«Создание здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении»
статья на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_kislyakovoy_41.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание здоровьесберегающей среды

в дошкольном образовательном учреждении»

              Кислякова Ольга Юрьевна,

              старший воспитатель

              МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» г. Саранск

Одним из критериев при оценке показателей качества образования, предоставляемого образовательным учреждением населению, - уровень сохранности здоровья воспитанников. Так как только здоровая личность может:

  • качественно усвоить знания;
  • максимально полно реализовать их;
  • эффективно адаптироваться в динамично развивающемся обществе.

К сожалению, состояние здоровья детей на современном этапе оценивается как крайне неблагополучное.

 Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в дошкольных учреждениях делают актуальными вопросы сохранения и укрепления здоровья дошкольников, формирование у них ориентации на здоровый образ жизни, при этом в центре внимания оказываются вопросы создания и эффективного использования здоровьесберегающей среды в ДОУ как одного из условий полноценного развития ребенка. Когда речь идет о здоровьесбережении в условиях детского сада, педагоги, медицинские работники имеют ввиду прежде всего соблюдение условий, гарантирующих гармоничное физическое развитие ребенка, укрепление его здоровья.

Здоровьесберегающая образовательная среда включает в себя следующие компоненты:

  1. Оптимизация санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения.
  2. Рациональная организация учебно-воспитательного процесса и режима учебной нагрузки.
  3. Обеспечение полноценного питания детей в дошкольном образовательном учреждении.
  4. Совершенствование системы физического воспитания.
  5. Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.
  6. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.
  7. Широкое использование программ образования в сфере здоровья.
  8. Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий.
  9. Улучшение социальной адаптации и обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья детей.
  10. Организация работы по укреплению здоровья педагогов.
  11. Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей.
  12. Проведение мониторинга здоровья.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» основано в 1975 г. В ДОУ функционируют 5 групп: 1 – ясельного возраста, 4 – дошкольного возраста. Детский сад комплектуется из числа детей, имеющих в основном вторую и третью группу здоровья и часто болеющих детей.

Наше дошкольное учреждение с 2000 года имеет статус «Детский сад присмотра и оздоровления» с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур. С 2012 г. детский сад работает в инновационном режиме по теме «Создание модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста». С 2008 года дошкольное учреждение поменяла свою организационно – правовую форму, и в настоящее время мы работаем в режиме автономии.

 Для осуществления оздоровительной работы с воспитанниками  в первую очередь оснащается материально-техническая база детского сада.

В учреждении функционируют  медицинский кабинет, изолятор, физиокабинет, массажный кабинет. Они оснащены всем необходимым для организации работы с детьми по оздоровлению и по   физическому воспитанию. Физиопроцедурный кабинет оснащен современными медицинскими аппаратами: «Солюкс», «УВЧ», «Тубус - кварц», «Биаптрон», «Поток»,  ингаляторы «Дельфин», аппарат для получения кислородного коктейля. Имеется стол для проведения сеансов массажа.  Для ионизации воздуха в групповых помещениях приобретены  люстры Чижевского, бактерицидные лампы, аромалампы.

 Одна групповая комната была реорганизована в оздоровительный центр, состоящий из физиопроцедурного кабинета с лечебными медицинскими аппаратами, физкультурного зала, оснащенного различным оборудованием, специально оборудованная комната с «Сухим бассейном» для проведения ЛФК, сеансов арт-терапиеи. С целью оздоровления детей постоянно обновляется и приобретается оборудование для занятий физической культурой: тренажеры, обручи, мячи разных диаметров, гимнастические палки, скакалки, оборудование для массажа: дорожки, резиновые мячики с щипами, колечки и мячики для проведения «Су – Джок – терапии»,  разноцветные  паласы для индивидуально - дифференцированного подхода в работе с детьми.

С учетом особенностей работы  нашего дошкольного учреждения комната ЛФК оснащена пузырьковой лампой, цветными ленточками для «сухого» дождя, разноцветными платками для проведения сеансов цветотерапии, массажными дорожками, пополняется фонотека для проведения музыкатерапии. Для проведения упражнений на эмоционального раскрепощения приобретен диван «Отдыхай-ка».

Физкультурно-оздоровительные центры детской деятельности в группах ежегодно пополняются традиционным и нетрадиционным оборудованием, сделанным совместно педагогами и родителями. В соответствии с гигиеническими требованиями высвобождено пространство для организации двигательной активности детей, созданы спортивные уголки с нетрадиционным и физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу. В 1 младшую группу имеется: «сухой бассейн», мягкие модули: сенсорное кресло «Капелька», кресло-мат «Трансформер», набор «Спорт». В групповых помещениях обновляется игровая мебель, столы, стулья, шкафчики в приемной.

Для развития физической подготовленности детей на свежем воздухе оформлены разметки для игр, обучения правилам дорожного движения, спортивная площадка пополнена нестандартным оборудованием.

Таким образом, можно сказать, что физкультурно - оздоровительная среда нашего детского сада является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.

 В группах созданы здоровьесберегающие условия: образовательный процесс строится в соответствии с ФГТ, с санитарными нормами и гигиеническими требованиями. С целью создания эффективной комплексной системы оздоровления детей в детском саду была пересмотрена  организация воспитательно-образовательного процесса. Воспитание и обучение детей  строится так, что возможно проведение лечебно - оздоровительных мероприятий. Оздоровительное направление интегрируется с физическим,  познавательн – речевым, социально – личностным, художественно – эстетическим направлениями развития дошкольников. Оздоровительные мероприятия проходят в индивидуальной, подгрупповой формах: массаж, физиопроцедуры – по назначению  врача – педиатра;  витаминотерапия, занятия ЛФК, ароматерапия, фитотерапия.  Время, предназначенное для дневной прогулки детей, используется  для проведения профилактических мероприятий: сквозное проветривание, ионизация воздуха люстрой Чижевского, облучение спален бактерицидными лампами. Во вторую половину дня с детьми проводятся сеансы арт - терапии с целью обеспечения  психологического благополучия, положительного эмоционального настроя. По желанию, во вторую половину дня дети  занимаются  в спортивной секции ОФП, в кружках ритмики, «Юный пешеход». Для часто болеющих детей  организована оздоровительная группа «Будь здоров».

 В дошкольном учреждении создана целостная система физического развития дошкольников, которая обеспечивается внедрением здоровьесберегающих технологий во все виды детской активности, взаимодействием инструктора no физкультуре, старшей медицинской сестры, воспитателей групп, родителями. Большое внимание в решении проблемы оздоровления детей мы уделяем совершенствованию оптимизации двигательного режима и повышению двигательной активности наших воспитанников. С этой целью разработана модель двигательного режима детей в детском саду, которая включает время проведения, кратность проведения и разнообразные формы двигательной активности, такие как: утренняя гимнастика; индивидуальная работа; физминутки; подвижные и спортивные игры; оздоровительный бег; дозированная ходьба; гимнастика после сна и прохождение по «тропе здоровья»; закаливающие мероприятия; спортивные досуги и праздники; работа кружков дополнительного образования. В нашем детском саду  с учетом его специфики проводятся занятия  с элементами лечебной физкультуры, которая в последнее время широко внедряется в дошкольных учреждениях различного профиля. 

В организованных формах обучения оптимизация двигательной активности дошкольников достигалась за счет использования различных видов и форм НОД, увеличения моторной плотности, варьирования физической нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, использования вариативных программ, технологий и методик направления физического развития.

Ежемесячно медицинский персонал образовательного учреждения проводит контроль за всеми формами физического воспитания детей. По итогам контроля педагогам даются рекомендации по вопросам физического развития с учетом состояния здоровья.

В течение года под руководством медицинской сестры, осуществляем комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды, приучаем детей находиться в помещении в облегченной одежде, обеспечиваем длительность их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня. При проведении закаливающих мероприятий осуществляем дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья.

В нашем детском саду проводится следующие закаливающие мероприятия: прием детей на участке; утренняя гимнастика на свежем воздухе,  проветривание помещений, полоскание горла кипяченой водой, сон без маек, босоножие, профилактика нарушений осанки и плоскостопия,  обширное умывание, ходьба по массажным дорожкам.

Мониторинг здоровья дошкольников проводится ежегодно медицинскими работниками - врачом из детской поликлиники №3 и медицинской сестрой, и заключается в выявлении основного заболевания, сопутствующих заболеваний и отклонений в состоянии здоровья. Инструктором по физической культуре проводится диагностика физического развития детей. В начале учебного года совместно с медицинскими работниками проводится анализ состояния здоровья  вновь поступивших детей. Составляется лист здоровья на каждую группу с диагнозом каждого ребенка. На основе этих данных    определяются оздоровительные мероприятия, графики посещения дополнительных помещений в целях оздоровления детей. С целью отслеживания результатов работы с детьми в нашем дошкольном учреждении проводится комплексная диагностика специалистами детской поликлиники №3:

1. Исследования состояния здоровья детей

2.Обследование детей по программе «АСПОН-ДТ»,

3. Осмотр детей специалистами для ранней диагностики нарушений опорно-двигательного аппарата (осанки, плоскостопия) и других функциональных нарушений:

- плантография- методика получения отпечатков человеческой стопы в позе естественного прямостояния на плантографе; с последующим анализом, расшифровкой и диагнозом, а также с соответствующими рекомендациями;

- диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом.

Результаты диагностики отображают эффективность проведения всего комплекса мероприятий физкультурно – оздоровительной работы: в детском саду имеется тенденция к снижению заболеваемости и уменьшению  количества детей с нарушениями осанки, плоскостопием.

 Здоровьеобразующие факторы питания в детском дошкольном учреждении определяются прежде всего полноценностью, сбалансированностью суточного рациона, а также правильным распределением пищи по приемам в течение дня, обеспечивающим наиболее полное ее потребление и усвоение и индивидуальным подходом к детям во время приема пищи. В дошкольном учреждении организовано четырехразовое питание. В меню присутствуют соки, мясные, рыбные и молочные продукты, фрукты и овощи.

      В течение всего года  соблюдаются следующие правила:

1. Проверка товарного качества продуктов при приемке. Обязательное наличие сертификатов.

2. Контроль за санитарным состоянием пищеблока, технологией приготовления пищи. Сохранение контрольного блюда.

3. Организация работы комиссии по закладке.

4. Правильность и системность ведения документации по питанию.

5. Витаминизация 3 блюда.

6. Использование  меню на 10 дней по зимнему и летнему формату, согласованное с Роспотребнадзором.

7. Анализ выполнения натуральных норм.

8. Проведение оздоровительных программ в виде витаминных сиропов.

9. Обязательная сертификация пищеблока.

Для того, чтобы сохранить здоровье ребенка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, медицинских работников). Наш коллектив уверен в том, что главное в работе с родителями – формировать активную позицию в воспитании и оздоровлении ребенка, преодолеть равнодушие и безразличие к тому, что делается в дошкольном учреждении. Взаимодействие с родителями строилась на основе анкетирования и бесед, которые позволяют определить социальный статус семьи, тактику работы с различными категориями. Родители подключаются к педагогическому и оздоровительному процессу. Просветительская работа проводится всеми специалистами детского сада. Для родителей организован клуб «Здоровый малыш», целью которого является ознакомление родителей с оздоровительной работой в ДОУ, обучение методам и приемам оздоровления детей. Систематически проводятся Дни открытых дверей, Дни здоровья, педагогические гостиные и другие мероприятия. В уголках здоровья помещалась обширная информация от медицинского и педагогического персонала: рекомендации по профилактике заболеваний, использованию одежды, правильной организации выходных и праздничных дней, закаливанию и т.п. Проводятся консультации, индивидуальные  беседы, даются практические советы.

 Итогом интеграция деятельности педагогов и медицинского персонала по созданию здоровьесберегающего пространства явилась положительная динамика состояния здоровья  наших воспитанников. У наших  детей произошли позитивные изменения в состоянии здоровья и физическом развитии:

-улучшение физического развития и физической подготовленности, повышение общей работоспособности, стабилизация психического благополучия;

-снижение количества часто болеющих детей и эпизодов острой заболеваемости, предотвращение развития хронических процессов;

 - сокращение длительности заболеваний;

 - уменьшение количества детей с 3 группой здоровья ;

 -увеличение количества детей со средним уровнем физической подготовленности;

- повышение посещаемости.

Многое делается в детском саду для сохранения и укрепления физического здоровья детей. Еще решены не все вопросы, есть трудности и проблемы в работе. Но уже сейчас мы видим большие перспективы своей деятельности. Вслед за великим гуманистом Шопенгаурэом, хочется сказать: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля».

Литература

1.И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю. Соколова «Здоровьесберегающие технологии в образовательно – воспитательном процесее, Научно – практический сборник инновационного опыта. М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001.

2.Здоровый дошкольник: Социально – оздоровительная  технология XXI века. / авторы – составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. – М.: АРКТИ, 2001.

3. Оздоровительная работа в ДОУ: нормативно – правовые документы, рекомендации / Автор – составитель М.С. Горбатова. Волгоград: Учитель,2008.

4.Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения./ Составитель Н.И.Крылова.- Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Игры с водой и песком как компонент здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения».

Консультация на тему: «Игры с водой и песком как компонентздоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения». Здоровье детей, их физическое, психическое и эмоциональное благополуч...

Использование методов диагностики детско-родительских отношений для создания психологического комфорта образовательной среды Дошкольного Образовательного Учреждения

в статье представлены результаты диагностики детско-родительских отношений, оптимизация которых позволит позитивно повлиять на создание благоприятного психологического климата образовательной среды де...

«Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»

Форма занятия: мини-лекция, круглый стол, работа творческих микрогрупп, индивидуальная практическая работа.Методы: теоретический анализ литературы, беседа, постановка проблемных вопросов, обсуждение.З...

План проекта по созданию здоровьесберегающей среды в образовательной организации

В план проекта входят цели и задачи по созданию здоровьесберегающей среды, ожидаемый результат, матрица распределения ответственности между членами команды, планирование ресурсов, сетевой график реали...

ГЭП "Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении" Программа сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в условиях образовательного учреждения

Программа сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в условиях образовательного учреждения разработана коллективом специалистов ГБОУ ЦПМСС "Нов...