Критерии эффективности предметно – пространственной развивающей среды в рамках реализации программы «Мир открытий» в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
статья на тему

методический материал для оценки среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kriterii_effektivnosti_predmetno.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Критерии эффективности предметно – пространственной развивающей среды в рамках реализации программы «Мир открытий» в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Кирпиченкова Анна Николаевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «Детский сад «Умка» г.Надыма»

В статье представлены критерии эффективности предметно-пространственной развивающей среды в контексте реализации программы «Мир открытий» с учетом ФГОС ДО

  С 2012 года наш детский сад работает по программе «Мир открытий».  В соответствии с ФГОС дошкольного образования развивающую среду педагоги ДОУ строят для поддержания интереса детей к окружающему миру и природе и предоставления ребенку условий для самостоятельной деятельности. Она создается с учетом возраста детей, особенностей каждой возрастной группы.

Принимается во внимание создание условий в соответствии с определенными во ФГОС образовательными областями:

  • речевое развитие,
  • социально – личностное развитие,
  • познавательное развитие,
  • художественно – эстетическое развитие,
  • физическое развитие.

Таким образом, при организации образовательной среды создается целостная система материальных, культурных и дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач в оптимальных условиях.

Для создания предметно-пространственной среды педагоги учитывают новые подходы к ее организации в педагогическом процессе. Опираясь на дидактическую систему деятельностного метода Л. Г. Петерсон, при создании предметно-пространственной среды принимается во внимание система дидактических принципов:

- принцип психологической комфортности, подразумевающий создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса;

- принцип деятельности, предполагающий освоение окружающего мира не через трансляцию готовой информации, а через самостоятельное «открытие» его детьми на предметной основе;

- принцип минимакса, при котором обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом по индивидуальной траектории саморазвития;

- принцип целостности, благодаря которому у детей формируется целостное представление об окружающем мире и себе самом;

- принцип вариативности, предусматривающий систематическое предоставление детям возможности собственного выбора, в результате чего у них формируется умение осуществлять осознанный выбор;

- принцип творчества, позволяющий сориентировать образовательный процесс на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

- принцип непрерывности, реализующий преемственные связи между дошкольной подготовкой и начальной школой на уровне технологий, содержания и методик с позиций формирования готовности школьников к дальнейшему успешному обучению, труду, жизни, саморазвитию.

Для оценки эффективности созданной предметно – пространственной развивающей среды группы нами ведется мониторинг соответствия определенным критериям.

  1. Соответствие предметной среды группы возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.
  2. Построение предметно-развивающей среды осуществляется с учетом дидактических принципов деятельностного метода обучения.
  1. в образовательной среде отсутствуют стрессообразующие факторы, создана доброжелательная атмосфера.
  2. созданы условия для самостоятельного «открытия» информации детьми на предметной основе.
  3. обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом по индивидуальной траектории саморазвития.
  4. предметная среда группы способствует формированию целостного представления об окружающем мире и себе самом
  5. предметная среда группы способствует формированию умения осуществлять собственный выбор вида деятельности для каждого ребенка, пособия в полной мере соответствуют принципу вариативности.
  6. предметно-развивающая среда группы ориентирована на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
  7. предметно-развивающая среда группы способствует формированию готовности дошкольников к дальнейшему успешному обучению, труду, жизни, саморазвитию.
  1. Состояние центра познавательного развития.
  1. Наличие пособий и печатных изданий энциклопедического, справочного характера
  2. В группе имеются различные коллекции и наборы для сортировки, группировки и классификации
  3. Наличие научной мини-лаборатории
  4. Наличие уголка самостоятельной деятельности
  5. Наличие центра конструирования
  6. Наличие настольно-печатных и дидактических игр по познавательному развитию
  7. Наличие наглядного материала для формирования счетных навыков, закрепления понятий форма, цвет, размер
  8. Курс математического развития «Игралочка» обеспечен наглядным и демонстрационным материалом, тетрадями для индивидуальной работы.
  1. Состояние центра речевого развития
  1. Наличие банка наглядных пособий для работы педагога с детьми
  2. Наличие настольно-печатных и дидактических игр по познавательному развитию
  1. Состояние центра социально-коммуникативного развития
  1. Наличие настольно-печатных и дидактических игр по социально-коммуникативному развитию
  2. Наличие центра сюжетно-ролевой игры
  3. Наличие банка наглядных пособий для работы педагога с детьми
  4. Наличие уголка природы и экологической лаборатории
  5. Наличие уголка краеведения и экологического воспитания
  6. Наличие центра трудового воспитания
  1. Состояние центра художественно-эстетического развития
  1. Наличие книжного уголка или мини-библиотеки
  2. Создана подборка предметных и сюжетных картинок, произведений художников
  3. Наличие настольно-печатных и дидактических игр по художественно-эстетическому развитию
  4. Наличие центра музыкального развития
  5. Наличие центра театрализованной деятельности
  6. Наличие художественной мастерской
  7. Наличие выставки для презентации результатов продуктивной деятельности
  1. Состояние центра физического развития
  1. Наличие центра двигательной активности
  2. Наличие центра безопасности
  3. Наличие настольно-печатных и дидактических игр по тематикам здоровья и безопасности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметная пространственно-развивающая среда как условие реализации педагогического процесса

выступление на тему: «Предметная пространственно-развивающая среда как условие реализации педагогического процесса»  на региональном семинаре «Инновационные подходы к организации предметно-развив...

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ во второй группе раннего возраста в соответствии с ФГОС.

Маленький ребенок – исследователь. В два года жизни малыш осваивает окружающий мир. Ведущая деятельность предметная. Для изучения окружающего мира малыш использует самые разнообразные предметы ок...

Предметно-развивающая среда в рамках реализации программы "Социокультурное развитие"

С 2017 года в нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется программа «Социокультурные истоки»....

Методические рекомендации педагогам по организации эффективной предметно- пространственной развивающей среды в группах до в соответствии с ФГОС ДО

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ ДО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО...

Предметно-пространственная развивающая среда и центр детской активности по ПДД, в соответствии ФГОС ДО.

Среда развития ребенка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических, санитарно - гигиенических, социально- бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагоги...