Предметная пространственно-развивающая среда как условие реализации педагогического процесса
консультация на тему
выступление на тему: «Предметная пространственно-развивающая среда как условие реализации педагогического процесса» на региональном семинаре «Инновационные подходы к организации предметно-развивающей среды в современном детском саду» для воспитателей г.Нижнекамска на базе МБДОУ № 73
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предметно пространственно-развивающая среда как условие реализации педагогического процесса.
Термин ''предметно-развивающая среда'' появился в словаре педагогов в конце 80-х годов 20 столетия , но в рамках проблемы исследования начали проводиться значительно раньше. В самом широком (социальном) контексте развивающая среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация .
Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребёнка и его личности. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.
Предметная среда детства предоставляет ребёнку условия для творческого духовного развития и возможность ‘’вычерпать‘’ из неё информацию , необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности. Эта среда должна отвечать принципам обогощенности и наукоемкости, содержать природные и социокультурные средства для разнообразной деятельности ребёнка.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
Под развивающей предметно- пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановк , рационально организованную в пространстве и времени , насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами .В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей в группе.
Современный детский сад – это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности , стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности , творчества. Правильно организованная развивающая среда – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка. В условиях развивающей среды ребёнок реализует свое право на свободу выбора деятельности.
В создании развивающей среды очень важно учитывать особенности каждой группы : возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей. Специальным образом организованная среда способна оказывать активирующее влияние на деятельность, способствовать самообучению , стимулировать становление ребёнка как субъекта разных видов деятельности , обеспечивать самоутверждение , свободу выбора и направление действий.
Предметно – развивающая среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности , а также присущих ей видов деятельности . Она способствует формированию разносторонних способностей , субъектных качеств дошкольника , обозначает его индивидуальность , стимулирует разные виды активности , создает благоприятный психологический климат в группе , создавая реальные и разнообразные условия для её проявления. Наличие адекватной среды развития является необходимым условием действия личностно – ориентированной модели дошкольного образования.
Принципы построения развивающей предметной среды
Требования к условиям реализации программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
Перед педагогами ДОО стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной среды, включающей в себя следующие аспекты:
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому.
Согласно ФГОС ДО создаваемая в ДОО образовательная среда должна отвечать следующим требованиям:
- гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивать эмоциональное благополучие детей;
- способствовать профессиональному развитию педагогических работников;
- создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» охватывает и пространственную ее организацию и соответствующее наполнение. Пространственная организация среды позволяет создать комфортные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. Наполнение ориентировано на систематическое дополнение, обновление, вариативность. Пространственная организация среды – форма, а наполнение – содержание. Большую роль в организации образовательной среды играет баланс формы и содержания.
Алгоритм проектирования образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО предполагает поиск ответов на следующие вопросы.
«КОГО учить и воспитывать?» - учет психологических и физиологических особенностей дошкольников.
«ЗАЧЕМ учить и воспитывать?» - определение целей и задач по всем направлениям развития и образования детей.
«ЧЕМУ учить?» - осознанное отношение к наполнению предметной среды.
«КАК учить и воспитывать?»- выбор методов и технологий образовательного процесса.
Проблемы в организации предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных организациях
1. Сохранение и иногда доминирование традиционного (с ориентировкой на рекомендации 60–80х гг. прошлого века) или формального (девиз "Куплено – красиво оформлено – расставлено") подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Причиной этого зачастую является непонимание педагогами возможностей предметно-пространственной среды в активизации разнообразной детской деятельности. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса.
2. Некоторая стихийность (иногда однонаправленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или предпочтительному направлению (например, художественной деятельности, краеведению и т. п.)).
3. Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании), что может привести к обеднению детского опыта. Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов (печатных наглядных пособий, ограниченного набора предметов народных промыслов, "устаревших" игрушек, дидактических игр – коллекций, составленных за время работы) или в ряде случаев в перенасыщенности предметной среды (наполненности большим числом однообразных материалов).
4. Непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как целостного пространства, а как механической суммы зон и уголков, что дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и нарастанию признаков утомляемости.
5. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению.
6. Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов, аляповатого цветового решения, ярких негармоничных цветовых доминант, что не способствует формированию целостной эстетической картины мира, приводит к усталости от такого рода среды.
7. Неумение педагогов активизировать деятельность детей по освоению предметной среды.
8. Непонимание изменения пространства современного ребенка. Появление новых игрушек и пособий (конструктора "Лего", трансформеров, коллекционных кукол), технических приспособлений и компьютерных приложений (электронных и роботизированных игрушек, компьютерных игр), а также изменение способов представления информации в средствах масс-медиа создают принципиально отличную от традиционной и характерной для 60–90х гг. прошлого века среду. Виртуальная среда часто является намного привлекательнее для современных дошкольников. Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры.
Среда, окружающая ребенка и влияющая на его развитие, должна быть безопасной, способствовать укреплению здоровья, созданию комфортных условий для воспитания. При формировании развивающей среды важно учитывать особенности детей группы: возраст, уровень развития, интересы, способности и склонности.
Организация предметно-развивающей среды – непременный элемент в осуществлении педагогического процесса, носящий развивающий характер. В связи с этим наиболее важные задачи развивающей среды можно определить таким образом:
- предметный мир должен обеспечивать реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности;
- предметно-пространственная среда должна обеспечивать «зону ближайшего развития» ребенка, стать составным компонентом обучения, способствовать развитию задатков у детей;
- среда должна предлагать возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления личного опыта;
- предметно-пространственная среда должна выступать условием расширения возможностей ребенка, выработки у него способности творчески осваивать новые способы деятельности;
- развивающая среда должна способствовать формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников.
Основания для проектирования предметно-развивающей среды ДОУ
Наиболее приемлемая для каждого дошкольного учреждения предметно-пространственная среда проектируется на основе:
- реализуемой в детском саду образовательной программы;
- требований нормативных документов;
- материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности);
- предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
- общих принципов построения предметно-пространственной среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, опережающего характера содержания образования, учета половых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка).
Нормативные документы, регламентирующие отбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов
Нормативно-правовой базой для отбора оборудования, учебно-методических и игровых материалов являются:
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049 -13", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26;
- письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»;
- письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек");
- Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
- Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).
При формировании предметно-развивающей среды необходимо:
- избавиться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
- создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб «Глаз- рука»), роста и предметного мира взрослых;
- исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антрометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.
Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС должна осуществляться по видам детской деятельности: игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкальной, элементарно-трудовой, изобразительной.
Функции образовательной среды ДОУ:
- Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.
- Информационная функция обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.
- Функция сохранения психологического здоровья
- Воспитывающая функция.
- Развивающая функция среды является ведущей. Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе ее проектирования педагоги должны придерживаться следующих принципов (по В.А.Петровскому):
- Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Здесь уместно использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки). Каждый ребенок может найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.
- Принцип активности, самостоятельности, творчества предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Привлечение воспитанников к совместному изменению предметно – развивающей среды провоцирует развитию познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Обязательным в оборудовании являются: развивающие игры, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
- Принцип стабильности-динамичности представляет возможность изменения среды. В игровых комнатах каждой возрастной группы должны быть:
(сборно-разборная мебель, игрушечная мебель, емкости для хранения игрушек, игрушки, мягкие плоскости, подиумы для отдыха, игровое спортивное оборудование, игровые столы сложной конфигурации, мебель - трансформер, вертикальные разделители, кукольный театр, костюмерная, игрушки-заменители)..
Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон.
- Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Игровые и тематические зоны или центры позволяют детям объединиться подгруппами по общим интересам. Важно иметь большое количество «подручных» материалов, которые творчески используются для решения различных игровых проблем (проволока, ленточки, пуговички и т.п.)
- Принцип сочетания привычных и неординарных элементов предполагает эстетичное оформление группы: картины, скульптура. Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде выставок в других помещениях детского сада.
- Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми обществе нормами. Следует включать материалы для девочек: предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам: детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.
Предметная развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Варианты построения развивающей среды
- Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
- Использование помещений спальни и раздевалки.
Создавая предметно-развивающую необходимо помнить правила:
- среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции; (Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса).
- необходимо гибкое и вариативное использование пространства; (Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка).
- форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей;
- элементы декора должны быть легко сменяемыми;
- в каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности;
- организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы;
- цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами;
- при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности;
- предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметную среду, которая предполагает наличие:
- игровых зон;
- зон уединения;
- современных игрушек;
- развивающих игр;
- дидактического и демонстрационного материала;
- материала для продуктивной деятельности;
- атрибутики для творческой деятельности;
- уголков экспериментирования;
- уголка природы;
- логопедического уголка;
- фонотеку, видеотеку;
- спортивного инвентаря и оборудования и т.д.
Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:
- спокойная: учебная, «уголок уединения», уголок книги;
- средней интенсивности: театрализованная, музыкальная, зона конструирования;
- зона насыщенного движения: спортивный уголок.
Условно, в пределах пространства групп можно выделить игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка:
- зона познавательного развития (учебная); может быть представлена мини-лаборатория (занимательная математика, развитие речи, космос)в ней имеются энциклопедии, игротеки;
- зона художественно-эстетического развития представляется средствами для изодеятельности, детской художественной литературы, детскими музыкальными инструментами, ''стеной'' творчества, образцами произведений декоративно-прикладного искусства и т.д.;
- «лаборатория» содержит материал для проведения опытов;
- театрализованная зона располагает различными видами театральных кукол, масками, декорациями, ширмами;
- зоны социально-эмоционального развития содержат обыгранную сюжетом систему зеркал, пиктограммы, игровой материал;
- в зоне экологического воспитания в соответствии с требованиями ООП имеются растения, животные, макеты природных зон, различный природный материал для изготовления поделок, игротека экологических развивающих игр и т.д.;
- игровая зона для сюжетно-ролевых игр включает в себя уголки ряженья, модули-макеты игрового пространства;
- конструктивная зона предполагает наличие крупного напольного, мелкого настольного конструктора, игрушек для обыгрывания, схем построек, материала по правилам дорожного движения, безопасной жизнедеятельности;
- «уголок уединения»;
- для зоны двигательного развития необходим спортивный комплекс, нестандартное оборудование для физического развития детей.
Предметная среда не должна быть самоцелью, было бы утопией думать, что можно воссоздать идеальную предметно-развивающую среду. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения как условие реализации педагогического процесса
В данной статье раскрыто понятие предметно-развивающая среда в ДОУ....
Презентация проекта «Предметно-пространственная развивающая образовательная среда логопедического кабинета» в детском саду
Разработка и создание оригинальной современной ПРС кабинета с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и создать конкуренци...
Презентация проекта «Предметно-пространственная развивающая образовательная среда логопедического кабинета» в детском саду
Разработка и создание оригинальной современной ПРС кабинета с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и создать конкуренци...
Тема: «Участие родителей в построении предметно- пространственной развивающей образовательной среды в условиях ДОО и дома»
Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении — правильная организация развивающей предметно – пространственной среды. Организация развивающе...
Консультация для воспитателей на тему «Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в ДОУ в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образования»
Правильно созданная развивающая предметно-пространственная среда позволяет обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действова...
Реферат «Образовательная среда ребенка. От теории к практике» Предметно-пространственная развивающая образовательная среда»
Итоговый реферат...
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...