Пути решения проблем социальной адаптации воспитанников детского дома.
материал по теме
Раскрываются проблемы адаптации воспитанников детского дома в социуме. Предложены пути решения проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nao_-_bez_sirot_2012_god.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление педагога – психолога ГБОУ АО «Нарьян – Марский детский дом» Киселевой И.П. на Круглом столе
«НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – БЕЗ ДЕТЕЙ – СИРОТ»
(КДЦ «Арктика», ситуационный центр губернатора НАО)
от 16 апреля 2012 года.
«Пути решения проблем социальной адаптации
воспитанников детского дома»
Современный детский дом представляет собой образовательное учреждение, специально созданное для решения задач социального воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Существенные изменения, происходящие в настоящее время в организации процесса социального воспитания в детских домах, обусловлены проявлением трех основных тенденций:
- Первая связана с изменением характера сиротства воспитанников детских домов. Большинство детей , воспитывающихся в детских домах являются так называемыми «социальными сиротами», т.е. имеют живых родителей, лишенных родительских прав.
- Вторая тенденция обусловлена многообразием педагогических систем, положенных в основу организации жизнедеятельности ребенка – сироты («семейный» детский дом, приемные семьи, патронатное воспитание, создание приютов при церквях и монастырях, традиционная система). В последнее время интенсивно идет усыновление детей – сирот иностранными и российскими гражданами.
- Третья тенденция связана с расширением круга специалистов (дефектологов, психологов, социальных педагогов, логопедов), работающих в детских домах ) , т.к. все дети имеют разной степени задержку в психическом развитии.
Наш детский дом традиционного вида ( традиционная организация жизни воспитанников)и рассчитан на 40 детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей («социальные сироты»)
Одна из первостепенных задач, которая стоит перед персоналом детского дома – это социально – педагогическая адаптация воспитанников. Ее можно рассматривать как адаптация к жизни:
1. в самом сиротском учреждении
2. и в социуме после выхода из детского дома.
Известно, что воспитанники сиротских учреждений – это особые дети.
Психические травмы, полученные до поступления в детский дом, наследственные и психосоматические заболевания могут проявляться в импульсивности детей, нарушениях самоконтроля, в эмоциональной неустойчивости, гиперактивности, преобладании процессов возбуждения, быстрой нервной истощаемости, сниженной концентрацией внимания.
У этих детей выраженная агрессивность, у них складывается устойчивая заниженная самооценка, неприятия себя, недоверие к окружающим, недоверие к окружающим, они не осознают собственную уникальность: вместо «чувства Я» у них формируется «чувство Мы».
Вывод: психическое и личностное развитие детей – сирот носит специфический характер: чаще всего формируется агрессивная, но очень ранимая и неуверенная личность.
Кроме того, попав в детский дом, дети дошкольного возраста испытывают стресс, глубокую психологическую травму в результате переживания негативного прошлого семейного опыта жизни и от факта разрыва с семьей.
Контигент воспитанников в нашем детском доме сложный. В исследованиях
психолога М.К. Бардышевской выделяется несколько групп детей 3-5 лет, воспитывающихся в условиях детского дома. Эти группы детей различаются по степени эмоциональной недостаточности.
1. «Избегающие дети» - это немногочисленная группа детей, характеризуется наиболее тяжелым эмоциональным состоянием .
2. «Цепляющиеся дети» - это отказные дети с рождения. они находятся в более благополучном эмоциональном состоянии.
3. Дети с недифференцированными привязанностями» - это самая большая группа детей, им свойственны поверхностные, неупорядоченные, легко меняющиеся эмоциональные связи.
4. «Амбивалентные дети» - это дети с противоречивой, конфликтной привязанностью к взрослому.
5. «Социально – тревожные дети» - это дети, имеющие ранний опыт жизни в семье, эмоциональная привязанность таких детей у взрослым близка к норме.
6. «Гармоничные дети» - это дети, имеющие ранний опыт жизни в семье; формирование эмоциональной привязанности к взрослому у них протекает нормально.
Все эти категории детей присутствуют в нашем детском доме.
Трудности социализации (адаптации) детей – сирот связаны с обеднением основных источников социализации (адаптации):
- У воспитанников детского дома либо отсутствует возможности социального опыта родителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей ( дети из дома ребенка), либо этот опыт носит негативный асоциальный характер (дети из асоциальных семей).
- Жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов , свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможными усвоение ребенком всей гаммы социально – ролевых отношений; в условиях детского дома у ребенка формируется особая ролевая позиция - позиция сироты , не имеющего поддержки т одобрения в обществе;
- Ранний детский опыт ребенка – сироты несет на себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства – утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни.
- Затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском доме, где функция контроля полностью удерживается воспитателем.
Для преодоления всех этих трудностей социализации (адаптации) и травматических последствий потери семьи важнейшее значение имеет правильно организованный процесс реабилитации , ориентированный на восстановление личностной целостности (насколько это возможно), смягчение последствий разного рода деприваций (материнской, социальной, сенсорной, эмоциональной), а также утраченных социальный связей и восполнение среды жизнедеятельности ребенка – сироты.
Исходя из этого наш педагогический коллектив совместно с администрацией приложили немало усилий создать условия для решения этих непростых задач по успешной социализации (адаптации) воспитанников к новым условиям проживания - в детском доме.
1. – условие: создание благоприятного для детей психологического климата: это достигается прежде всего, приближением условий проживания детей – сирот к домашним :
1.1 Использование гибкого режима дня ( зимой в полярную ночь – дети спят на 30 минут позже, чем весной, подьем детей постепенный, с учетом особенностей каждого ребенка, время прогулок в зависимости от погоды могут укорачиваться или удлиняться, умственная нагрузка на занятиях дается с учетом психофизиологического состояния детей и др.). Использование музыкального фона в группе для эмоционального благополучия детей перед тихим часом, в сюжетно – ролевых играх и др.
1.2 Создание уюта в группах, группы просторные и светлые, оснащены современной удобной мебелью для детей , создаются условия для развития ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста: игры ( сюжетно – ролевые игры «Парикмахерская», «Больница» и другие, отражающие реальную жизнь взрослых). Воспитатели и специалисты создают необходимые уголки развития: сенсорные, уголок юного художника, музыкальный, речевой, для интеллектуального развития, уголки «Азбука нравственности», «Что такое хорошо, что такое плохо» (одна из первостепенных задач для наших детей - развитие нравственных представлений , формирование элементарных нравственных убеждений, накопление положительного нравственного и эмоционального опыта), особое значение имеют уголки «уединения», где ребенок может отдохнуть от других, помечтать и др.
В детском доме имеются 4 возрастные группы, наполняемость от 10 и более детей. Администрацией приобретается очень много игровых пособий для развития познавательных процессов ( памяти, внимания, логики, расширения кругозора), а также для развития эмоциональной и социальной сферы, постоянно за счет спонсорских средств пополняется материальная база.
В 2011 году – 2012 году администрацией большое внимание уделяется улучшению условий проживания, обучения детей в самом детском доме: поставлены стеклопакеты на все окна, отремонтирован коррекционный блок: кабинеты логопедов и учителя – дефектолога; в спальнях заменены все карнизы, лампы и др..
Особое внимание директором Сумароковой И.Н. на данный момент уделяется созданию комфортных условий на участке нашего детского дома:
В 2011 году среди педагогов был организован конкурс на лучший проект участка. Был выбран за основу проект Выучейской О.Ю. (в проект включены зоны: сенсорный центр «вода – песок», спортивная площадка, игровые площадки для каждой группы, экологическая тропа и др.) заказано новое игровое оборудование на участок, в 2011 году поставлен новый забор, планируется силами волонтеров в 2012 году озеленить участок, обложить его дерном.
Также планируется создать комнату Монтессори , детский развивающий центр (зоны сенсорного воспитания), в ней по системе Марии Монтесори (известного итальянского педагога – гуманиста, посвятившей всю жизнь созданию специальной методики воспитания детей. , основной девиз метода «Помоги мне это сделать самому!»; метод Монтессори заключается в отношении к ребенку как к уникальной, свободной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими способами и сроками освоения мира), в ней будет создан мир взрослой жизни - все реальные бытовые предметы, в Монтессори – группе дети живут не понарошку, а всерьез.)
2 – условие : для успешного решения проблемы адаптации в детском доме необходима продуманная концепция организации свободного времени вне детского дома (т.к. закрытость в стенах детского дома способствует ограничению общения с социумом, отрицательно действует на психическое развитие детей):
2.1 приобретением собственного транспорта воспитанники детского дома получили возможность выезжать за пределы : дети 1-2 раза в неделю со специалистами и воспитателями выезжают в бассейн, экскурсии (магазины, музей, ферма, конюшню и др.), в лес на лыжню, кроме этого, ежемесячно дети посещают театрализованные и цирковые представления (ДДТ, КДЦ),
2.2 дети принимают участие в городских, окружных конкурсах и соревнованиях ( «Северное сияние», «Хрустальный колокольчик» и др.)
2.3 на группах организуются встречи братьев и сестер, совместные игры и др.
3 – е условие: организация учебно – воспитательного процесса, т.к. дети детского дома имеют задержку в психическом развитии и нуждаются в психолого – педагогическом сопровождении:
3.1 специалисты (изоруководитель, физруководитель, музруководитель) организуют работу с детьми по интересам: дополнительно занимаются с детьми, имеющие разные способности и возможности ( подбор детей из разных групп для индивидуальных занятий по интересам и способностям: хорошие вокальные данные, физическая ловкость и гибкость, развитая мелкая моторика и художественных вкус)
3.2 социальный педагог осуществляет сбор информации о прошлой жизни ребенка, истории семьи;
3.3 психолог используя оборудование темной сенсорной комнаты снимает у детей психомышечное и эмоциональное напряжение, учит методам саморегуляции, способствует развитию уверенности в себе, возвращает веру в свою ценность и уникальность, формирует доверие к взрослым. Учит детей через специальные занятия осознавать собственное «Я» ( имя, фамилию, отчество, возраст, пол, адрес и др.), развивает эмоционально – волевую сферу (умение выражать свои чувства, понимать эмоциональное состояние других людей и др.), развивает коммуникативные навыки ( умение общаться с детьми и взрослыми) В работе использовались: музыкотерапия, сказкотерапия , психогимнастика , поведенческая терапия и др.
3.4 В детском доме имеется коррекционный блок, кабинеты для занятий учителя – дефектолога и логопеда. На этих занятиях дети учатся правильно говорить, связно рассказывать, корректировать познавательные процессы
3.5 Воспитатели в группе совместно с ребенком создают «Историю жизни ребенка» , куда заносятся фотографии, рисунки о важных событиях жизни ребенка. Кроме этого, педагоги группы учат детей навыкам самообслуживания, это происходит и в быту (дежурства, трудовые поручения на прогулках., в помощь няне и др.), т.е. создают основу для трудового воспитания.
3.6 воспитанники детского дома – соматически ослабленные дети, поэтому физруководитель совместно с медперсоналом ведут лечебно – профилактическую работу: вычисляется моторная плотность физкультурных занятий, делаются массажи детям, планируются мероприятия по коррекции плоскостопия, нарушения осанки и др. Для коррекции физического здоровья в детском доме имеется оснащенный современным оборудованием физкультурный зал.
4-е условие: Создание предметно – развивающей среды:
4.1 Для развития художественных способностей в детском доме имеется эстетически оформленный музыкальный зал ( со сценой) и изостудия.
4.2 Имеется и мини краеведческий музей, где проходят занятия по ознакомлению с культурой , бытом и традициями нашего севера.
4.3 Физкультурный зал с современным оборудованием.
4.4 Коррекционный блок :кабинеты психологической разгрузки (темная сенсорная комната), кабинет логопеда и учителя – дефектолога;
5 – е условие: с 2011 года администрацией было предложено организация волонтерского движения, чтобы расширить пространство общения детей – сирот с социумом: волонтеры (молодежное волонтерское движение «Доброволец») .
Представители этого движения взяли на себя право – персонально поздравлять каждого нашего именинника. И вот каждый наш малыш в свой день рождения принимает участие в настоящем шоу: волонтеры устраивают для него костюмированные представления, поздравления, и много подарков. Такие представления для детей – именинников поднимают самооценку каждого ребенка, уверенность , что его помнят, любят и ценят.
6-е условие: .Для успешного решения вопроса адаптации воспитанников вне детского дома необходимо наладить тесный контакты со школой – интернат.
С 2010 года по настоящее время наши первоклассники имели возможность учиться и жить в детском доме. Это прежде всего положительно повлияло на наших детей: дети не испытывали стрессов при переходе в 1-й класс.
В 2010 – 2011 году посетить уроки имели возможность психолог. С целью исследования степени адаптации детей к школьному обучению, выявления эмоциональных проблем, состояния памяти, внимания и др.
Со второго полугодия 2012 года первоклассников перевели учиться в школу интернат, а жили дети в детском доме.
За период с 2010 года также проводились совместные ПМПК с целью определения образовательного маршрута детей «группы риска», проводились совместные педсоветы, взаимопосещения уроков и занятий, организовывались встречи сестер и братьев на праздниках в детском доме, экскурсии и др.
7 –е условие: в детских домах все дети имеют родителей, поэтому для успешной адаптации детей детского дома - одним из важных направлений является развитие отношений с родственниками и родителями. В этом направлении основную роль играет социальный педагог, администрация, воспитатели и педагог - психолог. Формы работы с семьей – встречи с детьми, письма, приглашения взрослых на праздники, разговоры по телефону, родители берут детей домой на субботу и воскресенье, школьники имеют право поехать домой на каникулы.
В перспективе нашей администрацией Сумароковой И.Н. планируются создать комнаты для посещений родственниками , а также для работы психолога и социального педагога с приемными семьями.
8-е условие: один из самых важных критериев эмоционального благополучия детей в стенах детского дома - формирование навыков конструктивного взаимодействия взрослых и детей: пропаганда знаний особенностей развития детей – сирот, знание эффективных способов общения с детьми (методика активного слушания «Я – сообщение» и др.) Стараемся , чтобы общение строилось с детьми не по типу «воздействие», а по типу «взаимодействие».
К сожалению, на данный момент нет таких учебных заведений для специальной подготовки педагогов для работы с детьми – сиротами в детских домах, домах – ребенка, очень мало методической литературы по воспитанию детей – сирот, мало публикаций.
В нашем детском доме разработан цикл практических занятий «Умеем ли мы общаться с детьми», даются практические рекомендации, совместные обсуждения проблем ребенка на ПМПК, т.е. мы ежегодно планируем работу по исследованию эмоционального комфорта детей на группах (методика Е.В.Кучеровой).
Таким образом, совместными усилиями коллектива ГБОУ АО
«Нарьян – Марский детский дом» создаются условия для успешной социализации наших воспитанников внутри и вне детского дома.
Но этих мероприятий недостаточно для разрешения этой наболевшей проблемы сиротства.
Ребенок, который растет и воспитывается не в своей семье - всегда нежелательное и противоестественное явление.
Для более эффективного решение проблемы сиротства предполагается комплексное взаимодействие различных структур: государственных органов власти, психолого – педагогических и медицинских учреждений, средств массовый информации. А также необходимо активизировать работу по развитию альтернативных форм воспитания детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, таких как семейных детский дом, приемная семья, патронат, усыновление.
Наши предложения:
1. Наших детей – сирот больше отдавать в российские семьи с целью сохранения своего гражданства, создание мероприятий четкого и систематического контроля за жизнью детей – сирот в приемных семьях;
2. Не разделять детей, не разрушать родственные связи: т.е. определять сестер и братьев в одну семью.
11 апреля 2012 года педагог – психолог: Киселева И.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
социальная адаптация воспитанников детского дома дошкольного возраста
пояснительная записка...
социальная адаптация воспитанников детского сада из неблагополучных семей
Социальная адаптация воспитанников детского сада из неблагополучных семей...
Пути решения проблем взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
На современном этапе одним из педагогических оснований изменения дошкольного образования является, активное вовлечение родителей в работу ДОУ. Детский сад и семья – два общественных института, к...
Консультация педагога-психолога о проблемах и возможностях решения проблем социально неуверенных детей.
В своей консультации я говорю о детях социально неуверенных в себе о том, что они не умеют гармонично взаимодействовать с самим собой. Социальные проблемы порождаются личностными п...
Пути решения проблем сотрудничества педагогов и специалистов с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями, и детей-инвалидов.
Аннотация: В статье рассматривается актуальность сотрудничества педагогов и специалистов с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными проблемами и детей-инвалидов, а также задачи такой р...
Методы логопедии в решении проблем социальной адаптации в дошкольном образовательном учреждении
Данная статья посвящена изучению методов логопедии как инструмента решения проблем социальной адаптации детей в дошкольных образовательных учреждениях. В контексте современного образовательного процес...