«Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»
методическая разработка на тему

Фадеева Екатерина Петровна

Форма занятия: мини-лекция, круглый стол, работа творческих микрогрупп, индивидуальная практическая работа.

Методы: теоретический анализ литературы, беседа, постановка проблемных вопросов, обсуждение.

Задачи:

●      закрепить с педагогами понятия здоровьесберегающие технологии, здоровьесберегающее пространство;

●      дать представление об использовании здоровьесберегающих технологий в ДОУ, их классификация, методические рекомендации к работе  и в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;

●      провести анализ обобщенного в научной литературе и периодике опыта по обозначенной проблеме;

●      определить рамки возможного использования данных технологий в ДОУ.

●      Активизация педагогического мышления при  реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruglyy_stol.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол

 «Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»

Форма занятия: мини-лекция, круглый стол, работа творческих микрогрупп, индивидуальная практическая работа.

Методы: теоретический анализ литературы, беседа, постановка проблемных вопросов, обсуждение.

Задачи:

  • закрепить с педагогами понятия здоровьесберегающие технологии, здоровьесберегающее пространство;
  • дать представление об использовании здоровьесберегающих технологий в ДОУ, их классификация, методические рекомендации к работе  и в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
  • провести анализ обобщенного в научной литературе и периодике опыта по обозначенной проблеме;
  • определить рамки возможного использования данных технологий в ДОУ.
  • Активизация педагогического мышления при  реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

        Уважаемые коллеги, наше мероприятие мне  хочется начать с непростого вопроса: Что самое ценное в жизни человека? (рассуждают)

Что такое здоровье ? (рассуждают)

        Здоровье – это состояние физического, душевного(психологического) и социального благополучия человека. (со слайда) 

Какие Вы все  «Эрудиты». Поэтому предлагаю назвать пословицы и поговорки о здоровье, высказывания философов, поэтов и др. известных людей:

ЗДОРОВЬЕ - ЭТО ПОНЯТИЕ О ЖИЗНИ

Будет здоровье – будет - все

Здоровье за деньги не купишь

В здоровом теле – здоровый дух

Здоровье – это движение

Здоровому и врач не надобен

        Мы вместе ответили на этот вопрос, а теперь я предлагаю окунуться в мир детских размышлений о том, что самое ценное в жизни человека, кого можно назвать здоровым, как им стать и помочь человеку, если он не здоров…внимание на экран.

Фильм «Что думают современные дошкольники о здоровье?»

        Вот таким образом современные дошкольники рассуждают о здоровье. Для нас, как для педагогов дошкольного образования важно иметь представление об особенностях детских рассуждений, их своеобразии, так как именно имеющиеся у ребенка понятия становятся отправной точкой в проектировании содержания личностно-ориентированного педагогического процесса в вашем ДОУ.

        Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной (предупреждающая) работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая(предварительная) работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.

        В какой мере современные педагоги готовы реализовывать в образовательном процессе принципы здоровьесберегающих технологий?

        Способны ли вести диалог с родителями и предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.

        Анализ сложившейся ситуации дает весьма печальные ответы на поставленные вопросы.

Во-первых, существует низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости "работать над собой".

Во-вторых, имеет место "забалтывание" проблемы здоровья. Существует такой педагогический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рассматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность становятся меньше. Реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему.

В-третьих, можно констатировать сужение понятия "здоровье". Существует более 300 определений здоровья. Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.

        Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Я хочу поделиться с вами системой работы нашего ДОУ.

Фильм о детском саде.

        Считаем, в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и психофизические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Поэтому проблема оздоровления детей - это целенаправленная, систематически спланированная работа всего педагогического коллектива.

        Модернизация дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в области физической культуры. Чрезмерное увлечение расширением объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса приводит к перегруженности, что в первую очередь, отражается на ребенке. Складывается своего рода противоречие между желанием "больше дать ребенку" (каждый специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и физическими возможностями ребенка дошкольного возраста. Необходимо создание такой деятельности, при которой возможно избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника.

        Исходя из своего опыта работы, я считаю, что при организации и проведении непосредственно образовательной деятельности  необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности дошкольника, расширять общий кругозор. С использованием ИКТ на уроках физической культуры выигрывают все: дошкольники, родители, педагоги, так как эти технологии осуществляют одно из наиболее перспективных направлений, позволяющих  повысить эффективность физкультурно – оздоровительной деятельности – личной заинтересованности каждого обучающегося в укреплении своего здоровья.  Это помогает мне в решении  ещё одной задачи – разбудить заинтересованность дошкольников в формировании здорового образа жизни. 

Зарядка с ИКТ.

ИКТ можно с успехом применять в своей работе: различные презентации, видеоролики, изготовление слайд-шоу спортивной тематики для популяризации спорта.  

                 А сейчас я Вам предлагаю поучаствовать в Физкультурном калейдоскопе. 

Даются задания:

  1. Назвать пословицы и поговорки о спорте, смелости и храбрости (если затрудняются, то продолжить)

Примерные пословицы и поговорки: 

В здоровом теле здоровый дух.

Где здоровье - там и красота.

Движение это жизнь.

Если хочешь быть здоров - закаляйся.

Закаляй свое тело с пользой для дела.

Кто крепок телом тот богат и здоровьем и делом.

Кто спортом занимается, тот силы набирается.

Кто любит спорт, тот здоров и бодр.

Кто не курит, кто не пьет, тот здоровье бережет.

Кто пешком ходит тот долго живет.

Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки

Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.

Пешком ходить — долго жить.

Спорт и туризм укрепляют организм.

Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.

Солнце, воздух и вода - наши верные друзья

- Кто смел, тот и на коня сел.

- Кто смел, тот первый поспел.

- Бой отвагу любит!

- Смелость города берет!

- Любого за пояс заткнет.

- Где смелость, там и победа!

- Один за всех и все за одного!

- Спорт не опасен, если ты мужеством красен!

- Берись дружно – не будет трудно.

- Сильный скачет, а слабый плачет.

2. Отгадать загадки (кто отгадал, выходит на сцену):

 - Скажи, какой железный мяч

   Одной рукой толкнул силач? (ядро)

- Взял дубовых два бруска,

  Два железных полозка,

  На бруски набил я планки

– Дайте снег! Готовы… (санки).

- У меня есть два коня,

  По воде везут меня,

  А вода – то тверда,

  Словно каменная. (коньки).

- Когда весна берет свое,

  И ручейки бегут звеня,

  Я прыгаю через нее

  Или она через меня. (скакалка).

- Кто из вас ребята знает,

Что закалке помогает

И полезно нам всегда?(солнце, воздух, вода).

3. Продемонстрировать Физминутки (тем педагогам, кто оказался на сцене после загадок)

4.  задание «Грамматика фантазий»

Представьте себе, что Вы:

- мяч и кроссовок – ваш диалог;

- ракетка и волан – ваш диалог.

      Я предлагаю Вам вспомнить основные понятия, относящиеся к направлению здооовьесбережения.(тест:  На карточках дано понятие, Вы должны написать определение)

Понятие

Определение

«здоровьесберегающая технология»

- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

«здоровье»

- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

«здоровье физическое»

- это максимальная адаптация к окружающей среде.

«физическая активность»

- естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении.

«здоровье психическое»

- это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

«здоровье социальное»

- это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных условиях микро-, и макросреды (семье, детском саду, социальной группе).

«здоровье нравственное»

- это система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.

        Задание   "Физкультурный калейдоскоп» . (тест)

Ваша задача из предложенных вариантов ответов выбрать правильный. Кто быстрей и правильней справиться, тот получает заветный балл здоровья. Удачи!

1) Максимально допустимая продолжительность непосредственно образовательной деятельности  в старшей группе: а) 15 минут; б) 25 минут; в) 30  минут.

2) Чем знаменательна дата 7 апреля?

а) день шофера; б) день здоровья; в) день матери.

3) Наука о правилах лечения  травами:

а) хромотерапия; б) литотерапия; в) фитотерапия

4) Умение согласовывать движения различных частей тела:

а) кооперация, б) координация, в) корпорация.

Рекламная пауза на видео (разговор Красной Шапочки с бабушкой).

        Одним из эффективных путей воздействия через физическое развитие является организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с элементами интеграции, включающая в себя, разнообразные виды физических упражнений и позволяющая реализовать естественную потребность детей - восполнить дефицит двигательной активности. Основные цели проведения такого мероприятия  Вы можете посмотреть на слайде: "реализация принципа преемственности, обеспечивающего непрерывное развитие и воспитание ребенка;"осуществление целостности процесса образования (единство воспитания, обучения и развития) детей дошкольного возраста как совокупности педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта обучения и взаимодействия с миром, культурой и людьми;"реализация вариативности современного дошкольного образования;"становление начальной здоровьесберегающей компетентности, как готовности самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья детей.

        Интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе проведения непосредственно образовательной деятельности способствует эффективному решению как оздоровительных, так и воспитательных и образовательных задач.

Оздоровительные задачи:"        сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;"        создавать условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении;"        дозировать физическую нагрузку с учетом состояния здоровья, возраста детей и их функциональных возможностей.

Образовательные задачи:"        формировать доступные знания об основах здорового образа жизни и приобщать дошкольников к физической культуре;"        закреплять и совершенствовать у детей элементарные знания и представления о разных видах движений и способах их выполнения;"        способствовать овладению детьми игровой деятельностью, соблюдая основные правила игры."        упражнять и закреплять двигательные умения и навыки в соответствии с программным содержанием;

Воспитательные задачи:"развивать у детей интерес к подвижным играм и физическим упражнениям с использованием разных предметов;"        формировать у дошкольников умение играть дружно, согласовывая свои действия с действиями других;"        побуждать детей к самостоятельности и умению проявлять активность в играх и упражнениях.

        Интеграция содержания познавательной и двигательной деятельности в процессе проведения непосредственно образовательной деятельности происходит вокруг определенного сюжета, где обобщаются знания детей в сфере разных образовательных областей и развитие познавательной мотивации. Реализуется принцип преемственности, обеспечивающий непрерывное развитие и воспитание ребенка в дошкольном учреждении, что делает процесс образования целостным, расширяется индивидуальный двигательный опыт у детей, прослеживается вариативный подход к процессу образования и воспитания детей в ДОУ.  Формируется интерес к физической культуре и спорту.  Поэтому игра и пособие, с которым я вас познакомлю, разработаны с учетом интеграции интеллектуального и физического развития. Эти игры я  предлагаю использовать как часть занятия, как практический материал при проведении спортивно-развлекательных досугов, физкультминуток и конечно же в самостоятельной деятельности детей.  Предлагаю вам вариант игры «Цветочная поляна»         

цели: формировать умение выделять от одного до трех свойств предметов с опорой на геометрические фигуры, находить нужную фигуру, рассказывать о ее свойствах; упражнять детей в счете, в умении определять местоположение фигуры; развивать слуховое и зрительное внимание.

        Детям в любой деятельности должно быть, прежде всего, интересно. И не последнюю роль в создании захватывающей атмосферы деятельности играет оборудование. Особенно нестандартное.  Хочу познакомить вас с некоторым нестандартным оборудованием,  которое можно изготовить  своими руками и успешно применять их на практике.

 Поролоновые мячи (дети называют их «снежными комками») помогут в различных подвижных играх, а также при обучении основным видам движений:

  • ходьба змейкой между мячами;
  • бросание мяча вдаль из-за головы двумя руками;
  • толкание мяча головой перед собой («бульдозер»);
  • перешагивание через мячи;
  • перебрасывание мяча друг другу из разных положений.

Следочки можно сделать твердыми, мягкими и с «шипами». Используются они для профилактики плоскостопия и массажа ступней ног, а также для развития координации и равновесия.

Мягкие кольца можно использовать как рули для подвижных игр, как подставки для мячей, ориентиры, а также для выполнения ОРУ.

Массажные дорожки предназначены для массажа стоп и применяются для профилактики плоскостопия у детей.

«Гусеница со следами» учит координации движений, сохранять равновесие, прыгая на одной и двух ногах с поворотами в стороны и продвижением вперед.

Кольцеброс «Жираф» развивает ловкость, меткость. Также используется для бросания мячей разных размеров в соответствии отверстия.

Разноцветные флажки, ленточки и султанчики мы используем для выполнения ОРУ, в подвижных играх, спортивных танцах.

Короткие косички, на концах которых сделаны ручки из киндер-яиц, можно использовать для выполнения ОРУ, в играх, а также как трансформер (можно из нескольких коротких сделать одну длинную).

Цветные мишени используются в метании, а также как цветные ориентиры.        

«Карусель» используется для подвижной игры с одноименным названием, а также для дыхательной гимнастики.

«Веселый зонтик» применяется для дыхательной гимнастики. Причем в зависимости от времени года и проводимого мероприятия «зонтик» может менять свои элементы (бабочки, осенние разноцветные листья, дождинки, снежинки и т.д.)

«Волшебный колпачок» используется для игры «Угадай, кого не стало».

Практикум «Бумажная история»

        Ведущий: Сегодня мы вместе будем заниматься физкультурой, используя необычное оборудование (рулон обоев). Для этого нам необходима ловкость, сноровка и воображение. Да, да воображение, так как мы вместе с вами будем придумывать историю, но не обычную, а бумажную.

      Ведущий: Ни  дороги, ни тропинки не видать. Нужно нам самим дорогу проложить. У каждого из вас  есть рулон обоев. Оторвите от большого куска обоев длинную полосу – это будет широкая дорога, по ней мы отправимся в путь (участники  встают друг за другом, выполняют ходьбу и бег по широкой дорожке).

      Ведущий:   Дорога становится уже (сгибает обои пополам по длине, участники повторяют за ним.) По этой дорожке мы пойдем на носках, руки поднимем вверх, а потом на пятках, руки – на поясе.

      Ведущий: Посмотрите, друзья перед нами узкая тропинка (еще раз сгибают) мы вдоль тропинки пойдем след, вслед. Дорожку мы уберем и продолжим путешествие. Что я вижу впереди? Впереди болото. Как же мы через него пройдем? Я предлагаю перейти по кочкам. Кочки мы сделаем сами. Оторвите от рулона вот такие небольшие листы бумаги – это будут кочки. Кочки готовы, теперь можно смело идти, а может и прыгать (прыгают с кочки на кочку).

       На полянку мы пришли, а там земляники поспело много. Кто подскажет, как можно сделать из бумаги маленькую кругленькую ягодку? (отрываем маленькие кусочки и скручиваем комочки )

      Ведущий: Вот сколько ягод собрали, а положить не куда. В чем же мы ягоды домой понесем? Я предлагаю сделать вот такой кулек из бумаги и собрать в него ягодки. Можно варенье сварить и на зиму насушить.

      Ведущий: Вот такую интересную бумажную историю мы сочинили. Надо возвращаться домой. А на чем же мы поедем? Можно на самолете или на корабле, выберите себе транспорт и сделайте его из бумаги

     Друзья, да ведь вы – волшебники. С помощью простого куска обоев мы совершили кругосветное путешествие. В память о нем у вас останутся эти замечательные поделки из бумаги.

        Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей[1].

        Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

        Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Задание: составление памятки.

- А сейчас, вам необходимо будет собраться с мыслями, вспомнить все, что вы знаете, что узнали нового и использовать эти знания для оставления памятки-рекомендации, которая пригодится вам в дальнейшей   работе с детьми по применению здоровьесберегающих технологий. Перед вами лист ватмана, передавая его по кругу вам необходимо написать свою рекомендацию и передать соседу, который ее дополнит и передать дальше всем участникам.

(Педагоги работают, затем кто-то один зачитывает)

- А я, в свою очередь. Предлагаю вам памятки, которые вы можете использовать в своей работе .

Современные здоровьесберегающие технологии

Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Воспитатели

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Воспитатели, руководитель физического воспитания

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Воспитатели, логопед

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Все педагоги

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Все педагоги

Гимнастика бодрящая(после сна)

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Воспитатели

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Воспитатели, руководитель физического воспитания

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Воспитатели, руководитель физического воспитания

Занятия из серии «Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

Воспитатели, руководитель физического воспитания,

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания

3. Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Все педагоги

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Воспитатели, психолог

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Воспитатели, психолог

Заключение

Таким образом, применение здоровье сберегающих технологий, дают не только повышение двигательной активности на занятиях, но и развитие познавательных процессов, остроты зрения, мелкой моторики у детей. Кроме того, у них улучшается умственная деятельность, развиваются творческие способности. Надо помнить о том, что успех никогда не приходит сразу. Надо упорно работать, и результат не замедлит сказаться. Создавая установку на результат, мы делаем огромный шаг к успеху!

Список литературы:

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.         
  2. Акбашев Т. Всеобщая валеограмотность: шаг первый // Народное Образование. 1995. - №5. - 107-122 с.
  3. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. - Серия "Вместе с детьми".- М.: ТЦ Сфера, 2001. - 96с.
  4. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. - М.: ТЦ Сфера,, 2009. - 128с.
  5. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. - Спб: Детство-Пресс, 2011. - 6с.
  6. Лопухина Н.С. Логопедия - Речь ритм и движение. Логопед 2004 № 6 с. 78 - 80
  7. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
  8. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду- М, Издательство Мозайка - Синтез, 2012. -3-5с.
  9. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.
  10. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года
  11. "Дошкольная педагогика", Январь , 2011г

 


[1]         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Игры с водой и песком как компонент здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения».

Консультация на тему: «Игры с водой и песком как компонентздоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения». Здоровье детей, их физическое, психическое и эмоциональное благополуч...

План проекта по созданию здоровьесберегающей среды в образовательной организации

В план проекта входят цели и задачи по созданию здоровьесберегающей среды, ожидаемый результат, матрица распределения ответственности между членами команды, планирование ресурсов, сетевой график реали...

ГЭП "Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении" Программа сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в условиях образовательного учреждения

Программа сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в условиях образовательного учреждения разработана коллективом специалистов ГБОУ ЦПМСС "Нов...

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве с учетом индивидуальных особенностей детей.

Основная цель ДОУ - воспитание, обучение, охрана и укрепление здоровья и физического развития ребенка, обеспечение условий для формирования здорового образа жизни....

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве с учетом индивидуальных особенностей детей.

Здоровьесберегающея среда баз Здоровьесберегающея среда базируется на учете таких возрастных и индивидуальных особенностях  дошкольников, как внутриполушарная организация, межполушарно...