Оптимизация системы управления оздоровительной деятельности в ДОУ
статья ( группа) на тему
Значимость создания Службы здоровья в образовательном учреждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
optimizatsiya_sistemy_upravleniya_ozdorovitelnoy_deyatelnostyu_v_dou.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Оптимизация системы управления оздоровительной деятельностью в ДОУ.
Автор:
Хабанова Светлана Викторовна
В современном обществе проблема здоровья достаточно актуальна. Здоровьесбережение и здоровьесозидание подрастающего поколения стало одним из приоритетных направлений государственной политики. В Национальной стратегии действий в интересах ребенка на 2012-2017 годы говорится о необходимости формирования потребности в здоровом образе жизни, внедрения здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, создания системы психолого – педагогической поддержки семьи, повышения педагогической компетентности родителей и педагогов.
Приоритетными направлениями деятельности дошкольного образовательного учреждения детского сада № 44 компенсирующего вида Кировского района являюются укрепление здоровья и осуществление квалифицированной коррекция нарушений в психофизическом развитии воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. (
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеет некоторые особенности нервно-психического развития. Особенности физического развития: нарушение общей и мелкой моторики, расторможенность и заторможенность мышечного напряжения, повышенная утомляемость, заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости, нарушение темпоритмической организации движений. Особенности психического развития: неустойчивость внимания, расстройство памяти, несформированность мышления, задержка развития воображения. Особенности социально-личностного развития: пассивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, низкая самооценка.
В детском саду созданы условия для осуществления оздоровительной и коррекционной деятельности с воспитанниками: имеется медицинский и процедурный кабинеты, изолятор; музыкальный зал, мини спортивные залы для занятий лечебной и адаптивной физкультурой, кабинет педагога-психолога, комната психокоррекции, кабинеты учителей-логопедов, кабинет дефектолога, оздоровительный блок.
В учреждении функционируют педагогическая, медицинская, психологическая службы. Квалифицированную помощь воспитанникам детского сада оказывают педагогические работники – воспитатели, учителя-логопеды, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители, педагоги-психологи и медицинские работники – инструкторы по лечебной физкультуре, врач-ортопед, врач- педиатр, медсестры по массажу и физиотерапии. Так как работа служб осуществляется в рамках действующих нормативных документов, обозначилась проблема интеграции деятельности педагогических, медицинских работников и родителей по оздоровлению воспитанников детского сада. С целью оптимизации и интеграции оздоровительной и коррекционной деятельности субъектов педагогического процесса в учреждении была разработана оздоровительная программа «В детский сад с радостью. Цель программы: развитие здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды, способствующей сохранению, укреплению здоровья всех участников педагогического процесса (воспитанников, педагогов, родителей).
Внедрение программы предполагало организацию комплексного подхода с целью обеспечения интегрированных связей между педагогами и специалистами, работающими с воспитанниками ДОУ. Опыт работы убедительно доказывает, что положительный результат достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного и оздоровительного пространства с сетью интегративных связей. Для реализации поставленной задачи а учреждении создана комплексная модель деятельности педагогических и медицинский работников – Совет здоровья. В рамках работы Совета здоровья запланированы мероприятия для воспитанников, педагогических и медицинских работников и родителей.
Комплексный план физкультурно-оздоровительной работы включает в себя:
- рациональную организацию педагогического процесса в соответствии с требованиями СанПиН;
- периодизацию календарного года с учетом сезонных биоритмов (период адаптации, зимние каникулы в течение учебного года, летний отдых на детской загородной даче);
- разнообразные виды организации режима двигательной активности, вариативные режимы дня с учетом психофизических возможностей и особенностей воспитанников; систему закаливания, рефлексотерапию, коррекционные мероприятия;
- работу с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни;
- организацию питания;
- психологическое сопровождение развития ребенка.
Большое внимание Служба здоровья уделяет разработке профилактических мероприятий с целью снижения заболеваемости детей, составлению индивидуальной программы абилитации (реабилитации) детей – инвалидов. План лечебно-профилактической работы включает в себя профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний в осеннее-зимний период (кварцевание групповых помещений и залов, регулярное проветривание; вакцинация воспитанников и сотрудников; закаливающие мероприятия) и лечебные (курсы массажа, физиотерапевтические процедуры, гидромассажные ванны).
Методическая работа с педагогами включает в себя мероприятия, повышающие профессиональную компетентность в области оздоровления: педагогические советы, тренинги, практические занятия, дни здоровья, мастер – классы, проектную деятельность. Цель мероприятий - ознакомление педагогов с разнообразием здоровьесберегающих технологий и методиками их проведения, развитее физических качеств и умений, снятие стресса, синдрома эмоционального выгорания. Полученные знания педагоги применяют на практике, в совместной образовательной деятельности с детьми, в работе с родителями, а так же осуществляют трансляцию опыта работы на конкурсах и конференциях районного, городского и всероссийского уровня.
В учреждении созданы условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья воспитанников:
-положительный микроклимат в группах, доброжелательная обстановка в детском саду;
-комфортный для каждого воспитанника режим дня;
-достаточная двигательная и образовательная нагрузка с учетом психофизических возможностей воспитанников;
-индивидуальный маршрут развития каждого ребенка, обеспечивающий динамику, активное продвижение;
-предметно-развивающая среда, позволяющая ребенку реализовать свои интересы, обеспечивающая успешность;
-создана безбарьерная среда для детей с ОВЗ (территория детского сада оборудована с учетом требований, предъявляемых для прогулок детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: установлен пандус при входе в детский сад, детские игровые площадки имеют снижение бордюрного камня, игровое оборудование на площадках включает в себя лабиринты, стойки для метания, качалки и балансиры, скамейки; для безопасного продвижения детей в коридорах установлены поручни, в туалетных комнатах установлены унитазы с мягкими поручнями).
Мини спортивные залы оборудованы тренажерами, сухим бассейном, спортивным инвентарем, профилактическими дорожками.
В практической работе с детьми педагогические работники применяют следующие технологии: комплексы дыхательной, пальчиковой, артикуляционной гимнастик, профилактическую гимнастику после сна, психогимнастику, кинезеологические упражнения, упражнений по биоэнергопластике, музыкотерапию, сказкотерапию, песочную терапию, акватерапию, стрейчинг, фитболгимнастику. Здоровьесберегающие технологии педагоги включают в совместную образовательную деятельность с детьми; в группах и залах созданы условия для организации разнообразной самостоятельной двигательной деятельности детей с учетом интересов и физических возможностей.
Медицинские работники прошли обучение на курсах повышения квалификации, осваивают оздоровительную технологию БОС. Реконструирован оздоровительный блок, включающий в себя массажный кабинет, кабинет физиотерапии, кабинет гидромассажа. Приобретено новое медицинское оборудование.
Взаимодействие с семьями воспитанников включает в себя информационно-аналитическую деятельность - сбор информации о ребенке, анкетирование, опросы, газеты, буклеты, информационные листы, индивидуальные и подгрупповые консультации. Родители вовлечены в педагогический процесс и активно участвуют вместе с детьми в праздниках, досугах, конкурсах, выставках, практических занятиях «Вместе с мамой, вместе с папой»; принимают участие в управлении ДОУ (совместные заседания родительского комитета, родительские собрания).
Для оценки эффективности программы используется система мониторинга качества образования.
Показатели эффективности системы управления оздоровительной деятельностью в ДОУ:
- интеграция деятельности педагогической, психологической и медицинской служб;
- эффективное освоение и применение педагогическими и медицинскими работниками оздоровительных технологий;
- повышение адаптационных возможностей организма ребенка, снижение заболеваемости; формирование у воспитанников представлений о ЗОЖ;
-обновление образовательной среды в ДОУ, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса, безопасность воспитанников и педагогов;
- вовлечение родительской общественности в популяризацию ценностей здорового образа жизни, ценностей семейного воспитания.
Таким образом, создание Службы здоровья позволило интегрировать деятельность субъектов педагогического процесса и оптимизировать систему управления оздоровительной деятельности в ДОУ.
Научно – методические ресурсы:
1. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017годы.Указ Президента РФ от 01.06.2012 года №761.
2. Стратегия развития образования Санкт-Петербурга 2011-2020 «Петербургская школа 2020».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655.
4.Развивающая педагогика оздоровления. В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров, «ЛИНКА-ПРЕСС», Москва, 2000 год.
5. Радуга Здоровья, Ерофеева С.В., Кирюшина С.Г., Нечепуренко В.В. Рубцова Н.Г., Санкт-Петербург, 2006 год
6. Технологии валеологического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Татарникова Л.Г., Андреева Л.В., Санкт-Петербург, 2000год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модернизация физкультурно – оздоровительной деятельности и пути оптимизации в МДОУ Детский сад № 159.
Пережив инновационный бум и реформы конца XXвека, которые в значительной степени затрагивали проблемы обеспечения сохранения здоровья детей, система дошкольного образов...
Доклад «Система физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ, пути оптимизации»
Разбор системы физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ: анализ недостатков, ключевых факторов и методов работы в разных возрастных группах....
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье представлены основные подходы к управлению физкультурно-оздоровительной деятельностью детей в дошкольной образовательной организации. С целью выявления основных подходов в управлении физкульт...
Система образовательно - оздоровительной деятельности по программе М.Л.Лазарева "Здравствуй"
Система образовательно-оздоровительной деятельности по программе М.Л.Лазарева «Здравствуй». Формирование здоровья детей является приоритетным направлением деятельно...
Статья:"Состояние проблемы управления физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения"
Аннотация: в статье рассматривается физкультурно-оздоровительная работа в детском саду, которая включает создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формир...
«Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду».
Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной. В ДОУ приходят дет...
Система управления конфликтами как фактор повышения эффективности деятельности образовательной организации
Консультация для педагогов...