Методический проект «Организация образовательной деятельности в ДОУ с использованием СИРС технологии»
проект на тему
Методический проект включает примерный план работы с педагогами ДОО по организации образовательной деятельности с использованием СИРС технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_proekt.docx | 88.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Организация образовательной деятельности ДОУ с использованием СИРС технологии.»
Проект подготовили:
зам.зав.по ВМР Скакун Л.В.
старший воспитатель Клёнова Л.И.
Актуальность темы
Современные тенденции социального развития в рамках образовательных учреждений и условиях Севера, интеллектуальное производство – один из решающих факторов экономического развития. Важнейшим приоритетом в такой ситуации становится интеллект, а важнейшим резервом человеческой цивилизации являются интеллектуальные способности.
Дошкольный возраст, является наиболее благоприятным для развития интеллектуально – познавательной активности детей. К началу школьного обучения уребенка должны быть сформированы:познавательная активность, логическое мышление, умение эффективно воспринимать и понимать окружающий мир, предпосылки учебной деятельности, которые являются основой для успешного овладения школьными знаниями.
Компьютерная Система интенсивного развития способностей (общеразвивающих и специальных) детей дошкольного возрастанаправлена на развитие потенциала интеллектуальных и творческих (креативных) способностей, и позволяет эффективно обеспечивать коррекционно - развивающую поддержку.
В связи с этим, разработан методический проект «Организация образовательной деятельности ДОУ с использованием информационной технологии (СИРС)» на основе компьютерной программы «Системы интенсивного развития способностей»под редакцией Бурова Александра Николаевича, директора Центра интенсивных технологий в образовании и медицине.
Основная идея проекта- на основе компьютерных технологий, целенаправленно и непрерывно развивать способности дошкольника,с трех лет, с целью значительного повышения успешности в обучении следующей ступени в начальной школе.
В ДОУ Система Интенсивного Развития Способностей позволяет развивать у дошкольников:
- навыки классификации знаний (навыки классификации знаний позволяют значительно сократить время усвоения информации);
- память - образную, механическую и ассоциативную (одновременное использование всех видов памяти значительно повышает эффективность усвоение новой информации).
- пространственные представления, восприятие развитие мышления;
- первоначальные навыки чтения.
Данный проект ориентирован на решение проблемы развития интеллектуальных возможностей дошкольников, что обеспечивает определенное государственным стандартом качество образования, уровня развития детей, адекватный современному уровню общественного развития, что способствует образовательной работе дошкольного образовательного учреждения в режиме развития. Уникальность СИРС заключается в использовании компьютерных технологий в качестве поддержки теоретических занятий по комплексному развитию способностей,
Цель проекта: создание условий для внедрения и реализации СИРС –технологии в ДОУ, способствующие развитию интеллектуальных способностей детей.
Задачи:
- Повысить качество образования в процессе развития информационной культуры и индивидуальных способностей воспитанников.
- Создать банк компьютерных дидактических и методических материалов по использованию СИРС-технологии.
- Способствовать формированию компетентности педагогов по использованию ИКТ и СИРС технологий.
- Оснастить ДОУ оргтехническими средствами: электронным учебно-методическим комплексом (ЭУМК), мультимедийными проекторами, ноутбуками.
- Обеспечить психолого-педагогическое просвещение родителей по использованию ИКТ в ДОУ.
Объект проекта: МАДОУ №
Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители.
Срок реализации проекта: с 1 сентября 2014 г - 31 июня 2017 г
Проект основан на концептуальных положениях:
- Информационная культура и компьютерная грамотность педагогов.
- Принцип охраны здоровья детей.
- Информационный подход к педагогическому процессу.
- Триединство образовательных целей.
- Педагогическая целесообразность.
- Интеграция.
- Интерактивный характер.
Ожидаемые результаты:
- Увеличение числа детей, с высоким уровнем интеллектуального развития, креативных способностей.
- Повышение уровня когнитивного развития (внимания, памяти, мыслительных операций) воспитанников - участников проекта.
- Увеличение доли педагогов оптимально использующих СИРС –технологии.
- Повышение психологической компетентности педагогов в вопросах преодоления причин трудностей обучения средствами занятия.
- Увеличение числа родителей осознанно участвующих в образовательном процессе.
- Пополнение материально-технической базы ДОУ электронным учебно-методическим комплексом (ЭУМК), мультимедийными проекторами, ноутбуками.
Содержание и этапы реализации проекта:
1 этап – организационный
- разработка нормативно- правовой базы;
- создание творческой группы из высококвалифицированных и творческих специалистов для работы по проекту;
- разработка структуры внедрения использования СИРС- технологии в образовательный процесс ДОУ;
- оборудование компьютерных кабинетов с программным обеспечением СИРС –технологии;
- обучение педагогов по использованию СИРС-технологии (курсы повышения квалификации, мастер-классы и т.д.)
2 этап – внедренческий
- выстраивание сотрудничества с родителями и городскими социальными структурами, через ИКТ;
- обновление развивающей образовательной среды ДОУ;
- обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы ДОУ перед родителями и общественностью.
3 этап – результативный
- анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов;
- обобщение опыта работы педагогов;
- трансляция педагогического опыта на городских и областных мероприятиях;
- разработка программы действий ДОУ на следующий период с учётом полученных результатов проекта.
Целевые индикаторы реализации проекта
№ | Целевые индикаторы | Единицы измерения | 2014 г. | 2017 г. |
1 | Доля детей , с высоким уровнем развития | % | ||
2 | Доля педагогов оптимально использующих ИКТ | % | ||
3 | Доля технических средств обучения | % | ||
4 | Доля дидактических средств обучения | % | ||
5 | Доля родителей удовлетворённых качеством образовательного процесса в ДОУ. | % | ||
6 | Доля пополнения материально – технического оснащения ДОУ | % |
Условия реализации проекта
Нормативно-правовое:
- разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ (приказов, положений, правил, функционалов), заключение договоров с партнерами;
Научно-методическое:
- функционирование творческой группы по реализации проекта в ДОУ ;
- разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;
- внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта;
- Оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ в работе с детьми.
Кадровое:
- создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации проекта;
- привлечение необходимых специалистов извне;
- создание творческих групп;
Информационное:
- формирование банка данных по реализации проекта;
- мониторинговые мероприятия;
- организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта;
Материально-техническое:
- приобретение технических и дидактических средств обучения;
- приобретение и установка программного продукта СИРС-технологии.
Финансовое:
- смета расходов ДОУ
Приложение 1
План реализации проекта
№ | Содержание деятельности | 1 этап ноябрь -2014 г. январь – 2015 г. | 2 этап февраль 2015 г. – февраль 2017 г. | 3 этап март 2017 г. – июнь 2017 г. | Ответственный |
Организационно- управленческие меры | |||||
1. | Разработка нормативно- правовой базы | сентябрь 2014 | Заведующий | ||
2. | Оснащение ДОУ компьютерами электронным учебно-методическим комплексом (ЭУМК), | Октябрь- декабрь 2014 | Заведующий | ||
3. | Приобретение и установкапрограммного обеспечения СИРС технологии. | В течение всего времени | Заведующий | ||
4. | Организация мониторинга внедрение СИРС –технологии в образовательный процесс ДОУ | Зам.зав.по ВМР, старший воспитатель, творческая группа | |||
5. | Создание раздела для родителей «Компьютер и ребёнок» на сайте ДОУ. | До января 2015 | творческая группа | ||
7. | Анализ работы ДОУ по внедрению СИРС –технологии. | Май 2015 г. | Зам.зав.по ВМР | ||
8. | Обобщение и распространение опыта работы ДОУ по внедрению СИРС-технологии. | 2 – 3 этап | Зам.зав.по ВМР | ||
Работа с педагогическим коллективом | |||||
1. | Мониторинг ИКТ- компетентности – педагогического коллектива | 2 раза в год | 2 раза в год | 2 раза в год | Старший воспитатель |
2 | Изучение и проработка учебно-методических пособий по СИРС –технологии. | В течение всего времени | Зам.зав.по ВМР, старший воспитатель, творческая группа | ||
3. | Организация работы тьютеров. | 1 этап | По запросам | тьютеры | |
4 | Организация цикла теоретических и практических занятий по использованию СИРС. | В течение всего времени | творческая группа | ||
5 | Организация и проведение семинар – практикума по использованию СИРС- технологии. | Ежегодно | Зам.зав.по ВМР, старший воспитатель | ||
6 | Проведение мастер-класса по проведению занятий с детьми. | Ежегодно | Педагоги, тьютеры | ||
7 | Разработка методических рекомендаций по использованию СИРС – технологии для педагогов. | Декабрь 2014 г. | Зам.зав.поВМР | ||
8 | Разработка структуры построения компьютерного занятия. | 1 этап | Творческая группа | ||
9 | Разработка учебного плана, перспективного планирования и диагностических листов. | 1 этап | Творческая группа | ||
10 | Индивидуальное консультирование педагогических работников по запросам. | В течение всего времени | Старший воспитатель | ||
11 | Обобщение и распространение ППО по использованию по использованию СИРС-технологии в ДОУ. | 2- 3 этап | Зам.зав.по ВМР | ||
Работа с детьми | |||||
1. | Выявление детей с признаками интеллектуальной одаренности. | В течение всего времени | старший воспитатель, воспитатели и специалисты | ||
2. | Использованиеинформационно игровых технологий. | В течение всего времени | воспитатели и специалисты | ||
3 | Непосредственная работа с детьми: | В течение всего времени | воспитатели и специалисты | ||
1-й год обучения для детейКомпьютерная программа СИРС состоит из ряда модулей, каждый модуль, включает в себя несколько тренажеров. 1. Модуль «Быстрое чтение» - тренажер «Таблица» - увеличение поля зрения, устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия. Тренажер Прогнозируемые результаты обучения
2.Модуль «Развитие памяти» - тренажер: «Картинки в клетках» Дидактические игры: А - клетки воды - развитие образной памяти, Б - трехмерные фигуры В - квадратики, спички Прогнозируемые результаты обучения
3. Модуль «Навыки интенсивного обучения» включает тренажер «Запоминание цветов» - развитие цветной образной памяти.4.Модуль «Пространственное мышление», «Логическое мышление» способствует поэтапному формированию пространственного мышления с помощью тренажеров: «Лабиринт» - развитие пространственного, логического мышления, «Паззлы» - развитие пространственного, логического мышления, ориентировка в пространстве, развитие мелкой моторики.5.Модуль «Система развития наглядно-образного и творческого мышления Танграм» направлена на развитие наглядно - образного и творческого мышления, развитие логического мышления. Имеются возможности вращения, перемещения и автоматической стыковки элементов. Содержит автоматическое распознавание правильности выполнения упражнения – проверка правильности сборки фигуры с занесением результатов выполнения заданий в базу данных. Имеется несколько уровней сложности выполнения заданий в зависимости от уровня развития наглядно-образного и креативного мышления, а также в зависимости от скорости и объема зрительного восприятия графических образов с 2 режимами работы: Диагностика и Обучение. 2-й год обучения для детей1.Модуль «Быстрое чтение» - тренажер «Таблица» - увеличение поля зрения, устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия. Тренажер Усложнение: «Пословицы», «Антонимы» - способствует увеличению скорости мыслительных процессов и понятийного переключения. Прогнозируемые результаты обучения
2.Модуль «Развитие памяти» - тренажер: «Картинки в клетках» Дидактические игры: А - клетки воды - развитие образной памяти, Б - трехмерные фигуры В - квадратики, спички Усложнение: тренажер «Цифры и буквы» - способствуют увеличению объема оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации. Тренажер «Порядок слов» - развитие ассоциативной памяти. Прогнозируемые результаты обучения
3.Модуль «Навыки интенсивного обучения» включает тренажер «Запоминание цветов» - развитие цветной образной памяти.4.Модуль «Пространственное мышление», «Логическое мышление» способствует поэтапному формированию пространственного мышления с помощью тренажеров: «Лабиринт» - развитие пространственного, логического мышления, «Паззлы» - развитие пространственного, логического мышления, ориентировка в пространстве, развитие мелкой моторики.Усложнение: Модуль «Пространственное мышление» «Плоские буквы» - развитие пространственного мышления. «Распознавание букв» - развитие пространственного мышления, работа в двух параллельных плоскостях. «Кубики» - тренинг в трехмерном пространстве. При развитии пространственных представлений используется поэтапное формирование умственных действий: в плоском случае - тренажеры для развития навыков пространственных представлений со сдвигом, вращением и зеркальном отображением образов; в трехмерном случае – тренажеры для работы с развертками куба.5.Модуль «Система развития наглядно-образного и творческого мышления Танграм» направлена на развитие наглядно - образного и творческого мышления, развитие логического мышления. Имеются возможности вращения, перемещения и автоматической стыковки элементов. Содержит автоматическое распознавание правильности выполнения упражнения – проверка правильности сборки фигуры с занесением результатов выполнения заданий в базу данных. Имеется несколько уровней сложности выполнения заданий в зависимости от уровня развития наглядно-образного и креативного мышления, а также в зависимости от скорости и объема зрительного восприятия графических образов с 2 режимами работы: | |||||
Диагностика. | |||||
Работа с семьёй | |||||
1. | Организовать анкетирование родителей по вопросам использования СИРС-технологии. | сентябрь 2014 г. | Старший воспитатель, педагог-психолог | ||
2. | Выпуск буклета «Компьютерные технологии и образование ребёнка» | ноябрь 2014 г. | Старший воспитатель | ||
3. | Выпуск информационных листовок «Информационные ресурсы ДОУ» | В течение всего времени | Творческая группа | ||
4. | Организация занятий в рамках дня открытых дверей. | Ежегодно | Зам.зав.по ВМР, старший воспитатель | ||
5. | Проведение родительских собраний. | В каждой группе 1 раз в год | Заведующая, зам.зав.по ВМР, старший воспитатель, воспитатели. | ||
6. | Организация работы родительского клуба «Школа эрудита» | В течение года | Педагог -психолог |
Приложение№1
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов
освоения проекта
Мониторинг проводится два раза в год: 1 – вводная (октябрь); 2 - итоговая (май).
Карта интеллектуального развития
ФИО ребенка _____________________________________________
Группа ___________________________________________________
Названия заданий | № з. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | ||||||||||||||
Дата | . | ||||||||||||||||||||||||||||||
Память (тренажеры) | |||||||||||||||||||||||||||||||
Клетки воды | |||||||||||||||||||||||||||||||
Трехмерные фигуры | |||||||||||||||||||||||||||||||
Квадратики | |||||||||||||||||||||||||||||||
Морфинг | |||||||||||||||||||||||||||||||
Спички :простой уровень | |||||||||||||||||||||||||||||||
Спички :средний уровень | |||||||||||||||||||||||||||||||
Спички :сложный уровень | |||||||||||||||||||||||||||||||
Цифры | |||||||||||||||||||||||||||||||
Порядок слов | |||||||||||||||||||||||||||||||
Цвета | |||||||||||||||||||||||||||||||
Общее время работы | |||||||||||||||||||||||||||||||
Пространственное мышление | |||||||||||||||||||||||||||||||
Плоские буквы | |||||||||||||||||||||||||||||||
Легкий | |||||||||||||||||||||||||||||||
Средний | |||||||||||||||||||||||||||||||
Сложный | |||||||||||||||||||||||||||||||
Самый сложный | |||||||||||||||||||||||||||||||
Распознание букв | |||||||||||||||||||||||||||||||
Легкий | |||||||||||||||||||||||||||||||
Средний | |||||||||||||||||||||||||||||||
Сложный | |||||||||||||||||||||||||||||||
Самый сложный | |||||||||||||||||||||||||||||||
Кубики | |||||||||||||||||||||||||||||||
Цветные кубики | |||||||||||||||||||||||||||||||
Игральные кубики | |||||||||||||||||||||||||||||||
Звери | |||||||||||||||||||||||||||||||
Цветные игральные кубики | |||||||||||||||||||||||||||||||
Наглядно-образное мышление | |||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень А | |||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень В | |||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень С | |||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень D | |||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень E | |||||||||||||||||||||||||||||||
Все | |||||||||||||||||||||||||||||||
Наглядно-действенное мышление | |||||||||||||||||||||||||||||||
Лабиринты |
Итоговый лист выполнения заданий по модулю
ФИО_________________________
Дата_________________________
№ | Задания | Время | Очки | Запомнил |
1 | Картинки в клетках/ клетки воды | |||
2 | Запоминание цифр и букв/ цифры | |||
3 | Картинки в клетках/ трехмерные фигуры | |||
4 | Порядок слов | |||
5 | Запоминание цветов |
Дальнейшее развитие проекта заключается в трансляции опыта работы ДОУ по данному направлению. Создание форума для родительской общественности
Перспектива ДОУ:
- создание единой информационной среды;
- создание справочно-информационной службы по вопросам воспитания и образования дошкольников для родителей;
- привлечение СМИ, Интернет ресурсы к проблемам дошкольного воспитания и функционирование сайта ДОУ.
Перспективы заведующего:
- создание коллектива творческих единомышленников;
- создание комфортного психологического климата в коллективе;
- создание инновационного дошкольного учреждения;
- создание интеллектуальной и практической базы для совершенствования профессионального мастерства (методические чтения, обобщение передового опыта, семинары, тренинги).
Перспектива воспитателя:
- создание сплоченного детского коллектива с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника;
- привлечение родителей для совместной работы;
- профессиональное совершенствование ( учеба в вузе, посещение семинаров, тренингов, повышение квалификации с последующим присвоением аттестационной категории, участие в профессиональных конкурсах «Воспитатель года», «Педагогический проект» и т.д.);
- реализация творческого, интеллектуального и эмоционального потенциала;
- установление комфортных отношений с коллегами, взаимопомощь.
Перспективы воспитательно-образовательных мероприятий:
- реализация интеллектуальных способностей воспитателей и воспитанников;
- формирование новых умений, навыков у детей;
- усвоение, переработка и воплощение детьми новых знаний;
- формирование дружеских отношений в коллективе;
- положительные эмоции, переживаемые взрослыми и детьми.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по социализации с использованием символической аналогии в средней группе
ЭЭто занятие направлено на развитие невербальных способов общения, создание положительного эмоционального настроя. Це...
Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров
Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....
Конспект непосредственно образовательной деятельности (подготовительная группа) с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)
Материал содержит конспект и презинтацию....
Совместно образовательная деятельность с детьми с использованием электронных образовательных ресурсов: «Эти удивительные насекомые» средний дошкольный возраст
Педагог первой квалификационной категории –Полещенко Елена Олеговна.Совместно образовательная деятельность с детьми с использованием электронных образовательных ресурсов: «Эти удивительные насеко...
«В мире профессий» (специально организованная образовательная деятельность по ФЦКМ с использованием современных образовательных технологий)
Формирование представлений о труде взрослых, о значении его для общества, воспитания уважения к людям труда - актуально, потому как является одной из важных задач социализации ребенка. Пре...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности проведения открытых просмотров «Использование современных образовательных технологий в рамках преемственности основной общеобразовательной программы дошкольного и начального общего образ
Программное содержание.Цель: развивать познавательный интерес, исследовать плавучесть предметов, объяснить, почему легкие предметы держатся на поверхности воды, а тяжелые тонут.Познакомить детей со св...
Конспект непрерывной образовательной деятельности: речевое развитие с использованием современных образовательных игровых технологий и технологии "ТРИЗ"
конспект занятия речевое развитие с использованием современных образовательных игровых технологий и технологии "ТРИЗ"...