каждый возрастной период развития дошкольника имеет свои особенности. Нравственное развитие тесно связано с различными психическими процессами.
Так к трём годам доминирующее значение приобретает память, как основа накопления и сохранения личного опыта.
В этом возрасте произвольное внимание ещё неустойчиво, но тенденции к его формированию наметились и развиваются. Волевое начало позволяет ребёнку управлять своими эмоциями. Он способен преодолевать свои желания, которые могут привести к ссорам, конфликтам. Ребёнок учится считаться с интересами других, терпимо относится к тому, что делает товарищ, дожидаясь очереди поиграть, умыться, занять своё место в столовой. В этом возрасте дети уже способны сочувствовать, сопереживать сверстнику. Развитие наглядно-образного мышления служит основой для формирования представлений о последствиях того или иного поступка, позволяет детям удерживать в сознании представления о правилах поведения.
Поддержка взрослым правильных действий детей утверждает их в том, что они знают правила поведения и стимулирует реализовать их в практике.
Накопление образного материала, отражающего содержание поступков, связанных с добрым отношением к окружающим, способствует его обобщению в правило. Но абстрактная формулировка правил поведения трудна ребёнку для восприятия. Поэтому действие по правилу лучше сопровождать словами или примерами из известных детям произведений. Доброжелательное обсуждение поведения детей в играх - как положительного, так и отрицательного - помогает формированию осознанных отношений между играющими детьми. Важно, чтобы дети учились сочувствовать ближнему, осуждать плохие поступки.
В младшем дошкольном возрасте очень важно продолжать формировать образ Я.
Важно, чтобы в этом возрасте дети научились замечать добрые дела, заботу окружающих (близких, родных). Положительный опыт внимательного, заботливого отношения к родным, товарищам обогащается в коллективной игровой деятельности. В игре, как ведущем виде деятельности, совершенствуются представления, полученные ребёнком в реальной жизни, из литературы. Младшие дошкольники осознают себя в действии. Если ребёнок совершил хороший поступок и его похвалили, этого достаточно, чтобы он считал, что он добрый, вежливый и т.д. Похвала, поощрение, награда - наиболее действенные средства подкрепления положительных поступков ребёнка в данном возрасте.
С ростом происходит дальнейшее интенсивное развитие психической, физической и личностной организации ребенка. Развиваются внутренние органы, увеличивается мышечная масса, вес мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий. Все это создает необходимые условия для психического и личностного развития. У ребенка развивается зрительная, слуховая, кожно-двигательная чувствительность. Формируется элементарная наблюдательность, когда ребенок сознательно изучает предметы, выделяя их основные признаки. Дети-дошкольники способны давать первичные эстетические оценки: красиво - некрасиво, нравится - не нравится. Развивается воображение, преобладает конкретное мышление, т.е. мышление в непосредственном действии. К концу дошкольного возраста ребенок в значительной степени осваивает родную речь.
Спецификой дошкольного возраста является изменение социальных условий (социальной ситуации развития), в которых живет ребенок. Он становится более самостоятельным, повышаются требования со стороны взрослых, изменяется система взаимоотношений со сверстниками, так и с взрослыми. Начинается внутренний конфликт между своим желаниями, потребностями быть как «большой» и недостатком физических и психических возможностей. Возникает кризисная ситуация, имеющая несколько особенностей (по Л.С. Выготскому):
- Негативизм (ребенок отказывается подчиняться требованиям взрослых).
- Упрямство (ребенок настаивает на собственных требования и решениях).
- Строптивость (ребенок протестует против порядков, существующих в доме).
- Своеволие (проявляется в стремлении отделиться от взрослых).
- Обесценивание взрослых (мать может услышать от ребенка, что она «дура»).
- Протест-бунт (ребенок часто ссорится с родителями).
В семьях с единственным ребенком может встречаться стремление к деспотизму.
Разрешение данного кризиса лежит в открытии для ребенка новых видов деятельности, дающих ему возможность проявить инициативу, в системе социальных связей, способствующих личностному росту.
В дошкольном возрасте ребенок пытается установить новые, более зрелые формы отношений с окружающими. Родители и воспитатели отмечают любимую фразу в этом возрасте: «Я сам». Ребенок пытается самоутвердиться. В дошкольном возрасте у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу, лежащая в основе формирования самооценки, отношения к самому себе, своим качествам.
Дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Поведение ребенка, выражение им чувств – это важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным.
Для формирования положительной самооценки ребенку важно понять, что, даже ошибаясь, можно продвигаться к поставленной цели. Необходимо чаще говорить ребенку, что он «может», «способен», «умеет», тогда ребенок научится доверять себе.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. В дошкольном возрасте рождается ролевая игра, которая становится ведущей деятельностью. Ролевая игра, вырастая из реальных социальных отношений, играет большую роль в процессе социализации ребенка, так как в ней он осваивает социальные роли, учится выполнять различные социальные функции, учится общаться, сотрудничать, становится на точку зрения другого.
Основные психологические новообразования, на которые можно опираться при воспитании ребенка дошкольного возраста:
1. Формируется первое схематичное цельно детское мировоззрение.
2. Возникают первые этические нормы: «Что есть добро и что есть зло?»
3. Ребенок способен управлять своими эмоциями, ставит перед собой цели. Это свидетельствует о формировании произвольного поведения.
4. Ребенок отделяет себя от мира других людей, что является основой формирования самосознания.
Особенности эмоционально-нравственного развития в дошкольном возрасте
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций.
В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д.
С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличие от двухлетнего ребенка уже может не показывать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них
Эмоциональное развитие ребенка-дошкольника тесно связано с развитием его нравственных представлений и чувств.
Динамика и содержание представлений о нравственных качествах в дошкольном возрасте:
- 3-4 года. Складываются элементарные представления о том, что «такое хорошо, а что такое плохо». Формируется отрицательное отношение к грубости и жадности. На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков, развиваются представления о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости.
- 4-5 лет. Развиваются представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений.
- 5-6 лет. Развиваются обобщенные представления о правдивости, справедливости и, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах.
- 6-7 лет. Продолжают развиваться обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость и т.д.
Таким образом, в дошкольном возрасте у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, формируются не только нравственные качества, но и чувства.
Глава 2. Содержание и методика нравственного воспитания детей дошкольного возраста через использование элементов традиционной народной культуры.
...Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным
К. Д. Ушинский
Фольклор является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры народа, который складывался коллективными усилиями многих поколений, на протяжении многих столетий. Произведения народного искусства отшлифовывались веками, поэтому сила воздействия фольклора на ребёнка в совершенстве формы и яркости средств музыкальной выразительности, слова, в единстве идеи и эмоций. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Русский народный фольклор - помогает заглянуть в себя, понять - кто мы есть и откуда. Русской фольклор - это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Дети очень доверчивы, открыты. Детские впечатления неизгладимы. Детство - это благодатная почва для посева добродетели, порядочности, гражданственности, время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру, становится источником богатых знаний об окружающем мире, взаимоотношениях людей. Поэтому начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет.
Русский педагог К. Д. Ушинский, исследователи русского фольклора Г. С. Виноградов, В. И. Даль и многие другие, отмечали, что основной чертой русского фольклора, его достоинством, является его теснейшая связь с окружающей жизнью. Это делает его совершенным средством воспитания и обучения детей.
Как известно, фольклор - это основное средство народной педагогики. Народная педагогика - это вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов, мнений и убеждений, а также навыков и приемов народа по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве. Это и менталитет нации по отношению к подрастающему поколению, и воспитательные традиции в семье и обществе, и связь и преемственность поколений.
В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, черствость. Считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа. Об этом можно судить по тому огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и труде. Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека. Особенно это важно для становления личности ребёнка. Посредством пословиц, поговорок, сказок развиваются духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения, раскрываются и впитываются общечеловеческие ценности. Народная мудрость, меткость и выразительность слова, запечатленная в сказках, былинах, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за свой народ, интерес и любовь родному языку. Потешки, прибаутки, заклички, колыбельные помогают наладить общение взрослых с детьми, стабилизировать психологическое и эмоциональное состояние ребенка, подготовить к познанию окружающего мира в процессе игры, дают первые представления о предметном, животном, растительном и других мирах, окружающих человека всю жизнь. Есть в них и педагогические наставления, развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям. Кроме того малые формы устного народного творчества подводят детей к активным душевным, эмоциональным действиям: пожалеть, приласкать, убаюкать, любить, сопереживать, позаботиться.
Прекрасный пример словотворчества это русские загадки. Они просто и красочно повествуют о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадки – полезное упражнение для ума. Народные загадки заставляют развиваться мышлению, заставляют размышлять о связях между явлениями и предметами, и об особенностях каждого из них, помогают ему открывать для себя многообразие окружающего мира поэтично и красиво.
Сказка – это особая фольклорная форма, основанная на парадоксальном соединении реального мира и фантастического. Самые элементарные и в то же время самые важные представления об уме и глупости, о хитрости, о прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости - закладываются в сознании ребёнка и определяют для него нормы поведения, в интересной и доступной форме. В каждой сказке содержится мораль, морально-этические нормы поведения в обществе. В ней заключена та необходимая простота человеческих отношений, которая может быть освоена ребёнком прежде, чем он научится понимать сложность мотивов и поступков людей.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Педагогическая ценность проведения праздников с их традициями и обрядами - это раскрыть его значение в культуре, пробудить интерес и внимание детей, создать вокруг праздника атмосферу взволнованности, готовности к восприятию. Особое значение имеет превращение детей - зрителей в активных участников праздника. Воспитательная значимость праздника заключается в том, что он побуждает ребёнка к широкой разнообразной деятельности, способствует активному самовыражению личности, активно и интересно знакомит с русской культурой. Ни один обрядовый праздник не обходился без песен и хороводов, игры на русских музыкальных инструментах: свистульки, колокольчика, деревянных ложек и других незатейливых инструментов. Хоровод - это комплекс из танца, игры и песни, который дает полноценное музыкальное, нравственное и речевое развитие детей.
В жизни русского народа различного вида игры и игрища с древнейших времен занимали очень важное место. Народные игры отражали социальную жизнь разных слоев населения. В них играли как дети, так и взрослые, на праздниках, во время отдыха, на посиделках. Деревенские игры были не в пример разнообразнее и веселее городских игр. К ним все время прибавлялись новые, изобретаемые самими же играющими и подсказываемые укладом жизни народа. Народные подвижные игры требовали участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела соединялись смело задуманный план, быстрота решения, присутствие духа.
К.Д. Ушинский считал народные игры превосходным воспитательным средством, так как:
- в народных играх отражена история нации;
- характер народа, накладывая отпечаток на все проявления общественной жизни людей, отражается и в играх;
- народные игры выступают не только как фактор физического воспитания, но и как средство духовного формирования личности;
- в национальных играх ребенок знакомится с привычками и обычаями определенной местности, среды проживания;
- народные игры - ценнейшее средство всестороннего воспитания личности, развития у него нравственных качеств: честности, выдержки, дисциплины, товарищества;
- народные игры образны, они увлекают детей дошкольного возраста.
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В них на протяжении многих поколений вырабатывался и ярко отражался весь образ жизни и дух народа, его быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
В таких играх радость общения согласовывается с духовным обогащением детей.
В народных подвижных играх хорошо развиваются и закрепляются ловкость, быстрота, а также такие физические действия, как прыжки, бег, метание и т.д.
По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой стадии развития.
В народных играх много шуток, юмора, соревновательного задора. Они часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
Каждому ребенку хочется быть в главной роли, но не все умеют считаться с мнением товарища, справедливо разрешать споры. На помощь приходят мудрые считалки. Задача считалки в том, чтобы помочь подготовить и организовать игру, разделить роли.
Сквозь сито веков просеял народ свое культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество — это неисчерпаемый источник педагогического материала, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Знакомство детей с народными промыслами, изготовлением народной игрушки позволяет развивать художественные, творческие способности, воспитывать эстетический вкус, интерес к прикладному искусству, развивает умение видеть красоту в окружающих предметах, обстановке, помогает крепнуть гордости за русский талантливый народ.
Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Окружающая действительность, особенно городская среда, не дает возможности реально приобщать детей к народной культуре. Эти пробелы могут быть восполнены посещением разнообразных выставок народного искусства, в музее – краеведческих экспозиций. Однако этого явно недостаточно. Поэтому очевидно, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Организация в небольшом помещении детского сада и оборудование его в виде комнаты в русской избе, где будут размещены предметы, наиболее часто упоминающийся в русских сказках (коромысло, горшки, лапти и т.д.) могут оптимизировать знакомство с укладом жизни на Руси.
Неотъемлемой частью нравственного воспитания и элементом воспитания в традициях народной культуры является воспитание любви и уважения к своей семье, получение знаний о своих корнях, родословной, так как она основа, платформа, на которой строится все мировоззрение ребенка. Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери, уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Я.А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И.Г. Песталоцци: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление. Первыми воспитателями в семье народная педагогика извечно считала родителей. «Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей»,- писал Лев Николаевич Толстой.
В пословицах и поговорках, сказках и былинах отмечается, что только те родители достойны своего высокого имени, которые уму-разуму учат да «сердцем награждают»: «Не та мать, что родит, а та, что сердцем наградит», «Не тот батька, кто родил, а кто уму-разуму научил». Огромная роль родительского примера - прописная истина педагогики народа: «Родители трудолюбивы - и дети не ленивы. «Возле батьки-матки учатся дитятки». С особой признательностью народ говорит о материнской любви к детям: «Материнская ласка конца не знает». Поэтому важно наладить тесное сотрудничество с родителями, проводить общие праздники, развлечения. Консультации, активизировать участие родителей вместе с детьми в конкурсах прикладного мастерства, различных акциях гуманитарного характера. Помочь и родителям понять важность приобщения к народной культуре и стать активными участниками процесса восстановления исконно русских традиций, стремиться быть положительным высоконравственным примером для подражания.
Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества, положительного примера своих родителей сложится для ребенка образ Родины, появиться гордость за то, что он русский.
Глава 3. Опыт педагогической деятельности по нравственному воспитанию дошкольников путем использования элементов народной культуры в образовательном процессе.
На базе нашего дошкольного учреждения осуществлялась деятельность в рамках районной экспериментальной площадки по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в контексте ФГОС». С 2012-2013 учебного года я со своей средней группой начала работать в рамках этой площадки.
Свою работу я начала с изучения проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников, которая параллельно изучалась на методическом объединении воспитателей. В докладе для методического объединения «Использование различных форм работы в нравственно – патриотическом воспитании» рассмотрела всевозможные варианты форм и методов работы с детьми и их семьями в данном направлении» (приложение 1). Мною изучена литература по нравственно – патриотическому воспитанию, по приобщению детей к истокам русской культуры, программа опытно – экспериментальной работы районной экспериментальной площадки по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в контексте ФГТ».
После изучения методических пособий подобрала литературу для работы с детьми: книга «Традиции русского народа» М. Коротковой, «Энциклопедия детского фольклора», книги - сборники русских народных сказок. Я изготовила альбомы с иллюстрациями традиционных видов народных ремесел и росписей (приложение 10), альбомы – раскраски (приложение 11). Я изучила и подготовила иллюстрации, тексты устного народного творчества (песенки, частушки, потешки), сообщения для знакомства детей с народными праздниками (Пасха, Масленица, Рождество). Очень интересны для детей оказались народные считалочки и подвижные игры из альбомов (приложение 12).
Воспитательно – образовательный процесс с использованием элементов народной культуры организовала на основе перспективного плана по приобщению к истокам народной культуры в средней и старшей группах детского сада (приложение 5, 5а). Перспективные планы написаны с опорой на «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А., на программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князевой О.Л., Маханёвой М.Д.; методические рекомендации «Народные игры в детском саду» Лялиной Л.А.
В процессе работы площадки было организовано обследование детей и их родителей (приложение 2,3,4) с целью выявления знаний о русской народной культуре.
Результаты диагностики показали, что после начала работы площадки 65 % детей уже имеют знания и представления о фольклоре. Но ребята не знают пословиц о печке, что такое красный угол, мало знакомы с народной одеждой, народными праздниками.
Анкетирование родителей по теме народных игр показало, что они имеют представление об играх, заинтересованы в воспитании детей в традициях русской культуры, но сами не знакомят своих детей с народными играми. По результатам обследования я сделала для себя следующие выводы: дальше знакомить детей с фольклором, включать в воспитательно – образовательный процесс проведение праздников, подключать и активизировать родителей к работе по совместной деятельности с детьми.
В нашей группе организовали мини – музей «Изба» (приложение 13).Начало музею положила старший воспитатель Карасева И. В.В мини – музей можно попасть через калитку околицы. В углу расположили макет русской печи. На полу постелены половики и коврики. На столах расставлена глиняная и деревянная посуда. У стены поставили лавочку. На полочках поместили деревянные и глиняные игрушки, кукол из тряпочек и мочала, плетеные предметы. Почетное место заняли прялки. В музее нашли место также предметы труда и быта. Мы с детьми и родителями продолжили наполнять его новыми экспонатами. С ребятами мы заходили в этот мини - музей и знакомились с предметами, их названиями, назначением, традициями семейного уклада, рассматриваем альбомы «Быт и труд на Руси», «Одежда, обувь, головные уборы» (приложение 14). В мини - музее проводили развлечения, беседы, дидактические игры, посиделки, сюжетно ролевые игры с переодеванием в народные костюмы, что особенно понравилось детям (приложение 15, 15а). Мини - музей позволил детям не только познакомиться с предметами быта крестьянских семей, но и поиграть с ними.
В течение работы площадки были проведены различные виды непосредственной образовательной деятельности по коммуникации, познания, чтении художественной литературы, художественного творчества (приложение 6). На занятиях дети знакомились с традиционными росписями, выполняли их элементы, вылепливали традиционные глиняные игрушки (козленок, индюк, олешек). Образцами для творчества служили подборка иллюстраций в альбомах и предметы быта в мини - музее. Беседовали о народных обычаях, традициях, праздниках. Очень интересными для детей оказались экскурсии в Дом ремесел, где представлен широкий ассортимент экспонатов народного творчества и народного ремесла. Дети с удовольствием участвовали в мастер – классах по выполнению росписи доски и лепке птиц из глины (приложение 16).
Почти каждый день мы читали русские народные сказки, беседовали по их содержанию, выявляли нравственные аспекты поступков и характеров сказочных героев. Русские народные сказки отражали черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде. Они являлись источником познавательного и нравственного развития детей. В содержании сказок был заложен урок, который дети постепенно поняли. Например: добро, трудолюбие, щедрость, уважение, справедливость всегда побеждают зло, лень, жадность, презрение, неправду.
Так дети постепенно (это было заметно по их суждениям, оценке поступков героев сказок) учились соблюдать моральные требования общества, становились добрее к сверстникам, близким людям. Также этому способствовали проведение занятий и викторин с целью ознакомления со сказкой, закрепления знаний о них, привития интереса и любви к ним или закрепления знаний о положительных нравственных качествах, рассказанных в сказках.
На занятиях и в свободной деятельности дети использовали различные виды театров для театрализации русских народных сказок. Дети с удовольствием смотрели театрализованные представления по мотивам русских народных сказок (приложение 17). Они перевоплощались в героев и проживали их волшебную, полную эмоций и приключений жизнь. Это позволяло закрепить в детях интерес и знания русских народных сказок. Также этому способствовало разгадывание загадок о сказочных героях, кроссвордов о сказках (приложение 7).
Были «В гостях у Марфуши» (кукла в русском национальном костюме), где познакомились с ее семьей, ее бытом, трудом, поучились уважать старших и им помогать, оберегать, заботиться о близких. Этому помогли и пословицы об уважении и почтении своих родителей («На свете всё найдёшь, кроме отца и матери», «Живы родители - почитай, померли - поминай!»). Пословицы и поговорки о родителях наполнены чувствами любви, доброты, уважения к матери, отцу, старикам. Пословицы учили ценить родителей, гордиться ими, любить детей, какими бы они ни были, призывали к гармонии в семье. Для воспитания уважения и любви к бабушкам и дедушкам с детьми сделали плакат – поздравление ко дню пожилого человека с добрыми детскими пожеланиями (приложение 18). На день матери мы с детьми подготовили фотоальбом с изречениями добрых слов и рисунками подарков для мамы «Моя мама самая, самая…» (приложение 19). Также изготовили альбом детских рисунков «Семья главное в жизни».
На одном из занятий внесла куклу в национальном костюме – Трифона.
В дальнейшем эти куклы (Трифон и Марфа) регулярно появлялись на занятиях, в организационные моменты, во время бесед. Дети слушали их рассказы, играли с ними в народные игры, лепили и рисовали, слушали сказки, а ребята рассказывали им всё новое, что узнавали со времени последней с ними встречи. Такие занятия решали как воспитательные, так и образовательные задачи, помогали заинтересовать детей, активизировать их работоспособность. Марфуша и Трифон, будучи маленькими детьми своего времени, очень похожи на ребят современных. Поэтому они могли быть, и капризными и невежливыми, поступать неправильно. Поучая их, дети утверждались в положительном поведении, правильных способах общения. Включаясь в игровые ситуации дети, воспринимали их как своих друзей.
Детям очень понравились развлечения и праздники на основе традиций празднования рождества, пасхи (приложение 8, 8а, 8б). Они не только получали заряд хорошего настроения, но и получили массу интересной информации об истории праздников, видах народных игр и традиций их проведения.
До чего же интересны и нравятся детям народные музыкальные инструменты! Мы познакомились с ними на праздниках и развлечениях, в музыкальном уголке группы (приложение 20). На музыкальных занятиях и в свободное время учились играть на них, и в то же время узнавали об их истории.
Во время организационных моментов широко использовалось устное народное творчество: пословицы, потешки, приметы, колыбельные. Например: хлеб всему голова; красна птица перьем, а человек ученьем; худо тому, кто добра не делает никому и другие. Так в тихий час ребята постоянно просят, чтобы им спели колыбельную: «Баю – баю, баю, бай, ты собачка не лай», «Баю – баюшки-баю, не ложися на боку…» и др. По содержанию пословиц и поговорок постоянно проводились беседы для определения главной мысли пословицы, воспитания нравственных качеств, о которых говорилось в пословице и поговорке.
Для удобства работы мною создан альбом пословиц и поговорок, которые использовала в разных ситуациях, чтобы с помощью их мудрых изречений решить спорные ситуации, возникшие в играх между детьми или как воспитательное воздействие в труде и учении.
Потешки помогали в формировании культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания. Применение в повседневной жизни детей потешек и прибауток помогали легче, интереснее, веселее приучить детей, например, к умыванию, поднять настроений плачущему ребенку, быстро скушать обед:
- -«Водичка, водичка умой моё личико…»;
- «Идет коза рогатая…»;
- Ладушки, ладушки…»;
- «Андрей – воробей!»;
- «Алёнка – малёнка…»;
- Баба сеяла горох…» и другие
Потешки, песенки также помогали знакомить детей с миром природы («Осень, осень в гости просим…», «Как на тоненький ледок» и другие).
Чтение песенок, потешек о природе помогали формировать любовь к природе, желание её оберегать, знакомиться с представителями флоры и фауны, их повадками так ярко и красочно подмеченными русским народом в устном народном творчестве.
Некоторые из потешек использовались и во время проведения непосредственной образовательной деятельности (приложение 6).
Дети легко запоминали потешки, любили рассматривать иллюстрации к ним. В этом очень помогала и выручала энциклопедия детского фольклора.
Работа по ознакомлению детей с загадками проходила во время всех возможных занятий, так как в загадках отражен весь мир предметов, явлений, природного мира, всего, что окружает человека в жизни. Загадки – это эффективный метод развития логического мышления, знакомства с характерными особенностями предмета или явления и умения их выявлять, развития речи, обогащения словарного запаса, а также очень хороший способ заинтересовать ребенка темой или собрать рассеянное внимание.
Частью нашего культурного наследия являются народные игры. Они очень понравились детям. Игра - своеобразная школа для ребёнка. Она стала для ребят отличным способом физического развития, кроме того развивались во время игр умения общаться, воспитывалось такое нравственное качество как справедливость, с помощью игр познавались этические нормы. Для работы с детьми собраны в альбом подвижные народные игры со считалками (приложение 12). Народные игры проводились на занятиях, прогулках, включались в праздники и развлечения (приложения 6). В понравившиеся игры дети с удовольствием играли во время свободной деятельности.
Детский мир не безоблачен. Во время общения, коллективной деятельности, происходили ссоры, у детей возникали предпочтения в отношении сверстников и наоборот отторжение кого-нибудь из детей. Очень больно было смотреть на грустное расстроенное, заплаканное лицо ребенка, потому, что его не взяли в игру, не дали сказать, сказали, что не дружат с ним. Произведения устного народного творчества помогали воспитывать в детях миролюбие, терпимость, дружелюбие, понимание и сострадание, послушание. В разные моменты организованной образовательной деятельности использовались поговорки и пословицы о дружбе («Без друга в жизни туго», «То и клад, коли лад»), потешки (« Маша в гости приглашала…»). Проводились ситуационные и запланированные беседы на темы дружбы и доброты, правил мирного сосуществования.
Очень важно с ранних лет воспитывать в детях трудолюбие. Именно в устном народном творчестве эта тема занимает большое место. Восхваляется трудолюбие и в русских народных сказках («Морозко»), и в пословицах с поговорками («Хочешь, есть калачи - не сиди на печи», «Любишь кататься, люби и саночки возить»), и в потешках («Алёнка – малёнка…», «Я на камушке сижу…»). С этими произведениями знакомились дети.
Проводились беседы о том, как дети дома помогают маме и папе, формируя тем самым положительное отношение к труду. Эффективным воспитательным средством послужило заполнение детьми и родителями «Дневника хороших дел», где отмечались трудовые дела детей дома (приложение 21).
В начале работы площадки было предложено родителям оформить семейные альбомы, которые мы рассматривали с детьми в свободное время, в беседах. В альбомах собраны фотографии всей семьи, родного дома, улицы, друзей и питомцев детей, семейных праздников, традиций семьи, отдыха, некоторых знакомых ребенку мест нашего города. Во время рассматривания фотоальбомов мы убеждались, какие замечательные у нас родители, как интересна жизнь в кругу семьи, как красив родной город, происходило нравственное и патриотическое воспитание детей. Для воспитания любви к родному краю был проведен праздник с участием родителей «Осень в краю родном (приложение 9, 9а).
Работа была бы не полной, если бы не подключалась семья. Очень важно, чтобы семейные узы были крепки и между родственниками были любовь, взаимопонимание и уважение. Именно в процессе совместной творческой деятельности это проявилось и укрепилось лучше всего. Причем родители своим примером воспитывали детей жить активной интересной жизнью. Были проведены совместные мероприятия: фотоколлаж «Что нам подарила осень?», творческая выставка «Все умеют наши мамы!», «Марафон добрых дел» (ведение дневников хороших дел), выставка семейных рисунков «Моя улица». Родители совместно с детьми активно участвовали в конкурсах разного уровня, где проявили свое творчество: «Символ года», «Золотые ручки мамы», «Дары осени», «Красная пасха», районный конкурс детского рисунка по противопожарной тематике номинация «декоративно – прикладное творчество», конкурс плакатов «Мы за здоровый образ жизни», районный конкурс семейного декоративно прикладного творчества «Домашние мастера» проводимого в рамках районного фестиваля – конкурса молодых семей «Счастливы вместе!» (приложение 22, 22а,б,в). Мы занимали различные призовые места и получали грамоты за участие в конкурсах (приложение 25).
Для родителей совместно с детьми было проведено родительское собрание – творческая мастерская «Превращение гусеницы» с целью формирования созидательного отношения к природе, налаживания взаимоотношений в семье, родители учились включаться в творческую деятельность вместе с детьми (приложение 23).
Особое место уделено памяти о прошедшей великой отечественной войне. Было предложено семьям подготовить мини - плакаты, рассказывающие о дедушках или бабушках, участниках Великой Отечественной войны (приложение 24). Данными плакатами оформили стенд памяти ветеранам Великой Отечественной войны. А с детьми проводилась беседа, в которой раскрывалась роль победы, жертв русского народа в ту войну для нас - современников. В детях воспитывалось уважение к ветеранам и павшим героям, патриотизм, желание защищать свою Родину, понимать ценность мира и спокойствия в стране и в нашей жизни, отрицание нацизма, жестокости и злобы в отношениях между людьми.
Дети благодаря родителям видели пример благотворительности и созидательного труда. Родители помогали в озеленении и оснащении участка детского сада игровыми объектами, вместе с детьми дарили игрушки, игры и книги в группу.
Благодаря выше сказанному формировались более близкие взаимоотношения в семье между детьми и родителями, воспитывались уважение к семье, любовь к родному дому, городу, желание облагораживать свой город.
Заключение
Наблюдая за детьми во время игр, занятий, творчества, видишь проблески доброго и чуткого отношения ребенка к ребенку. Отрадно слышать просьбы детей сыграть в понравившуюся народную игру или богатырей, а не в ниндзя или человека паука. Для театрализации выбирают сюжеты русских сказок, а не зарубежных мультфильмов. Как после несчастного случая мальчик просит прощения за свой необдуманный поступок, а другие ребята жалеют обиженного.
Душа начинает петь, когда ребята наперебой бегут в мини музей, чтобы надеть национальный костюм, поиграть в простые глиняные игрушки, тряпичные и соломенные куклы. Вот мальчики берутся за готовку обеда в русской печи и мешают кашу деревянной ложкой в деревянной миске. Тут же девочки пустились в пляс, помахивая сарафанами, и уже все вместе ведут знакомый хоровод «Ой течет ручьем вода…».
А как ребятишки любят лепить, рисовать, клеить. Насколько отличаются их работы добром, яркостью красок и образов. С какой любовью они сообщают, что это они сделали для своей любимой мамочки или дарят мне и, прижавшись, признаются мне в любви.
Интересно слушать рассуждения детей о неблаговидности поступка своего сверстника и чтения ему нравоучений. Наворачиваются слезы радости, когда для увеличения эффекта нравоучения ребенок вспоминает поговорку с пословицей. Как не вспомнить моменты, когда дети сами в раздевалке или на прогулке хором читают потешки и потом все вместе смеются и радуются. Наблюдая их сюжетно ролевые игры, видишь, что в общении дети стали добрее, честнее, научились прощать, сочувствовать, сопереживать друг другу.
Радостно на душе, когда ты видишь, что твоя работа дала плоды. Старалась работать так, чтобы освоение народной культуры не ограничивалось только проведением отдельных праздников по фольклору, а стало платформой для развития личности ребенка в традиционном русском духе, стало образом жизни семей, и это я считаю самое главное в работе. Необходимо продолжать деятельность в данном направлении, чтобы наша страна стала крепче своим единением и силой традиций и культуры, чтобы дети, наше будущее, росли добрыми, чуткими, сильными духом, патриотами своего Отечества.
Литература
- Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы», - 3-е изд., исп. и доп. ⁄ Данилина Г. Н. – М.: АРКТИ, 2005. – 184 с. (Развитие и воспитание дошкольника)
- Знакомим дошкольников с народной культурой. ⁄Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л.- М.: ТЦ Сфера, 2011.-128 с. – (Библиотека воспитателя) (4).
- Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. ⁄Скоролупова О. А.- М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.-128 с.: ил.
- Народные игры в детском саду: Методические рекомендации ⁄ Лялина Л. А. – М: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.- (Библиотека руководителя ДОУ).
- Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. ⁄Новицкая М. Ю.- М.: Линка-Пресс, 2003.-200 с.
- Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. ⁄Петрова В. И., Стульник Т. Д.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-72 с.
- Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб: Детство – Пресс, 2010. – 304 с.: ил.
- Программа опытно – экспериментальной работы районной экспериментальной площадки по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в контексте ФГТ».
- Сценарии занятий по культурно – нравственному воспитанию дошкольников. ⁄Фалькович Т. А., Барылкина Л. П..- М.: ВАКО, 2006.-160 с. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
- Традиции русского народа ⁄Короткова М. В. – М.: Дрофа плюс, 2008. – 96 с.
- Фольклорно – экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста ⁄ авт. – сост. Г. А. Лапшина. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 157 с.
- Формирование опыта духовно – нравственного поведения детей 4-7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря ⁄ авт. – сост. Э. А. Халикова, Н. В. Колебошина.– Волгоград: Учитель, 2013. – 95 с.
- Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений ⁄ Автор – составитель М. А. Викулина. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с.
- Энциклопедия детского фольклора ⁄ авт. – сост. Т. Пиксакова, Р.Триндицкая, Р. Зимакова, А. Ракитин. – М: Белый город, 2008. – 143 с.
- Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. ⁄Петрова В. И., Стульник Т. Д.- М.: Мозаика-Синтез, 2007.-80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.
презенитация...
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе семейных традиций»
Дошкольное образовательное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Сегодня гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе дошкольного образов...
Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством детской художественной литературы
В статье затрагивается проблема развития нравственных представлений. Особое внимание уделено особенностям и средствам нравственного воспитания через ознакомление с художественной литературой....
Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Обобщение опыта работы по теме самообразования:«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»...
План работы по самообразованию 2020–2021 г. на тему «Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу и фольклор»
Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы и фольклора....
Описание опыта работы "Формирование предпосылок функциональной читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
Опыт представлен на педагогических чтениях педагогических работников муниципальных образовательных организаций города Канска «Функциональная грамотность как один из современных образо...
Описание опыта работы "Формирование предпосылок функциональной читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
В дошкольном образовании функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально жизненных задач в разл...