Выступление «Комплексный подход в деятельности социального педагога по семейному устройству воспитанников детского дома»
статья ( группа) на тему

Ишниязова Виктория Викторовна

В настоящее время одним из важных направлений государственной политики в социальной сфере является обеспечение права ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье. Указ Президента РФ от 28.12.12  №1688  «О первоочередных мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» послужил началом нового этапа в работе детского дома. С этого момента в нашем учреждении большое  внимание стало уделяться именно семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект презентации на тему:

«Комплексный подход в деятельности социального педагога

 по семейному устройству воспитанников детского дома»

(в рамках проведения семинара БОУ ОО

«Центр психолого-медико-социального сопровождения»)

Подготовила:

Социальный педагог: В.В. Ишниязова,  КДОУ ОО  «Мценский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного возраста»

1 слайд

В настоящее время одним из важных направлений государственной политики в социальной сфере является обеспечение права ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье. Указ Президента РФ от 28.12.12  №1688  «О первоочередных мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» послужил началом нового этапа в работе детского дома. С этого момента в нашем учреждении большое  внимание стало уделяться именно семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2 слайд

В соответствии с  Приказом Департамента образования и молодежной политики Орловской области от 07.02.2014 г. в нашем учреждении была создана «Служба содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения приемных семей»  и  разработано Положение о деятельности службы..

3 слайд

Работа «Службы содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения приемных семей»  началась с разработки программы «Дорога к дому» по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к передаче на воспитание в семьи граждан.  

4 слайд

Основная цель программы – реализация приоритетного права ребенка-сироты жить и воспитываться в семье.

5 слайд

Основными  направлениями  работы по реализации данной программы стали:

-социально - профилактическая работа с воспитанниками по формированию у них представлений о семье, по воспитанию интереса и желания  жить в семье;

 - расширение связей с биологической семьей, т.к. приоритетом в своей работе мы считаем  возвращение ребенка в кровную семью;

- социально-правовая и просветительская работа с замещающей семьей,

- комплексное социально - педагогическое сопровождение проживания ребенка в восстановленных кровных и созданных замещающих семьях (по согласованию с приемными родителями и опекунами).

6 слайд

Ожидаемые результаты по реализации программы:

- рост числа воспитанников, переданных на воспитание в семью;

-создание эффективно действующей модели социального межведомственного партнерства по реализации задач семейного  устройства.

7 слайд

В рамках реализации программы специалистами службы проводится огромная работа информационно-просветительского характера, привлекая внимание населения  к проблеме семейного устройства воспитанников через средства массовой информации: Орловским телевидением готовятся сюжеты о воспитанниках детского дома, в газете «Мценский край» ежемесячно печатаются фотографии детей-именинников,

8 слайд

размещаются публикации статей о воспитанниках детского дома, проводятся встречи со спонсорами и волонтерами.

Как уже отмечено ранее, приоритетным направлением в работе по семейному устройству детей-сирот мы считаем возвращение ребенка в родную семью.  Родители, которые лишены или ограничены в родительских правах, иногда  способны воспитывать своих детей самостоятельно, но те или иные обстоятельства (моральные, материальные) лишают их возможности восстановить свои родительские права. Такие семьи нуждаются в особенной поддержке со стороны органов опеки и попечительства, администрации районов и  сотрудников детского дома, где непосредственно проживает и воспитывается ребенок. Поэтому, при поступлении ребенка администрация детского дома старается узнать у специалистов отдела опеки и попечительства, как можно больше информации о семье и причинах отсутствия родительского попечения.  

9 слайд

Родителям,  не лишенным родительских прав или ограниченных в них, сразу же направляется письмо-уведомление, в котором подробно и в доступной форме сообщается информация о месте нахождения ребенка,  родительских обязанностях и дается контактная информация о специалистах детского дома и специалистах  отдела опеки и попечительства, в который они могут обратиться. При обращении к нам за помощью таких родителей, администрацией детского дома оказывается  правовая помощь, в том числе по подготовке пакета документов для подачи искового заявления в суд о восстановлении родительских прав. К сожалению, опыт показывает, что в основном,  после восстановления родительских прав, родители, через некоторое время  возвращаются к своему прежнему образу жизни и дети снова попадают в детский дом.

10 слайд

Но есть и положительный опыт, когда родители действительно вернулись к нормальному образу жизни, забрали детей в свою семью и живут здоровой полноценной жизнью. Саша находился в детском доме один год. Мама восстановила родительские права, забрала Сашу и его старшего брата в другом интернате. Сейчас у них все хорошо.

11 слайд

Саша воспитывался в нашем детском доме три года. Сначала его навещал старший брат. Через два года после его нахождения в детском доме,  мама изменила свой образ жизни, устроилась на работу, пролечилась от алкогольной зависимости и по решению суда восстановила свои родительские права. Надо отметить, что Саша ребенок-инвалид. Мама, в  данное время,  успешно справляется со своими родительскими  обязанностями.

В целях  профилактики безнадзорности администрацией детского дома проводится огромная работа  с родителями наших воспитанников,  отбывающих  наказание и не лишенных родительских прав.  Таким родителям мы пишем письма,  в которых  даются четкие инструкции и правовая помощь по восстановлению в родительских правах. Так же, для поддержания детско-родительских отношений высылаем фотографии детей с утренников, детские рисунки.

 Если вернуть ребенка в родную (кровную) семью не представляется возможным в виду того, что родители продолжают вести аморальный образ жизни, не интересуются  жизнью и здоровьем ребенка, в таком случае  проводится работа с родственниками или близкими к ребенку людьми,  способными дать ребенку воспитание, оказать помощь в социализации - обычно такими людьми являются бабушки, дедушки, тети, дяди, старшие братья или сестры. Администрация детского дома  письменно обращается с напоминанием к родственникам ребенка о том, что ребенок находится в детском доме и у них есть приоритетное право оформить над ним опеку.    

Несомненно, большая часть работы по семейному устройству воспитанников детского дома сводится к работе с кандидатами в усыновители и приемными родителями.  

На основании ст. 45 постановления Правительства РФ от 24.05.14 г. № 481 наше учреждение обеспечивает комфортные условия для посещения ребенка лицами, желающими усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, получившими в установленном порядке направление на посещение ребенка в целях знакомства и установления контакта между ребенком и указанными лицами.

Кандидаты в приемные родители информируются о графике посещений воспитанника с учетом режима дня детей. При этом, есть возможность  посещения указанными лицами учреждения не менее 3 раз в неделю, включая выходные и праздничные дни. В будние дни  организована возможность посещения в вечернее время. Посещения в выходные и праздничные дни осуществляются с письменного разрешения законного представителя.  

Первая встреча с кандидатами в приемные родители организуется в  виде знакомства с директором (законным представителем) и специалистами детского дома, обеспечивая ознакомление лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, с личным делом воспитанника. Кроме этого кандидаты получают консультации от воспитателя, соц. педагога,  медицинского работника, педагога-психолога и учителя-логопеда и - дефектолога.

12 слайд

Предварительно, на основании Федерального закона «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152 и положения, утвержденного директором детского дома «О защите персональных данных воспитанников» от 02.19.2013 года, кандидаты в приемные родители знакомятся с перечнем персональных данных, им разъясняется ответственность за разглашение указанных сведений и берется расписка о неразглашении данных о ребенке.

13 слайд

 На основании выданного направления в «Журнал посещений воспитанников  кандидатами в приемные родители»  вносится информация: ФИО ребенка, ФИО кандидата  в приемные родители, дата посещения, содержание посещения, примечания. Этот журнал заполняется регулярно, по мере посещения воспитанника приемными родителями.

14 слайд

Дополнительно составляется Лист посещения воспитанника, передаваемого на воспитание в замещающую семью, в котором кандидаты в приемные родители лично расписываются о том, что им была предоставлена полная информация о ребенке. Так же, на данный лист вносится краткая информация о посещениях приемных родителей и содержание беседы.

Передать на воспитание в приемную семью малолетнего ребенка не просто. Дошкольный возраст наших воспитанников не предполагает их согласие на передачу в приемную семью. Поэтому вся ответственность за  подбор приемных родителей и успешную адаптацию в замещающей семье лежит на сотрудниках детского дома. При первой беседе приемные родители сразу предупреждаются, что в первую очередь мы рассматриваем интересы ребенка и в целях профилактики «вторичного сиротства» настаиваем на многократном посещении воспитанника, чтобы ребенок привык к незнакомым для него людям.  Хотя очень многие приемные родители не видят в этом необходимости и готовы после первой встречи написать свое согласие на направлении на посещение ребенка.

Особый подход осуществляем при первом очном знакомстве приемных  родителей с ребенком.
       
Каждая встреча индивидуальна и требует творческого подхода. Многое зависит от возраста и характера, как ребенка, так и кандидата.

 Нам важно, как состоится первая встреча, пойдет воспитанник на контакт с приемными родителями  или нет. Поэтому при этом знакомстве обязательно присутствует социальный педагог, воспитатель или психолог.  

 Если приемные родители сумели с первых минут расположить к себе воспитанника, заинтересовать его, если не чувствуется тревожность ребенка, то сотрудники детского дома стараются держаться в стороне, предоставляя возможность раскрыться приемным родителям и ребенку.

При последующих встречах  складывается определенный портрет кандидата в родители. Одновременно  выясняются такие вопросы, как истинная мотивация кандидата и его ожидания, серьезность намерений и степень его готовности принять ребенка в семью, характер и личностные особенности  (гибкость, терпение, готовность к сотрудничеству с органами опеки и пр.)  Очень волнуют будущих родителей наследственные факторы. Приходится объяснять, что многое зависит от того, кто рядом. Не секрет, что в детском доме здоровых детей практически нет.  Поэтому приемные родители должны принимать и воспринимать тот факт, что надо быть готовыми при необходимости  проводить обследование и лечение ребенка, организовывать правильное питание, режим, занятия спортом. Немаловажно и то, что сам ребенок «здоровеет», ощутив поддержку, внимание и любовь со стороны приемных родителей и на этом фоне может произойти частичная компенсация нарушений психического и физического развития. Наша задача - не напугать родителей, а подготовить их правильно реагировать на конкретную ситуацию, быть готовыми к ней.

 Так как направление на посещение ребенка, выданное в установленном порядке, на основании ст. 51 приказа Минобрнауки РФ от 17.02.2015 года № 101 «Об утверждении порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» действительно в течение 10 рабочих дней с даты его выдачи, то мы даем время кандидатам в приемные родители обдумать и обсудить полученную информацию о психофизических  особенностях ребенка с врачами, родными и близкими, и только потом принять взвешенное решение о согласии или отказе принять ребенка на воспитание в свою семью.

После того, как приемными родителями подписано  согласие принять ребенка на воспитание в свою семью,  медицинские работники начинают обследование воспитанника у врачей детской поликлиники  для  получения «Медицинского заключения на ребенка,  оформляющегося на усыновление». Социальный педагог готовит  личное дело воспитанника,  согласно Правилам ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденных Постановлением  Правительства РФ № 423 от 18.05.2009 г. «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства», не включая личные и медицинские документы ребенка, для передачи его в отдел опеки и попечительства. При передаче медицинского заключения на воспитанника и его личного дела составляется подробная опись и акт передачи личного дела под роспись принимающего сотрудника отдела опеки и попечительства.

Как только личное дело и медицинское заключение  воспитанника передано в отдел опеки и попечительства по месту нахождения несовершеннолетнего, кандидаты в приемные родители подают заявление, на основании которого глава города в течение 30 дней выносит постановление о назначении опекуна, исполняющего свои обязанности возмездно или об установлении опеки над несовершеннолетним. Как правило, это происходит в течение 7-10 календарных дней.

После вынесения данного постановления, администрация детского дома подает документы в УФМС для снятия несовершеннолетнего с регистрации по месту пребывания.

15 слайд

В детском доме заведена традиция «Проводы ребенка в замещающую семью». Накануне передачи ребенка на воспитание в группе, где воспитывался ребенок, проводится праздничное мероприятие, на котором дети играют в подвижные игры, веселятся, дарят подарки, сделанные своими руками тому ребенку, который выпускается в семью, говорят добрые слова напутствия.  Это мероприятие обязательно заканчивается групповым чаепитием, на котором присутствуют  сотрудники детского дома, которые работают на этой группе, а также директор, логопед, воспитатель, психолог, социальный педагог.

16 слайд

 Это создает  радостное эмоциональное состояние  у детей в  группе  и  теплое воспоминание о детском доме и ровесниках у ребенка, который выпускается. Праздничная атмосфера  помогает сохранить у детей ощущение собственной нужности,  в каждого взрослого вселить уверенность в том, что их воспитанник, уходящий в новую семью, станет счастливым обладателем мамы и папы, семейного очага, заботы и любви.

В день передачи ребенка на воспитание в семью с приемными родителями проводится  беседа, в ходе которой, они могут задать интересующие  вопросы. Так же оформляются документы, которые остаются в копии личного дела воспитанника: акт о передачи воспитанника, согласие с медицинским заключением ребенка, арматурная ведомость, заявление о передаче ребенка им на воспитание, опись передаваемых приемным родителям  оригиналов личных документов воспитанника (свидетельство о рождении, пластиковая карта пенсионного страхования, заключение ПМПК, сберегательная книжка и договор о вкладе, справка МСЭ, пенсионное удостоверение,  ИПР, свидетельство о крещении (при наличии), сертификат о прививках, страховой полис медицинского страхования, медицинская карта (включая карту диспансеризации), справка о нахождении воспитанника на полном государственном обеспечении).

После передачи ребенка на воспитание в замещающую семью администрация детского дома в течение 3 дней предоставляет в отдел опеки и попечительства информацию о прекращении сведений о ребенке в региональном банке данных.

Как правило, за время посещений приемными родителями нашего детского дома, между коллективом и приемными родителями устанавливаются теплые взаимоотношения, основанные на доверии и сотрудничестве. Поэтому проводить ребенка выходит почти весь коллектив. В детском доме заведен альбом детей «Нашедших семью» и поэтому на крыльце детского дома делается общая фотография. По мере возможности, специалисты детского дома поддерживают связь с приемными родителями, опекунами, усыновителями, биологическими родителями с целью поддержки и консультирования в трудных ситуациях адаптирования ребенка в семье.

17 слайд

По результатам работы  «Службы содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения приемных семей»  в 2013 году на воспитание в семьи граждан  было передано 40 воспитанников, в 2014 году – 12, 2015 году – 16 воспитанников, и в 2016 году мы уже передали на воспитание в семьи  10 детей.

18 слайд

Всего, в течение  указанного  периода, на воспитание в семьи граждан было передано 78 человек. Из них, в приемные семьи – 44 воспитанника, под опеку – 16, вернулись в кровные семьи – 13 детей, усыновлены – 5 воспитанников. Хочется заметить, что на воспитание  в замещающие семьи было передано  8 детей-инвалидов, двум из которых, в дальнейшем, приемные родители сняли инвалидность.  

19 слайд

В наш детский дом обращаются потенциальные приемные родители не только из Орловской области. Итого, за три года, мы передали детей на воспитание в замещающие семьи  в 9 регионов России. Это не только соседние регионы, но и далеко расположенные от Орловской области.

Из 78 воспитанников, в Орловскую область было передано – 54 воспитанника, в Тульскую – 7, в Московскую – 4,  в г. Брянск – 2 воспитанника, в Калужскую область – два, в г. Санкт – Петербург – два, в Краснодарский край – два воспитанника,  в Курскую – 1 воспитанник   и в Липецкую область – 4 воспитанника.

20 слайд

По результатам мониторинга движения воспитанников детского дома за период 2013-2016 год мы видим, что в 2014 году произошел спад семейного устройства детей. Это связано с тем, что на начало 2014 года контингент воспитанников детского дома на 80% составляли дети с особенными возможностями развития (ЗПР и легкая умственная отсталость). В связи с этим, темпы семейного  устройства снизились.

В 2015-16 году процент вновь поступивших воспитанников был выше относительно числа уже находившихся на воспитании в детском доме детей. Среди поступивших детей преобладали дети, с психофизическим развитием, приближенным к возрастным нормам. В связи с этим, темпы семейного устройства возросли.

21 слайд

После передачи воспитанника в замещающую семью, мы не утрачиваем связь с данными семьями. Регулярно,  один  раз в полгода, мы посредством телефонной связи  узнаем у приемных родителей, опекунов, кровных родителей  о здоровье, развитии переданных им на воспитание детей. В случаях, когда  нужна помощь, в виду трудностей общения с приемными родителями или особенностями поведения наших воспитанников, проводится устная консультативная помощь в решении проблем адаптации ребенка в приемной семье. Очень часто, приемные родители или опекуны звонят сами, чтобы поделиться с нами успехами ребенка или  с просьбой оказать помощь в решении той или иной юридической проблемы, собрать недостающие документы для оформления права на получение жилого помещения, или дать консультацию в сложившейся трудной ситуации в общении с ребенком.

22 слайд

Так же, приемные родители по электронной почте присылают  фотографии наших воспитанников. Мы видим, что детям хорошо в этих семьях, они здоровы, счастливы, успешно растут, развиваются и радуются жизни, а мы счастливы и рады за них, ведь каждый ребенок, за его время пребывания на воспитании в нашем детском доме, стал  частичкой каждого из нас. Сейчас мы хотим предоставить Вашему вниманию несколько фотографий, подтверждающих, что наши воспитанники находятся в надежных, добрых, заботливых и любящих семьях.

23 слайд

Некоторые приемные родители обращаются к нам не один раз с просьбой взять на воспитание ребенка. Ефимия Иванова из Верховского района зимой  прошлого года взяла на воспитание в свою семью Настю, а через полгода и  Ваню.

24 слайд

Артем поступил в наш детский дом после того, как 4 года прожил с родителями, которые его усыновили. Они не справились со своими родительскими обязанностями и вернули его в детский дом.  Семья из Урицкого района, была тронута судьбой мальчика и  с радостью взяла Артема к себе на воспитание.  Через некоторое время, эти же приемные родители, по просьбе Артема, забрали  двух сестер из той же группы, где он воспитывался, Карину и Сашу. Дети в этой семье адаптировались быстро и проблем во взаимоотношениях между детьми и родителями  нет.

25 слайд

Отдел опеки  трижды определял Олега  в приемные семьи граждан и трижды приемные родители его возвращали, пока он не поступил в наше учреждение.  Однако в семье, в которую мы его передали он быстро адаптировался. Родители очень довольны мальчиком. В настоящее время они занимаются поиском сестренки для Олега.

26 слайд

К Саше  приемные родители приезжали и навещали 7 месяцев. Они терпеливо ждали, когда воспитаннику будет установлен социальный статус, позволяющий передать его на воспитание в замещающую семью. Вот уже два года он воспитывается в приемной семье. Родители его очень любят и  радуются всем его достижениям.

27 слайд

Вероника ребенок-инвалид, которую с радостью приняла в свою семью женщина из Тульской области. Она по образованию врач и сумеет грамотно и профессионально оказывать помощь в развитии девочки. По просьбе Вероники, приемная мама с девочкой приезжали на Новый Год, чтобы поздравить с праздником детей из группы Вероники.

28 слайд

Семья из Мценского  района взяла  на воспитание сразу троих мальчиков из одной группы нашего детского дома. Двое из этих воспитанников – дети-инвалиды.  

Близнецы Тимур и Руслан поступили в наше учреждение совсем недавно, из Дома ребенка г. Орла. У обоих детей диагноз «порок сердца». Однако, приемную семью из Московской области этот диагноз не испугал. Они с радостью взяли мальчишек на воспитание в свою семью.

29 слайд

Не разлучать родных братьев и сестёр - такие условия со стороны органов опеки и нашего учреждения  ставятся потенциальным приёмным родителям. Поэтому, пожелавшим взять на воспитание в свою семью хотя бы одного ребёнка, придётся взять  всех детей из этой семьи. Но такие трудности многих не пугают. Дети в нашем детском доме передаются на воспитание в «замещающие семьи» только согласно действующему законодательству и дети из одной семьи  не разлучаются.

30 слайд

В соответствии со статьями 33 и 34  Постановления Правительства РФ № 481 от 24 мая 2014 года "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"  в нашем учреждении с 1 сентября 2015 года была создана и укомплектована «Семейная разновозрастная группа». В этой группе на воспитании находятся 8 детей разного возраста и состояния здоровья, которые являются  полнородными и неполнородными братьями и сестрами. Дети знают, кем они друг другу являются,  старшие заботятся и помогают  младшим. В этой группе царит теплая, семейная атмосфера.

31 слайд

На этом я заканчиваю свое выступление. Спасибо за внимание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления деятельности педагога-психолога по подготовке воспитанника детского дома к переходу в приемную семью

Прежде чем ребенок попадет в замещающую семью, с ним  проводится ряд мероприятий (старший дошкольный, школьный возраст):1. диагностика (по возможности первичная и вторичная), направленная н...

Пути решения проблем социальной адаптации воспитанников детского дома.

Раскрываются проблемы адаптации воспитанников детского дома в социуме. Предложены пути решения проблемы....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

«Комплексный подход в деятельности социального педагога по семейному устройству воспитанников детского дома»

В настоящее время одним из важных направлений государственной политики в социальной сфере является обеспечение права ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитывать...

"Комплексный подход в психокоррекционной работе педагога-психолога с воспитанниками старшего дошкольного возраста»

Опыт работы педагога-психолога по теме:"Комплексный подход в психокоррекционной работе педагога-психолога с воспитанниками старшего дошкольного возраста"...

Воспитанники детского дома-интерната на комплексных музыкальных занятиях в ГКП: опыт включения

В статье представлен опыт проведения групповых музыкальных сеансов для детей из детского дома-интерната. Занятия носят социальную направленность, ставят своей целью развитие коммуникативных способност...