Система образовательно - оздоровительной деятельности по программе М.Л.Лазарева "Здравствуй"
учебно-методический материал на тему

Алгаева Валентина Ивановна

Система образовательно-оздоровительной деятельности по программе М.Л.Лазарева «Здравствуй».

 

    Формирование здоровья детей является приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного учреждения.

Понимая значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников, ежегодный рост заболеваемости детей, социальный запрос родителей, (каждый родитель мечтает видеть своего ребенка здоровым) привел коллектив детского сада к решению заниматься проблемой более углубленно.

      Нас заинтересовала оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй» М.Л Лазарева, которая  направлена на оздоровление детей в детском саду и в семье. Изучив данную программу,  решили апробировать ее в нашем детском саду. Автор программы «Здравствуй» Михаил Львович Лазарев, руководитель «Лаборатории формирования здоровья детей» Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Минздрава РФ, доктор медицинских наук, кандидат психологических наук, профессор, действительный член академии педагогических и социальных наук.

М.Л. Лазарев утверждает, что здоровая личность - это личность физически развитая, образно мыслящая, ярко индивидуальная, целеустремленная, социально ответственная. Разработанная им оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!» имеет гриф «Допущено Министерством образования РФ».

Программа «Здравствуй» - построена содержательно и предполагает тесное сотрудничество педагогов, специалистов и родителей.

Автор предлагает содержание курса рассматривать в следующих циклах:

-весёлые движения (двигательная сфера);

-семья (репродуктивная сфера);

-волшебное зеркальце (интеллектуальная сфера);

-полезная еда (пищеварительная сфера);

-чудо-нос (дыхательная сфера);

-вода и мыло (защитно-адаптационная сфера);

-целебные звуки (вокально-речевая). 

Все эти темы представлены в виде “Цветка здоровья”. Система   “Цветок здоровья” в философском смысле предполагает восстановление у ребёнка врождённого естественного чувства ощущать радость жизни, вдыхать её аромат, видеть её красоту.

     М.Л.Лазарев утверждает: «Такая модель является мотивированным началом формирования в подсознании ребенка веры в свои безграничные возможности, в свое выздоровление. Конечная цель программы в том, что ребенок учится оздоравливать и развивать себя сам». «Цветок здоровья» состоит из семи лепестков разного цвета. Содержание каждого «лепестка», являясь отдельной темой, изучается в течение целого года (с октября по апрель). Обозначение цветов лепестков:

желтый – волшебное зеркальце (достоинство, смелость, защита слабых);

зеленый – полезная еда (зубная щетка, каша, витамины);
голубой – чудо – нос (носовое дыхание, долгий звук, сильный выдох);
синий – вода и мыло (личные вещи, чистые руки, закаливание);
фиолетовый – целебные звуки (правильная речь, исцеление голоса, приветствие);
красный – веселые движения (виды движений, самостоятельность, стихия огня); 
оранжевый - семья (режим дня, вежливость, общение);
Весь материал дается детям в сказочно – игровой форме: 
детям рассказывают о стране Семитония, где жили здоровячки. 
Здоровячки – это дети, которые вели здоровый образ жизни. 
Самого маленького здоровячка звали Здравик. Других здоровячков звали так:
Огника (огонь, движение) из страны Пламия – источник огня;
Орси (англ. земля) из страны Орсия – частичка земли;
Яник из страны Светия (Янь и Инь из восточной философии)– солнечное начало, частичка солнца; Ростик из страны Ростия – росток, частичка флоры.
Йоник (положительные и отрицательные ионы) из страны Эфирия – частичка воздуха и других частиц.Капелия из страны Акватония – частичка воды, маленькая синяя капелька.Вита (лат. жизнь) из страны Витония – жизненная вибрация, нотка.  «И все бы было на планете хорошо, если бы не поселился там хлюпик Фырка». Поэтому основной сюжетной линией всего сказочного материала курса является исцеление главного героя — Фырки-хлюпика.  В процессе разыгрывания сказки дети заучивают волшебные слова, с помощью которых вызываются герои здоровячки.  Для более успешного формирования мотивации здоровья автором разработан особый прием. Он заключается в том, что дети с героями сказки изучают разделы темы, выполняют задания, играют, решают задачи, рисуют и конструируют на тему урока. Каждый урок строится по определенной схеме и решает познавательные, оздоровительные и исследовательские задачи.  Алгоритм формирования познавательной мотивации здоровья в программе «Здравствуй» выглядит следующим образом:
Песня – сказка (микромир с героями) –  игры, игры – драматизации – продуктивная деятельность. Дети осваивают все основные темы программы и закрепляют их на праздниках здоровья – Здравиадах.

     М.Л.Лазарев акцентирует внимание на то, что  в качестве ведущего фактора развития и оздоровления ребенка выступает музыка. В приложениях к программе дается  огромное количество авторских песен для детей «на все случаи жизни»: о закаливании, о микробах, о семье, о себе, о храбрости и нежности, математике и астрономии и много-много других. Из опыта работы можно утверждать, что эти песни  легко запоминаются детьми, используются в игровых ситуациях и режимных моментах, и, главное, они очень нравятся детям. Благодаря этим песням  прочно усваивается изучаемый материал, развивается память, музыкальный слух и чувство ритма, создается хорошее настроение.

 Автором программы было подчеркнуто благотворное оздоровительное влияние музыки на детский организм.  Во-первых, музыка действует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Во-вторых, музыка имеет три начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. В- третьих, музыка позволяет точно дозировать психофизическую нагрузку. Дети занимаются оздоровлением, не замечая процесса лечения. В-четвертых, музыка позволяет совершенствовать дыхательную функцию. В-пятых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунобиологические процессы (при повышении эмоционального тонуса и наличии положительных эмоций повышается иммунитет человека, он реже болеет).

  Работа по программе Лазарева М.Л. «Здравствуй» предполагает тесное взаимодействие и понимание между воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, медицинским работником, старшим воспитателем и, конечно, родителями.

   Основная нагрузка по выполнению программ, ложится на воспитателя, поэтому  работа организуется таким образом: 

 

Вид оздоровления

Регулярность

Кто проводит

 

1.

Музыкальные уроки

1 — 2 раза в

Музыкальный

 

здоровья

неделю

руководитель

 

 

 

 

 

 

в

 

2.

Оздоровительные паузы

Ежедневно

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

3.

Физкультурные занятия

1 раз в неделю

Инструктор по

 

физической культуре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Утренняя зарядка

Ежедневно

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

5.

Закаливающие

Ежедневно

Воспитатель

 

процедуры

 

 

 

 

 

6.

Пальчиковая гимнастика

Еженедельно

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

7.

Игры здоровья

2 раза в год

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультативно-

 

 

 

8.

оздоровительные занятия

1 раз в квартал

Воспитатель

 

 

для родителей

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

Список литературы:

1. М.Л.Лазарев «Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй» для дошкольных образовательных учреждений. М.:Мнемозина, 2004.

2. М.Л.Лазарев «Фырка и Здравик»  Развивающее учебное пособие для детей дошкольного возраста/ М.Л.Лазарев- М.:Мнемозина, 2004.

3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы». «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2015.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_m.l.lazareva.pptx1.06 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система образовательно-оздоровительной деятельности по программе М.Л.Лазарева «Здравствуй».

Слайд 2

Михаил Львович Лазарев, руководитель «Лаборатории формирования здоровья детей» Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Минздрава РФ, доктор медицинских наук, кандидат психологических наук, профессор, действительный член академии педагогических и социальных наук.

Слайд 3

З доровая личность - это личность физически развитая, образно мыслящая, ярко индивидуальная, целеустремленная, социально ответственная . М.Л.Лазарев

Слайд 4

Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Слайд 5

Задачи : обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно -образовательного процесса; формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах ; реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей; формировать основы безопасности жизнедеятельности; оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Слайд 6

Цветок здоровья желтый – волшебное зеркальце (достоинство, смелость, защита слабых ); зеленый – полезная еда (зубная щетка, каша, витамины ); голубой – чудо – нос (носовое дыхание, долгий звук, сильный выдох ); синий – вода и мыло (личные вещи, чистые руки, закаливание ); фиолетовый – целебные звуки (правильная речь, исцеление голоса, приветствие ); красный – веселые движения (виды движений, самостоятельность, стихия огня ); оранжевый - семья (режим дня, вежливость, общение);

Слайд 7

Главные персонажи Здравик Фырка

Слайд 8

Юные учителя здоровья Огника (стихия огня) – юная спортсменка, учит движениям и способам достижения цели (движение к цели)

Слайд 9

Орси (стихия жизни, живой и неживой материи)- психолог, учит мальчиков и девочек играм на общение, проводит уроки воспитания.

Слайд 10

Яник (стихия света) — ученый, светлый луч знаний, учит образному и логическому мышлению.

Слайд 11

Ростик (стихия дерева) – диетолог, знакомит с ритмом питания, режимом дня, ритмами природы, представителями флоры.

Слайд 12

Йоник (стихия воздуха) – медик, обучает дыханию, полетам в небо, в космос, знакомит со звездным небом, навыками первой медицинской помощи.

Слайд 13

Капелия ( первостихия воды) – эколог, знакомит с экологическими явлениями, реками, океанами, обучает правилам гигиены и закаливания.

Слайд 14

Вита (стихия звуков) – музыкант, обучает пению, речи, знакомит со звуками живой и неживой природы, музыкой.

Слайд 16

Здравик Фырка

Слайд 17

Вита Огника

Слайд 18

Витаминка Яник

Слайд 19

Капелия Орсия

Слайд 20

музыка действует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. музыка имеет три начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. музыка позволяет точно дозировать психофизическую нагрузку. Дети занимаются оздоровлением, не замечая процесса лечения. музыка позволяет совершенствовать дыхательную функцию. музыка , оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунобиологические процессы (при повышении эмоционального тонуса и наличии положительных эмоций повышается иммунитет человека, он реже болеет).

Слайд 21

№ Вид оздоровления Регулярность Кто проводит 1. Музыкальные уроки Здоровья 1 — 2 раза в Неделю Музыкальный Руководитель 2. Оздоровительные паузы Ежедневно Воспитатель 3. Физкультурные занятия 1 раз в неделю Инструктор по физической культуре 4. Утренняя зарядка Ежедневно Воспитатель 5. Закаливающие процедуры Ежедневно Воспитатель 6. Пальчиковая гимнастика Еженедельно Воспитатель 7. Игры здоровья 2 раза в год Воспитатель Консультативно- 8. оздоровительные занятия 1 раз в квартал Воспитатель для родителей

Слайд 22

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЖЕГОДНОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ 1-й этап — первичная диагностика (сентябрь ). 2-й этап — Уроки здоровья 3-й этап — вторичная диагностика (май). Паспорт здоровья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Детские туризм в системе физкультурно-оздоровительной работы ДОУ"

Нетрадиционное оздоровление детей в нашем детском саду заключается ещё и в том, что одной из интересных форм работы стал детский туризм. Готовясь к походу, мы продумываем для детей сюрпризы, игры. Ро...

Программа оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Программа «Здоровье», разработанная педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения, - это комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, иниц...

Программа оздоровительной деятельности дошкольного образовательного учреждения

Состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. В соответствии с рекомендациями Государственного Совета Российской Федерации от 30.01.2002. «О повышении роли ф...

Оптимизация системы управления оздоровительной деятельности в ДОУ

Значимость создания Службы здоровья в образовательном учреждении...

«Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду».

Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной. В ДОУ приходят дет...

Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду....