Модернизация физкультурно – оздоровительной деятельности и пути оптимизации в МДОУ Детский сад № 159.
методическая разработка по физкультуре по теме

      Пережив инновационный бум и реформы конца XXвека, которые в значительной степени затрагивали проблемы обеспечения сохранения здоровья детей, система дошколь­ного образования вступила в новом веке в стадию его модернизации. Этот процесс может быть успешным только при реализации политики интенсивного развития образователь­ных учреждений и создании условий активного их взаимодействия с наукой и передовой педагогической практикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferenciya_fiz._ozd..doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Модернизация физкультурно – оздоровительной деятельности и пути оптимизации в МДОУ Детский сад № 159.

        Пережив инновационный бум и реформы конца XX века, которые в значительной степени затрагивали проблемы обеспечения сохранения здоровья детей, система дошколь ного образования вступила в новом веке в стадию его модернизации. Этот процесс может быть успешным только при реализации политики интенсивного развития образователь ных учреждений и создании условий активного их взаимодействия с наукой и передовой педагогической практикой.

Основной задачей дошкольных учреждений на современном этапе развития системы образования является оптимизация оздоровительной деятельности.

Это требует объединения общих усилий большого круга специалистов разного профиля, концентрации их интеллектуального потенциала, его рационального использования, а также разрешение возможных противоречий, возникающих между специалистами внутри учреждения, педагогическим коллективом и родителями, дошкольным учреждением и органами управления.

Оснований содержания физкультурно –оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главными мы считаем следующие:

  1. необходимость становление у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
  2. необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания

Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов к сохранению и укрепле нию здоровья детей является одной из важнейших задач на современном этапе модерни зации дошкольного образования. Комплексный подход в оздоровлении детей осуществля ют многие дошкольные образовательные учреждения. Но получается, что всего понем ножку, а в целом, результат достигается не всегда. Физкультурные занятия организуются сами по себе, лечебно-профилактическая работа — сама по себе.

В нашем ДОУ на протяжении многих лет работает физкультурно -оздоровительный центр который объединяет работу всех специалистов детского сада (инструктор физкультуры, инструктора по плаванию, психолог, медицинские работники, врач ЛФК). Работа по физической культуре осуществляется по программе «Из детства в отрочество». По нашему мнению в ней недостаточно предусмотрен индивидуальный подход к детям  с изменениями в опорно –двигательном аппарате.

Нарушение осанки имеет тенденцию к прогрессированию и влияет на уровень физического развития и потенциал здоровья ребёнка.

Например, при обследовании детей врачом ортопедом выяснилось следующее: из 172 обследуемых детей – 111 с нарушением осанки, 61- имели норму. Имея такие показатели в каждое физкультурное занятие  были включены элементы из программы «ОКСТ» - оздоровительно – корригирующий синтез – тренинг.

Программа «ОКСТ» разработана кафедрой валеологии и традиционной медицины ТГМА, где сотрудники нашего детского сада проходили обучение. По этой программе наш детский сад работает  уже 10 лет.

Для детей имеющие серьезные  нарушения опорно – двигательного аппарата проводятся специальные занятия по «ОКСТ»

Каждое занятие «Синтез –тренингом» составляется из нескольких блоков специальных упражнений. Каждый блок специальных упражнений решает на занятии свою специфическую задачу, и усложняется от занятия к занятию в строго  определенной методологической последовательности.

Диагностические срезы проводятся врачом – ортопедом 2 раза в год.

Для того чтобы занятия были не только полезными, но и интересными,  на занятиях используется нестандартное  спортивное оборудования, которое изготавливают воспитатели и инструктора по физической культуре.

Внутри детского сада проводим конкурс по изготовлению нестандартного спортивного оборудования.

Наличие бассейна расширяет возможности дошкольного учреждения в оздоровлении детей.

Благотворное воздействие плавания на организм является общепризнанным. Для достижения любой цели необходимо создать условия. Поэтому из года в год мы стараемся улучшить развивающую среду. Сделать акваторию бассейна, все имеющие помещения уютными, светлыми, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно и свободно.

Для оздоровления детей, для укрепления опорно-двигательного аппарата, для профилактике плоскостопия оборудован мини тренажерный зал, который используется в момент безводного периода детьми которые не посещают бассейн по уважительным причинам. Они в этом зале занимаются с воспитателями, по рекомендациям инструктора физкультуры и по результатам диагностики.

Акватория бассейна – это прежде всего иная среда обитания, которая предъявляет особые требования, поэтому для избавления страхов и общего привыкания ребёнка к воде необходим адаптационный период, поэтому занятия начали проводить с ясельного возраста, проводя до момента посещения занятия большую подготовительную работу (экскурсии в бассейн, посещения группы инструктором, знакомство с каждым ребёнком в группе и т.д.). Таким образом сократили период адаптации в младших группах

Чтобы не нарушать психологические закономерности и особенности развития ребёнка, составили программу по обучению плаванию «Играя, учимся плавать». В основе программы лежит игровой метод, построенный на знакомых ребёнку образах и представлениях и сопровождается четким показом.

Занятия по плаванию в нашем ДОУ посещают все дети, исключение составляет (5-6 человек) имеющие медотвод. Для частоболеющих детей и стоящие на диспансерном учете занятия в более щадящем режиме с наименьшей дозировкой под наблюдением медсестры бассейна, а также для этих детей занятия заканчивается раньше.

Чтобы улучшить показатели и результаты у детей имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата в ДОУ составили программу «Оздоровительное плавание» для детей старшего дошкольного возраста.

Занятия проводятся для детей которые занимаются Оздоровительно-корригирующем синтез-тренингом. Элементы оздоровительного плавания включены на занятиях по обучению плаванию для индивидуальной работы.

 Используя программы «Оздоровительного плавания»  и «ОКСТ» наблюдается улучшения показателей у детей имеющее нарушения ОДА.

После посещения занятий по обучению плаванию все дети с большим удовольствием пьют фиточай.

В детском саду организовано платное и бесплатное дополнительное образование: «Оздоровительное плавание», «ОКСТ», «Хореография».

В этом учебном году в детском саду создан ПМПК. Психоло –медико педагогический консилиум проводит большую коррекционную работу.

Составляет индивидуальные маршруты для детей нуждающихся в коррекции.

Для того, чтобы спортивная жизнь была еще более интересной  в МДОУ проводятся многочисленные спортивные праздники: «Папа, мама, я –спортивная семья», «Веселые старты», спортивные праздники посвященные Дню защитника Отечества, проходят мастер –классы с игроками футбольной команды «Волга», праздник «Нептуна». Очень много детей посещают спортивные кружки города.

Резюмируя вышесказанное, мы можем сделать следующие краткие выводы:

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором физкультурно-оздоровительной деятельности.

Зав. МДОУ № 159                    Бахтина Л.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прект «Модернизация физкультурно-оздоровительной деятельности в детском саду».

Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важ...

Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий как один из способов модернизации физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ.

Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий как один изспособов модернизации физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ.Современные здоровьесберегающие технологииВиды здоровьесберегающих пе...

Реализация системно - деятельностного подхода в физкультурно-оздоровительной деятельности МДОУ.

На сегодняшний день основной задачей на всех уровнях образования является развитие творческого потенциала личности. Стремительно развивающиеся изменения в обществе требуют сегодня от человека умения б...

Семинар-практикум «Модернизация физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении»

Выступление «Модернизация физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении».  Мастер-класс «Оздоровительные игры для дошкольников»...