Критерии эффективности предметно – пространственной развивающей среды в рамках реализации программы «Мир открытий» в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
статья на тему
методический материал для оценки среды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kriterii_effektivnosti_predmetno.docx | 16.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Критерии эффективности предметно – пространственной развивающей среды в рамках реализации программы «Мир открытий» в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Кирпиченкова Анна Николаевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «Детский сад «Умка» г.Надыма»
В статье представлены критерии эффективности предметно-пространственной развивающей среды в контексте реализации программы «Мир открытий» с учетом ФГОС ДО
С 2012 года наш детский сад работает по программе «Мир открытий». В соответствии с ФГОС дошкольного образования развивающую среду педагоги ДОУ строят для поддержания интереса детей к окружающему миру и природе и предоставления ребенку условий для самостоятельной деятельности. Она создается с учетом возраста детей, особенностей каждой возрастной группы.
Принимается во внимание создание условий в соответствии с определенными во ФГОС образовательными областями:
- речевое развитие,
- социально – личностное развитие,
- познавательное развитие,
- художественно – эстетическое развитие,
- физическое развитие.
Таким образом, при организации образовательной среды создается целостная система материальных, культурных и дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач в оптимальных условиях.
Для создания предметно-пространственной среды педагоги учитывают новые подходы к ее организации в педагогическом процессе. Опираясь на дидактическую систему деятельностного метода Л. Г. Петерсон, при создании предметно-пространственной среды принимается во внимание система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности, подразумевающий создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса;
- принцип деятельности, предполагающий освоение окружающего мира не через трансляцию готовой информации, а через самостоятельное «открытие» его детьми на предметной основе;
- принцип минимакса, при котором обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом по индивидуальной траектории саморазвития;
- принцип целостности, благодаря которому у детей формируется целостное представление об окружающем мире и себе самом;
- принцип вариативности, предусматривающий систематическое предоставление детям возможности собственного выбора, в результате чего у них формируется умение осуществлять осознанный выбор;
- принцип творчества, позволяющий сориентировать образовательный процесс на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
- принцип непрерывности, реализующий преемственные связи между дошкольной подготовкой и начальной школой на уровне технологий, содержания и методик с позиций формирования готовности школьников к дальнейшему успешному обучению, труду, жизни, саморазвитию.
Для оценки эффективности созданной предметно – пространственной развивающей среды группы нами ведется мониторинг соответствия определенным критериям.
- Соответствие предметной среды группы возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.
- Построение предметно-развивающей среды осуществляется с учетом дидактических принципов деятельностного метода обучения.
- в образовательной среде отсутствуют стрессообразующие факторы, создана доброжелательная атмосфера.
- созданы условия для самостоятельного «открытия» информации детьми на предметной основе.
- обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом по индивидуальной траектории саморазвития.
- предметная среда группы способствует формированию целостного представления об окружающем мире и себе самом
- предметная среда группы способствует формированию умения осуществлять собственный выбор вида деятельности для каждого ребенка, пособия в полной мере соответствуют принципу вариативности.
- предметно-развивающая среда группы ориентирована на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
- предметно-развивающая среда группы способствует формированию готовности дошкольников к дальнейшему успешному обучению, труду, жизни, саморазвитию.
- Состояние центра познавательного развития.
- Наличие пособий и печатных изданий энциклопедического, справочного характера
- В группе имеются различные коллекции и наборы для сортировки, группировки и классификации
- Наличие научной мини-лаборатории
- Наличие уголка самостоятельной деятельности
- Наличие центра конструирования
- Наличие настольно-печатных и дидактических игр по познавательному развитию
- Наличие наглядного материала для формирования счетных навыков, закрепления понятий форма, цвет, размер
- Курс математического развития «Игралочка» обеспечен наглядным и демонстрационным материалом, тетрадями для индивидуальной работы.
- Состояние центра речевого развития
- Наличие банка наглядных пособий для работы педагога с детьми
- Наличие настольно-печатных и дидактических игр по познавательному развитию
- Состояние центра социально-коммуникативного развития
- Наличие настольно-печатных и дидактических игр по социально-коммуникативному развитию
- Наличие центра сюжетно-ролевой игры
- Наличие банка наглядных пособий для работы педагога с детьми
- Наличие уголка природы и экологической лаборатории
- Наличие уголка краеведения и экологического воспитания
- Наличие центра трудового воспитания
- Состояние центра художественно-эстетического развития
- Наличие книжного уголка или мини-библиотеки
- Создана подборка предметных и сюжетных картинок, произведений художников
- Наличие настольно-печатных и дидактических игр по художественно-эстетическому развитию
- Наличие центра музыкального развития
- Наличие центра театрализованной деятельности
- Наличие художественной мастерской
- Наличие выставки для презентации результатов продуктивной деятельности
- Состояние центра физического развития
- Наличие центра двигательной активности
- Наличие центра безопасности
- Наличие настольно-печатных и дидактических игр по тематикам здоровья и безопасности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметная пространственно-развивающая среда как условие реализации педагогического процесса
выступление на тему: «Предметная пространственно-развивающая среда как условие реализации педагогического процесса» на региональном семинаре «Инновационные подходы к организации предметно-развив...
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ во второй группе раннего возраста в соответствии с ФГОС.
Маленький ребенок – исследователь. В два года жизни малыш осваивает окружающий мир. Ведущая деятельность предметная. Для изучения окружающего мира малыш использует самые разнообразные предметы ок...
Предметно-развивающая среда в рамках реализации программы "Социокультурное развитие"
С 2017 года в нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется программа «Социокультурные истоки»....
Методические рекомендации педагогам по организации эффективной предметно- пространственной развивающей среды в группах до в соответствии с ФГОС ДО
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ ДО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО...
Предметно-пространственная развивающая среда и центр детской активности по ПДД, в соответствии ФГОС ДО.
Среда развития ребенка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических, санитарно - гигиенических, социально- бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагоги...