социальная адаптация воспитанников детского дома дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование по теме

Шитякова Алёна Юрьевна

пояснительная записка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у воспитанников детского дома представлений о некоторых социальных событиях ( на примере праздников).

  Опыт показывает, что дети, живущие в детском доме ,имеют поверхностные представления об окружающем их мире.

                Небольшой, чаще негативный, социальный опыт, особенности эмоционально- личностной сферы  мешают нашим детям самостоятельно ориентироваться в социуме . В связи с этим работа по социальной адаптации воспитанников является для нас одним из приоритетов. Организуя её, необходимо определить ряд основных задач. Прежде всего- это создание благоприятного психологического климата, развитие эмоций, эстетических чувств, элементарных социальных понятий и т. д. Такая работа должна проводиться комплексно и охватывать все виды деятельности.

                Созданию и укреплению коллектива, развитию различных форм сотрудничества детей и взрослых способствуют праздники. В их подготовку и проведение должны включаться все воспитанники, даже самые маленькие, которых приглашают в качестве зрителей.

  Праздник- это всегда событие, проживая которое, дети приобретают неоценимый опыт встречи с миром и другими людьми.

 Существует множество традиционных праздников. Для их проведения, конечно же, требуется предшествующая подготовительная работа.

   Например, на занятиях по ознакомлению с окружающим у логопеда, дети узнают название, историю, традиции того или иного праздника. Воспитатели готовят с детьми рисунки и поделки.

   Учебный год, к примеру, можно начать с «Дня знаний». В игровой форме познакомить детей со школьной атрибутикой. Помочь в этом могут сказочные герои, в роли которых выступят старшие воспитанники. Праздник способствует позитивному настрою на учёбу и серьёзный труд.

   Праздник «Золотой осени» подарит малышам возможность ощутить красоту родной природы и выразить свои эмоции через музыку, движения, стихи, изодеятельность.

   Новый год- это всегда волшебство и сказка, которая уносит ребёнка в мир фантазии. Новый год- это сюрпризы, подарки, встреча с Дедом Морозом, Снегурочкой, любимыми сказочными персонажами. Постепенно малыши понимают, что сказку можно подарить себе, друзьям, близким. Атмосфера праздника способствует тому, чтобы дети в доступной им форме выражали свою радость и стремились разделить её с другими.

   День Защитника Отечества может стать особенно популярным среди мальчиков. Готовясь к нему, можно знакомить детей не только с современной армией и военной техникой, но и перелистать страницы истории Отечества и его доблестных защитников: былинных богатырей, героев гражданской и отечественной войн. Через беседы, рассказы, экскурсии педагоги передадут тот социальный опыт, который необходим детям во взрослой жизни. Они научат их понимать, что такое смелость, трусость, предательство, взаимопомощь, честь, выносливость.

   Можно представить, какое трепетное отношение сложится в детском доме к празднованию Дня 8 марта, ведь сотрудники- в основном- женщины. А сколько подарков и поздравительных открыток можно сделать даже с самыми маленькими детьми…

   Так же одним из празднуемых в России праздников является встреча Светлого Воскресения Христова ( Пасха). К этому празднику можно расписывать пасхальные яйца, разучивать весенние песенки, стихи, организовывать русские народные игры и забавы.

   С народными обычаями знакомить детей можно и на празднике Масленицы: выпекать блины, организовывать игрища, сжигать чучело Зимы.

   Ко «Дню космонавтики» можно провести тематические занятия, организовать просмотр передач о космосе по ТV. На эту тему можно изготовить множество поделок из различного материала и организовать общую выставку.

   День Победы 9 мая можно отпраздновать экскурсией в парк, возложением цветов к Вечному огню. Так же можно поздравить ветеранов собственноручно изготовленными открытками и поделками. Полезно будет посетить выставку военной техники.

   Далее предлагается конкретный план работы с детьми младшего и старшего- подготовительного дошкольного возраста по формированию представлений о некоторых социальных событиях на материале праздников.

   Поскольку дети, воспитывающиеся в детском доме, различаются по возрасту и психофизическому состоянию, методические приёмы, используемые в работе с ними в младшем возрасте, могут использоваться так же и в работе со старшими дошкольниками.

Каждая тема занятия- праздника проводится через конструирование, лепку, аппликацию. Вырисовывается блочная система подготовки к празднику. Это поможет создать праздничную развивающую среду в группе, которая поспособствует развитию эмоций и чувств детей и даст возможность проявления их творческих  способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути решения проблем социальной адаптации воспитанников детского дома.

Раскрываются проблемы адаптации воспитанников детского дома в социуме. Предложены пути решения проблемы....

Учебно - методическое пособие "Дефектологическое обследование воспитанников детского дома дошкольного возраста"

Это авторское учебно-методическое пособие разработаное  мною, я использую при проведении дефектологического обследования воспинанников детского дома дошкольного возраста.В связи с особенностями р...

Развитие системы модернизации летнего отдыха воспитанников детского дома дошкольного возраста с нарушениями речи.

Создание благоприятных условий для оздоровления    детей, восстановление их физического потенциала детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме.Формирование потребности в ...

Развитие системы модернизации летнего отдыха воспитанников детского дома дошкольного возраста с нарушениями речи.

Создание благоприятных условий для оздоровления    детей, восстановление их физического потенциала детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме.Формирование потребности в ...

ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

        Как стать талантливым собеседником, который умеет грамотно вести спор, имеет свою точку зрения, умеет интересно и доброжелательно о чем-то рассказывать?  ...

ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

        Как стать талантливым собеседником, который умеет грамотно вести спор, имеет свою точку зрения, умеет интересно и доброжелательно о чем-то рассказывать?  ...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....