Предметно-пространственная развивающая среда и центр детской активности по ПДД, в соответствии ФГОС ДО.
методическая разработка по обж (старшая группа)
Среда развития ребенка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических, санитарно - гигиенических, социально- бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических , духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ.
Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Современная развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В ней четко должны прослеживаться все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная,
2) познавательная,
3) речевая,
4) художественно-эстетическая,
5) физическая.
Организация предметно – пространственной развивающей среды в группе ДОУ должна быть построена таким образом, чтобы дать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом склонностей, интересов и уровня активности.
При формировании предметно-пространственной развивающей среды в нашей группе, мы поставили себе цель выполнять это с минимальными экономическими затратами, поскольку не можем рассчитывать на серьезные материальные вложения в оснащение предметной среды. Мы старались сделать предметно-развивающую среду разнообразной, яркой, информативно богатой, также создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка. Благодаря организации различных детских игровых центров с помощью открытых стеллажей, не загромождающих помещение. В группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской). Для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по интересам и чувствовал себя комфортно.
Обучение детей правилам дорожного движения (ПДД) одна из важных задач воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для организации обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирования у них основ дорожной безопасности, необходимо создать в группе специальные условия по построению предметно-пространственной развивающей среды.
Она может быть представлена следующими компонентами:
Виды материалов и оборудование | Это могут быть
|
Материалы (пособия) для игровой деятельности (в том числе самодельные) | Макет или игровое поле с набором мелких игрушек в коробке (светофор, набор дорожных знаков, набор кубиков, автомобили, деревья, фигурки людей и домашних животных и др.) – 1 набор. Напольные элементы дороги или дорожной разметки (например, из картона, пластика, линолеума для игры со средними и крупными машинами). Парковка для игры с маленькими машинками – 1 набор. Автосервис (автомойка или автозаправка) – 1 набор. Макет (игровое поле-схема) близлежащего к детскому саду района. |
Дидактические игры по ПДД (в том числе самодельные) | Настольные игры: домино, лото, пазлы, разрезные картинки, и т.п. – 1-2 игры каждого вида игр. «Проблемные ситуации»: ребусы в картинках, кроссворды, фотоиллюстрации дорожных ситуаций (положительные и отрицательные). Карточки «Загадки и отгадки» (1 набор). |
Набор дорожных знаков (в том числе самодельные) | Дорожные знаки или картинки-схемы (информационно-указательные, предупреждающие, предписывающие, приоритета и сервиса) – 1-2 набора. |
Набор транспортных средств (в том числе самодельные) | Различные виды автомобилей разного размера и модификации (грузовые, легковые и т.п.) - по 1-3 шт. каждого вида. Коллекция автотранспорта (может быть создана детьми старшего дошкольного возраста) – 1 набор. |
Книги по ПДД и дорожной безопасности (в том числе самодельные) | По 1-2 шт. каждого вида: - книги с реалистическими изображениями в иллюстрациях (стихи, рассказы, загадки); - книжки - раскраски; - журналы; - книжки-самоделки; Набор картинок (предметные, сюжетные) – 1 шт. «Дорожный атлас» (для детей старшего дошкольного возраста) – 1 шт. |
Атрибуты и пособия для ролевой игры по дорожной безопасности (в том числе самодельные) | Напольные элементы дороги или дорожной разметки. Жезл - 1-3 шт., Руль (2-3 штуки), головные уборы полицейского фуражка, кепка, пилотка) – 3 шт. Шапочки-маски (с изображением автомобилей, полицейского, пешеходов и т.п.) –3 шт. Накидка или жилетка полицейского – 2-3 шт. Пешеходный переход - 1-2 шт. Фликеры – 3-5 шт. Машины-самодельные– 1-2шт. Права для водителей – 3-5шт. Нагрудные картинки-схемы (дорожных знаков, автомобилей и т.п.) – 1 набор. |
«Коробка творчества» (материалы для изготовления недостающих атрибутов и игрушек к ролевым играм по ПДД) | Коробка с бросовым материалом (различные картонные коробочки из под сока или кефира, пластмассовые баночки из под йогурта, втулки картонные, губки для мытья посуды, цветная бумага, цветной картон, белая бумага, проволока, веревка и т.п.) – 1шт. (пополняется периодически)
|
Видео- и аудио- материалы | ТСО (магнитофон, магнитола, музыкальный центр или телевизор). Набор дисков (DVD): фильмов, мультфильмов, обучающих компьютерных программ, интерактивных игр по ПДД – 4 вида (1 шт. каждого) |
Все, что окружает ребенка, является для него источником знаний, формирует его социальный опыт и способствует развитию. Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому, мы, воспитатели испытываем повышенный интерес к обновлению предметно – пространственной развивающей среды ДОУ.
Основные требования к оборудованию и материалам центра детской активности «Дорожная безопасность»:
- центр организован и доступен для самостоятельного использования детьми;
- материалы по дорожной безопасности могут находиться не только в стационарном центре;
- пространство группы обустроено так, что большая часть занятий и деятельности детей в нем, не прерывается вмешательством извне;
- дети могут использовать все материалы для самостоятельной игровой деятельности и моделирования игровых действий;
- оборудование соответствует возрасту детей, их интересам, потребностям и возможностям;
- материалов достаточно, чтобы реализовать и развить игровой замысел и сюжет, интегрировать с другими видами детской деятельности;
- центр стимулирует интерес детей к игровой деятельности, формирует навыки дорожной безопасности.
Требования к материалам (пособиям, реквизитам):
- материалы видны и доступны (находятся в удобном для использования месте);
- материалы доступны в течение значительной части дня в групповом помещении и на прогулке;
- материалы безопасны;
- материалы хорошо организованы и находятся в хорошем состоянии;
-материалы соответствуют уровню развития всех детей группы;
-представлены материалы разных видов.
Для формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах города мы используем разнообразные педагогические технологии.
Иллюстративный материал - книги, альбомы, предметные картинки, сюжетные картины, детские журналы обеспечивают эффективность восприятия информации.
Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала по ПДД. А интерактивные игры формируют устойчивые навыки безопасного поведения на дороге, и позволяют сделать процесс обучения более динамичным и ярким
Дети в своей игровой деятельности используют различные дидактические (настольные) игры и атрибуты для организации ролевых игр по ПДД, тем самым закрепляя полученные знания.
Для работы с детьми по дорожной безопасности мы используем игровые поля и макеты, на которых в миниатюре представлена улица, перекресток, а дополнительный материал - дома, светофоры, дорожные знаки, машины, позволяет моделировать различные ситуации, и открывает возможности для самостоятельной игровой деятельности.
При проведении развлечений, досугов, театральных постановок, мы используют имеющиеся атрибуты, реквизиты и пособия. Такая форма обучения ПДД способствует закреплению полученных знаний и повышает интерес у детей.
Большое значение в работе с детьми играет организация акций, в процессе которых дошкольники овладевают практическими навыками пешеходов, повышается устойчивый интерес к изучению правил движения. Детский сад расположен в центре города, поэтому на целевых прогулках и экскурсиях мы имеем возможность знакомить детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками, так же наблюдать за пешеходами, за движением разных видов транспорта, и за работой инспектора ДПС.
Таким образом, в нашей группе созданы благоприятные условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения. А развивающая предметно - пространственная среда в группе способствует формированию полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно – пространственная среда как фактор развития активной деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Предметно – пространственная среда как фактор развития активной деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
Создание предметно –развивающей среды в ДОУ в первой младшей группе в соответствии ФГОС
Создание предметно –развивающей среды в ДОУ в первой младшей группе в соответствии ФГОС...
Презентация опыта работы по теме: «Содержание развивающей предметно -пространственной среды для детей второй группы раннего возраста в соответствии ФГОС»
Вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта...
Критерии эффективности предметно – пространственной развивающей среды в рамках реализации программы «Мир открытий» в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
методический материал для оценки среды...
Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.
Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...
Проект развивающей среды «Модель центра двигательной активности» в средней группе
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу ДО является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено ее значимостью для разностороннег...
Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация предметно - пространственной эколого - развивающей среды в детском саду....