Статья:"Состояние проблемы управления физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения"
статья по физкультуре
Аннотация: в статье рассматривается физкультурно-оздоровительная работа в детском саду, которая включает создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Автор: инструктор
по физической культуре,
Суворова И.Б.
Аннотация: в статье рассматривается физкультурно-оздоровительная работа в детском саду, которая включает создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. В соответствии с ФГОС ДО цели физкультурно-оздоровительной работы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.
Ключевые слова: Здоровье, здоровый образ жизни, укрепление здоровья, физкультурно-оздоровительная деятельность, физическое воспитание, физическая незрелость, система физического воспитания.
Всем известно, что будущее каждой страны – это подрастающее поколение. Его физическое и интеллектуальное развитие во многом определяется состоянием здоровья и уровнем культуры. Серьезную обеспокоенность в настоящее время вызывают выраженные изменения в состоянии здоровья детей. Результаты научных исследований свидетельствуют, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. По данным В.Г. Алямовской, наблюдается высокий процент физиологической незрелости (более 60 %), которая становится причиной роста (до 70 %) функциональных и (до 50 %) хронических заболеваний. Каждый второй дошкольник имеет морфофункциональную патологию; 42 % – хронические заболевания. Лишь 6-8 % выпускников ДОУ признаны абсолютно здоровыми. Связанная с ухудшением здоровья подрастающего поколения ситуация продолжает обостряться. Негативными факторами, усугубляющими сложившееся положение, являются: недооценка занятий физическими упражнениями в качестве превентивного и профилактического средства в поддержании здоровья, недостатки в организации системной работы по формированию здорового образа и стиля жизни, некомпетентность родителей в вопросах физической культуры, отсутствие преемственности в физкультурном образовании, интенсификация и информатизация образовательного процесса, стрессовая педагогическая тактика, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям дошкольников. Это, в свою очередь, высвечивает проблемы эффективности управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в дошкольных образовательных учреждениях, где большинство сотрудников педагогического коллектива в связи с введением должности инструктора по физической культуре обычно не считают данную работу приоритетной. В такой ситуации ответственность ложится во многом не только на инструкторов по физической культуре, но, прежде всего, на руководителей образовательных учреждений. Под понятием «физкультурно-оздоровительная деятельность» разные авторы понимают различные структурные компоненты, объединенные в единое целое. Профессор Л.Н. Волошина [2] считает, что физкультурно-оздоровительная деятельность это - сознательная, целенаправленная активность человека, результатом которой является оптимальный уровень функционального состояния, развития двигательных навыков, отсутствие болезней. Оптимизация процесса оздоровительной деятельности требует учета индивидуальных потребностей, мотивов, пола, возраста и других качеств человека. Как отмечают Л.Д. Глазырина, В.Н. Шебеко, Л.Н. Волошина, В.Т. Кудрявцев, реализация оздоровительной деятельности ДОУ - это четкая интеграция профилактического и организационного направления, педагогического и физическиформирующего воздействия на ребенка специфическими и неспецифическими средствами, целостной организацией педагогического процесса [2]. Основная цель, которую ставит перед собой коллектив ДОУ при организации физкультурно-оздоровительной деятельности - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья. По мнению Ширяева А.Г., в процессе образовательной деятельности ДОУ необходимо решить следующие задачи физкультурно-оздоровительной направленности:
• обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
• формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах; • реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
• формировать основы безопасности жизнедеятельности;
• оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни
Изучение научно-методической литературы свидетельствует, что наиболее эффективными формами физкультурно-оздоровительной деятельности являются:
• утренняя гимнастика, аэробика;
• гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;
• занятия, прогулки, походы;
• совместные досуги с родителями и младшими школьниками;
• спортивные праздники и развлечения, кружки.
Профилактическое направление включает в себя обеспечение благоприятного течения адаптации через систему мероприятий, выполнение санитарно-гигиенического режима, проведение обследования по скрининг- программе и выявление патологий, предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики, проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний. Организационное направление ориентировано на организацию здоровьесберегающей среды в ДОУ, определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики, составление индивидуальных планов оздоровления, изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик, систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров, пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников
Таким образом, система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает так же учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. В настоящее время перед дошкольными учреждениями стоит много проблем, которые оказывают негативное влияние на решение вопросов сохранения и укрепления здоровья детей при взаимодействии субъектов образовательного процесса. На основе вышеизложенного к актуальным проблемам управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении относится:
- несовершенство деятельности медико-психолого-педагогической службы дошкольного учреждения в вопросах взаимосвязи с семьей, учитывая их социальный статус;
- отсутствие системы в лечебно-профилактической работе, отсутствие коррекционных мероприятий для детей, имеющих отклонения в здоровье;
- отсутствие системы в вопросах просвещения семьи по педагогическому, психологическому и валеологическому направлениям;
- недостаточно продумана здоровьесберегающая деятельность дошкольного учреждения (преобладание аспекта на интеллектуальное развитие детей, жесткая регламентация режима дня и отсутствие такового в семье; перегруженность групп);
- несовершенство физкультурно-оздоровительной работы
- несоответствие уровня профессиональной компетентности педагогических кадров современным требованиям к качеству воспитательно-образовательного процесса (несформированность умений применения в практике здоровьесберегающих технологий; авторитарное, должностное общение с детьми, инертность мышления; отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания; неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду; стремление воспитателей избегать «живого» общения, подменить его анкетированием, информационными стендами);
- уровень педагогической компетентности родителей не позволяет занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ;
-отсутствие должной материально-технической базы, отвечающей здоровьесберегающей направленности воспитательно-образовательного процесса. Как считает Данилина Т.А., данные проблемы влекут за собой отрицательные социальные последствия:
- рост заболеваемости;
- подрывается духовно-нравственное, физическое и психическое здоровье детей;
- уменьшается процент здоровых детей, выпускаемых в школу;
- отсутствует мотивация к обучению (низкая успеваемость);
- выходит социально неадаптированная личность;
- недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей, следствием этого феномена является низкая активность, высокая конфликтность, безответственность родителей к своим обязанностям по отношению к детям и образовательному процессу в ДОУ;
Следовательно: физическое развитие и оздоровление детей осуществляется в условиях недостаточного научно-методического и практического обоснования системы управления физкультурно-оздоровительной деятельностью, что влечет за собой отрицательные социальные последствия. С целью их предупреждения в современном дошкольном образовании становится востребованной многоуровневая технология управления физкультурно-оздоровительной деятельностью. Необходимость введения новых управленческих решений вызвана проблемами в планировании результатов обучения и их отслеживании, отсутствии оценки физкультурной образованности, воспитанности, социальной адаптации, в не разработанности уровней управления физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса ДОУ. Физкультурно-оздоровительная деятельность в дошкольном учреждении представляет собой целостную организацию образовательного процесса, обеспечивающую сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Мы считаем, что имеющаяся в настоящее время в детском саду система управления физкультурно-оздоровительной деятельностью позволяет качественно решать задачу воспитания физически развитой, социально-активной, творческой личности. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело - все это дает положительный эффект в нашей работе: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта. Таким образом, цель управления физкультурно-оздоровительной деятельностью заключается в обеспечении организационно-управленческих условий, функционировании структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования и повышения его качества. Такими показателями для дошкольного учреждения являются показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности детей, компетентности воспитателей и родителей в физкультурно-оздоровительной деятельности, развитие здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ.
Литература
1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ: курсы повышения квалификации работников дошкольного образования // газета Дошкольное образование. 2004 - №17, 18, 19, 20, 21, 23, 24.
2. Волошина Л.Н. Педагогическое наблюдение за двигательной активностью / Л. Волошина // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 6. - C.90-92
3. Волошина Л.Н. Игры с элементами спорта для детей 3-4лет: программа «Играйте на здоровье» и ее технология применения в ДОУ: учеб. Метод.пособие/ Л.Н.Волошина, Т. Н. Курилова – М: ГНОМ и Д.. – 2004. -112с.
4. Кудрявцев В.Т. «Физическая культура и развитие здоровья ребенка» //Дошкольное воспитание, № 1,2 2004
5. Карманова Л.В. Занятие по физической культуре в старшей группе детского сада. - М.: Нар. Асвета. 1980.
6. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века /Авт.-сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. - М., 2000.
7. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.:ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/19/picture-166866-1355929667.jpg)
Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Проект «Азбука здоровья и развития»
Вид проекта: информационно-игровой, практический, групповой;Участники проекта: дети старшей группы, медицинский персонал, педагоги, родители;Срок реализации: долгосрочный: с 01.09.2012г.- ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/18/picture-496895-1413586473.jpg)
Неделя педагогического мастерства по проблеме :"Культура формирования здорового образа жизни в дошкольных учреждениях"Подвижная игра "У медведя во бору"
Учить детей имитировать соответственные движения в игре...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/14/picture-593614-1423941539.jpg)
Статья "Инклюзивный подход в физкультурно–оздоровительной работе педагога ДОУ".
В статье раскрываются принципы инклюзивного подхода в физкультурно–оздоровительной работе педагога ДОУ....
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье представлены основные подходы к управлению физкультурно-оздоровительной деятельностью детей в дошкольной образовательной организации. С целью выявления основных подходов в управлении физкульт...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/01/picture-774641-1459531507.jpg)
Управление процессом введения ФГОС ДО в дошкольном учреждении в рамках реализации управленческого проекта.
Введение ФГОС ДО - процесс многоплановый, требующий координации деятельности образовательной организации и существенных изменений в образовательной системе дошкольного учреждения и прежде всего ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/11/picture-1080662-1636629181.jpg)
«Интеграция различных видов детской деятельности в процессе физкультурно – оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста».
laquo;Описание педагогического опыта»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/09/picture-478796-1410272138.jpg)
Анализ состояния и условий осуществления образовательной деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад №156 «Сказка» в рамках реализации части образовательной программы дошкольного образов
Анализ состояния и условий осуществления образовательной деятельностиМуниципального казенного Программа учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов...