«Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»
методическая разработка на тему
Форма занятия: мини-лекция, круглый стол, работа творческих микрогрупп, индивидуальная практическая работа.
Методы: теоретический анализ литературы, беседа, постановка проблемных вопросов, обсуждение.
Задачи:
● закрепить с педагогами понятия здоровьесберегающие технологии, здоровьесберегающее пространство;
● дать представление об использовании здоровьесберегающих технологий в ДОУ, их классификация, методические рекомендации к работе и в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
● провести анализ обобщенного в научной литературе и периодике опыта по обозначенной проблеме;
● определить рамки возможного использования данных технологий в ДОУ.
● Активизация педагогического мышления при реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол
«Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»
Форма занятия: мини-лекция, круглый стол, работа творческих микрогрупп, индивидуальная практическая работа.
Методы: теоретический анализ литературы, беседа, постановка проблемных вопросов, обсуждение.
Задачи:
- закрепить с педагогами понятия здоровьесберегающие технологии, здоровьесберегающее пространство;
- дать представление об использовании здоровьесберегающих технологий в ДОУ, их классификация, методические рекомендации к работе и в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
- провести анализ обобщенного в научной литературе и периодике опыта по обозначенной проблеме;
- определить рамки возможного использования данных технологий в ДОУ.
- Активизация педагогического мышления при реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Уважаемые коллеги, наше мероприятие мне хочется начать с непростого вопроса: Что самое ценное в жизни человека? (рассуждают)
Что такое здоровье ? (рассуждают)
Здоровье – это состояние физического, душевного(психологического) и социального благополучия человека. (со слайда)
Какие Вы все «Эрудиты». Поэтому предлагаю назвать пословицы и поговорки о здоровье, высказывания философов, поэтов и др. известных людей:
ЗДОРОВЬЕ - ЭТО ПОНЯТИЕ О ЖИЗНИ
Будет здоровье – будет - все
Здоровье за деньги не купишь
В здоровом теле – здоровый дух
Здоровье – это движение
Здоровому и врач не надобен
Мы вместе ответили на этот вопрос, а теперь я предлагаю окунуться в мир детских размышлений о том, что самое ценное в жизни человека, кого можно назвать здоровым, как им стать и помочь человеку, если он не здоров…внимание на экран.
Фильм «Что думают современные дошкольники о здоровье?»
Вот таким образом современные дошкольники рассуждают о здоровье. Для нас, как для педагогов дошкольного образования важно иметь представление об особенностях детских рассуждений, их своеобразии, так как именно имеющиеся у ребенка понятия становятся отправной точкой в проектировании содержания личностно-ориентированного педагогического процесса в вашем ДОУ.
Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной (предупреждающая) работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая(предварительная) работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.
В какой мере современные педагоги готовы реализовывать в образовательном процессе принципы здоровьесберегающих технологий?
Способны ли вести диалог с родителями и предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.
Анализ сложившейся ситуации дает весьма печальные ответы на поставленные вопросы.
Во-первых, существует низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости "работать над собой".
Во-вторых, имеет место "забалтывание" проблемы здоровья. Существует такой педагогический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рассматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность становятся меньше. Реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему.
В-третьих, можно констатировать сужение понятия "здоровье". Существует более 300 определений здоровья. Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Я хочу поделиться с вами системой работы нашего ДОУ.
Фильм о детском саде.
Считаем, в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и психофизические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Поэтому проблема оздоровления детей - это целенаправленная, систематически спланированная работа всего педагогического коллектива.
Модернизация дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в области физической культуры. Чрезмерное увлечение расширением объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса приводит к перегруженности, что в первую очередь, отражается на ребенке. Складывается своего рода противоречие между желанием "больше дать ребенку" (каждый специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и физическими возможностями ребенка дошкольного возраста. Необходимо создание такой деятельности, при которой возможно избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника.
Исходя из своего опыта работы, я считаю, что при организации и проведении непосредственно образовательной деятельности необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности дошкольника, расширять общий кругозор. С использованием ИКТ на уроках физической культуры выигрывают все: дошкольники, родители, педагоги, так как эти технологии осуществляют одно из наиболее перспективных направлений, позволяющих повысить эффективность физкультурно – оздоровительной деятельности – личной заинтересованности каждого обучающегося в укреплении своего здоровья. Это помогает мне в решении ещё одной задачи – разбудить заинтересованность дошкольников в формировании здорового образа жизни.
Зарядка с ИКТ.
ИКТ можно с успехом применять в своей работе: различные презентации, видеоролики, изготовление слайд-шоу спортивной тематики для популяризации спорта.
А сейчас я Вам предлагаю поучаствовать в Физкультурном калейдоскопе.
Даются задания:
- Назвать пословицы и поговорки о спорте, смелости и храбрости (если затрудняются, то продолжить)
Примерные пословицы и поговорки:
В здоровом теле здоровый дух.
Где здоровье - там и красота.
Движение это жизнь.
Если хочешь быть здоров - закаляйся.
Закаляй свое тело с пользой для дела.
Кто крепок телом тот богат и здоровьем и делом.
Кто спортом занимается, тот силы набирается.
Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
Кто не курит, кто не пьет, тот здоровье бережет.
Кто пешком ходит тот долго живет.
Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки
Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.
Пешком ходить — долго жить.
Спорт и туризм укрепляют организм.
Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.
Солнце, воздух и вода - наши верные друзья
- Кто смел, тот и на коня сел.
- Кто смел, тот первый поспел.
- Бой отвагу любит!
- Смелость города берет!
- Любого за пояс заткнет.
- Где смелость, там и победа!
- Один за всех и все за одного!
- Спорт не опасен, если ты мужеством красен!
- Берись дружно – не будет трудно.
- Сильный скачет, а слабый плачет.
2. Отгадать загадки (кто отгадал, выходит на сцену):
- Скажи, какой железный мяч
Одной рукой толкнул силач? (ядро)
- Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки
– Дайте снег! Готовы… (санки).
- У меня есть два коня,
По воде везут меня,
А вода – то тверда,
Словно каменная. (коньки).
- Когда весна берет свое,
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через нее
Или она через меня. (скакалка).
- Кто из вас ребята знает,
Что закалке помогает
И полезно нам всегда?(солнце, воздух, вода).
3. Продемонстрировать Физминутки (тем педагогам, кто оказался на сцене после загадок)
4. задание «Грамматика фантазий»
Представьте себе, что Вы:
- мяч и кроссовок – ваш диалог;
- ракетка и волан – ваш диалог.
Я предлагаю Вам вспомнить основные понятия, относящиеся к направлению здооовьесбережения.(тест: На карточках дано понятие, Вы должны написать определение)
Понятие | Определение |
«здоровьесберегающая технология» | - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. |
«здоровье» | - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. |
«здоровье физическое» | - это максимальная адаптация к окружающей среде. |
«физическая активность» | - естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении. |
«здоровье психическое» | - это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности. |
«здоровье социальное» | - это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных условиях микро-, и макросреды (семье, детском саду, социальной группе). |
«здоровье нравственное» | - это система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты. |
Задание "Физкультурный калейдоскоп» . (тест)
Ваша задача из предложенных вариантов ответов выбрать правильный. Кто быстрей и правильней справиться, тот получает заветный балл здоровья. Удачи!
1) Максимально допустимая продолжительность непосредственно образовательной деятельности в старшей группе: а) 15 минут; б) 25 минут; в) 30 минут.
2) Чем знаменательна дата 7 апреля?
а) день шофера; б) день здоровья; в) день матери.
3) Наука о правилах лечения травами:
а) хромотерапия; б) литотерапия; в) фитотерапия
4) Умение согласовывать движения различных частей тела:
а) кооперация, б) координация, в) корпорация.
Рекламная пауза на видео (разговор Красной Шапочки с бабушкой).
Одним из эффективных путей воздействия через физическое развитие является организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с элементами интеграции, включающая в себя, разнообразные виды физических упражнений и позволяющая реализовать естественную потребность детей - восполнить дефицит двигательной активности. Основные цели проведения такого мероприятия Вы можете посмотреть на слайде: "реализация принципа преемственности, обеспечивающего непрерывное развитие и воспитание ребенка;"осуществление целостности процесса образования (единство воспитания, обучения и развития) детей дошкольного возраста как совокупности педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта обучения и взаимодействия с миром, культурой и людьми;"реализация вариативности современного дошкольного образования;"становление начальной здоровьесберегающей компетентности, как готовности самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья детей.
Интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе проведения непосредственно образовательной деятельности способствует эффективному решению как оздоровительных, так и воспитательных и образовательных задач.
Оздоровительные задачи:" сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;" создавать условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении;" дозировать физическую нагрузку с учетом состояния здоровья, возраста детей и их функциональных возможностей.
Образовательные задачи:" формировать доступные знания об основах здорового образа жизни и приобщать дошкольников к физической культуре;" закреплять и совершенствовать у детей элементарные знания и представления о разных видах движений и способах их выполнения;" способствовать овладению детьми игровой деятельностью, соблюдая основные правила игры." упражнять и закреплять двигательные умения и навыки в соответствии с программным содержанием;
Воспитательные задачи:"развивать у детей интерес к подвижным играм и физическим упражнениям с использованием разных предметов;" формировать у дошкольников умение играть дружно, согласовывая свои действия с действиями других;" побуждать детей к самостоятельности и умению проявлять активность в играх и упражнениях.
Интеграция содержания познавательной и двигательной деятельности в процессе проведения непосредственно образовательной деятельности происходит вокруг определенного сюжета, где обобщаются знания детей в сфере разных образовательных областей и развитие познавательной мотивации. Реализуется принцип преемственности, обеспечивающий непрерывное развитие и воспитание ребенка в дошкольном учреждении, что делает процесс образования целостным, расширяется индивидуальный двигательный опыт у детей, прослеживается вариативный подход к процессу образования и воспитания детей в ДОУ. Формируется интерес к физической культуре и спорту. Поэтому игра и пособие, с которым я вас познакомлю, разработаны с учетом интеграции интеллектуального и физического развития. Эти игры я предлагаю использовать как часть занятия, как практический материал при проведении спортивно-развлекательных досугов, физкультминуток и конечно же в самостоятельной деятельности детей. Предлагаю вам вариант игры «Цветочная поляна»
цели: формировать умение выделять от одного до трех свойств предметов с опорой на геометрические фигуры, находить нужную фигуру, рассказывать о ее свойствах; упражнять детей в счете, в умении определять местоположение фигуры; развивать слуховое и зрительное внимание.
Детям в любой деятельности должно быть, прежде всего, интересно. И не последнюю роль в создании захватывающей атмосферы деятельности играет оборудование. Особенно нестандартное. Хочу познакомить вас с некоторым нестандартным оборудованием, которое можно изготовить своими руками и успешно применять их на практике.
Поролоновые мячи (дети называют их «снежными комками») помогут в различных подвижных играх, а также при обучении основным видам движений:
- ходьба змейкой между мячами;
- бросание мяча вдаль из-за головы двумя руками;
- толкание мяча головой перед собой («бульдозер»);
- перешагивание через мячи;
- перебрасывание мяча друг другу из разных положений.
Следочки можно сделать твердыми, мягкими и с «шипами». Используются они для профилактики плоскостопия и массажа ступней ног, а также для развития координации и равновесия.
Мягкие кольца можно использовать как рули для подвижных игр, как подставки для мячей, ориентиры, а также для выполнения ОРУ.
Массажные дорожки предназначены для массажа стоп и применяются для профилактики плоскостопия у детей.
«Гусеница со следами» учит координации движений, сохранять равновесие, прыгая на одной и двух ногах с поворотами в стороны и продвижением вперед.
Кольцеброс «Жираф» развивает ловкость, меткость. Также используется для бросания мячей разных размеров в соответствии отверстия.
Разноцветные флажки, ленточки и султанчики мы используем для выполнения ОРУ, в подвижных играх, спортивных танцах.
Короткие косички, на концах которых сделаны ручки из киндер-яиц, можно использовать для выполнения ОРУ, в играх, а также как трансформер (можно из нескольких коротких сделать одну длинную).
Цветные мишени используются в метании, а также как цветные ориентиры.
«Карусель» используется для подвижной игры с одноименным названием, а также для дыхательной гимнастики.
«Веселый зонтик» применяется для дыхательной гимнастики. Причем в зависимости от времени года и проводимого мероприятия «зонтик» может менять свои элементы (бабочки, осенние разноцветные листья, дождинки, снежинки и т.д.)
«Волшебный колпачок» используется для игры «Угадай, кого не стало».
Практикум «Бумажная история»
Ведущий: Сегодня мы вместе будем заниматься физкультурой, используя необычное оборудование (рулон обоев). Для этого нам необходима ловкость, сноровка и воображение. Да, да воображение, так как мы вместе с вами будем придумывать историю, но не обычную, а бумажную.
Ведущий: Ни дороги, ни тропинки не видать. Нужно нам самим дорогу проложить. У каждого из вас есть рулон обоев. Оторвите от большого куска обоев длинную полосу – это будет широкая дорога, по ней мы отправимся в путь (участники встают друг за другом, выполняют ходьбу и бег по широкой дорожке).
Ведущий: Дорога становится уже (сгибает обои пополам по длине, участники повторяют за ним.) По этой дорожке мы пойдем на носках, руки поднимем вверх, а потом на пятках, руки – на поясе.
Ведущий: Посмотрите, друзья перед нами узкая тропинка (еще раз сгибают) мы вдоль тропинки пойдем след, вслед. Дорожку мы уберем и продолжим путешествие. Что я вижу впереди? Впереди болото. Как же мы через него пройдем? Я предлагаю перейти по кочкам. Кочки мы сделаем сами. Оторвите от рулона вот такие небольшие листы бумаги – это будут кочки. Кочки готовы, теперь можно смело идти, а может и прыгать (прыгают с кочки на кочку).
На полянку мы пришли, а там земляники поспело много. Кто подскажет, как можно сделать из бумаги маленькую кругленькую ягодку? (отрываем маленькие кусочки и скручиваем комочки )
Ведущий: Вот сколько ягод собрали, а положить не куда. В чем же мы ягоды домой понесем? Я предлагаю сделать вот такой кулек из бумаги и собрать в него ягодки. Можно варенье сварить и на зиму насушить.
Ведущий: Вот такую интересную бумажную историю мы сочинили. Надо возвращаться домой. А на чем же мы поедем? Можно на самолете или на корабле, выберите себе транспорт и сделайте его из бумаги
Друзья, да ведь вы – волшебники. С помощью простого куска обоев мы совершили кругосветное путешествие. В память о нем у вас останутся эти замечательные поделки из бумаги.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей[1].
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Задание: составление памятки.
- А сейчас, вам необходимо будет собраться с мыслями, вспомнить все, что вы знаете, что узнали нового и использовать эти знания для оставления памятки-рекомендации, которая пригодится вам в дальнейшей работе с детьми по применению здоровьесберегающих технологий. Перед вами лист ватмана, передавая его по кругу вам необходимо написать свою рекомендацию и передать соседу, который ее дополнит и передать дальше всем участникам.
(Педагоги работают, затем кто-то один зачитывает)
- А я, в свою очередь. Предлагаю вам памятки, которые вы можете использовать в своей работе .
Современные здоровьесберегающие технологии
Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный |
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья | |||
Динамические паузы | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Воспитатели |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп | Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр | Воспитатели, руководитель физического воспитания |
Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп | Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы | Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог |
Гимнастика пальчиковая | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | Воспитатели, логопед |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Все педагоги |
Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры | Все педагоги |
Гимнастика бодрящая(после сна) | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ | Воспитатели |
Гимнастика корригирующая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей | Воспитатели, руководитель физического воспитания |
2. Технологии обучения здоровому образу жизни | |||
Физкультурное занятие | 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. | Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение | Воспитатели, руководитель физического воспитания |
Занятия из серии «Здоровье» | 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста | Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития | Воспитатели, руководитель физического воспитания, |
Самомассаж | В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму | Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания |
3. Коррекционные технологии | |||
Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. | Все педагоги |
Сказкотерапия | 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста | Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей | Воспитатели, психолог |
Технологии воздействия цветом | Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач | Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка | Воспитатели, психолог |
Заключение
Таким образом, применение здоровье сберегающих технологий, дают не только повышение двигательной активности на занятиях, но и развитие познавательных процессов, остроты зрения, мелкой моторики у детей. Кроме того, у них улучшается умственная деятельность, развиваются творческие способности. Надо помнить о том, что успех никогда не приходит сразу. Надо упорно работать, и результат не замедлит сказаться. Создавая установку на результат, мы делаем огромный шаг к успеху!
Список литературы:
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
- Акбашев Т. Всеобщая валеограмотность: шаг первый // Народное Образование. 1995. - №5. - 107-122 с.
- Гришина Г.Н. Любимые детские игры. - Серия "Вместе с детьми".- М.: ТЦ Сфера, 2001. - 96с.
- Громова О.Е. Спортивные игры для детей. - М.: ТЦ Сфера,, 2009. - 128с.
- Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. - Спб: Детство-Пресс, 2011. - 6с.
- Лопухина Н.С. Логопедия - Речь ритм и движение. Логопед 2004 № 6 с. 78 - 80
- Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
- Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду- М, Издательство Мозайка - Синтез, 2012. -3-5с.
- Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.
- Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года
- "Дошкольная педагогика", Январь , 2011г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Игры с водой и песком как компонент здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения».
Консультация на тему: «Игры с водой и песком как компонентздоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения». Здоровье детей, их физическое, психическое и эмоциональное благополуч...
План проекта по созданию здоровьесберегающей среды в образовательной организации
В план проекта входят цели и задачи по созданию здоровьесберегающей среды, ожидаемый результат, матрица распределения ответственности между членами команды, планирование ресурсов, сетевой график реали...
ГЭП "Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении" Программа сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в условиях образовательного учреждения
Программа сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в условиях образовательного учреждения разработана коллективом специалистов ГБОУ ЦПМСС "Нов...
Работа региональной стажировочной площадки по теме "Создание развивающей среды в образовательном учреждении с полиэническим составом учащихся и воспитанников"
Документы, подтверждающие участие в работе стажировочной площадки...
Региональная стажировочная площадка "Создание развивающей среды в образовательном учреждении с полиэтническим составом учащихся и воспитанников, функционирующем в условиях Крайнего Севера"
Документы, подтверждающие участие в работе региональной стажировочной площадки...
Создание здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве с учетом индивидуальных особенностей детей.
Основная цель ДОУ - воспитание, обучение, охрана и укрепление здоровья и физического развития ребенка, обеспечение условий для формирования здорового образа жизни....
Создание здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве с учетом индивидуальных особенностей детей.
Здоровьесберегающея среда баз Здоровьесберегающея среда базируется на учете таких возрастных и индивидуальных особенностях дошкольников, как внутриполушарная организация, межполушарно...