Преемственность детского сада и школы
статья на тему

Калистратова Татьяна Александровна
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon t.a._kalistratova.priemstvennost_detskogo_sada_i_shkoly.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность детского сада и школы

Заведующий ГБДОУ №78 Т.А. Калистратова

В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие Закона «Об образовании в РФ», введение федеральных государственных образовательных стандартов к структуре дошкольной программы и принятие новых федеральных государственных образовательных стандартов начального школьного образования не только повлекли за собой пересмотр давно сложившейся системы работы по обеспечению преемственности, но и позволили педагогам по-новому выстраивать дошкольное и школьное образовательное пространство.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.  

Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.

На сегодняшний день в нашем детском саду функционирует 4 подготовительных группы (1- общеразвивающая, 3-для детей с ТНР.), мы готовим к выпуску 84 будущих первоклассников.

Благодаря разработанным основной  общеобразовательной и адаптированной программам дошкольного образования дети становятся субъектом познания и развития. Становясь  активными слушателями, дети осваивают новые знания в процессе деятельности, организуемой нашими воспитателями. Программы нашего детского сада подразумевают комплексную подготовку детей к школе: социально-психологическую готовность,  развитие школьно-значимых психологических функций, развитие речи.

Говоря о социально-психологической готовности к школе, следует отметить развитие учебной мотивации,  умение общаться со сверстниками и взрослыми, умение принять учебную задачу.

Учебная мотивация складывается из таких компонентов как желание идти ребенка в школу, понимание им важности и необходимости учения, проявление интереса к получению новых знаний. Поэтому уже с первой недели сентября в подготовительных группах проходит лексическая тема «Вот и стали мы на год взрослей», в рамках которой дети знакомятся со школой, беседуют о школьной жизни, просматривают видеоролики «Первое сентября в школах Санкт-Петербурга», играют в сюжетно-ролевые игры («Школа»), дидактические игры: «Что мне нужно в школу», «Исправь ошибку» (профессии), «Школа», «Назови профессию, зная, чем занимается человек», режиссёрские игры: «Медвежонок идёт в школу», «Школа для Маши». Особенно хочется отметить, уже ставший традиционным, праздник День знаний, основной целью которого является формирование положительного отношения к школе.

В феврале в рамках лексической темы «Профессии» дети знакомятся с трудом учителя - как важной и нужной профессией,  играют в дидактические игры “Угадай профессию”. “Кто использует в работе?” “Ассоциация”  “Профессия – результат”, “Женские – мужские профессии”, “Кто больше назовет предметов”

В апреле дети совершают экскурсию в школу, что бы познакомиться с ней поближе, проводятся выпускные вечера с использованием игр «Собери себе портфель в школу», «Разложи все по порядку» , «Что лишнее?».

В мае в рамках лексической темы «Скоро в школу»  с ребятами проводятся беседы: «Кто учит детей», «Для чего нужно учиться» о школе, школьных принадлежностях, профессии учителя, организуется составление рассказов «О чем мечтает первоклассник?»,  «Как я буду учиться в школе», «Почему я хочу в школу», словесные и дидактические игры на школьную тематику, знакомство со школьно-письменными принадлежностями, рассматривание картинок «Дорога в школу», «Игры во дворе», «Школьные помещения», «Уборка класса», «В классе», познавательные векторины «Весёлое азбуковедение», конкурсы коллажей: «Наши выпускники», «Что мне понравилось в школе», рисование: «Как я представляю себя в школе?», «Незнайка в стране Знаний», лепка «В школьном живом уголке»., аппликация «Что я возьму с собой в школу», заучивание песен о школе, изготовление некоторых атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Школа».

В течение года при организации чтения художественной литературы воспитатели подбирают рассказы и стихи о школе так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроках и в школе.

Умение  общаться со сверстниками и взрослыми еще один из важнейших компонентов  социально-психологической готовности к школе. Поэтому наши воспитатели в большой степени используют игры на формирование детского коллектива, на установление тактильного контакта, на развитие коммуникативных умений.

Способность принять учебную задачу развивается в ходе непосредственно-образовательной деятельности, время которой составляет в день 1,5 часа (длительность занятий 30 минут.)

Развитие школьно-значимых психологических функций включает в себя развитие мелких мышц руки, пространственную организацию,  координацию движений, координацию в системе глаз – рука,  развитие логического мышления, развитие произвольного внимания, развитие произвольной памяти.

Развитие мелких мышц рук, а так же координации в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг) осуществляется в ходе организованной образовательной деятельности по лепке, аппликации, конструированию, рисованию, при работе в тетрадях.

Развитие пространственной организации,  координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа) осуществляется в ходе организованной образовательной деятельности по музыке, физической культуре, формированию элементарных математических представлений.

Развитие  логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам)осуществляется в ходе организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, формированию целостной картины мира.

 Развитие  произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут) достигается воспитателями путем организации воспитательно-образовательной деятельности в игровой форме с использованием сюрпризных моментов.

Развитие  произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/) достигается воспитателями путем использования в ходе непосредственно-образовательной деятельности схем, планов, мнемотаблиц.

Особое внимание при подготовке к школе в нашем детском саду уделяется развитию речи. В ходе непосредственно-образовательной деятельности с воспитателем, индивидуальной и подгрупповой работы с учителем-логопедом,  дети приобретают  умения правильно произносить все звуки речи и различать их на слух; употреблять разные части речи точно по смыслу; использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением; отвечать на вопросы и задавать их; самостоятельно передавать содержание литературных текстов; составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок);

На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что  наш детский сад успешно справляется с  целью подготовки детей к школе, а именно формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по преемственности детского сада и школы

Вопросы преемственности со школой составляют основное зерно моей работы. Научные принципы, сбалансированные действия ДОУ и школы, совместная работа по созданию Договора о преемственности, вопрос...

доклад о преемственности детского сада со школой

доклад о преемственности детского сада со школой...

Статья в сборник. (май 2011 год)Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад компенсирующего вида № 7» Г.Усолье – Сибирское Учитель – дефектолог: Лущик Татьяна Михайловна. Преемственность детского сада и школы.

«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда у ребёнка формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Всё это формируется при тесном взаимодействии школы и детского...

Проект по преемственности детского сада и школы «Дети, в школу собирайтесь!»

обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования...

Концерт "Наш любимый детский сад" по преемственности детского сада и школы.

Концерт был показан в рамках сотрудничества детского сада и школы перед учителями  школы и воспитателями детского сада. Выступление детей очень понравилось, было ярким, разнообразным, красочным и...

Преемственность детского сада и школы - образовательная деятельность на тему: « Береги свой шар земной» (подготовительная к школе группа, 1 класс)

Преемственность детского сада и школы - образовательная   деятельность на тему:« Береги свой шар земной» (подготовительная к школе группа, 1 класс)...

Проект по преемственности детского сада и школы "Дети, в школу собирайтесь!"

Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, на оборот, - учёт учителем достигнутого общег...